ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-29873/2021 от 04.05.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

13 мая 2022 года

Дело № А33-29873/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» (ИНН 2466226303, ОГРН 1092468056438)

к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290)

об оспаривании предписания от 19.08.2021 № 101-2371 в части,

при участии:

от заявителя: Самсонтьева И.В., действующего на основании доверенности № 24АА2946732 от 23.01.2018,  Шероновой А.А., действующей на основании доверенности № 24АА2946732 от 23.01.2018, Титова Н.Г., действующего на основании доверенности № 14 от 01.03.2022, Долынюка О.М., директора, личность удостоверена паспортом,

от ответчика:  Казимирской Н.П., действующей на основании доверенности от 11.01.2022 № 101-22, Абдулиной В.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2022 № 101-51,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым М.В., с использованием средств аудиозаписи,

установил:

краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей»(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края(далее - ответчик), в котором просит: признать отдельные положения предписания от 19.08.2021 № 101-2371, вынесенного  Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, недействительными, а именно, пункт 1 в части возмещения 835040,41 руб., а так же возмещения 1832712,45 руб. в бюджет Красноярского края.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2021 возбуждено производство по делу.

В судебное заседание 04.05.2022 явились представители сторон.

Суд заслушал пояснения представителей лиц, участвующих в деле.

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На   основании   приказов   службы   финансово-экономического   контроля в сфере закупок Красноярского края от 26.03.2021 №56п, от 20.04.2021 №79п финансовым органом, в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля в отношении краевых государственных учреждений проведена плановая выездная проверка законности, правомерности, эффективного и целевого использования средств краевого бюджета, в отношении краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» по вопросам, согласно утвержденному перечню вопросов за 2020 год и истекший период 2021 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия административным органом установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, повлекшие ущерб Красноярскому краю, в том числе:

- в нарушение положений статей 34, 38, 69.1, 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в 2020 году Учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведена оплата расходов за коммунальные услуги, потребленные при оказании платных услуг на общую сумму 835 040,41 руб. (в том числе: за электроэнергию 414 569,40 руб., за т/энергию 403 768,47 руб., за водоснабжение и водоотведение - 16 702,54 руб.);

- в нарушение положений статей 34, 38, 69.1, 78.1 БК РФ, пунктов 7, 9, 12, 13, 14 Порядка № 539-п Учреждением использован сформированный и доведенный министерством спорта Красноярского края объем средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2020 год (в части фонда оплаты труда) с превышением на 1 832 712,45 руб. в связи с завышением расходов на оплату труда работников на 2020 год за счет включения в штатное расписание 2,5 ставок работников (старший тренер -1 единица, тренер по физической подготовке 0,5 единицы, инструктор по спорту - 1 единица), не обеспеченных тренерской нагрузкой и не включённых в План комплектования на 2020 год. Указанные ставки в проверяемом периоде оставались вакантными (не были замещены работниками, участвующими в выполнении государственного задания), при этом фонд оплаты труда по данным ставкам использован в полном объеме. Общая сумма средств, использованных в 2020 году с нарушением требований законодательства, с учетом начислений на оплату труда составила 1 832 712,45 руб. (в том числе: по КОСГУ 211 - 1 405 668,84 руб., по КОСГУ 213-425 636,53 руб., по КОСГУ 266 - 1 407,08 руб.).

По результатам проверки административным органом составлен акт от 25.05.2021.

19.08.2021 краевому государственному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» выдано предписание №101-2371, в котором предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба Красноярскому краю в сумме 2 694 439,78 руб.

Полагая, что предписание от 19.08.2021 № №101-2371 в части возмещения в краевой бюджет ущерба, причиненного Красноярскому краю, в сумме 835040,41 руб., а также в сумме 1832712,45 руб., противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Судом установлено, что предписание от 19.08.2021 № №101-2371 вынесено уполномоченным должностным лицом службы в пределах компетенции, определенной положениями БК РФ, Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае», постановления Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п «Об утверждении Положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края», постановления Правительства Красноярского края от 02.10.2015 № 514-п «Об утверждении Порядка осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Красноярского края по внутреннему государственному финансовому контролю».

Оценив доказательства, имеющиеся в деле, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания от 19.08.2021 № №101-2371 в части возмещения в краевой бюджет ущерба, причиненного Красноярскому краю, в сумме 835040,41 руб., а также в сумме 1832712,45 руб. требованиям БК РФ, отсутствия нарушении им прав и интересов заявителя на основании следующего.

Как следует из материалов дела, административным органом заявителю вменяется нарушение положений статей 34, 38, 69.1, 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а именно, Учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведена оплата расходов за коммунальные услуги, потребленные при оказании платных услуг на общую сумму 835 040,41 руб. (в том числе: за электроэнергию 414 569,40 руб., за т/энергию 403 768,47 руб., за водоснабжение и водоотведение - 16 702,54 руб.).

Актом проверки установлены следующие обстоятельства.

Приказом Министерства от 17.01.2020 № 17п Учреждению утверждено государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Приказами Министерства 13.02.2020 № 53п и от 01.12.2020 №435п Учреждению доведены скорректированные показатели, характеризующие объём и качество государственных услуг и работ на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов.

В 2020 году учреждению на выполнение государственной работы «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» в рамках субсидии на выполнение государственного задания (приказ от 17.01.2020 №5п) утвержден и доведен объем средств в объеме 2 383 732,61 руб. Приказом Министерства от 01.12.2020 №435п по данной государственной работе отменены показатели, характеризующие качественные и количественные значения выполнения, доведенные ранее. Фактически государственная работа «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий» в 2020 году не выполнялась. Однако объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждению Министерством не уменьшен. Министерством в 2020 году не доведены до учреждения показатели, характеризующие качество государственной работы «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», что не позволяет оценить эффективность проведенной работы и расходование средств краевого бюджета.

Приказом Министерства культуры от 20.01.2021 № 22п Учреждению утверждено государственное задание на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В рамках исполнения государственного задания на 2020 год доведены: государственная услуга «Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта» (код государственной услуги 55.001.0) с установлением качественных и количественных показателей выполнения государственной услуги; государственные работы: «Организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд», «Обеспечение доступа к объектам спорта», «Обеспечение доступа к объектам спорта», «Организация и проведение официальных спортивных мероприятий», «Участие в организации официальных спортивных мероприятий». Государственным заданием установлены качественные и количественные показатели выполнения государственных услуг.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям отнесены ассигнования на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение, выполнения ими государственного задания, предусмотрено статьей 69.1 БК РФ, в составе бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Согласно части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п утвержден Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее - Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период (сводной бюджетной росписью) на соответствующие цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевым государственным бюджетным учреждением или краевым государственным автономным учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставленной из краевого бюджета.

В соответствии с пунктом 1 Порядка, государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.

Пунктом 7 Порядка установлено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, а также затрат на содержание жилых помещений, предоставленных сотрудникам учреждения по договорам найма, в части возмещения коммунальных услуг) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения.

Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемого в соответствии с пунктами 11 - 17 настоящего Порядка базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат (далее - корректирующие коэффициенты) с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Нормативные затраты на оказание (выполнение) государственной услуги (работы), рассчитанные с соблюдением положений Порядка, не могут приводить к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (пункт 9 Порядка)

В соответствии с пунктом 11 Порядка базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из:

затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

С учетом вышеизложенного суд соглашается с выводами административного органа о том, что субсидии Учреждению предоставляются на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Оплата расходов, связанных с осуществлением иной деятельности, не связанной с выполнением государственного задания должна быть произведена из иных источников.

Согласно материалам проверки, Приказом директора Учреждения от 20.08.2019 № 66-ОД утверждены тарифы на платные услуги, оказываемые краевым государственным автономным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей».

Определение стоимости платных услуг Учреждением осуществлено исходя из их себестоимости, включающей в себя: коммунальные услуги и эксплуатационные затраты с учетом площади помещений в которых оказывается каждая услуга.

К проверке заявителем были представлены: договорные обязательства с юридическими лицами на оказание услуг, документы подтверждающие поступление денежных средств от оказания платных услуг в кассу Учреждения на счета.

Проверкой использования коммунальных услуг при оказании платных услуг и возмещение их стоимости установлено, что согласно данным формы по ф. 0503737 отчета за 2020 год Учреждением за счет доходов от внебюджетной деятельности оплата за потребленную тепловую энергию, электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение и прием сточных вод, произведена на общую сумму 348 974,30 руб., в рамках заключенных договорных обязательств с юридическими лицами на предоставление площадей в аренду.

Кроме того, установлено, что в 2020 году Учреждением при оказании прочих платных   услуг юридическим и физическим лицам потреблены коммунальные услуги на общую сумму 835 040,41 руб.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                руб.

Таким образом, сумма начисленных Учреждением средств в 2020 году за потребленные коммунальные услуги при предоставлении платных услуг составила 835 040,41руб. (в том числе: за электроэнергию 405 259,27 руб., т/энергию 398 133,72 руб., водоснабжение и водоотведение - 16 241,96 руб.)

Суд соглашается с ответчиком о том, что расходы, понесённые лицом в процессе оказания платных услуг, следует начислять и оплачивать за счет средств от платной деятельности.

С учетом изложенного Службой установлено, что за 2020 год Учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания произведена оплата расходов на коммунальные услуги, потребленные при оказании платных услуг на общую сумму 835 040,41 руб. (в том числе: за электроэнергию 405 259,27 руб., т/энергию 398 133,72 руб., водоснабжение и водоотведение - 16 241,96 руб.).

Заявитель, не соглашаясь с выводами ответчика, ссылается на положения пункта 23 Порядка №539.

Пунктом 23 Порядка №539 установлено, что в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения.

В случае если краевое государственное бюджетное или краевое государственное автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату (далее - платная деятельность) сверх установленного государственного задания, затраты, указанные в абзаце первом настоящего пункта, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется по формуле.

При расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде целевых субсидий, предоставляемых из краевого бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией краевого имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Вместе с тем суд считает, что данный пункт Порядка не может быть применен в рассматриваемой ситуации, поскольку он регламентирует порядок определения затрат, связанных с уплатой налогов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

В ходе проверки в Службу представлена информация  о начисленных доходах в разрезе видов услуг в 2020 году, сформированная и подписанная заместителем директора Учреждения по финансам А.А. Шероновой, которая содержит сведения по 18 платным услугам, на которые применялась утвержденная директором Учреждения калькуляция. В составе данных сведений содержится количественный показатель за 2020 год по каждой из 18 услуг, указана стоимость каждой услуги и общая сумма начислений в 2020 году по каждой из 18 перечисленных услуг (посещение ледового поля взрослыми;   посещение   ледового   поля   детьми;   услуга   предоставления восстановительного центра (сауна с бассейном) до 20 человек (манеж); услуга восстановительного центра (сауна СК «Металлург»); услуга предоставления ½ футбольного поля (без посадочных мест) с раздевалками (манеж); услуга предоставления 1/4 футбольного поля (без посадочных мест) с раздевалками (манеж); услуга предоставления 1/4 футбольного поля (без посадочных мест) с раздевалками (манеж); услуга предоставления 1/8 футбольного поля (без посадочных мест) с раздевалками; услуга предоставления зала для разминки (манеж); услуга предоставления зала для фитнеса (манеж); услуга предоставления конференц-зала (манеж); услуга предоставления конференц-зала со звуковым оборудованием (манеж); услуга тренажерного зала (манеж); услуга универсального спортивного зала; услуги 1/2 футбольного поля № 2 с искусственным покрытием; услуги 1/4 футбольного поля № 2 с искусственным покрытием; услуги 1/5 футбольного поля № 3 с искусственным покрытием; услуги 2/5 футбольного поля № 3 с искусственным покрытием).

На основании предоставленных сведений ревизионной группой установлены в разрезе каждой из вышеперечисленных платных услуг:

удельный вес коммунальных расходов в общей структуре затрат (общий объем коммунальных услуг (плановое потребление)/затраты по себестоимости в год* 100);

удельный вес в структуре коммунальных расходов затрат на водоснабжение и водоотведение, тепловую энергию, электроэнергию в общем объеме коммунальных услуг (коммунальная услуга (плановое потребление)/общий объем коммунальных услуг* 100);

сумма коммунальных расходов в стоимости 1 услуги, определенной калькуляцией (стоимость 1 услуги* удельный вес коммунальных расходов в общей структуре затрат /100);

сумма расходов в структуре коммунальных затрат по видам услуг (водоснабжение и водоотведение, тепловая энергия, электроэнергия) на 1 услугу (сумма коммунальных расходов в стоимости 1 услуги*удельный вес в структуре коммунальных затрат по видам на 1 услугу/100);

сумма расходов на оплату коммунальных услуг за 2020 год в разрезе водоснабжения и водоотведения, тепловой энергии, электроэнергии (сумма коммунальных расходов (в разрезе видов услуг) в стоимости 1 услуги* количество услуг).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Поскольку вопрос возмещения коммунальных платежей в случае получения платной услуги действующим законодательством прямо не урегулирован, Служба правомерно применила нормы  действующего  законодательства Российской Федерации, регулирующие сходные правоотношения.

В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальные услуги в силу положений, закрепленных в ч.1 ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, определено, что нормативом потребления коммунальной услуги является количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении.

При этом плата за коммунальную услугу по нормативам взимается без учета фактического потребления. В рассматриваемом случае калькуляция расходов на оказание платной услуги в части стоимости коммунальных услуг аналогична нормативам оказания коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Постановление № 354).

При этом формулы расчета размеры платы за коммунальные услуги, содержащиеся в Постановлении № 354, едины как для потребителя коммунальных услуг, так и для ресурсоснабжающей организации, что свидетельствует о наличии у исполнителя коммунальных услуг обязанности перечислять ресурсоснабжающим организациям плату за коммунальные услуги, полученную от потребителей (потребители платных услуг).

Таким образом, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, потребленные пользователями платных услуг, урегулирован сходными нормами действующего законодательства и не может изменяться Учреждением самостоятельно.

Предложенный заявителем расчет стоимости потребленных коммунальных услуг при предоставлении платных услуг КГАУ «СШОР по футболу «Енисей» в 2020 году некорректен ввиду того, что в данный расчет включены средства, поступившие из краевого бюджета в составе субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 130 472 421,99 руб. и субсидии на иные цели в сумме 18 114 200,00 руб., которые не являются собственными доходами Учреждения и не могут быть направлены на оплату коммунальных услуг, потребленных при осуществлении приносящей доход деятельности.

Следовательно, указанные суммы не могут приниматься во внимание при расчете доли доходов от оказания платных услуг.

Как установлено в ходе проверки сумма начисленной и полученной заявителем платы за 18 платных услуг составляет 8 416 229,96 руб. Однако указанная сумма в расчете заявителя отсутствует. Приведенные заявителем в расчете доходы от собственности на сумму 572 375,43 руб., доходы от компенсации затрат в сумме 26 155,77 руб., а также доходы по условным арендным платежам в сумме 452 877,49 руб. могут иметь в своем составе долю коммунальных расходов.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, изложенные в оспариваемом предписании в части возмещения 835040,41 руб. законные и обоснованные.

Также оспариваемым предписанием заявителю вменяется нарушение положений статей 34, 38, 69.1, 78.1 БК РФ, пунктов 7, 9, 12, 13, 14 Порядка № 539-п, выразившееся  в использовании сформированного и доведенного министерством спорта Красноярского края объема средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2020 год (в части фонда оплаты труда) с превышением на 1 832 712,45 руб. в связи с завышением расходов на оплату труда работников на 2020 год за счет включения в штатное расписание 2,5 ставок работников (старший тренер -1 единица, тренер по физической подготовке 0,5 единицы, инструктор по спорту - 1 единица), не обеспеченных тренерской нагрузкой и не включённых в План комплектования на 2020 год. Указанные ставки в проверяемом периоде оставались вакантными (не были замещены работниками, участвующими в выполнении государственного задания), при этом фонд оплаты труда по данным ставкам использован в полном объеме. Общая сумма средств, использованных в 2020 году с нарушением требований законодательства, с учетом начислений на оплату труда составила 1 832 712,45 руб. (в том числе: по КОСГУ 211 - 1 405 668,84 руб., по КОСГУ 213-425 636,53 руб., по КОСГУ 266 - 1 407,08 руб.).

В ходе проверки установлено, что приказом директора Учреждения от 28.01.2020 № 8д утверждена программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол» по этапам спортивной подготовки: этап начальной подготовки (далее - НП), тренировочный этап (этап спортивной специализации) (далее - ТЭСС), Этап совершенствования спортивного мастерства (далее - ССМ).

На основании требований к объему тренировочного процесса (приложение №1 ФССП) руководителем Учреждения утвержден план комплектования групп, действующий с 01.01.2020, согласованный с первым заместителем министра спорта Красноярского края. План комплектования содержит информацию о тренерском составе, задействованном в тренировочном процессе, количестве групп спортсменов и их численный состав, объем тренерской нагрузки.

На основании плана комплектования приказами директора утверждено комплектования групп спортсменов, после чего, составлено и утверждено расписание работы тренеров.

В тренировочном процессе в 2020 году принимали участие тренеры (тренер по физической подготовке 2 штатных единицы, тренер вратарей - 2 штатных единицы), не вошедшие в план комплектования в связи с тем, что за ними не закреплены группы спортсменов. Их тренерская нагрузка отражена в расписании работы тренеров, утвержденного приказом директора от 28.01.2020 №8д.

Согласно пояснениям, представленным директором Учреждения на основании государственного задания и в соответствии с доведенными лимитами на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы и на 2021 плановый период 2022 - 2023 годы Учреждением произведен расчет объема нормативных затрат на оказание государственной услуги и выполнение работ.

 В норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются затраты на оплату труда (в соответствии со штатным расписанием, актуальным на дату расчета нормативов затрат), в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая начисления на выплаты по оплате труда (старшие тренеры, тренеры, тренеры вратарей, методисты).

В течение 2020 года и в истекшем периоде 2021 года в штатном расписании Учреждения числились 2,5 ставки работников, оплата труда которых производится за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, которые продолжительное время (в течение 2020 года и 3 месяцев 2021 года) оставались вакантными, а именно: старший тренер -1 единица (согласно представленной к проверке информации ставка вакантна с 01.11.2018 года); тренер по физической подготовке 0,5 шт. единицы (согласно представленной к проверке информации ставка вакантна с 02.12.2019 года); инструктор по спорту - 1 шт. единица (согласно представленной к проверке информации ставка вакантна с 09.02.2018 года).

Указанные выше вакантные штатные должности в течение 2020 года не были замещены или совмещены сотрудниками Учреждения. Фонд оплаты труда работников Учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы был сформирован с учетом данных ставок. Фонд оплаты труда использован по итогам 2020 года в полном объеме. Проверкой установлено наличие 2,5 вакантных ставки (не замещены) в течение 12 месяцев 2020 года, не принимавших участия в исполнении государственного задания, доведенного Учреждению Министерством.

Увеличение численности тренерского состава Учреждения в 2020 году повлекло увеличение плановых расходов на оплату труда и соответственно на отчисления во внебюджетные фонды в общей сумме 1 832 712,45 руб. (в том числе: по КОСГУ 211 -1405 668,84 руб., по КОСГУ 213 - 425 636,53 руб., по КОСГУ 266 -1 407,08 руб.). В 2020 году расходование средств фонда оплаты труда Учреждением осуществлено в полном объеме.

Таким образом, средства доведенные Учреждению в рамках субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания превышением на 1 832 712,45 руб. использованы в полном объеме, чем причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме.

Пунктом 12 Порядка № 539-п определено, что базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги.

Согласно пункту 13 Порядка № 539-п при определении базового норматива на оказание государственной услуги применяются нормы, выраженные в натуральных показателях (рабочее время работников, материальные запасы, особо ценное движимое имущество, топливо, электроэнергия и другие ресурсы, используемые для оказания государственной услуги), определяемые стандартами оказания государственных услуг (выполнения работ) (далее - стандарты), утвержденными уполномоченными органами исполнительной власти Красноярского края, а в случае их отсутствия - на основе анализа и усреднения показателей деятельности государственного учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы государственной услуги (в соответствующей сфере деятельности) при выполнении требований к качеству оказания данной государственной услуги, отраженных в общероссийских базовых перечнях услуг или региональном перечне государственных услуг и работ (далее - метод наиболее эффективного учреждения).

Согласно пункту  14 Порядка № 539-п в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются:

затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда);

затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;

затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования;

иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, в том числе затраты на оплату коммунальных услуг, содержание объектов недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества (аренду указанного имущества) в части имущества, используемого в процессе оказания государственной услуги. Анализ вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что в объем финансового обеспечения выполнения Учреждением государственного задания включаются затраты на оплату труда только тех лиц, трудовая деятельность которых связана с оказанием государственных услуг (выполнением работ).

Суд соглашается с позицией Службы, что в рассматриваемом случае имеет место использование Учреждением в 2020 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в завышенном размере, обусловленном завышением фонда оплаты труда как составной части данной субсидии.

Заявитель, не соглашаясь с доводами ответчика, указывает, что, поскольку  фонд оплаты труда был израсходован исключительно на оплату труда, государственное задание по тренировочному процессу выполнено в полном объеме, нарушение при использовании бюджетных средств отсутствует.

Вместе с тем, статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств. Указанный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Учитывая, что 2,5 штатные единицы не были заполнены и являлись вакантными, у Учреждения отсутствовали основания для расходования бюджетных средств в указанной части на оплату труда иных сотрудников.

Доводы заявителя о том, что сложившаяся по результатам финансово-хозяйственной деятельности экономия может быть потрачена по своему усмотрению в текущем финансовом году, правомерно отклонены ответчиком. Завышения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 1 832 712,45 руб. экономией не является. Указанные в оспариваемом предписании ставки тренерской нагрузкой (как постоянным, так и переменным составом лиц, проходящим спортивную подготовку) не обеспечены, в течение проверенного периода работниками не замещались и не совмещались.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу, что требования Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, изложенные в оспариваемом предписании в части возмещения 1832712,45 руб. в бюджет Красноярского края, основаны на нормах бюджетного законодательства.

Таким образом, заявленные требования краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Енисей» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева