ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2962/13 от 26.04.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

26 апреля 2013 года

Дело № А33-2962/2013

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края

к обществу с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» (ИНН 2404013760, ОГРН 1102404000225)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Служба по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 04.03.2013 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

На основании приказа от 09.01.2013 №1 Службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края проведена проверка проведения обществом с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» региональной стимулирующей лотереи, внесенной в Государственный реестр региональных лотерей Красноярского края за номером Н324С/0075.

По результатам проверки Службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края установлено и в протоколе об административном правонарушении от 21.02.2013 зафиксированы следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» (организатором лотереи) направило в адрес Службы уведомление о проведении лотереи (вх. № 3761 от 08.11.2012) с приложением необходимых документов, предусмотренных частью 2 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

Условия проведения лотереи, а также Положение о проведении лотереи утверждены организатором лотереи – обществом с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ». Лотерея является моментальной беспроигрышной лотереей и в каждый лотерейный билет заложен выигрыш.

Уведомлением о проведении лотереи предусмотрен порядок, сроки предоставления выигрышей, наименование призов: 1) Вексель на сумму 250 рублей; 2) Вексель на сумму 500 рублей; 3) Книги - комплект из 2 штук, стоимостью 80 рублей; 4) Детское шампанское 1 литр – стоимостью 20 рублей; 5) DVD диски 1 шт. стоимостью 20 рублей; 6) Карнавальная маска, комплект из 2 шт. стоимостью 10 рублей; 7) Сок 1 литр стоимостью 30 рублей; 8) Вексель на сумму 1 000 рублей; 9) Автомобиль «ЛАДА-Гранта» стоимостью 260 000 рублей; 10) СВЧ - печь стоимостью 3 000 рублей; 11) Холодильник стоимостью 12 000 рублей; 12) Телевизор стоимостью 6 000 рублей.

Согласно Условиям лотереи (страница 2 Условий Лотереи) под выплатой приза понимается исполнение призового обязательства, предусмотренного Условиями лотереи, за что Организатор несет ответственность.

По результатам рассмотрения Уведомления лотерея внесена Службой в Государственный реестр региональных лотерей Красноярского края за номером Н324С/0075 (выписка из Государственного реестра региональных лотерей Красноярского края прилагается).

В соответствии с уведомлением лотерея проводится на территории Красноярского края в период с 15.11.2012 по 18.01.2013.

Информация о сроках проведения лотереи и о ее условиях доведена до сведения потенциальных участников лотереи путем размещения организатором в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.at-tv.ru, а также по г.Красноярску в средствах массовой информации «ГТРК», «Афонотово», «ТВК 6» (страница 5 условий лотереи). Сведения (информация) о сформированном призовом фонде лотереи содержатся в уведомлении, Положении о проведении Лотереи и в лотерейных билетах.

В рассматриваемой лотерее с учетом способа ее проведения розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется путем выявления скрытой надписи под скретч-картой и сопоставлением указанного под защитным слоем приза с условиями лотереи, утвержденными организатором.

Покупатели сети магазинов «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ», «Индюшкино» при покупке товаров на сумму свыше 1 000 рублей в целях принятия участия в лотерее получают документ (лотерейный билет), удостоверяющий право на участие в Лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником, и получают право на выигрыш на получение приза из призового фонда лотереи содержание которого определено организатором и доводится до сведения участников лотереи с помощью условий лотереи.

Порядок получения выигрыша (и наименование призов) определен условиями лотереи и Положением о проведении лотереи, лотерейными билетами. При этом в разделе «Распределение призового фонда лотереи» Положения о проведении лотереи сертификат на получение льготного кредита в перечне наименований призового фонда лотереи не предусмотрен, но тем не менее, был выдан в качестве приза 1168 участникам при проведении лотереи организатором в период с 15.11.2012 по 18.01.2013.

Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.27 КоАП РФ Служба по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 84 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.27 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 22.06.2010 № 344-П года № 506, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль в сферах ценообразования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - размещение заказа), а также в области организации и проведения региональных лотерей на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.

К компетенции Службы в области организации и проведения региональных лотерей, в частности, относятся:

- выдача разрешений на проведение региональных лотерей;

- осуществление контроля за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей (пункт 3.3 Положения).

В соответствии Приказом службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края от 27.07.2010 № 1нп «Об утверждении перечня должностных лиц службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» составлять протоколы об административных правонарушениях в области организации и проведения лотерей, предусмотренных статьей 14.27 КоАП РФ, уполномочен также ведущий специалист-юрист организационно-правового отдела Службы.

Протокол об административном правонарушении от 21.02.2013 составлен ведущим специалистом-юристом организационно-правового отдела Службы Матюшевой Д.С., то есть уполномоченным должностным лицом.

Протокол об административном правонарушении от 21.02.2013 составлен в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного о месте и времени составления протокола надлежащим образом, что подтверждается входящей отметкой на уведомлении от 12.01.2011. Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 21.02.2013 арбитражным судом не установлено.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации о лотереях при рассмотрении настоящего дела соблюден.

В соответствии с частью 3 статьи 14.27 КоАП РФ отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.

Пунктами 8, 11 указанной статьи определено, что проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. Участник лотереи - лицо, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с организатором лотереи договора.

Из материалов дела следует, что административным органом проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления регионального государственного надзора за проведением региональных лотерей в отношении общества с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ», расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, 12 км. а/д Красноярск-Железногорск, в период с 15.11.2012 по 18.01.2013 при проведении региональной стимулирующей лотереи на территории Красноярского края за номером Н324С/0075 Государственного реестра региональных лотерей Красноярского края.

Общество осуществляет свою деятельность на основании устава Общества, утвержденного Протоколом Решения Общего собрания учредителей от 15.03.2011 №01/11.эж.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

Протоколом внеочередного общего собрания учредителей общества от 23.06.2010 №05/2010 утверждены условия договора передачи полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему от 23.06.2010.

Согласно пункта 1.1 договора о передачи полномочий общество передает, а управляющий принимает на себя полномочия единоличного исполнительного органа общества. Полномочия управляющего установлены в пункте 2.1 договора о передаче полномочий.

Договором о передаче полномочий переданы полномочия единоличного исполнительного органа общества управляющему - индивидуальному предпринимателю Иоакиманской Екатерине Викторовне.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон) лотерея представляет собой игру, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В силу пункта 8 статьи 2 Закона под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов). распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового Фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона призовой фонд лотереи представляет совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты (выдачи) выигрышей согласно условиям лотереи.

Розыгрыш призового фонда лотереи это процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4 статьи 2 Закона).

Статьей 19 Закона определено, что розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков (часть 1 статьи 19 Закона), а также сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации с условиями бестиражной лотереи (часть 2 статьи 19 Закона).

Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи (часть 1 статьи 9 Закона).

Условия проведения лотереи (далее - Условия Лотереи), а также Положение о проведении лотереи утверждены организатором лотереи – обществом с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ», лотерея является моментальной беспроигрышной лотереей, следовательно, в каждый лотерейный билет заложен выигрыш.

Уведомлением о проведении лотереи предусмотрен порядок, сроки предоставления выигрышей, наименование призов: 1) Вексель на сумму 250 рублей; 2) Вексель на сумму 500 рублей; 3) Книги - комплект из 2 штук, стоимостью 80 рублей; 4) Детское шампанское 1 литр – стоимостью 20 рублей; 5) DVD диски 1 шт. стоимостью 20 рублей; 6) Карнавальная маска, комплект из 2 шт. стоимостью 10 рублей; 7) Сок 1 литр стоимостью 30 рублей; 8) Вексель на сумму 1 000 рублей; 9) Автомобиль «ЛАДА-Гранта» стоимостью 260 000 рублей; 10) СВЧ - печь стоимостью 3 000 рублей; 11) Холодильник стоимостью 12 000 рублей; 12) Телевизор стоимостью 6 000 рублей.

Согласно Условиям лотереи (страница 2 Условий Лотереи) под выплатой приза понимается исполнение призового обязательства, предусмотренного Условиями лотереи, за что Организатор несет ответственность.

По результатам рассмотрения Уведомления лотерея внесена Службой в Государственный реестр региональных лотерей Красноярского края за номером Н324С/0075 (выписка из Государственного реестра региональных лотерей Красноярского края прилагается).

В соответствии с уведомлением территорией проведения Лотереи является Красноярский края в период с 15.11.2012 по 18.01.2013.

Информация о сроках проведения лотереи и о ее условиях доведена до сведения потенциальных участников лотереи путем размещения организатором в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.at-tv.ru, а также по г.Красноярску в средствах массовой информации «ГТРК», «Афонотово», «ТВК 6» (страница 5 условий лотереи). Сведения (информация) о сформированном призовом фонде лотереи содержатся в уведомлении, Положении о проведении Лотереи и в лотерейных билетах.

В рассматриваемой лотерее с учетом способа ее проведения розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется путем выявления скрытой надписи под скретч-картой и сопоставлением указанного под защитным слоем приза с условиями лотереи, утвержденными организатором.

Покупатели сети магазинов «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ», «Индюшкино» при покупке товаров на сумму свыше 1 000 рублей в целях принятия участия в лотерее получают документ (лотерейный билет), удостоверяющий право на участие в Лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником, и получают право на выигрыш на получение приза из призового фонда лотереи содержание которого определено организатором и доводится до сведения участников лотереи с помощью условий лотереи.

В случаи соблюдения участниками всех требований, предусмотренных условиями лотереи у Организатора возникает обязанность произвести выплату выигрыша.

Одним из обязательных условий проведения Лотереи является выплата, передача или предоставление выигрыша выигравшим участникам.

Порядок получения выигрыша (и наименование призов) определен условиями лотереи и Положением о проведении лотереи, лотерейными билетами. При этом в разделе «Распределение призового фонда лотереи» Положения о проведении лотереи сертификат на получение льготного кредита в перечне наименований призового фонда лотереи не предусмотрен, но тем не менее, был выдан в качестве приза 1168 участникам при проведении лотереи организатором в период с 15.11.2012 по 18.01.2013.

По результатам проверки установлены случаи, что помимо призов, указанных в документах организатором изготовлены и распространены лотерейные билеты, в которых в качестве выигрыша определен сертификат на получение льготного кредита от общества с ограниченной ответственностью «Канский банк».

Так, при покупке товара на сумму свыше 1000 рублей (чек от 16.12.2012, 15:26:35-15:31:51. № 00003042 смена 1694 на сумму 1107, 60 рублей) в магазине общества с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ», расположенном по адресу: г.Красноярск, ул.Ленина, 131, и передаче вышеуказанного кассового чека организатору гр.Дергунова Н.Н. стала участником моментальной стимулирующей лотереи, получила лотерейный билет за №0403719 (по ведомости №403719). При удалении защитного слоя, указано наименование приза: «льготный кредит». При передаче лотерейного билета гр.Дергуновой Н.Н выдан сертификат на получение льготного кредита до 1 млн. рублей (лист 8 приложения № 5 - ведомости выдачи скретч-карт г.Красноярск, левый берег).

Аналогичные нарушения порядка предоставления выигрыша, предусмотренного условиями лотереи и утвержденного организатором, установлены в отношении других участников Лотереи на территории Красноярского края (1 168 участникам) при проведении организатором в период с 15.11.2012 по 18.01.2013 региональной стимулирующей лотереи на территории Красноярского края (за номером Н324С/0075).

Факт возникновения обязанности произвести выплату выигрыша при покупке товара на сумму свыше 1000 рублей в ООО«СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» и передаче кассового чека организатору подтвержден условия и Положением о лотереи. Предоставление выигрыша гражданам Красноярского края в виде сертификата на получение льготного кредита в нарушение порядка предоставления выигрыша, установленного условиями лотереи, также подтверждается Положением о проведении лотереи и лотерейными билетами.

Действия общества с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» по изготовлению лотерейных билетов (с указанием в качестве приза сертификата на получение льготного кредита, в нарушение порядка установленного условиями лотереи), их распространению и выдаче, передаче, предоставлению приза победителям лотереи, нарушили право участников лотереи на выигрыш в соответствии с условиями лотереи.

Суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи: нарушен порядок предоставления выигрыша, предусмотренный условиями лотереи и утвержденный организатором в ходе проведения в период с 15.11.2012 по 18.01.2013 региональной стимулирующей лотереи на территории Красноярского края (за номером н1324с/0075) за счет предоставления гражданам Красноярского края (победителям лотереи) выигрыша – сертификата на получение льготного кредита.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Общество с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия (бездействие)
 общества с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Соответствующим совершенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде штрафа в минимальном размере – 50 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 110, 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «СВЕЖИЕ ПРОДУКТЫ» (ОГРН 1102404000225), юридический адрес: Красноярский край, Березовский район, сельсовет Бархатовский, ш. 12 км. А/д Красноярск-Железногорск, к административной ответственности по части 3 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Взыскать штраф в доход бюджета.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Крицкая И.П.