АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мая 2022 года | Дело № А33-29189/2021 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 мая 2022 года.
В полном объёме решение изготовлено 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Винокуровой М.Ю. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062, г. Енисейск)
к администрации поселка Подтесово Енисейского района Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, п. Подтесово Енисейского района Красноярского края)
о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрацию Енисейского района Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 13.01-2022, представлен диплом, личность удостоверена паспортом,
от ответчика: ФИО2, главы поселка Подтесово Енисейского района Красноярского края на основании решения Подтесовского поселкового совета депутатов Енисейского района Красноярского края № 14-31 от 16.06.2019,
от Администрации Енисейского района Красноярского края: ФИО3, представитель по доверенности №55 от 29.04.2022, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО4,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации поселка Подтесово Енисейского района Красноярского края (далее – ответчик) о признании незаконным бездействие администрации п. Подтесово Енисейского района, выразившееся в неисполнении мероприятий, утвержденных «Дорожной картой» (планом мероприятий) по порядку и срокам прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения на территории поселка Подтесово; о возложении на администрацию п. Подтесово Енисейского района обязанность разработать, утвердить и опубликовать в СМИ нормативно-правовой акт о прекращении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением от 19.11.2021 заявление принято к производству суда; предварительное судебное заседание назначено на 24.12.2021.
Определением от 24.12.2021 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Енисейского района Красноярского края, предварительное судебное заседание отложено на 04.03.2022.
Протокольным определением от 04.03.2022 в соответствии с п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрение дела продолжил в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, судебное заседание отложено на 12.04.2022.
Протокольным определением от 12.04.2022 судебное заседание отложено на 05.05.2022.
Полномочия представителей истца и ответчика признаны судом, представители допущены к участию в судебном заседании. Представитель третьего лица пояснил, что диплом о юридическом образовании отсутствует, в связи с чем судом перед представителями сторон поставлен вопрос о допуске представителя третьего лица к участию в деле. При отсутствии возражений со стороны истца и ответчика полномочия третьего лица признаны судом, представитель допущен к участию в судебном заседании.
Суд продолжает исследование доказательств.
Представитель истца поддерживает исковые требования.
Представитель ответчика возражает относительно удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Истец является единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Подтесово Енисейского района.
04.01.2021 г. в связи с угрозой возникновения аварийной ситуации на котельной п. Подтесово приставлено предоставление коммунальной услуги «Горячее водоснабжение». Угроза возникновения аварийной ситуации возникла по следующим причинам:
- высокая стоимость противонакипной и противокоррозионной обработки подпиточной воды теплоносителя на источниках теплоснабжения в связи со сверхнормативной подпиткой тепловой сети. Кроме того, проектная антинакипная установка не обеспечивает достаточной очистки существующих объемов подпиточной воды, в связи с чем, происходит образование труднорастворимых отложений на внутренней стороне теплообменного оборудования и тепловых сетей, которые невозможно удалить во время отопительного периода, что также ведет к недоотпуску тепла и нарушению гидравлического режима системы теплоснабжения потребителей;
- воздух, содержащийся в открытой системе отопления, может вызывать кавитацию, при которой разрушаются элементы системы, находящиеся в кавитационной зоне, такие, как арматура, поверхности труб.
Кроме этого:
- в связи с наличием в горячей воде вредных химических примесей, таких как железо, мутность, не соответствующих нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 поступают неоднократные жалобы от населения в Управление Роспотребнадзора;
- в связи с повышенным расходом теплоносителя происходят высокие теплопотери, что ведет к снижению качества «отопление» в момент пиковых нагрузок;
- невозможность в подтверждении температуры воды в системе ГВС в пределах нормативных величин – не ниже 60 и не выше 75 гр. С, при возможности изменении температуры воды, поступающей в теплосеть от источников теплоснабжения, по температурному графику в зависимости от температуры наружного воздуха в пределах от 49 до 95 гр. С (в зимний период), что также приводит к многочисленным жалобам.
В связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу «Горячее водоснабжение» с 04.01.2021 не производится.
03.02.2021 г. в Администрации Енисейского района состоялось рабочее совещание по рассмотрению вопроса перехода до 01.01.2022 г. потребителями услуги горячего водоснабжения на территории п. Подтесово с открытой системы на иную систему ГВС.
Пунктом 1.3. Протокола рабочего совещания Первому заместителю главы района, совместно с главой п. Подтесово поручено в срок до 26.02.2021 г. сформировать «дорожную карту» с указанием сроков и ответственных лиц по вопросу механизма перевода потребителей на индивидуальные водонагревательные приборы (далее - Дорожная карта).
Истец все обязательства во исполнение мероприятий Дорожной карты, по которым является ответственным лицом, исполнены.
19.07.2021 года в адрес администрации п. Подтесово направлено письмо с просьбой определить совместно с управляющими компаниями сроки по отключению от системы ГВС потребителей в многоквартирных домах в зависимости от схемы разбора ГВС, о необходимости проведения разъяснительной работы с населением, обеспечение доступа в квартиры в целях обследования на предмет установления бойлеров, а также направить в адрес истца информацию о порядке и сроках внесения изменений в техническую документацию многоквартирных домов (срок по плану мероприятий Дорожной карты – до 01.07.2021 г.). До настоящего времени ответа не поступило.
Срок исполнения мероприятия по разработке, утверждению и опубликованию в СМИ нормативно-правового акта о прекращении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения - 01.09.2021 г., ответственное лицо - Глава п. Подтесово.
Кроме того, до 15.09.2021 г. МКУ «Центр архитектуры, строительства и ЖКХ Енисейского района», Глава п. Подтесово должны уведомить Главу Енисейского района об окончании работ по прекращению ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения и переходу на индивидуальные водонагревательные приборы (бойлеры) на территории п. Подтесово.
24.09.2021 г. в адрес администрации п. Подтесово направлено исх. № 5529-РИЦ, в том числе об исполнении Дорожной карты и возможной аварийной ситуации на котельной ввиду бездействия. Ответа на данное письмо также не поступало.
До настоящего времени нормативно-правовой акт о прекращении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения не разработан.
Актуализированная схема теплоснабжения п. Подтесово Енисейского района, утвержденная постановлением администрации п. Подтесово от 18.06.2021 г. № 60-п, с 01.01.2022г. не предусматривает горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), о чем свидетельствуют таблицы 1.2, 2.2 страницы 10 утверждаемой части, таблица 1.8 страницы 23 и таблица 2.1 страницы 33 обосновывающих материалов.
Поскольку ответчиком неисполнены мероприятия, утвержденные Дорожной картой, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в своих возражения от 14.12.2021 указывает н следующие обстоятельства:
- в соответствии с п. 9 ст. 29 от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2022 г. использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается. Однако, Законом не установлено на какую именно систему теплоснабжения и горячее водоснабжения следует перейти, кроме закрытой. Также, отсутствуют нормативные правовые акты, в которых установлена процедура перехода на закрытую схему теплоснабжения или иную с указанием мероприятий, ответственных лиц и финансирования этих мероприятий. Законодательством не предусмотрена необходимость принятия органом местного самоуправления нормативного правового акта об отключении в муниципальном образовании услуг горячего водоснабжения;
- переход к закрытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения требует не только строительства отдельного трубопровода для ГВС, но и изменения внутридомовой разводки во всех МКД поселения. А также, необходимо провести масштабную реконструкцию на котельной СЦТ- 21, так как в настоящее время устройство котельной не предусматривает возможности раздельного нагрева воды для нужд теплоснабжения и ГВС;
- учитывая, что все объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся на территории п. Подтесово, являются собственностью муниципального образования Енисейского района. Следовательно, в бюджете поселка не может быть предусмотрено финансирования мероприятий по строительству отдельного трубопровода для ГВС и реконструкции котельной;
- утверждение о том, что предоставление ГВС путем прямого разбора теплоносителя из системы отопления зачастую приводит к созданию аварийных ситуаций на котельной и выходя из строя котельного оборудования некорректно, так как за 40 лет эксплуатации котельной, стоит оценить статистику аварийных ситуаций и аварийных ситуаций по причине использования открытой схемы теплоснабжения. Представленные в исковом заявлении факторы, являющиеся по мнению истца причинной аварийных ситуаций из-за применения открытой системы теплоснабжения, также нуждаются в детальном рассмотрении.
04.01.2021 г. приостановление предоставления коммунальной услуги «Горячее водоснабжение» никаких позитивных результатов не принесло. Только защитило истца от жалоб потребителей в службы надзора и контроля на некачественную коммунальную услуг ГВС, несоответствующей температурному режиму. Сбор теплоносителя проводился населением не в целях потребления ГВС. Теплоноситель просто сливался в канализацию. Жители ошибочно полагали, что данные действия помогут обогреть их жилье, однако на деле лишь усугублял положение. Первопричиной данных событий стало отсутствие запасного теплообменника на котельной поселка несмотря на то, что вопрос о необходимости такого запаса неоднократно поднимался в телефонном режиме, на всех совещаниях по коммунальной сфере и при личных встречах с руководством истца. Отдельно стоит отметить, что в целях предотвращения аварии и остановки котельной истец не проводил абсолютно никакой работы с населением. Вместо этого главе поселка пришлось дважды записывать видеообращение к жителям, а также размещать объявления в целях остановки сброса теплоносителя, что в результате дало положительный эффект – сброс теплоносителя сократился на треть;
- отключение ГВС никак не окажет влияние на кавитацию в трубопроводе, находящимся на обслуживании истца;
- все жалобы о несоответствии качества горячей воды были связаны именно с ее химическим составом, а не с несоответствием температурному режиму ГВС в диапазоне +60 +75 градусов Цельсия;
- все мероприятия «Дорожной карты» ответчик добросовестно выполнил до момента принятия НПА по отключению населения от услуги ГВС. Данное событие вызвано рядом объективных причин, не зависящих от воли главы поселения. Из них следует отметить неготовность устаревшей электропроводки в МКД выдерживать дополнительные нагрузки от электрических водонагревательных приборов, выявленная Управляющими компаниями при самостоятельном обследовании. Далее следует отметить тот факт, что в трехкомнатных квартирах санузел часто не смежные с кухнями, то есть в таких квартирах жителям придется устанавливать 2 водонагревательных прибора, что еще больше увеличит нагрузку на внутридомовую электропроводку. Все это существенно повышает риск возникновения пожаров. Данная информация была выявлена по мере выполнения мероприятий «Дорожной карты». Кроме того, план мероприятий «Дорожная карта» не является нормативно-правовым актом и не влечет непременного отключения ГВС, а лишь упорядочивает последовательность необходимых для этого действий. Поэтому недостижение конечной цели из-за выявленных в процессе исполнения мероприятий проблем не может расцениваться как бездействие должностного лица.
В отзыве от 04.03.2022 ответчик пояснил следующее:
- ч. 8 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2022 г., использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд ГВС, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается. Несмотря на ряд затрат, которые необходимо будет осуществить при переходе на закрытую систему горячего водоснабжения, такой переход в конечном счете будет выгоден и для тепловых сетей, и для самих потребителей;
- качество горячей воды в точках водоразбора у потребителей должно соответствовать нормам питьевой воды согласно СП 30.13330.2016;
- перед принятием каких-либо решений о реконструкции сетей необходимо провести техническое обследование объектов открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на предмет приведения качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями с указанием финансовых потребностей для реализации мероприятий при наличии возможности;
- в отсутствие водоподготовки жесткая вода способна вывести из строя целую котельную за считанные месяцы. Поэтому на любом теплоисточнике уделяется большое внимание соблюдению водно-химического режима. На водоподготовку тратятся реагенты, электроэнергия для подачи воды, проведения регламентных работ по обслуживанию фильтров, расходуются средства на текущую эксплуатацию и ремонт оборудования.
Третье лицо представило отзыв на исковое заявление, в котором считает требования истца необоснованными и незаконными. В целях исполнения требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в части прекращения разбора горячей воды из открытых систем теплоснабжения поселка Подтесово Енисейского района администрацией Енисейского района совместно с истцом неоднократно рассматривался данный вопрос. Всесторонне были изучены несколько вариантов обеспечения населения п. Подтесово горячим водоснабжением без забора воды из открытых систем теплоснабжения:
- строительство закрытой системы ГВС;
- реконструкция существующих сетей;
- переход на иную систему ГВС.
На проведение мероприятий по строительству закрытой системы или реконструкции существующих сетей горячего водоснабжение требуются значительные финансовые вложения по причине необходимости прокладки новых сетей, разработку проектной сметной документации (далее - ПСД), и проведение госэкспертизы достоверности сметной стоимости ПСД.
Переход на иную систему менее затратный, в соответствии с этим на очередном совещании было принято решение о разработке администрацией п. Подтесово совместно с администрацией Енисейского района «Дорожной карты» плана мероприятий по порядку и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения на территории п. Подтесово, который был утвержден главой п. Подтесово.
Согласно пункту 117 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13.02.2006 № 83» решение о прекращении ГВС с использованием открытых систем ГВС и об организации перевода абонентов на иную систему ГВС принимается органом местного самоуправления (далее - ОМС) на основании уведомления уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о несоответствии средних уровней показателей проб горячей воды после ее приготовления нормативам качества горячей воды
По результатам лабораторных исследований проб горячей воды, проводимых Истцом в соответствии с планом мероприятий, качество горячей воды в п. Подтесово соответствует утвержденным нормам качества.
В судебном заседании 05.05.2022 третье лицо пояснило, что «Дорожная карта» разрабатывалось с учетом требований 190-ФЗ «О теплоснабжении», ГВС из открытой системы допускается.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Части 8 и 9 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении», устанавливающие запрет на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения и использование после 1 января 2022 года централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, дополнительно включены в состав данной нормы Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12. 2012 № 318-ФЗ касаемо части 8 и вступили в силу с 01.01.2013).
Из материалов дела следует, что истец является единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Подтесово Енисейского района.
04.01.2021 г. в связи с угрозой возникновения аварийной ситуации на котельной п. Подтесово приставлено предоставление коммунальной услуги «Горячее водоснабжение». В связи с чем, начисление платы за коммунальную услуг «Горячее водоснабжение» с 04.01.2021 не производится.
03.02.2021 г. в Администрации Енисейского района состоялось рабочее совещание по рассмотрению вопроса перехода до 01.01.2022 г. потребителями услуги горячего водоснабжения на территории п. Подтесово с открытой системы на иную систему ГВС.
В своем отзыве третье лицо пояснило, что переход на иную систему является менее затратным, в соответствии с этим на очередном совещании было принято решение о разработке администрацией п. Подтесово совместно с администрацией Енисейского района «Дорожной карты» плана мероприятий по порядку и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения на территории п. Подтесово, который был утвержден главой п. Подтесово.
Согласно «Дорожной карте» (план мероприятий) по порядку и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организаии перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения на территории п. Подтесово установить мероприятие – организация работы по прекращению оказания услуги ГВС путем разбора из открытых систем теплоснабжения в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13.02.2006 № 83», и переходу на индивидуальные водонагревательные приборы (бойлеры).
Согласно «Дорожной карте» перечислены следующие мероприятия:
1.Разработать и утвердить регламент о порядке и сроках прекращения ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения. Разместить данный регламент в средствах массовой информации. Срок исполнения 01.03.2021. Ответственные лица Глава п. Подтесово.
2.Провести информационно-разъяснительную работу с жителями п. Подтесово по порядку перехода на иную систему ГВС с использованием индивидуальных водонагревательных приборов (бойлеров). Срок исполнения 01.04.2021. Ответственные лица Глава п. Подтесово, руководители управляющих компаний.
3.Провести обследование внутридомовых электрических сетей на предмет устойчивости при увеличении нагрузки. Срок исполнения 01.05.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний.
4.Определить техническую возможность установки индивидуальных приборов (бойлеров). Срок исполнения 01.06.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний.
5.Провести обследование многоквартирных домов, оборудованных полотенцесушителями, с целью определения технической возможности и механизма отключения от общедомовых стояков ГВС с сохранением полотенцесушителей, выбора места внутриквартирной заглушки и пломбы. Срок исполнения 01.07.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний, ООО «Енисейэнергоком».
6.Провести обследование мест общего пользования многоквартирных домов для определения возможности функционирования сетей ХВС при отключении сетей ГВС. Срок исполнения 01.07.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний.
7.Провести обследование индивидуальных жилых домов и иных потребителей на возможность отключения от сетей ГВС и перехода на иную систему ГВС по согласованию. Срок исполнения 01.07.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний, ООО «Енисейэнергоком».
8.Сформировать адресные списки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Срок исполнения 01.04.2021. Ответственные лица Глава п. Подтесово, руководители управляющих компаний.
9.Определить по адресным спискам объемы и формы индивидуальных водонагревательных приборов (бойлеров). Срок исполнения 10.07.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний, ООО «Енисейэнергоком».
10.Определить очередность оказания адресной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Срок исполнения 15.07.2021. Ответственные лица Глава п. Подтесово, ООО «Енисейэнергоком».
11.Обеспечить индивидуальными водонагревательными приборами (бойлерами) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Срок исполнения 01.09.2021 Ответственные лица Глава п. Подтесово, ООО «Енисейэнергоком».
12.Определить порядок и сроки внесения изменений в техническую документацию многоквартирных домов. Срок исполнения 01.07.2021. Ответственные лица МКУ «Центр архитектуры, строительства и ЖКХ Енисейского района», Глава п. Подтесово, руководители управляющих компаний.
13.Направить акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в орган регистрации прав. Срок исполнения в течение 14 календарных дней. Ответственные лица собственники квартир.
14.Внести изменения в техническую документацию многоквартирных домов. Срок исполнения 01.12.2021. Ответственные лица руководители управляющих компаний.
15.Разработать, утвердить и опубликовать в средствах массовой информации нормативно-правовой акт о прекращении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения. Срок исполнения 01.09.2021. Ответственные лица Глава п. Подтесово.
16.Уведомить Главу Енисейского район об окончании работ по прекращению ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения и переходу на индивидуальные водонагревательные приборы (бойлеры) на территории п. Подтесово. Срок исполнения 15.09.2021. Ответственные лица МКУ «Центр архитектуры, строительства и ЖКХ Енисейского района», Глава п. Подтесово.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что предоставление на территории п. Подтесово горячего водоснабжения путем прямого разбора теплоносителя из системы отопления согласно части 9 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 «О теплоснабжении», с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается; при неисполнении указанной нормы не обеспечивается соблюдение требований санитарных норм к качеству горячей воды, создается угроза аварийных ситуаций на котельных и выхода из строя котельного оборудования.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком допущено противозаконное бездействие, которым причинен вред правам и интересам заявителя в дело не представлено.
Суд признает обоснованным довод ответчика, что Федеральным законом от 30.12.2021 N 438-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"» часть 9 статьи 29 признана утратившей силу, часть 3 статьи 23 данного Федерального закона дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: «обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена (актуализирована)».
Решением малого Совета народных депутатов от 01.06.1993 № 67 утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, передаваемых Подтесовским судоремонтным заводом в муниципальную собственность района (в том числе объекты коммунального хозяйства, котельную, сети тепло-, водоснабжения).
Поселок Подтесово Енисейского района Красноярского края является городским поселением (статья 2.1. Устава Поселка Подтесово Енисейского района Красноярского края).
Отношения по качеству горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 225-ФЗ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, заявителем не опровергнут довод ответчика о том, что соответствующие объекты инфраструктуры, используемые для оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению на территории п. Подтесово (котельные, сети и др.) не находятся в муниципальной собственности п. Подтесово и что именно ответчик как уполномоченное собственником лицо несет обязанность по поддержанию соответствующих объектов в целях обеспечения надлежащего качества ГВС; соответствующих доказательств не представлено).
Данные сведения и документы у ООО «Енисейэнергоком» как у гарантирующей организации на территории Енисейского района должны быть в наличии; следовательно, заявитель, эксплуатируя систему централизованного теплоснабжения, несет ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к ГВС.
Заявитель не представил доказательств невозможности исполнения своих обязательств по поставке потребителям тепловой энергии в горячей воде (в том числе на нужды горячего водоснабжения) с соблюдением требований санитарного законодательства без соответствующего нормативно-правового акта о прекращении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения; необходимость применения указанных им химических препаратов («Уранин А» (флуоресцеина натрия)), биоцидного комплекса «Скунс-01») для обеспечения работоспособности оборудования котельной, не представлено доказательств аварийных ситуаций ввиду предоставления услуг ГВС путем прямого разбора из систем отопления.
Суд соглашается с доводами заявителя о необходимости соблюдения требований законодательства о теплоснабжении и водоснабжении в части предоставления потребителям теплоснабжения и ГВС из закрытых (различных) систем.
В тоже время законом не предусмотрен конкретный срок для принятия органом местного самоуправления решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Принятие соответствующих нормативных правовых актов должно осуществляться после подготовки и осуществления мероприятий, позволяющих обеспечить их исполнение потребителями.
Согласно доводам заявления заявителем все обязательства во исполнение мероприятий Дорожной карты, по которым является ответственным лицом, исполнены,
Ответчик все мероприятия «Дорожной карты» добросовестно выполнил, вместе с тем фактическому переходу на поставку ГВС населению без использования тепловой энергии в горячей воде из систем отопления препятствует длительность выполнения мероприятий, неготовность устаревшей электропроводки в МКД выдерживать дополнительные нагрузки от электрических водонагревательных приборов, выявленная управляющими компаниями при самостоятельном обследовании (акт обследования МКД в п. Подтесово по осмотру инженерного оборудования по приготовлению горячего водоснабжения; запросы в МКУ «Центр архитектуры, строительства ЖКХ Енисейского района; Енисейскому межрайонному прокурору, издание постановления «Об утверждении порядка и сроках снесения изменений в техническую документацию многоквартирных домов» от 07.09.2021 № 99-п; письма управляющих компаний ООО УК «Комфорт-сервис» № 359 от 25.11.2021 , ООО УК «Наш дом», ООО «УК Нордвик»).
«Дорожная карта» не является нормативно-правовым актом и не влечет непременного отключения ГВС из разбора систем теплоснабжения в указанный в ней срок, а лишь упорядочивает последовательность необходимых для этого действий.
При указанных обстоятельствах заявителем не представлено доказательств допущения ответчиком противоправного бездействия, нарушения его прав и законных интересов.
Доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, учтены судом при постановке выводов по данному спору.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая выше изложенное, заявленные требования о признании незаконным бездействие администрации п. Подтесово Енисейского района, выразившееся в неисполнении мероприятий, утвержденных «Дорожной картой» (планом мероприятий) по порядку и срокам прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения на территории поселка Подтесово, равно как применение восстановительной меры в виде возложения на администрацию п. Подтесово Енисейского района обязанность разработать, утвердить и опубликовать в СМИ нормативно-правовой акт о прекращении ГВС с использованием открытых систем теплоснабжения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворению не подлежат.
Статьей 110 АПК РФ определено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 09.11.2021 № 8440 в сумме 3 000 руб.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на истца, как на проигравшую сторону.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | М.Ю. Винокурова |