АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2019 года | Дело № А33-32522/2018 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» (ИНН 2454017182, ОГРН 1062454012004)
к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***> )
о признании недействительными предписания от 15.08.2018 № 11-129-Т (в части п. 17, 18), от 30.10.2018 №11-263-Т,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 06.08.2019,
от ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности № 24 от 09.01.2019,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик) о признании недействительным предписания от 15.08.2018 № 11-129-Т (в части п. 17, 18).
Определением от 29.11.2018 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу № А33-32522/2018.
04.02.2019 муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство, г. Лесосибирска» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявителем к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания № 11-263-Т от 30.10.2018. Определением от 11.02.2019 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу № А33-2975/2019.
Определением от 13.02.2019 дела № А33-32522/2018 и А33-2975/2019 объединены в одно производство, делу присвоен порядковый номер А33-32522/2018.
В судебном заседании 16.08.2019 суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, указанных в заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Во исполнение поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 26.06.2018 №ВМ-П9-3773 «О контроле хода подготовки и оценке готовности объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов» и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.07.2018 № 308, изданного в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Управлением в отношении МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» проведены проверочные мероприятия по контролю хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов.
По результатам проверочных мероприятий административным органом выявлены нарушения требований нормативных документов в области теплоснабжения, которые отражены в акте проверки; Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 15.08.2018 № 11/129-Т (срок устранения – 24.10.2018), обязывающее устранить, в числе прочих, следующие нарушения (п.п. 17, 18):
- не проведены испытания на максимальную температуру теплоносителя (нарушения п. 6.2.32 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115);
- не проведены испытания на определение тепловых и гидравлических потерь (нарушения п. 6.2.32 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115).
На основании распоряжения Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.09.2018 №3155-р/кр, административным органом в отношении МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» проведена проверка исполнения ранее выданного предписания от 15.08.2018 № 11/129-Т.
По результатам проверочных мероприятий административным органом выявлен факт невыполнения требований предписания от 15.08.2018 № 11/129-Т, а именно: не устранены нарушения, предписанные пунктами 17, 18 указанного предписания.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 30.10.2018; Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.10.2018 № 11-263-Т (срок устранения – 24.10.2019).
Полагая, что предписаний от 15.08.2018 № 11/129-Т (в части пунктов 17, 18), от 30.10.2018 № 11-263-Т не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 № 1170, Положением о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 249,предписания от 15.08.2018 № 11/129-Т, от 30.10.2018 № 11-263-Т выданы уполномоченным лицом компетентного органа.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Соблюдение требований промышленной безопасности является обязанностью организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении административным органом проверки судом не установлены, довод о его нарушении заявителем не заявлен.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Закон о промышленной безопасности, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), направленный на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относится эксплуатация опасного производственного объекта.
Пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; под техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Закон о промышленной безопасности) устанавливает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно указанной статье организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Подключение тепловых энергоустановок регламентируется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения в РФ), а также Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), соблюдение которых обязательно для исполнения теплосетевыми организациями.
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» обращаясь в арбитражный суд, оспаривает пункты 17, 18 предписания от 15.08.2018 № 11/129-Т, пункты 1, 2 предписания от 30.10.2018 № 11-263-Т, обязывающие устранить следующие нарушения:
- не проведены испытания на максимальную температуру теплоносителя (нарушения п. 6.2.32 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115);
-не проведены испытания на определение тепловых и гидравлических потерь (нарушения п. 6.2.32 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115).
В качестве обоснования заявленных требований, заявитель указывает, что выявленные нарушения предприятием устранены, в подтверждение чего представлены следующие документы:
-акт об испытании водяной тепловой сети на максимальную температуру теплоносителя от 17.06.2017 (Котельная №4 «Районная»);
-акт об испытании водяной тепловой сети на максимальную температуру теплоносителя от 12.07.2017 (Котельная №10 «Черемушки»);
- расчет тепловых потерь через изоляцию трубопроводов теплоснабжения от котельной №4 «Районная», котельной №10 «Черемушки» на 2018 год (период – зима);
- расчет гидравлических потерь в тепловых сетях МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» от котельной №10 «Черемушки», котельной №4 «Районная».
Исследовав представленные заявителем доказательства, суд соглашается с доводами Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о том, что представленные акты об испытании водяной тепловой сети и расчеты тепловых и гидравлических потерь не подтверждают исполнение предписания, так как не соответствуют требованиям "РД 153-34.1-20.329-2001. Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя" (утв. РАО "ЕЭС России" 21.03.2001) (далее - РД 153-34.1-20.329-2001).
Согласно п. 1.1 РД 153-34.1-20.329-2001, испытание тепловых сетей на максимальную температуру теплоносители проводится с целью выявления дефектов трубопроводов, компенсаторов, опор, а также проверки компенсирующей способности тепловых сетей в условиях температурных деформаций, возникающих при повышении температуры теплоносителя до максимального значения и последующем ее понижении до первоначального уровня.
За максимальную температуру теплоносителя при испытании тепловой сети следует принимать максимальное значение температуры сетевой воды в подающем трубопроводе по температурному графику тепловой сети, принятому для данной системы централизованного теплоснабжения и указываемому энергоснабжающей организацией в договорах теплоснабжения.
Исходя из требований РД 153-34.1-20.329-2001, испытания на максимальную температуру теплоносителя проводятся с целью наблюдения за деформацией сетей при увеличения температуры теплоносителя (горячей воды) до максимальных параметров, а затем при ее снижении.
В соответствии с п. 1.10 РД 153-34.1-20.329-2001 в целях безопасности на время испытания на максимальную температуру теплоносителя от тепловых сетей должны быть отключены: отопительные системы детских и лечебных учреждений; неавтоматизированные системы горячего водоснабжения, присоединенные закрытой схеме; системы горячего водоснабжения, присоединенные по открытой схеме; системы отопления, присоединенные через элеваторы с меньшими по сравнению с расчетными коэффициентами подмешивания, при которых возможно поступление в отопительную систему воды с температурой свыше 100 градусов; калориферные установки; отопительные системы с непосредственной схемой присоединения.
Продолжительность поддержания максимальной температуры воды с учетом возможного размыва граничных зон температурной волны по мере удаления от источника тепловой энергии должна составлять не менее 2 ч. (п. 2.2 РД 153-34.1-20.329-2001).
К проведению испытаний тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя необходимо подходить ответственно и с соблюдением всех требований. Данные испытания являются одними из самых трудных, как для организации их проведения, так и для технического состояния оборудования.
Согласно п. 2.6 РД 153-34.1-20.329-2001, на период испытания должны быть заданы:
- максимальная температура сетевой воды в подающем трубопроводе на источнике тепловой энергии;
- максимально допустимая температура сетевой воды в обратном трубопроводе;
- давление в обратном коллекторе сетевой воды на источнике тепловой энергии;
- давление в подающем коллекторе сетевой воды на источнике тепловой энергии;
- ожидаемый расход сетевой воды;
- ожидаемый максимальный отпуск тепловой энергии (с указанием, в какие часы суток он ожидается);
- ожидаемый минимальный отпуск тепловой энергии при прохождении пика температуры обратной воды на конечной стадии испытания (с указанием, в какие часы суток он ожидается);
- максимально допустимая подпитка тепловой сети.
Отклонения от заданного режима испытания не должны превышать:
- по температуре сетевой воды в подающем коллекторе на источнике тепловой энергии (относительно максимального значения) +/- 2%;
- по давлению в обратном коллекторе сетевой воды на источнике тепловой энергии +/- 20 кПа (+/- 0,2 кгс/кв. см);
- по давлению в подающем коллекторе сетевой воды на источнике тепловой энергии +/- 5%.
До начала испытания должны быть составлены рабочая программа испытания и перечень подготовительных мероприятии, которые утверждаются техническим руководителем ОЭТС и согласовываются с техническим руководителем источника тепловой энергии и органами местного самоуправления (потребителями тепловой энергии) (п. 4.3 РД 153-34.1-20.329-2001).
В соответствии с п. 4.14 РД 153-34.1-20.329-2001, потребители тепловой энергии должны быть оповещены о намечаемом испытании через ответственных уполномоченных под расписку не позднее, чем за 48 ч до начала испытания. Потребители, системы теплопотребления которых на период испытания подлежат отключению, должны быть уведомлены о продолжительности отключения.
Только при строгом соблюдении требований по проведению испытаний, можно увидеть фактическое состояние тепловых сетей.
Таким образом, для подтверждения проведения испытаний, заявителю необходимо представить документы, предусмотренные РД 153-34.1-20.329-2001. При проведении проверочных мероприятий, МУП «ЖКХ Лесосибирска» документы не представлены, соответственно, испытания тепловых сетей на максимальную температуру в установленном порядке не проводились.
Ссылка заявителя на акты, датированные 17.06.2017 и 12.07.2017, не состоятельна, поскольку указанные акты не соответствуют требования РД 153-34.1-20.329-2001.
Довод заявителя о том, что административным органом не принято во внимание то, что предприятие эксплуатирует открытую систему теплоснабжение также не состоятелен - в соответствии с п. 1.10 РД 153-34.1-20.329-2001, в целях безопасности, на время испытания на максимальную температуру теплоносителя, системы горячего водоснабжения, присоединённые по открытой схеме, должны быть отключены от тепловых сетей.
Довод о том, что схемой теплоснабжения города Лесосибирска не предусмотрено автономных источников теплоснабжения для потребителей 1 категории, в отношении которых не допускается перерывов теплоснабжения, также не состоятелен. Суд соглашается с позицией административного органа о том, что автономные источники теплоснабжения предусматриваются не только схемой теплоснабжения, это могут быть и собственные котельные или другое оборудование, обеспечивающее теплоснабжение таких учреждений.
В любом случае, заявителем должны быть приняты меры к выполнению требований о проведении испытаний.
Испытания тепловых сетей на определение тепловых и гидравлических потерь проводятся в соответствии с РД 34.09.255-97 «Методические указания по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях» и РД 34.20.519-97 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери».
Суд соглашается с доводами административного органа, что расчеты, на которые ссылается заявитель, не являются подтверждением проведения данных испытаний.
Испытания проводятся по техническим и рабочим программам, которые включают перечень необходимых к выполнению мероприятий.
Согласно п.2.4.2. РД 34.20.519-97 рабочая программа испытаний на гидравлические потери водяных тепловых сетей должна содержать:
-перечень работ, выполняемых непосредственно перед испытаниями (подготовка оборудования, сборка схемы на источнике тепла и по сети, установка средств измерений, подготовка системы связи и сигнализации и др.), исходное состояние оборудования;
-перечень организаций и должностных лиц, ответственных за техническую и оперативную часть испытаний;
-перечень организаций и лиц, согласовывающих рабочую программу испытаний;
-перечень и последовательность технологических операций по подготовке и проведению режимов испытаний;
-график проведения испытаний (время начала и окончания каждого этапа и испытаний в целом);
-указания о возможной корректировке режимов и графика испытании (перерыв, повторение режимов, прекращение испытаний и др.) по промежуточным результатам испытаний;
- указания о режиме работы оборудования после завершения испытаний;
- требования техники безопасности при проведении испытаний;
- перечень лиц, ответственных за обеспечение и проведение испытаний.
В представленной программе МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» в перечне работ, выполняемых непосредственно перед испытаниями, не указано каким именно способом подготавливается оборудование перед началом испытаний. Также не указана информация о подготовке системы связи и сигнализации.
В рабочей программе испытаний на гидравлические потери водяных тепловых сетей МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» отсутствует перечень организаций и должностных лиц, ответственных за техническую и оперативную часть испытаний, перечень лиц, ответственных за обеспечение и проведение испытаний, перечень организаций и лиц, согласовывающих рабочую программу и испытаний, а также перечень и последовательность технологических операций по подготовке и проведению режимов испытаний.
В рабочей программе испытаний на гидравлические потери водяных тепловых сетей МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» не приведены требования техники безопасности при проведении испытаний.
В представленной МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» программе отсутствует информация о возможной корректировке режимов и графика испытаний (перерыв, повторение режимов, прекращение испытаний и др.) по промежуточным результатам испытаний. В графике проведения испытаний не указаны время начала и окончания каждого этапа испытаний в целом, что является несоблюдением требований п.2.4.2. РД 34.20.519-97.
Программой испытаний на гидравлические потери водяных тепловых сетей МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» не предусмотрены указания о режиме работы оборудования после завершения испытаний.
Программа испытаний МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» содержит требования о необходимости ознакомления со схемами испытываемого участка тепловой сети, документацией и эксплуатационными материалами лиц, задействованных в испытаниях, а также о проведении инструктажа по технике безопасности при испытаниях и действиях в случаях отклонениях от режима и неисправности средств измерений, под роспись. Подтверждение выполнения данных условий в отчёте по испытанию тепловых сетей на гидравлические потери отсутствуют. В отчёте нет подписи начальника ТВК-2 - ФИО3, согласовавшего вышеуказанный отчёт.
Отсутствие вышеуказанных данных является нарушением требовании РД 34.20.519-97.
Согласно п.2.7. РД 34.09.255-97 перед проведением испытаний составляются техническая и рабочая программы испытаний.
В соответствии с п.2.7.1. техническая программа испытаний должна содержать:
- наименование объекта, цель испытаний и их объем;
- перечень подготовительных работ и сроки их проведения;
-условия проведения испытаний; -этапы проведения испытаний, их последовательность и ожидаемая продолжительность каждого этапа и испытаний в целом;
- режим работы оборудования источника тепла, испытываемых участков связанных с ними тепловых сетей на каждом этапе, расчетные параметры, допустимые отклонения и предельные значения параметров;
-режим работы оборудования источника тепла и тепловой сети после окончания испытаний;
- требования техники безопасности при проведении испытаний;
- перечень лиц, ответственных за подготовку и проведение испытаний;
- перечень лиц, согласовывающих техническую программу.
Согласно п.2.7.2. рабочая программа испытаний должна содержать:
-перечень работ, выполняемых непосредственно перед испытаниями (подготовка оборудования, сборка схемы на источнике тепла и по сети, установка средств измерений, подготовка системы связи и сигнализации и др.), данные по исходному состоянию оборудования;
- перечень организаций и должностных лиц, ответственных за техническую и оперативную части испытаний;
- перечень организаций и лиц, согласовывающих рабочую программу испытаний;
- график проведения испытаний (время начала и окончания каждого этапа и испытаний в целом);
- указания о возможной корректировке графика испытаний (перерыв, повторение режимов, прекращение испытаний и др.) по промежуточным результатам испытаний;
- указания о режиме работы оборудования после завершения испытаний;
- требования техники безопасности при проведении испытаний;
- перечень лиц, ответственных за обеспечение и проведение испытаний;
- необходимые схемы, чертежи, графики.
МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» в ходе судебного разбирательства предоставило рабочую программу испытаний по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях. В представленной рабочей программе испытаний по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» отсутствуют перечень работ, выполняемых непосредственно перед испытаниями (подготовка оборудования, сборка схемы на источнике тепла и по сети, установка средств измерений, подготовка системы связи и сигнализации и др.), данные по исходному состоянию оборудования. В разделе «Подготовительные работы» представленной программы приводится описание проведённых работ без указания конкретной даты вышеуказанных мероприятий (согласно требованиям РД 34.09.255-97 рабочая программа испытаний должна содержать перечень работ выполняемых непосредственно перед испытаниями, а не результат этих работ).
В представленной рабочей программе отсутствует перечень организаций должностных лиц, ответственных за техническую и оперативную часть испытаний, перечень организаций, перечень лиц, ответственных за обеспечение проведения испытаний и лиц, согласовывающих рабочую программу испытаний.
Рабочая программа испытаний МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» не содержит требования о необходимости ознакомления персонала перед началом испытаний программой проведения испытаний, проведением руководителем испытаний, инструктажа по технике безопасности под роспись в журнале и распределение конкретных обязанностей для каждого работника занятого при испытании.
При проведении испытаний абоненты за 3 дня до начала испытаний предупреждены о времени проведения испытаний и сроке отключения систем теплопотребления с указанием необходимых мер безопасности. Подтверждение выполнения данных условий в отчёте по определению тепловых потерь в тепловых сетях отсутствует. При проведении проверки данная информация также не была представлена в административный орган.
В рабочей программе испытаний по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» отсутствует графа проведения испытаний (время начала и окончания каждого этапа и испытания в целом), также нет указания о возможной корректировке графика испытали (перерыв, повторение режимов, прекращение испытаний и др.) промежуточным результатам испытаний.
В рабочей программе испытаний тепловых сетей МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» не приведены требования техники безопасности при проведении испытаний, а также не предусмотрены указания о режиме работы оборудования после завершения испытаний.
Кроме того, указанные рабочие программы определения тепловых потерь в тепловых сетях, согласованные и утвержденные в 2017 году, представлены в суд без объяснения, почему они не были представлены в ходе проведения административным органом проверок, в связи с чем, не принимаются судом в качестве доказательств исполнения предписания.
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска», обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, также мотивирует его тем, что требования, установленные пунктами 17, 18 предписания от 15.08.2018 № 11/129-Т, пунктами 1, 2 предписания от 30.10.2018 № 11-263-Т, не исполнимы, так как установленные сроки с учетом сроков подключения отопления в жилых домах и социальных объектах не позволяют исполнить указанные в предписании требования.
Так, в соответствии с пунктами 17, 18 предписания от 15.08.2018 № 11/129-Т, административным органон установлен срок для устранения выявленных нарушений – до 24.10.2018.
Согласно распоряжению от 11.09.2018 г. № 976-р отопительный сезон в городе Лесосибирске начинается с 13 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О теплоснабжении", Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 не допускают прекращение поставки тепловой энергии в отопительный период.
Начало отопительного сезона подразумевает, что какое-либо отключение тепловой энергии и горячей воды не допускается, за исключением случаев устранения аварий.
При этом, по подсчетам заявителя, минимальный срок для разработки рабочей программы и выполнения подготовительных мероприятий в целях проведения испытаний на максимальную температуру теплоносителя составляет 15 рабочих дней; минимальный срок разработки технической документации и рабочей программы, выполнение подготовительных мероприятий для проведения испытаний по определению тепловых потерь в водяных сетях составляет 30 дней; минимальный срок подготовительных мероприятий для проведения испытаний водяных тепловых сетей на гидравлические потери составляет 30 дней.
Поскольку методические рекомендации предполагают для целей проведения испытаний в обязательном порядке отключение всех потребителей (п. 1.10) выполнить испытания в том числе, в течение отопительного периода, то есть в период с 13 сентября по 24 октября, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1.4, 1.5 РД 153-34.1-20.329-2001 испытание на максимальную температуру теплоносителя следует проводить, как правило, непосредственно перед окончанием отопительного сезона при устойчивых суточных плюсовых температурах наружного воздуха. Испытание на максимальную температуру теплоносителя тепловых сетей, эксплуатирующихся длительное время и имеющих ненадежные участки, следует проводить после текущего или капитального ремонта и предварительного гидравлического испытания этих участков на прочность и плотность, но не позднее чем за три недели до начала отопительного сезона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявитель обосновал необходимое количество времени для проведения испытаний в соответствии с требованиями РД и с учетом начала отопительного сезона в городе Лесосибирске.
Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору каких-либо возражений против указанных доводов не представлено.
Таким образом, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.
При этом в соответствии с пунктами 1, 2 предписания от 30.10.2018 № 11-263-Т, административным органон установлен срок для устранения вышеуказанных нарушений – до 24.10.2019.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с требованиями РД и с учетом начала отопительного сезона в городе Лесосибирске, установленный административным органом срок (1 год) является достаточным для проведения испытаний на максимальную температуру теплоносителя и на определение тепловых и гидравлических потерь.
Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличие оснований для признания недействительным предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2018 № 11-129-Т. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление муниципального унитарного предприятия " Жилищно-коммунальное хозяйство города Лесосибирска" удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от15.08.2018 № 11-129-Т.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(ИНН <***>) в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилищно- коммунальное хозяйство, города Лесосибирска" (ИНН <***>) 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.А. Раздобреева |