ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-31166/18 от 14.12.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

декабря 2018 года

Дело № А33-31166/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 декабря 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 21 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кевельдженовой Ольги Александровны (ИНН 243900044173, ОГРН 310246831300112)

к департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка,

в присутствии:

от заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 01.06.2018, личность удостоверена паспортом

от органа, чей акт оспаривается: ФИО3, представителя по доверенности от 19.11.2018, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (далее – орган, чьи действия оспариваются):

- о признании незаконным отказ от 05.10.2018 департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в предоставлении в собственность за плату земельного участка, занимаемого автомобильной мойкой, расположенной по адресу: <...> кадастровый номер: 24:50:0700213:50;

- об обязании предоставить земельный участок, занимаемого автомобильной мойкой, расположенным по адресу:  <...> кадастровый номер: 24:50:0700213:50.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 09.11.2018 возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание, судебное заседание назначены на 14.12.2018.

Представитель заявителя требования поддержал, просит суд удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель органа, чей акт оспаривается, возражал против заявленных требований.

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) подписан договор аренды земельного участка от 08.07.2015 № 952 (далее – договор аренды), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, находящихся в охранной зоне инженерных сетей, с кадастровым номером 24:50:0700213:50, находящийся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 31г (далее – участок), для использования в целях завершения строительства автомойки в соответствии с градостроительным регламентом зоны в границах, указанных в кадастровой выписке участка, которая прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 500,51 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передан по акту приема-передачи 27.01.2009 по договору аренды от 11.09.2009 № 1612 земельного участка.

Согласно пункту 2.1 договора аренды срок аренды участка устанавливается с 27.05.2015 по 26.05.2018. Условия настоящего договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора, а именно 27.05.2015 – дата расторжения предыдущего договора аренды от 11.09.2009 № 1612 земельного участка.

Договор прошел государственную регистрацию 15.07.2015, о чем имеется соответствующая запись.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним от 15.02.2018 заявителю на праве собственности принадлежит автомобильная мойка, назначение: нежилое здание, площадь 570,9 кв.м., количество этажей: 4, в том числе подземных - 1, адрес (местонахождение) объекта: <...>, кадастровый номер 24:50:0700213:1321, о чем 08.08.2016 внесена запись.

Решением Красноярского краевого суда от 06.09.2018 по делу № 3а-358/2018 010аФИО1 отказано в признании не действующим в части генерального плана городского округа города Красноярска, положения о территориальном планировании, карты функциональных зон городского округа, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, в части отнесения земельного участка с КН (), расположенного по адресу: (), к функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий, приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года № 18-223), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером () расположенного по адресу: () к территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования (3-1).

07.09.2018 предприниматель обратилась к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением, в соответствии с которым просила предоставить земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700213:50 без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Вид права: собственность за плату, в целях размещения автомобильной мойки.

Письмом от 05.10.2018 № К-14442 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в предоставлении земельного участка с КН 24:50:0700213:50 в собственность, ссылаясь на то, что испрашиваемый участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1), за границами красных линий и является землями общего пользования, указал, что земли общего пользования не подлежат отчуждению. Красные линии утверждены в составе проекта изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, а также проекта планировки и межевания жилого района Пашенного.

В материалы дела представлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении испрашиваемого земельного участка, в соответствии с которыми на дату подготовки указанного документа земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд. Земельный участок с КН 24:50:0700213:50 расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий (3-1). Проект планировки и межевания жилого района Пашенного утвержден Постановлением администрации города от 28.08.2013 № 426 с изменениями, внесенными постановлением администрации города от 19.12.2017 № 818.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.04.2018 на спорном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0700213:1321.

Заявитель представил в материалы дела заключение кадастрового инженера от 30.03.2018, из которого следует, что размещение объекта капитального строительства с КН 24:50:0700213:1321 выполнено в пределах земельного участка с КН 24:50:0700213:50 общей площадью 501 кв.м. для строительства автомойки, в соответствии с требованиями нормативной документации. Границы земельного участка с КН 24:50:0700213:50 не пересекают границы смежных землепользователей, не нарушает права третьих лиц. Из представленных сведений ИСОГД установлено, что земельный участок с КН 24:50:0700213:50 расположен в границах красных линий, установленных в составе Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа Красноярск, утвержденного постановлением Администрации г. Красноярска № 833 от 25.12.2015 и находится в одной территориальной зоне – зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1).

Полагая, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность без торгов, выразившийся в письме от 05.10.2018 № К-14442, противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявитель оспаривает решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска об отказе в предоставлении земельного участка с КН 24:50:0700213:50 в собственность без торгов, выраженное в письме от 05.10.2018 № К-14442. Заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края 07.11.2018, то есть срок, установленный  пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.

В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р (далее – Положение), Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, разрабатывает проекты правовых актов города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными и лесными участками (пункт 21).

Согласно пункту 25 Положения Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Пунктами 56, 57 Положения на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска возложена обязанность по осуществлению контроля за рациональным использованием земель и лесов, расположенных на территории города Красноярска, в соответствии с действующим законодательством, а также по осуществлению муниципального земельного и лесного контроля.

В соответствии с требованиями пункта 71 Положения руководитель департамента издает распоряжения администрации города с регистрацией их в управлении делами администрации города по вопросам, в том числе, формирования, управления, распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, лесными участками.

Таким образом, оспариваемое индивидуальным предпринимателем ФИО1 решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов, выраженное в письме от 05.10.2018 № К-14442, принято уполномоченным лицом.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.  Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ Департамента в предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700213:50 мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (З-1), за границами красных линий и является землями общего пользования, указал, что земли общего пользования не подлежат отчуждению. Красные линии утверждены в составе проекта изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, а также проекта планировки и межевания жилого района Пашенного (пункт 6 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Статья 39.3 ЗК РФ устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа  земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно частям 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, суду необходимо устанавливать, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.

В силу статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).

Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении испрашиваемого земельного участка, земельный участок с КН 24:50:0700213:50 расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий (3-1). Земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд. Проект планировки и межевания жилого района Пашенного утвержден Постановлением администрации города от 28.08.2013 № 426 с изменениями, внесенными постановлением администрации города от 19.12.2017 № 818.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и не подлежит отчуждению в соответствии с вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Решением Красноярского краевого суда от 06.09.2018 по делу № 3а-358/2018 010а ФИО1 отказано в признании не действующим в части генерального плана городского округа города Красноярска, положения о территориальном планировании, карты функциональных зон городского округа, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, в части отнесения земельного участка с КН 24:50:0700213:50, расположенного по адресу: <...> г, к функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий, приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года № 18-223), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700213:50, расположенного по адресу: <...> г к территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования (3-1).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска доказан факт пересечения красных линий спорного земельного участка.

Доводы заявителя о том, что к правоотношениям по предоставлению испрашиваемого земельного участка Правила землепользования и застройки № В-122 не подлежат применению; на момент утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общего пользования городского округа город Красноярск границы красных линий должны были быть определены с учетом построек на земельном участке, рассмотрены судом и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании вышеприведенных норм права.

Из положений части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Однако это не исключает возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 № 4 (2017)).

Подготовка проекта планировки осуществляется для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.), в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (раздел «Введение» к Правилам планировки № 833).

Генеральный план г. Красноярска и Проект планировки № 833 не признаны недействующими. Тот факт, что спорный участок был сформирован до утверждения Проекта планировки № 833 красных линий, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, у суда не имеется .

Наличие и обоснованность оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность не позволяют сделать вывод о незаконности оспариваемого отказа.

На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Красноярск отказать.

Оспариваемый отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (от 05.10.2018 №К-14442) проверен судом на соответствие положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что решение в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 рабочих дней, подписано в виде электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может  быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков