ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-30350/19 от 19.02.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

26 февраля 2020 года

Дело № А33-30350/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КрасАвто"(ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 24.04.2018, место нахождения: 66077, г. Красноярск, улица. ФИО1, д. 49, оф. 8-11)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 26.12.2004, место нахождения: 660133, <...>)

о признании незаконными действий,

в судебном заседании присутствуют представители:

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 10.10.2019,

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 09.01.2020№ 2.4/1, ФИО4 по доверенности от 29.04.2019 № 2.4/16,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем М.А. Прокопивнюк,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КрасАвто" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконными действий в части отказа в приеме 25.06.2019 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года (корректирующая), об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Заявление принято к производству суда. Определением от 09.10.2019 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представители ответчика требования не признали, ссылаясь на законность оспариваемых действий.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

05.12.2018, 25.03.2019, 20.06.2019 руководителем общества в инспекцию поданы оригиналы доверенностей, выданные обществу с ограниченной ответственностью "Венера", с полномочиями подписывать и подавать налоговые декларации, со сроками действия до 05.12.2021, 25.03.2022, 20.06.2022 соответственно.

25.06.2019 обществом посредством телекоммуникационных каналов связи в инспекцию подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года (корректирующая), которая подписана представителем общества по доверенности от 20.06.2019 №384 в лице руководителя общества с ограниченной ответственностью "Венера" ФИО5

Инспекцией с ссылкой на п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н (далее- Административный регламент), отказано в приеме данной налоговой декларации в связи с выявленными следующими нарушениями: неправильное указание (отсутствие) сведений по доверенности, отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе (доверенность требует подтверждения), о чем заявителю направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным.

В Информационный ресурс инспекцией внесена запись об аннулировании доверенности от 20.06.2019 № 384.

Заявитель считая, что инспекцией незаконно отказано в приеме уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года, подал жалобу в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому от 11.09.2019 № 2.12-16/20848@ обществу отказано в удовлетворении жалобы.

Считая незаконными действия инспекции по отказу в приеме уточненной (корректирующей) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 174 НК установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 3 ст. 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, в электронной форме.

В силу пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 5 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации). При этом к налоговой декларации прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации.

В силу пункта 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Пунктом 1 статьи 29 НК РФ установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Согласно пункту 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством российской Федерации.

Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись данных лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исследовав по правилам ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд установил, что обществом по телекоммуникационным каналам связи 25.06.2019 в инспекцию подана налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2018 года (корректирующая).

Ответчик отказал в приеме данной налоговой декларации, сославшись на п. 28 Административного регламента.

Основанием для отказа в приеме налоговой отчётности послужил факт того, что в Информационный ресурс внесена запись об аннулировании доверенности от 20.06.2019 № 384, выданной заявителем ООО "Венера" на представление интересов общества в органах ФНС РФ, в том числе подписывать и подавать налоговые декларации и другую отчетность, в связи с установлением инспекцией в отношении заявителя следующих фактов:

- общество по юридическому адресу не находится (протоколы осмотра от 18.02.2019 № 600, от 23.05.2019 № 2380, от 20.07.2019 №3030),

- в Единый государственный реестр юридических лиц 19.04.2019 внесена запись о недостоверности сведений об адресе общества,

- руководитель и учредитель общества ФИО6 является «массовым»руководителем и учредителем, в качестве руководителя зарегистрирован в 11 организациях, в качестве учредителя в 15 организациях,

- сведения о доходах по форме 2-НДФЛ представлены только обществом с ограниченной ответственностью "ЕТК" за 2018 год,

- необходимые ресурсы для достижения результата соответствующей экономической деятельности (земельные участки, недвижимое имущество, транспортные средства) у общества отсутствуют, численность -1 человек,

- платежи, обеспечивающие ведение финансово-хозяйственной деятельности (аренда, заработная плата, охрана, коммунальные платежи) отсутствуют,

- общество систематически представляет налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с поставщиками, которые фактически не осуществляют реальную финансово-хозяйственную деятельность.

Кроме того, ответчиком в обоснование правомерности отказа в приеме налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года (корректирующая) приведены следующие обстоятельства:

-в отношении обществана основании решения инспекции от 05.04.2019 № 1569 возбуждено исполнительное производство № 44322/19/24011-ИП от 10.04.2019, которое прекращено 22.04.2019 в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества;

- согласно представленной 21.03.2019 бухгалтерской отчетности за 2018 год активы организации (14 724 000 руб.) на 99,12 % сформированы из дебиторской задолженности, а пассивы на 92,52 % сформированы из кредиторской задолженности; прибыль до налогообложения составляет 2,63 % от выручки 51 785 000 руб.;

- согласно данным по движению денежных средств по счетам общества за 2018 год все денежные средства поступают от общества с ограниченной ответственностью "Европейская Транспортная Компания" (ИНН <***>) за транспортные услуги и перечисляются преимущественно в адрес индивидуальных предпринимателей за транспортные услуги. Собственные транспортные средства у организации отсутствуют, доказательства аренды или лизинга так же не установлены;

-в ходе камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость общества за 2018 год установлено, что показатели в налоговых декларациях не соответствуют фактическим обстоятельствам и не сопровождаются реальными операциями финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Отчетность, представленная в налоговый орган, имеет противоречивый характер, а именно: несоответствие оборотов по расчетным счетам и данными представленными в налоговой декларации, и как следствие, несоответствие товарных и денежных потоков;

-согласно выпискам расчетных счетов общества в 2018 году в адрес индивидуальных предпринимателей перечислены денежные средства в размере 49 313 млн. рублей. При этом в налоговых декларациях общества применены вычеты организаций, зарегистрированных за пределами Красноярского края, преимущественно в Новосибирской области. Из проведенного анализа данных контрагентов установлено, что их причастность к единой группе компаний, действительными целями которых является создание фиктивного документооборота, что подтверждается мероприятиями налогового контроля УФНС России по Новосибирской области;

-указанные факты не свидетельствовали о реальной финансово-хозяйственной деятельности, о фактическом осуществлении ФИО6 руководства деятельностью обществом и наличии связи с руководителем организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу;

-единственный участник общества Коп С.А. зарегистрирован по адресу места жительства в г. Енисейске. Согласно сведениям, имеющимся у инспекции, Коп С.А. получал доход в обществе с ограниченной ответственностью "Европейская Транспортная Компания" (ИНН <***>) и обществе с ограниченной ответственностью "ЕВРОТРАНС" (ИНН <***>), зарегистрированных в г. Новосибирске и занимающихся вспомогательной деятельностью, связанной с перевозками. Сведения о получении дохода в обществах "КАРДИНАЛ" (ИНН <***>), "МИНОГА" (2465133060), "ДОРАДА" (ИНН <***>), "ПАЛАМИДА" (ИНН <***>), "ОСКАР" (ИНН <***>), "ФАРИДА" (ИНН <***>), "АНАБАС" (ИНН <***>), "МАРМИР" (ИНН <***>), "КАЛАБАН" (ИНН <***>), в которых Коп С.А. является директором и учредителем, отсутствуют. Все данные организации зарегистрированы по адресу: <...> / стр. 23, помещение 5 (комнаты 12, 13, 14), у всех организаций идентичные виды деятельности (не связанные с перевозками), основной вид деятельности - торговля розничная напитками в специализированных магазинах;

- Коп С.А. являлся одним из участников исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ обществ "Абсолют" (ИНН <***>), "Форест Трэнд" (ИНН <***>), "Сельхозинвест" (ИНН <***>).

По мнению инспекции, вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что общество создано не с целью ведения реальной финансово-хозяйственной деятельности, у ответчика имелись основания для сомнения в достоверности представленных сведений, вывода об отсутствии полномочий у представителя общества на представление документов.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает действия инспекции не соответствующими требованиям закона, исходя из следующего.

Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом.

Пунктом 213 Административного регламента установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю (пункт 215 Административного регламента).

В пункте 28 Административного регламента установлен следующий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета):

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Кроме того, в силу пункта 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

б) ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям.

Для электронного документа (документов), не соответствующего положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, с помощью приемного комплекса формируется сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в Системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде.

Процедура документооборота на этом прекращается. В силу пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка абонента-отправителя и типа вложения, проверка транспортного контейнера.

При этом, исходя из положений пункта 2.5 Методических рекомендаций при несоответствии электронного документа положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, формируется сообщение об ошибке.

Вместе с тем, сообщения об ошибке инспекцией сформировано не было, что свидетельствует о том, что нарушений при проверке абонента-отправителя и типа вложения, проверке транспортного контейнера установлено не было.

Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий: осуществляет первичный контроль в соответствии с пунктами 3 - 5 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов; формирует транспортный контейнер, содержащий зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭП налогового органа уведомление об отказе, и направляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.

В силу пунктов 3 – 5 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка электронной подписи абонента-отправителя, проверка идентификации файла, проверка полномочий отправителя.

Пункт 2.8 Методических рекомендаций, так же как и Административный регламент, предусматривает, что сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.

Содержащиеся в Административном регламенте, Методических рекомендациях требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.

Порядком формирования и ведения информационного ресурса "доверенность" в программном обеспечении местного уровня, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200 (далее - Порядок).

Разделом 2 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «доверенность» в программном обеспечении местного уровня, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 № ММВ-7-б/200@, предусмотрены основания для аннулирования доверенности: заявления налогоплательщика об отзыве доверенности; нахождения записи в федеральном справочнике "СЛПФЛ"; отсутствия бумажного варианта доверенности; полномочия представителя не соответствуют доверенности; нахождения записи в ПИК "Недействительные паспорта" или по иным причинам.

Перечень оснований для аннулирования записи ИР "Доверенность", указанный в разделе 2 Порядка формирования информационного ресурса "Доверенность", не содержит оснований, на которые ссылается ответчик.

Суд читает, что установление вышеуказанных обстоятельств на стадии принятия налоговой декларации осуществляется инспекцией вне какой-либо регламентированной процедуры. Приведенные ответчиком основания отказа в приеме налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года (корректирующая) отсутствуют в Методических рекомендациях и Административном регламенте.

Обстоятельства, негативно, с точки зрения ответчика, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налогоплательщиком и принятия инспекцией налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Довод ответчика о том, что, исходя из положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы инспекции о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации, отклоняется судом как основанный на расширительном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что налоговый контроль, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, должен проводиться должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, регламентирована нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 88, 89, 101) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации, которая в силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. До принятия налоговой декларации фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.

Проведение мероприятий налогового контроля по проверке достоверности сведений, содержащихся в не принятой налоговой декларации, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (на что указывает ответчик в обоснование своих действий), не может быть признано обоснованным, поскольку инспекции не предоставлено полномочий по проверке достоверности сведений в декларациях до момента их фактического принятия. Именно прием декларации является основанием для проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, установленная налоговым органом, должна быть отражена в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение, а налогоплательщик должен иметь возможность реализовать предоставленные ему НК РФ права для представления возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, обжалования решения налогового органа, чего он фактически лишается в случае отказа в принятии налоговой декларации по обстоятельствам, характеризующим его как организацию не осуществляющую реальную хозяйственную деятельность.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что ответчиком в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличие правовых оснований для отказа в принятии представленной заявителем налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года (корректирующая), направленной в инспекцию 25.06.2019.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2018 года (корректирующая) впоследствии (12.11.2019) была представлена обществом по ТКС в инспекцию и была принята инспекцией. По мнению ответчика, права налогоплательщика действиями инспекции уже не нарушаются.

Указанный довод ответчика отклоняется судом, поскольку оценка действий государственных органов производится судом на дату их совершения. Действиями инспекции по отказу в приеме отчетности в момент их совершения нарушены права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 3 000 руб. Заявитель на основании чека-ордера от 25.09.2019 уплатил 6 000 руб. государственной пошлины.

Учитывая результат рассмотрения настоящего дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

требование общества с ограниченной ответственностью "Красавто" удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска, выразившиеся в отказе в приеме 25.06.2019 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года (корректирующая).

Оспариваемые действия проверены на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Красавто".

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красавто" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Красавто" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной на основании чека-ордера от 25.09.2019.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Куликовская