ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-31183/2021 от 17.03.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

марта 2022 года

Дело № А33-31183/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 марта 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь»(ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления № 024/04/9.21-1267/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 28.10.2021,

к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: ФИО2, действующего на основании доверенности от 29.04.2021 № 00/45, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителя ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности от 19.01.2022 № 11, личность удостоверена служебным удостоверением, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А. Протоколирование ведется с использованием средств аудиозаписи,

установил:

публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (далее – заявитель, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик, административный орган, Красноярское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления № 024/04/9.21-1267/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 28.10.2021.

Заявление принято к производству суда. Определением от 10.12.2021 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гражданина ФИО1 (вх. № 17989 от 09.10.2020) на действия публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, КПП 246001001, 660021, <...>) (далее - ПАО «Россети Сибирь»), выразившиеся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям по постоянной схеме нежилого помещения этажа № 1, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:389 (далее - Объект). Аналогичные заявления были направлены в адрес управления ФАС России (вх. № 18190 от 14.10.2020), а также Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (вх. № 19312 от 02.11.2020).

Определением от 06 ноября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3070/2020 и принято решение о проведении административного расследования; гр. ФИО1 привлечен в качестве потерпевшего.

По итогам рассмотрения дела № 024/04/9.21-3070/2020 постановлением от 14.05.2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности за нарушение ч. 2 статьи 9.21 КоАП РФ по факту несоблюдении порядка рассмотрения заявки № 197293 на присоединение к электрическим сетям нежилого помещения этажа № 1, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:389, принадлежащего гр. ФИО1

В ходе рассмотрения дела № 024/04/9.21-3070/2020 установлено, что 27.10.2020 гр. ФИО1 посредством портала ТП.рф направил заявку № 474441 на подключение нежилого помещения этажа № 1, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:389, а также нежилого помещения этажа № 2, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:386 (далее - Объекты), к электрическим сетям, которая была отклонена ПАО «Россети Сибирь» со ссылкой на ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Определением от 19 мая 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2020 и принято решение о проведении административного расследования; гр. ФИО1 привлечен в качестве потерпевшего.

Определением от 18 июня 2021 года управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования до 19.07.2021.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № 10740 от 19.07.2021) было предложено 25.08.2021 в 15 час. 30 мин. явиться в Красноярское УФ АС России по адресу: <...> д, каб. 23 для составления протокола об административном правонарушении, указанное письмо было получено ПАО «Россети Сибирь» 27.07.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093862870849. Протокол составлен 25.08.2021 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП. Указанный протокол был получен ПАО «Россети Сибирь» 13.09.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором 80085864518157, направлен гр. ФИО1 на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Определением от 27.08.2021 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 12:00 10.09.2021. Определением от 10.09.2021 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 10:30 07.10.2021. Определением от 07.10.2021 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению 11:30 28.10.2021. Определение от 07.10.2021 было получено ПАО «Россети Сибирь» 11.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085065562355. Определение от 07.10.2021 было получено гр. ФИО1. 14.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085065562072.

В рассмотрении дела в режиме ВКС законный представитель, защитник ПАО «Россети Сибирь», гр. ФИО1, привлеченный в качестве потерпевшего, участия не приняли, ходатайства в адрес управления от указанных лиц не поступали.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

Согласно заявлению, Объекты имеют существующее электроснабжение по временной схеме. Документальные доказательства указанного довода к заявлению не приложены.

27.10.2020 гр. ФИО1 посредством портала ТП.рф направил заявку № 474441 на подключение Объектов к электрическим сетям, которая была отклонена ПАО «Россети Сибирь» со ссылкой на ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» 17.11.2020.

Исходя из представленной гр. ФИО1 копии письма ПАО «Россети Сибирь» (исх. 1.3/20/20212-исх от 17.12.2020) (ответа сетевой организации на обращение заявителя от 22.11.2020)   (вх.  № 9549 от 25.05.2021), которое содержит   информацию о   возможности направления пакета документов в филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» (<...>) для согласования опосредованного присоединения от общего н/в щита здания, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО «Фогест», при этом руководствуясь пунктами 40.4, 40.7 Правил № 861.

Однако, адрес объекта ООО «Фогест» (<...>) не совпадает с адресом, по которым расположены Объекты, принадлежащие гр. ФИО1 Нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, - это отдельно стоящее здание (согласно карте 2ГИС - Красноярск). Таким образом, разъяснение ПАО «Россети Сибирь» по вопросу опосредованного технологического присоединения Объектов гр. ФИО1 через сети ООО «Фогест» безосновательно.

Согласно представленным ПАО «Россети Сибирь» письменным пояснениям и документам (вх. №№ 11134 от 15.06.2021, 15006 от 12.08.2021), дата и номер заявки на Портале ТП присваиваются автоматически в день поступления заявки от заявителя. Здание, где располагается нежилое помещение заявителя, имеет технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с представленными ПАО «Россети Сибирь» письменными пояснениями (вх. № 18564 от 06.10.2021), гр. ФИО1 в заявке № 474441 от 27.10.2020 указал 2 объекта, на которые просит осуществить технологическое присоединение, приложил 2 выписки из ЕГРН. При этом технические характеристики указал на 1 объект. Так как Общество не располагает информацией о заявленных технических характеристиках в отношении другого объекта, ПАО «Россети Сибирь» не имело возможности подготовить 2 проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» должно было разместить проект договора и иные документы, предусмотренные п. 103 Правил № 861, по объекту, в отношении которого был представлен полный пакет документов в срок до 11.11.2020, а также направить в адрес гр. ФИО1 ответ о несоответствии заявки в отношении объекта, по которому заявителем был представлен неполный пакет документов. Правилами № 861 не запрещено подавать одну заявку на 2 и более объекта при наличии приложенных полных пакетов документов по каждому объекту, указанному в заявке.

На момент рассмотрения настоящего дела ПАО «Россети Сибирь» не разместило в установленный законодательством срок в личном кабинете потребителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и счет, предусмотренный п. 103 Правил № 861, ответ о несоответствии заявки в адрес гр. ФИО1 не был направлен. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Постановлением № 024/04/9.21-2438/2019 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП (период действия с 17.07.2020 по 01.02.2022).

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по размещению в личном кабинете гр. ФИО1 предусмотренных Правилами № 861 документов в отношении объекта с приложенным полным пакетом документов, в установленный срок (до 11.11.2020), а также по направлению в адрес гр. ФИО1 ответа о несоответствии заявки в отношении объекта, по которому заявителем был представлен неполный пакет документов в срок до 30.10.2020, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 1 статьи 2.1 КоАП.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки на присоединение к электрическим сетям Объектов заявителя, являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения, и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

Так, ПАО «Россети Сибирь», получив 27.10.2020 заявку от гр. ФИО1 на технологическое присоединение Объектов, должно было в срок до 11.11.2020 разместить в личном кабинете потребителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и иные документы, установленные п. 105 Правил № 861, в отношении объекта с приложенным полным пакетом документов, а также в срок до 30.10.2020 направить в адрес гр. ФИО1 ответ о несоответствии заявки в отношении объекта, по которому заявителем был представлен неполный пакет документов, предусмотренный законодательством.

Факт правонарушения, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП, удостоверяется заявлением гр. ФИО1 (вх. № 17989 от 09.10.2020, вх. № 19312 от 02.11.2020), материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 28.10.2021 № 024/04/9.21-1267/2021 ПАО «Россети Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением № 024/04/9.21-1267/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 28.10.2021, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы составляются должностными лицами органов,  уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с главой 23 настоящего кодекса.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.4, 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.9, статьей 14.9.1, частью 6 статьи 14.24, статьей 14.31 частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3 - 5 статьи 14.38, статьями 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи  23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 23.48 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России: руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен специалистом-экспертом аналитического отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ФИО4, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено заместителем руководителя Красноярского УФАС России ФИО5, то есть уполномоченными лицами.

Определением от 06 ноября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3070/2020 и принято решение о проведении административного расследования; гр. ФИО1 привлечен в качестве потерпевшего.

По итогам рассмотрения дела № 024/04/9.21-3070/2020 постановлением от 14.05.2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности за нарушение ч. 2 статьи 9.21 КоАП РФ по факту несоблюдении порядка рассмотрения заявки № 197293 на присоединение к электрическим сетям нежилого помещения этажа № 1, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:389, принадлежащего гр. ФИО1

В ходе рассмотрения дела № 024/04/9.21-3070/2020 установлено, что 27.10.2020 гр. ФИО1 посредством портала ТП.рф направил заявку № 474441 на подключение нежилого помещения этажа № 1, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:389, а также нежилого помещения этажа № 2, расположенного по адресу: <...>, к.н. 24:50:0200165:386 (далее - Объекты), к электрическим сетям, которая была отклонена ПАО «Россети Сибирь» со ссылкой на ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Определением от 19 мая 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2020 и принято решение о проведении административного расследования; гр. ФИО1 привлечен в качестве потерпевшего.

Определением от 18 июня 2021 года управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования до 19.07.2021.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю ПАО «Россети Сибирь» письмом (исх. № 10740 от 19.07.2021) было предложено 25.08.2021 в 15 час. 30 мин. явиться в Красноярское УФ АС России по адресу: <...> д, каб. 23 для составления протокола об административном правонарушении, указанное письмо было получено ПАО «Россети Сибирь» 27.07.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093862870849. Протокол составлен 25.08.2021 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП. Указанный протокол был получен ПАО «Россети Сибирь» 13.09.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором 80085864518157, направлен гр. ФИО1 на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Определением от 27.08.2021 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 12:00 10.09.2021. Определением от 10.09.2021 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению на 10:30 07.10.2021. Определением от 07.10.2021 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП назначено к рассмотрению 11:30 28.10.2021. Определение от 07.10.2021 было получено ПАО «Россети Сибирь» 11.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085065562355. Определение от 07.10.2021 было получено гр. ФИО1. 14.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085065562072.

В рассмотрении дела в режиме ВКС законный представитель, защитник ПАО «Россети Сибирь», гр. ФИО1, привлеченный в качестве потерпевшего, участия не приняли, ходатайства в адрес управления от указанных лиц не поступали.

Нарушений процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, об их наличии обществом не заявлено.

Процедура возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования также соблюдена, определение вручено заявителю.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в  том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности (один год) на момент вынесения постановления о привлечении к  административной ответственности не истекли.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.

Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.

Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 9 Правил, Подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта сетевой организации в порядке, установленном сетевой организацией. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте сетевой организации. В заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 -14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц - полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения заявителя;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;

д) количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;

е) заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств;

ж) заявляемый характер нагрузки (для генераторов - возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения;

з) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии);

з(1)) необходимость наличия технологической и (или) аварийной брони, определяемой в соответствии с требованиями пункта 14(2) настоящих Правил;

и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

к) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям;

л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.

м) в заявке, направляемой заявителем в целях технологического присоединения объектов по производству электрической энергии атомных станций или гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети, указывается (по желанию такого заявителя) предложение по предоставлению рассрочки платежа за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.

В отношении заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, сведения, предусмотренные подпунктом "л" настоящего пункта, указываются по желанию заявителя при намерении предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации.

Сетевой организацией при направлении заявки посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации, должна быть обеспечена возможность предоставления заявителем соответствующего требованиям Федерального закона "О персональных данных" согласия на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Исходя из п. 10 Правил, к заявке прилагаются следующие документы:

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

д) для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;

д(1)) в случае подачи заявки очно или почтой - заполненное согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

ж) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации);

з) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;

з(1)) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих потребительскому кооперативу (гаражно-строительному, гаражному кооперативу) (далее - кооператив) либо его членам, - справка о количестве гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории кооператива, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве собственников или иных законных владельцев гаражей либо иных объектов, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков, расположенных в границах территории кооператива, и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый гараж либо иной объект, расположенный в границах территории кооператива, в соответствии с решением общего собрания членов кооператива;

и) подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (предоставляется по желанию заявителя при намерении заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком), с приложением документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя на заключение такого договора;

к) в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе;

л) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или энергопринимающих устройств, принадлежащих кооперативу либо его членам, - заполненное всеми гражданами, осуществляющими ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, иными правообладателями объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или собственниками, или иными законными владельцами гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории кооператива, в отношении энергопринимающих устройств которых подается заявка, согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

В соответствии с пунктом 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В случае если заявителем выступает физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, гарантирующий поставщик обеспечивает размещение в личном кабинете потребителя наименования и платежных реквизитов гарантирующего поставщика, а также информации о номере лицевого счета заявителя. В указанном случае договор, обеспечивающий продажу электрической энергии на розничном рынке, признается заключенным со дня размещения сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации, в личном кабинете потребителя.

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.

Согласно заявлению, Объекты имеют существующее электроснабжение по временной схеме. Документальные доказательства указанного довода к заявлению не приложены.

27.10.2020 гр. ФИО1 посредством портала ТП.рф направил заявку № 474441 на подключение Объектов к электрическим сетям, которая была отклонена ПАО «Россети Сибирь» со ссылкой на ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» 17.11.2020.

Исходя из представленной гр. ФИО1 копии письма ПАО «Россети Сибирь» (исх. 1.3/20/20212-исх от 17.12.2020) (ответа сетевой организации на обращение заявителя от 22.11.2020) (вх.  № 9549 от 25.05.2021), которое содержит   информацию о возможности направления пакета документов в филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» (<...>) для согласования опосредованного присоединения от общего н/в щита здания, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего ООО «Фогест», при этом руководствуясь пунктами 40.4, 40.7 Правил № 861.

Однако, адрес объекта ООО «Фогест» (<...>) не совпадает с адресом, по которым расположены Объекты, принадлежащие гр. ФИО1 Нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, - это отдельно стоящее здание (согласно карте 2ГИС - Красноярск). Таким образом, разъяснение ПАО «Россети Сибирь» по вопросу опосредованного технологического присоединения Объектов гр. ФИО1 через сети ООО «Фогест» безосновательно.

Согласно представленным ПАО «Россети Сибирь» письменным пояснениям и документам (вх. №№ 11134 от 15.06.2021, 15006 от 12.08.2021), дата и номер заявки на Портале ТП присваиваются автоматически в день поступления заявки от заявителя. Здание, где располагается нежилое помещение заявителя, имеет технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с представленными ПАО «Россети Сибирь» письменными пояснениями (вх. № 18564 от 06.10.2021), гр. ФИО1 в заявке № 474441 от 27.10.2020 указал 2 объекта, на которые просит осуществить технологическое присоединение, приложил 2 выписки из ЕГРН. При этом технические характеристики указал на 1 объект. Так как Общество не располагает информацией о заявленных технических характеристиках в отношении другого объекта, ПАО «Россети Сибирь» не имело возможности подготовить 2 проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» должно было разместить проект договора и иные документы, предусмотренные п. 103 Правил № 861, по объекту, в отношении которого был представлен полный пакет документов в срок до 11.11.2020, а также направить в адрес гр. ФИО1 ответ о несоответствии заявки в отношении объекта, по которому заявителем был представлен неполный пакет документов. Правилами № 861 не запрещено подавать одну заявку на 2 и более объекта при наличии приложенных полных пакетов документов по каждому объекту, указанному в заявке.

На момент рассмотрения настоящего дела ПАО «Россети Сибирь» не разместило в установленный законодательством срок в личном кабинете потребителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и счет, предусмотренный п. 103 Правил № 861, ответ о несоответствии заявки в адрес гр. ФИО1 не был направлен. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Постановлением № 024/04/9.21-2438/2019 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП (период действия с 17.07.2020 по 01.02.2022).

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по размещению в личном кабинете гр. ФИО1 предусмотренных Правилами № 861 документов в отношении объекта с приложенным полным пакетом документов, в установленный срок (до 11.11.2020), а также по направлению в адрес гр. ФИО1 ответа о несоответствии заявки в отношении объекта, по которому заявителем был представлен неполный пакет документов в срок до 30.10.2020, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 1 статьи 2.1 КоАП.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки на присоединение к электрическим сетям Объектов заявителя, являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения, и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

Так, ПАО «Россети Сибирь», получив 27.10.2020 заявку от гр. ФИО1 на технологическое присоединение Объектов, должно было в срок до 11.11.2020 разместить в личном кабинете потребителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и иные документы, установленные п. 105 Правил № 861, в отношении объекта с приложенным полным пакетом документов, а также в срок до 30.10.2020 направить в адрес гр. ФИО1 ответ о несоответствии заявки в отношении объекта, по которому заявителем был представлен неполный пакет документов, предусмотренный законодательством.

Факт правонарушения, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП, удостоверяется заявлением гр. ФИО1 (вх. № 17989 от 09.10.2020, вх. № 19312 от 02.11.2020), материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-1267/2021.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу  частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП.

Суд не находит оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного применительно к статье 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Учитывая обстоятельства настоящего дела, повторность совершения указанного правонарушения, суд считает, что в действиях общества усматривается пренебрежительное отношение к исполнению обязанности по своевременному осуществлению технологического присоединения объектов потребителей.

Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ  при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе положений статьи 4.1 КоАП РФ.

При рассмотрении антимонопольным органом дела об административном правонарушении учтено тяжелое материальное положение ПАО «Россети Сибирь», размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, снижен в два раза и составил 300 000 руб.

Довод заявителя о повторности привлечения к административной ответственности судом отклонен, поскольку оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности за совершение другого самостоятельного правонарушения (не рассмотрение заявки от 27.10.2020 в установленный срок).

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж