ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-30557/20 от 12.01.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

18 января 2021 года

Дело № А33-30557/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 января 2021 года.

В полном объёме решение изготовлено 18 января 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

о признании действия (бездействия) незаконным,

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом

от органа, чье бездействие оспаривается: ФИО2, представителя по доверенности от 06.05.2020, личность удостоверена паспортом

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – орган, чей акт оспаривается) о:

- признании незаконным отказа от 11.09.2020 в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282;

- обязании органа, чей акт оспаривается, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставленную заявителем 20.09.2018 (исх. №11/р-149 от 18.09.2018).

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 23.10.2020 возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание, судебное заседание назначены на 01.12.2020.

Определением от 01.12.2020 предварительное судебное заседание отложено на 12.01.2021.

В материалы дела от заявителя поступили дополнительные доказательства.

В материалы дела от органа, чей акт оспаривается, поступили дополнительные доказательства.

Суд приобщил представленные документы к материалам дела, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя требования поддержал, просит суд удовлетворить заявление в полном объеме, ответил на вопросы суда.

Представитель органа, чей акт оспаривается, возражал против заявленных требований.

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.12.2019 по делу № А33-35960/2018 признан незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, выраженный в письме от 13.11.2018 №03-36/08/13615, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

В качестве восстановления прав и законных интересов федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) суд обязал Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва повторно рассмотреть заявление федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, в соответствии с процедурой определенной Земельным кодексом Российской Федерации.

При рассмотрении дела № А33-35960/2018 судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 28.12.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282 имеет площадь 7022608 +/- 928 кв.м., его местоположение установлено относительно ориентира, распложённого в границах участка, ориентир – нежилое здание, почтовый адрес ориентира: <...>. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилыми зданиями. На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, кадастровые номера которых указаны в соответствующем разделе выписки. В отношении земельного участка 13.07.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 25.01.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении заявителя ( в представленной в материалы дела по запросу суда выписке из ЕГРН от 16.11.2020 № КУВИ-002/2020-38802390 содержатся аналогичные сведения).

Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя зарегистрировано на основании решения Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-19463/2016 от 05.12.2016.

Решением от 26.01.2011 по делу №А33-1277/2009 федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

20.09.2018 заявитель обратился к ответчику с заявлением от 18.09.2018 исх. №11/р-149 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282. Из заявления следует, что на образуемом земельном участке расположены все опасные объекты заявителя, подлежащие передаче РФ в рамках дела о его банкротстве. В настоящий момент ведутся подготовительные работы по установлению ограждения указанного земельного участка с целью обеспечения контроля доступа посторонних лиц к объектам, находящимся на участке.

В качестве приложения в заявлении указаны схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в трех экземплярах, а также в электронном виде, заключение кадастрового инженера.

Схема расположения земельного участка с условным номером 24:50:0000000:282:ЗУ1 площадью 2066623 кв.м. представлена в материалы дела. Также в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО3 и справка о наличии опасных локальных зон на территории ФГУП ПО КХК «Енисей».

В письме от 13.11.2018 №03-36/08/13615 ответчик сообщил следующее.

«В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственном имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и республике Тыва), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 №455, Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.

По результатам рассмотрения Вашего обращения о разделе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:280 МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и республике Тыва, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В целях образования испрашиваемого земельного участка, необходимо предоставить три экземпляра схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; в том числе оригинал заключения кадастрового инженера о соответствии площади формируемых участков функциональному назначению расположенных на них объектов с описанием порядка расчета и ссылкой на документы, определяющие применение соответствующих коэффициентов при проведении расчетов, с указанием категории и вида разрешенного использования земельных участков, а также необходимо указать доступ к образуемому земельному участку; оригинал или надлежаще заверенную копию актуальных данных уполномоченного органа в области градостроительной деятельности по месту расположения земельного участка, подтверждающие наличие (отсутствие) утвержденного проекта межевания территории в границах которой расположены образуемые земельные участки.

В соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

Вместе с тем требования к оформлению схемы расположения земельного участка содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 и Приказе Росреестра от 27.03.2017 № П/0152.

Направляемая Схема расположения на КПТ в формате XML должна соответствовать приказу Росреестра от 27.03.2017 № П/0152 «Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа». Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.

В случае отсутствия информации на кадастровом плане территории (приложение № 8 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 в составе разделов 1 - 12) в заключении кадастрового инженера рекомендуем отобразить:

- наличие/отсутствие утвержденного проекта межевания территории (документальное подтверждение);

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами;

- информацию о том, что границы земельных участков не пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (документальное подтверждение (при наличии);

- информацию, обоснование того, что образование земельных участков, если их образование не приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;

- информацию о соответствии/несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (документальное подтверждение (при наличии);

- наличие/отсутствие пересечений границ территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (документальное подтверждение).

Дополнительно рекомендуем предоставить актуальные сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об объектах недвижимости и испрашиваемом земельном участке.

Считаем важным сообщить, что в соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

На основании вышеизложенного, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва готово рассмотреть вопрос, указанный в Вашем обращении, при наличии оснований и сформированного пакета документов, предусмотренных действующим законодательством.»

При рассмотрении дела № А33-35960/2018 представитель МТУ указал, что препятствием для утверждение схемы послужило то, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282 находится в границах нескольких территориальных зон и вновь создаваемый земельный участок также будет находится в границах нескольких термальных зон, что является недопустимым.

Согласно Карте градостроительного зонирования городского округа город Красноярск, в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 установлены следующие территориальные зоны: зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (0-1); производственные зоны предприятий III класса опасности (П-2); зоны объектов обеспечения производственной деятельности (П-4); зоны иных зеленых насаждений (3-2); коммунально-складская зона (П-3); зона естественных природных ландшафтов (Л).

Решением Красноярского краевого суда от 15.10.2019 № 3а-679/2019 удовлетворено административное исковое заявление МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, признано недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, общей площадью 7 022 608 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилымии зданиями, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: <...> к семи территориальным зонам. На Красноярский городской Совет депутатов возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решением Красноярского краевого суда от 29.01.2020 № 3а-79/2020 удовлетворено административное исковое заявление МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, признано недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение № 1 «Положение о территориальном планировании», приложение № 3 «Карта функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)» к Решению Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта. 2015 года № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 к семи функциональным зонам.

Во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 20.12.2019 по делу № А33-35960/2018 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва г.Красноярск повторно рассмотрело заявление федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282. По результатам рассмотрения дан ответ, оформленный письмом от 11.09.2020 № 24-АВ-08/9829, об отказе в принятии решения об образовании земельного участка путем раздела исходного с КН 24:50:0000000:282, по следующим основаниям:

- в силу пункта 4.1.18 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Межрегиональное территориальное управление принимает в соответствии с законодательством РФ решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, самостоятельно, площадью больше десяти гектаров – по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

- в целях принятия решения по вопросу раздела земельного участка, Межрегиональное территориальное управление направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующие документы.

- после анализа представленных документов, Росимуществом выявлены замечания, отраженные в письме от 01.09.2020 № 10/27363.

- после устранения указанных замечаний, Межрегиональное территориальное управление готово рассмотреть Ваше обращение повторно.

В материалы дела представлено письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.09.2020 № 10/27363 в котором, изложены следующие замечания:

- в соответствии с обращением, образование земельного участка осуществляется под Гидротехническим сооружением Шламонакопитель 1 класса опасности и 150 опасных объектов, изъятых из оборота, в том числе линейных, участвующих в производстве порохов и твердого ракетного топлива.

- в представленном комплекте документов отсутствует заявление лица о предоставлении ему на соответствующем праве земельного участка для содержания опасных объектов.

- вновь образованный земельный участок останется в государственной казне РФ. При этом у Росимущества отсутствуют денежные средства на содержание такого участка, в том числе на проведение работ по его рекультивации.

- на основании изложенного, принять решение по существу вопросов не представляется возможным.

- является также целесообразным образовать земельные участки под объектами недвижимости, проданными ФГУП «ПО КХК «Енисей»» третьим лицам. При этом исходный земельный участок останется в измененных границах и площади на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГУП «ПО КХК «Енисей».

Письмом от 14.09.2020 № 11р-91 ФГУП «ПО КХК «Енисей»» повторно обратилось к Межрегиональному территориальному управлению с просьбой утвердить схему расположения земельного участка с КН 24:50:0000000:282 на кадастровом плане территории.

В целях принятия решения по вопросу раздела земельного участка, Межрегиональное территориальное управление повторно направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом запрос от 15.09.2020 № 24-АВ-08/9924 о рассмотрении обращения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Письмом от 01.12.2020 № 7-013534 Правительство Красноярского края сообщило Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, что в настоящий момент решен вопрос с закреплением опасных объектов ФГУП «ПО КХК «Енисей»» за ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» (ФГУП «ГосНИИОХТ») с целью проведения ликвидационных работ. В настоящее время требует решения вопрос с земельным участком ФГУП «ПО КХК «Енисей»» под ликвидированными и подлежащими ликвидации опасными объектами, представляющими потенциальную угрозу. Для проведения ФГУП «ГосНИИОХТ» ликвидационных работ по рекультивации земельного участка и приведению территории ФГУП «ПО КХК «Енисей»» в безопасное состояние необходимо урегулировать вопрос раздела земельного участка с КН 24:50:0000000:282. ФГУП «ПО КХК «Енисей» проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, в результате которых была подготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Выделен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282:ЗУ1 (площадью - 2066623 кв.м.) под опасными объектами и опасными локальными зонами. В первую очередь, целью раздела земельного участка является выделение его части под опасными объектами, изъятыми из оборота, которые должны быть переданы специализированной организации в целях дальнейшей рекультивации земельного участка. Во вторую очередь, раздел земельного участка необходим для разграничения территории на которой расположены объекты, реализованные в ходе конкурсного производства, и вовлечения земельных участков под неопасными объектами в хозяйственный оборот.

Не согласившись с решением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва г.Красноярск от 11.09.2020 об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 ФГУП «ПО КХК «Енисей» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам, так и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на орган, чей акт, оспаривается заявителем, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявитель оспаривает решение Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, изложенное в письме от 11.09.2020 № 24-АВ-08/9829, полученном заявителем 14.09.2020, о чем свидетельствует входящий штамп № 299.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края 16.10.2020, то есть срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.12.2019 по делу № А33-35960/2018 признан незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, выраженный в письме от 13.11.2018 №03-36/08/13615, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

В качестве восстановления прав и законных интересов федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) суд обязал Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва повторно рассмотреть заявление федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, в соответствии с процедурой определенной Земельным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 20.12.2019 по делу № А33-35960/2018 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва г.Красноярск повторно рассмотрело заявление федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282. По результатам рассмотрения дан ответ, оформленный письмом от 11.09.2020 № 24-АВ-08/9829, об отказе в принятии решения об образовании земельного участка путем раздела исходного с КН 24:50:0000000:282.

В качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва ссылается на пункты 4.1.18, 4.2.25 Положения о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 №455 и письмо Росимущества от 01.09.2020 № 10/27363, в котором последнее сообщило о невозможности принять решение по существу вопроса.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определены основные принципы земельного законодательства, в числе которых определен и принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества.

Пункт 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2).

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 №455, территориальное управление осуществляет:

функции по управлению федеральным имуществом, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва;

полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну РФ;

полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

В силу пункта 4.1.18. указанного Положения территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров; площадью больше десяти гектаров - по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пункт 4.2.25.), а также иные функции по управлению государственным имуществом, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 4.2.29.).

Пункта 4.1.30. Положения установлено, что территориальное управление обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок.

Пунктами 4.1.18 и 4.2.25 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 предусмотрено, что территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров; площадью больше десяти гектаров - по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Исходя из взаимосвязанных требований пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, и пункта 4.2.25 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, территориальный орган по поручению Росимущества принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектаров.

При этом внутриведомственные отношения между с Росимуществом и его территориальными органами не могут влиять на обязанности органа, связанные с необходимостью соблюдения им организационных правил, регулирующих внутриорганизационные отношения, не могут влиять на его взаимоотношения с третьими лицами, обратившимися в установленном порядке за совершением действий, предусмотренных законом.

Из вышеприведенного следует, что отказ территориального управления в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 со ссылкой на отсутствие полномочий по принятию указанного решения без поручения Росимущества является незаконным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в соответствии утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (пункт 15).

Согласно пункту 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 16.11.2020 № КУВИ-002/2020-38802390 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282 имеет площадь 7022608 +/- 928 кв.м., его местоположение установлено относительно ориентира, распложённого в границах участка, ориентир – нежилое здание, почтовый адрес ориентира: <...>. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый нежилыми зданиями. На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, кадастровые номера которых указаны в соответствующем разделе выписки. В отношении земельного участка 13.07.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 25.01.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении заявителя.

Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя зарегистрировано на основании решения Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-19463/2016 от 05.12.2016.

Решением от 26.01.2011 по делу №А33-1277/2009 федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением от 10.09.2020 срок конкурсного производства продлен до 10.02.2021.

В конкурсном производстве должником ФГУП ПО «КХК «Енисей» реализовано более 387 сооружений и объектов капитального строительства, вошедших в конкурсную массу, указанные объекты расположены на части земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282.

Большинство собственников указанных объектов в настоящее время не могут оформить права на земельные участки в связи с тем, что весь земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП ПО «КХК «Енисей».

При этом, часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 расположена под опасными объектами и опасными локальными зонами.

ФГУП «ПО КХК «Енисей» проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, в результате которых была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Выделен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282:ЗУ1 (площадью - 2066623 кв. м.) и сохранен исходный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:282 в измененных границах.

При этом, образуемый земельный участок 24:50:0000000:282:ЗУ1 (площадью - 2066623 кв. м.) формируется в связи с необходимостью выдела земельного участка под опасными объектами и опасными локальными зонами, вид разрешенного использования и тип категории земель исходного земельного участка согласно части 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации сохранится.

20.09.2018 заявитель обратился к ответчику с заявлением от 18.09.2018 исх. №11/р-149 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282. Из заявления следует, что на образуемом земельном участке расположены все опасные объекты заявителя, подлежащие передаче РФ в рамках дела о его банкротстве. В настоящий момент ведутся подготовительные работы по установлению ограждения указанного земельного участка с целью обеспечения контроля доступа посторонних лиц к объектам, находящимся на участке.

В качестве приложения в заявлении указаны схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в трех экземплярах, а также в электронном виде, заключение кадастрового инженера.

Схема расположения земельного участка с условным номером 24:50:0000000:282:ЗУ1 площадью 2066623 кв.м. представлена в материалы дела. Также в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО3 и справка о наличии опасных локальных зон на территории ФГУП ПО КХК «Енисей».

Доказательства того, что представленные заявителем документы не соответствовали требованиям действующего законодательства, а также доказательства наличия иных оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в материалы дела не представлены.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указанные Межрегиональным территориальным управлением в письме от 11.09.2020 в Земельном кодексе РФ не предусмотрены.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, позволяют сделать вывод о том, что оспариваемый отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, выраженный в письме от 11.09.2020, принят с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств настоящего дела, в том числе того, что Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае фактически была дана оценка представленных заявителем документов, иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 в ходе рассмотрения заявления не выявлено, суд считает, что в качестве применения меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя следует применить возложение на Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставленную 20.09.2018 (исх. № 11/р-149 от 18.09.2018).

При этом утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282 восстановит баланс частных и публичных интересов, а также не нарушит прав собственника и правообладателя.

Расходы заявителя по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва г.Красноярск от 11.09.2020 об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:282, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

В качестве применения мер по устранению нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей», вызванных незаконным решением, обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва г.Красноярск утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставленную 20.09.2018 (исх. № 11/р-149 от 18.09.2018).

Взыскать с Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва г.Красноярск в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» г.Красноярск из средств федерального бюджета излишне оплаченную по платежному поручению №3470 от 12.10.2020 государственную пошлину в размере 3000 руб.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что решение в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 рабочих дней, подписано в виде электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков