АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
15 апреля 2011 года
Дело № А33-293/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
к федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный университет»
к обществу с ограниченной ответственностью «ТехРесурс»
о признании недействительными открытого аукциона № 101-10/А «На право поставки спортивного инвентаря» и государственного контракта, заключенного по результатам открытого аукциона № 101-10А «На право поставки спортивного инвентаря»,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя: ООО «Стройкомплект.ру»; ООО «Олспорт Групп»; ООО «Диана спорт опт»; ООО «Митра»; ООО «Лидер.РУ»; ООО «Миркомплект»; ГП Красноярского края ТПП «Фармация»; индивидуального предпринимателя ФИО1; ООО «Креатив»; ООО «Системные решения»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 11.01.2011 № 16, удостоверению,
от ответчика (ФГАОУ ВПО «СФУ»): ФИО3 по доверенности от 13.12.2010 № 1089, паспорту,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО4,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный университет» (далее - ФГАОУ ВПО «СФУ») и обществу с ограниченной ответственностью «ТехРесурс» о признании недействительными открытого аукциона № 101-10/А «На право поставки спортивного инвентаря» и государственного контракта, заключенного по результатам открытого аукциона № 101-10А «На право поставки спортивного инвентаря».
Заявление принято к производству суда. Определением от 19.01.2011 возбуждено производство по делу.
Ответчик (ООО «ТехРесурс») явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на заявление не представил, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на заявление не представили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО «ТехРесурс» и третьих лиц на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик - ФГАОУ ВПО «СФУ» требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ФГАОУ ВПО «СФУ» зарегистрировано в едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 1022402137460, создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 № 12-р, полномочия учредителя осуществляет Рособразование.
ООО «Стройкомплект.ру» подана заявка на участие в открытом аукционе на понижение цены контракта № 101-10/А по выбору поставщика на право поставки спортивного инвентаря, заказчик - ФГАОУ ВПО «СФУ», срок проведения аукциона с 01.11.2010 по 09.11.2010.
16 ноября 2010 года аукционной комиссией рассмотрены заявки на участие в открытом аукционе на понижение цены контракта по выбору поставщика на право заключения контракта на поставку спортивного оборудования № 101-10А.
Решением аукционной комиссии, зафиксированном в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 16.11.2010, ООО «Стройкомплект.ру» было отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку, по мнению аукционной комиссии, обществом не представлены сведения о качестве товара в соответствии с требованиями документации об аукционе (отсутствуют сведения о том, что товар будет новым, не бывшим в употреблении: будут отсутствовать следы износа, эксплуатации товара, товар будет не восстановленным, промышленного производства, не будет иметь дефектов; годы выпуска товара не ранее 2010 года; поставляемый товар будет сопровождаться руководством по эксплуатации, техническим описанием и иными эксплуатационными документами на русском языке или с заверенным переводом оригинала; конфигурация товара будет соответствовать полностью рабочей системе, не будет требовать дополнительного приобретения комплектующих; товар будет упакован).
По аналогичному основанию аукционной комиссией был отказано в допуске к участию в аукционе следующим участникам размещения заказа - ООО «ОЛСПОРТ ГРУПП», ООО «Диана спорт опт». ООО «Митра», ООО «Лидер.ру», ООО «Миркомплект», ГП КК ТПП «Фармация». ИП А.Ю. Сойко.
Кроме того, указанным решением было отказано в допуске к участию в аукционе ООО «Креатив» в связи с отсутствием информации об объеме предоставления гарантий качества.
По результатам аукциона, победителем признан ООО «ТехРесурс». 03 декабря 2010 года между ФГАОУ ВПО «СФУ» (Заказчик) и ООО «ТехРесурс» (Поставщик) заключен контракт № 101/2010-ау/А на поставку спортивного оборудования по цене, согласованной сторонами и не превышающей начальную максимальную цену - 4 278 500 (четыре миллиона двести семьдесят восемь тысяч пятьсот) рублей.
В сроки, установленные контрактом, товар был поставлен заказчику, согласно акту приемки-передачи товара от 10.12.2010 № 01, товарной накладной № 1 от 10.12.2010, счету-фактуре от 10.12.2010 № 0000000001, и оплачен заказчиком (платежное поручение от 22.12.2010 № 6390 на сумму 4278500 руб.).
Таким образом, на момент обращения антимонопольного органа в арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными контракт, заключенный по результатам торгов, исполнен полностью.
Антимонопольным органом на основании заявления ООО «Стройкомплект.ру» проведена проверка действий ФГАОУ ВПО «СФУ», связанных с отказом аукционной комиссией в допуске ООО «Стройкомплект.ру» к участию в аукционе.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что при вынесении решения об отказе в допуске к аукциону, аукционной комиссией нарушены правила проведения аукциона, что является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения антимонопольного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 1)
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (часть 4).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3, по конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
К признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).
Суд полагает, что открытый аукцион № 101-10/А «На право поставки спортивного инвентаря» проведен с соблюдением установленной законом процедуры, основания для признания недействительным государственного контракта, заключенного по результатам открытого аукциона № 101-10А На право поставки спортивного инвентаря отсутствуют, на основании следующего.
Размещение заказов для нужд ФГАОУ ВПО «СФУ» осуществляется в соответствии с Правилами размещения заказов, на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), принятыми 28.06.2010 и утвержденными ректором ФГАОУ ВПО «СФУ» 04.10.2010 (далее - Правила).
Согласно статье 2 Правил, правила основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных действующих правовых актов Российской Федерации, Устава Университета.
В соответствии со статьей 28 Правил для целей правил под аукционом на понижение цены контракта понимается процедура размещения заказа, при которой комиссия по размещению заказа определяет победителя аукциона, предложившего наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 33 настоящих Правил, путем проведения торгов по снижению начальной (максимальной) цены контракта по правилам и в порядке, установленном в документации о проведении аукциона на понижение цены контракта.
Процедура аукциона на понижение цены контракта не является конкурсом либо аукционом в смысле статей 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная процедура также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
При проведении аукциона на понижение цены контракта извещение о проведении аукциона (вместе с документацией об аукционе) является приглашением делать оферты со стороны организатора закупки; заявка на участие в аукционе (предложения участника аукциона в отношении цены контракта является офертой участника аукциона; признание участника аукциона победителем аукциона является акцептом оферты участника аукциона.
Статьей 31 Правил установлено, что участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установленные документацией об аукционе. Подача заявки означает, что участник размещения заказа изучил всю документацию об аукционе (включая все приложения к ней), все изменения, разъяснения и согласен с условиями участия в аукционе, содержащимися в документации об аукционе (включая все приложения к ней), во всех изменениях и разъяснениях.
В соответствии со статьей 32 Правил, аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе.
Пункт 2 документации об аукционе устанавливает требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик.
В соответствии с указанным пунктом, участником размещения заказа должны быть предоставлены исчерпывающие и достоверные сведения о количественных, качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемого товара (наименование, марка, модель, информация о производителе (наименование изготовителя и страна-производитель) и иная информация в соответствии с требованиями документации об аукционе), о сроке и объеме предоставления гарантии качества поставляемого товара и иные необходимые сведения в соответствии с требованиями документации об аукционе.
В пункте 2 документации об аукционе указано также, что невыполнение требований, установленных настоящим пунктом, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона предметом аукциона являлась поставка спортивного оборудования.
Пункт 1 документации об аукционе «Требования, установленные Заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским) свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчики», содержит информацию о том, что наименование, количественные, качественные и функциональные характеристики товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, содержатся в настоящей документации об аукционе (включая приложения к документации об аукционе).
Товар должен быть новым, не бывшим в употреблении: должны отсутствовать следы износа, эксплуатации товара, товар должен быть не восстановленным, промышленного производства, не должен иметь дефектов.
Год выпуска товара - не ранее 2010 года.
Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ, ТУ и т.п., если соответствующие требования предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Товар должен быть предназначен для использования на территории страны заказчика (либо не запрещен к использованию на территории страны заказчика).
Обязательно наличие сертификата соответствия поставляемого товара требованиям ГОСТ, гигиенических сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений в случаях, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Поставляемый товар сопровождается руководством по эксплуатации, техническим описанием и иными эксплуатационными документами на русском языке или с заверенным переводом оригинала.
Конфигурация товара должна соответствовать полностью рабочей системе, не требовать дополнительного приобретения комплектующих.
Товар должен быть маркирован и транспортироваться в соответствии с требованиями ГОСТа для соответствующего вида продукции. Товар должен быть упакован. Упаковка товара должна иметь ненарушенную защиту от вскрытия, не иметь иных повреждений, должна защищать товар от загрязнения и обеспечивать сохранность товара в течение всего срока службы товара. Упаковка товара (комплектующих товара) должна отвечать требованиям безопасности жизни, здоровья и охраны окружающей среды, иметь необходимые маркировки, наклейки, пломбы, а также давать возможность определить количество содержащегося в ней товара (опись, упаковочные ярлыки или листы). При передаче товара в упаковке, не обеспечивающей возможность его хранения, заказчик вправе отказаться от принятия товара, от оплаты товара, а если товар был оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Товары, поставляемые в рамках заключенного по результатам аукциона контракта, могут происходить из Российской Федерации или любого другого государства, за исключением товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запреты или ограничения.
Соответственно, участники размещения заказа должны были в заявке на участие в аукционе предоставить исчерпывающие сведения о характеристиках поставляемого товара в соответствии с требованиями документации об аукционе (в том числе, требованиями пункта 1 документации).
Невыполнение указанного требования является безусловным основанием для отказа участнику в допуске к участию в аукционе (пункт 4 части 1 статьи 12 Правил).
Допуск участника, в заявке которого отсутствуют необходимые сведения, к участию в аукционе, явился бы нарушением статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку создал бы такому участнику преимущественные условия участия в торгах, что является нарушением порядка определения победителя торгов.
Согласно требованиям документации об аукционе к содержанию, составу, оформлении и форме заявки на участие в аукционе (пункт 13) заявка подается по утвержденной форме (Приложение №1), заполняется в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе (Приложение №2) и должна содержать документы и сведения, перечисленные в пункте 13 документации.
В приложении № 1 установлена форма заявки на участие в аукционе.
Форма заявки предусматривает согласие участника размещения заказа участвовать в аукционе на условиях документации об аукционе, во всех изменениях, разъяснениях документации об аукционе. Подписание заявки, содержащей указанную фразу, означает согласие участника размещения заказа на все условия документации об аукционе, включая условия о поставляемом товаре, установленные в пункте 1 документации об аукционе.
В проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе, в пункте 1.1 - предмет контракта, предусмотрено поле для заполнения характеристик поставляемого товара в соответствии с требованиями документации об аукционе. Согласие участника размещения заказа на участие в аукционе на всех условиях документации об аукционе, включающей в себя, в том числе, условия, содержащиеся в проекте контракта (Приложение №4), означает его согласие на поставку товара с характеристиками, установленными в документации об аукционе (в том числе, установленные в пункте 1 документации об аукционе), которые будут вписаны в контракт при его заключении в случае признания такого участника победителем аукциона.
Довод заявителя о том, что форма заявки (Приложение №1 к документации об аукционе) не предполагает включение в нее сведений о товаре, судом исследован и отклонен, поскольку указанное обстоятельство не препятствовало участнику размещения заказа указать сведения о товаре не в самой заявке, а в приложениях к ней. При этом в ходе размещения заказа ни один из участников не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений документации об аукционе (кроме разъяснения технического приложения), не обжаловал документацию об аукционе. Соответственно, подача заявок на участие в аукционе означает, что условия документации были понятны всем участникам и приняты ими.
ООО «Стройкомплект.ру» представило заявку на участие в аукционе по форме согласно Приложению №1, в которой общество сообщило о согласии участия в аукционе на условиях документации об аукционе во всех изменениях, разъяснениях документации об аукционе.
Как следует из пункта 13 документации об аукционе, заявка должна содержать, в том числе, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара. Инструкция по заполнению заявки не содержит требований и указаний по заполнению (форме представления) сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара, в форме заявки также не предусмотрено указание участником размещения заказа в заявке сведений о том, что товар будет новым, не бывшим в употреблении и т.п., установленных в пункте 1 документации об аукционе. Таким образом, участник размещения заказа самостоятельно определяет объем (содержание) представляемых сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара, а также форму их представления в заявке, при этом участник размещения заказа не может отступить от тех характеристик товара, требование к которым установлены заказчиком в документации об аукционе.
Анализ заявки ООО «Стройкомплект.ру» показал, что общество представило в составе заявки документ - сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристик товара, содержащий наименование и характеристики поставляемых товаров в соответствии с заданными заказчиком характеристиками в техническим заданием документации об аукционе.
При этом, из материалов дела следует, что заявка ООО «Стройкомплект.ру», а также ООО «ОЛСПОРТ ГРУПП», ООО «Диана спорт опт». ООО «Митра», ООО «Лидер.ру», ООО «Миркомплект», ГП КК ТПП «Фармация». ИП А.Ю. Сойко и приложенные к ним документы не содержат сведений о качестве товара и сведений об упаковке товара, представление которых предусмотрено пунктом 1 документации об открытом аукционе в электронной форме (а именно о том, что товар будет новым, не бывшим в употреблении, товар будет упакован способом, обеспечивающим его сохранность и защиту от влаги (грязи, пыли) в условиях передачи, транспортировки и хранения, поставляемый товар будет иметь товарный вид и качественный переплет, будет отсутствовать типографский брак).
По мнению арбитражного суда, непредставление этих сведений не позволяет аукционной комиссии должным образом получить представление о качестве товара, предлагаемого к поставке, в связи с чем отсутствие указанных сведений является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
С связи с вышеизложенным арбитражный суд считает, что аукционная комиссия правомерно приняла решение отказать ООО «Стройкомплект.ру», а также ООО «ОЛСПОРТ ГРУПП», ООО «Диана спорт опт». ООО «Митра», ООО «Лидер.ру», ООО «Миркомплект», ГП КК ТПП «Фармация». ИП А.Ю. Сойко в допуске к участию в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 16.11.2010 ООО «Креатив» было отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: «в заявке участника размещения заказа не представлены сведения об объеме представления гарантии качества товара в соответствии с требованиями документации об аукционе». Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе, в форме заявки на участие в аукционе отсутствовало требование указания в заявке сведений об объеме представления гарантии качества товара, установленных в пункте 3 документации об аукционе. Таким образом,
Довод заявителя о том, что заявка ООО «Креатив» соответствовала требованиям документации об аукционе судом исследован и отклонен, поскольку пунктом 3 документации об аукционе предусмотрены требования к сроку гарантийного обслуживания поставляемых товаров, объем представления гарантий качества, а именно: безвозмездное устранение недостатков товара, дефектов упаковки в течение не более 2 рабочих дней с момента заявления заказчиком соответствующего требования; возмещения понесенных заказчиком расходов по исправлению недостатков своими силами или силами третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в течение не более 2 рабочих дней с момента заявления заказчиком соответствующего требования; замены товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества в течение не более 2 рабочих дней с момента заявления заказчиком соответствующего требования.
Из материалов дела следует, что в заявке ООО «Креатив» сведения об объеме предоставления гарантий качества отсутствовали.
Довод заявителя о том, что извещение о проведении аукциона является публичной офертой, а заявка на участие в аукционе - акцептом этой оферты основан на неверном толковании положений Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежит отклонению.
С учетом фактических обстоятельств дела, нарушений требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3, в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции судом не установлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю к федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный университет» к обществу с ограниченной ответственностью «ТехРесурс» о признании недействительными открытого аукциона № 101-10/А «На право поставки спортивного инвентаря» и государственного контракта, заключенного по результатам открытого аукциона № 101-10А «На право поставки спортивного инвентаря» федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный университет» и обществом с ограниченной ответственностью «ТехРесурс».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.А. Иванова