ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-31256/19 от 10.12.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

декабря 2019 года

Дело № А33-31256/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения размещена на сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» «10» декабря 2019 года.

Мотивированное решение составлено «18» декабря 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Мельниковой Л.В. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску акционерного общества «Омскэлектро» (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145) г. Омск

к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Москва

о взыскании неосновательного обогащения и процентов,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

акционерное общество «Омскэлектро» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ответчик) о взыскании 73 388,31 руб. неосновательного обогащения; 5 655,93 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.06.2018 по 25.06.2019 г.; производить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения в размере 73 388,31 руб. с 26.06.2019 г. по день фактического исполнения решения суда из ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды.

Определением от 16.10.2019 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением от 09.12.2019 отказано в удовлетворении ходатайства публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

09.12.2019 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу, которая размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 10.12.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных главой 29 Кодекса. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

12.12.2019 акционерное общество «Омскэлектро» обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

13.12.2019 публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

При указанных обстоятельствах суд принимает решение по правилам главы 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между истцом (заявитель) и ответчиком (сетевая организация) заключен договор об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, суммарная максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт от 24.12.2014 № 44/14-ТП-М2, в соответствии с условиями которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства заявителя (далее - технологическое присоединение), находящихся в г. Омске, в квартале улиц: ул. И. Мишина – ул. Светловская – ул. Архиепископа Сильвестра, связанного с увеличением максимальной мощности на шинах КРУ 10 кВ ПС 220 кВ Московка по существующей КЛ 10кВ ф. 1031, за счет присоединения заявителем двух новых РТП 10/0,4кВ, со следующими характеристиками: увеличение максимальной мощности на 2, 924 МВт; класс напряжения в точке присоединения 10 кВ, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению объектов электросетевого хозяйства заявителя, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства). Заявитель обязуется оплатить расходы (плату) на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 1.2 договора перечень мероприятий по технологическому присоединению и распределение обязанностей между сторонами по их выполнению определены в Технических условиях.

Согласно пункту 1.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 22.11.2016 № 1) срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору со стороны заявителя и сетевой организации - не позднее 24.12.2018.

Пунктом 3.1 договора установлено, что размер платы за технологическое присоединение рассчитан по формуле  с применением стандартизированной тарифной ставки, утвержденной приказом ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э «Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО «ФСК ЕЭС» в виде формулы» (приложение № 3 к договору) и составляет 95 090 руб. 82 коп., в том числе НДС (18%) 14 505 руб. 38 коп.

Согласно пунктам 3.3-3.3.2 договора оплата расходов (плата) за технологическое присоединение (график платежей) осуществляется заявителем в следующем порядке:

в течение 30 календарных дней со дня заключения договора заявитель перечисляет сетевой организации первый платеж в размере 73 388 руб. 31 коп., в том числе НДС (18%) 11 194 руб. 83 коп.;

в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения заявитель перечисляет сетевой организации второй платеж в размере 21 702 руб. 51 коп., в том числе НДС (18%) 3 310 руб. 55 коп.

В соответствии с пунктами 3.1-3.2 технических условий на технологическое присоединение (приложение № 1 к договору), подписанных сторонами, заявитель (истец) выполняет мероприятия, указанные в пунктах 1.1., 1.2 с учетом требований раздела 2  (в части объектов заявителя) технических условий, включая разработку проектной документации. Заявитель обязан согласовать задание на проектирование и проектную документацию с МЭС Сибири. ОАО «ФСК ЕЭС» выполняет мероприятия, указанные в пункта 1.3, 2.3, 2.5.2 технических условий.

Истец произвел оплату по договору в сумме 73 388 руб. 31 коп. платежным поручением от 06.02.2015 № 519.

Как указывает истец, в связи с тем, что фактическое присоединение не было осуществлено, истцом на основании пункта 2.4.2 договора от 24.12.2014 № 44/14-ТП-М2 было принято решение о расторжении договора.

Письмом от 01.06.2018 № 28-07/7920 истец уведомил ответчика об отказе от исполнения договора и его одностороннем расторжении, а также просил в течение 10 дней с момента получения уведомления вернуть оплаченные денежные средства в размере 73 388 руб. 31 коп. Данное письмо получено ответчиком 13.06.2018 согласно почтовому уведомлению.

Ответчик письмами от 25.06.2018 № М2/26/625, от 17.08.2018№ М2/6/2510, от 08.10.2018 № М2/6/3037 направил истцу соглашение о порядке проведения расчетов и акт об оказании услуг, указав, что ответчиком в рамках договора выполнены работы по подготовке и выдаче истцу технических условий на технологическое присоединение, стоимость которых составила 73 388 руб. 31 коп., ссылаясь на приказ ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э и письмо ФАС России от 18.03.2016 № ВК/17070/16.

Истец письмами от 07.08.2018 № 10-09/10867, 21.09.2018 № 06-09/13047, от 18.01.2018 № 10-09/503 направил ответчику мотивированный отказ от подписания соглашения о порядке проведения расчетов и акта об оказании услуг по договору от 24.12.2014 № 44/14-ТП-М2, указав, что приказ ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э не может быть основанием для подтверждения понесенных фактических затрат со стороны сетевой организации, сетевой организацией не обоснованы фактические затраты по подготовке и выдаче технических условий, и возвратил без подписания соглашение о порядке проведения расчетов и акт об оказании услуг по договору от 24.12.2014 № 44/14-ТП-М2.

Письмом от 31.01.2019 №М2/26/343 ответчик сообщил истцу о том, что позиция ПАО «ФСК ЕЭС» по вопросу расчетов по договору от 24.12.2014 № 44/14-ТП-М2 остается неизменной, основания для возврата денежных средств, оплаченных истцом за оказанные ответчиком услуги по подготовке и выдаче технических условий отсутствуют.

Истец направил ответчику претензию с требованием в течение 10 дней с момента получения претензии перечислить сумму неосновательного обогащения и процентов за пользование указанными денежными средствами на расчетный счет истца.

Полагая, что денежные средства в размере 73 388 руб. 31 коп. уплаченные по договору, удерживаются ответчиком без законных оснований, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в указанной сумме.

Также, истец просит взыскать 5 655 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.06.2018 по 25.06.2019,  и далее по дату фактической уплаты неосновательного обогащения.

Ответчик в отзыве на исковое заявление указал следующее:

- ответчиком в рамках договора выполнены работы по подготовке и выдаче заявителю технических условий на технологическое присоединение, которые фактически приняты истцом путем подписания договора без замечаний. Технические условия, разработанные и утвержденные 05.11.2014,в составе пакета документов договора переданы истцу;

- стоимость работ по подготовке и выдаче технических условий определена на основании формул с применением стандартизированной тарифной ставки С1 в соответствии с приказом ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э;

- согласно письму ФАС России от 18.03.2016 № ВК/17070/16 при формировании ставки С1 в размере 27,56 руб./кВт, учтены в числе прочих мероприятия по подготовке и выдаче сетевой организацией технических условий заявителю, стоимость которых составляет 21,27руб./кВт;

- приказом ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э ставка С1 утверждена без разбивки, предусмотренной методическими указаниями (приказ ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»), при этом письмом ФАС России от 18.03.2016 № ВК/17070/16 подтверждена правомерность выделения ставки С1.1 из приказа ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э в размере 21,27 руб./кВт.

- учитывая то, что в последующих нормативных актах, устанавливающих плату за технологическое присоединение, исполнительный орган указывал стоимость за каждое мероприятие, входящее в технологическое присоединение энергопринимающих устройств, то письмо ФАС от 18.03.2016 №ВК/17070/16 правомерно, обоснованно и следует логике действующего законодательства, в связи с чем, указанные в нем стоимости отдельных мероприятий при формировании ставки С1 должны быть учтены при расчете фактических затрат при расторжении договора на технологическое присоединение;

- исходя из величины максимальной мощности присоединяемых по договору объектов электросетевого хозяйства истца стоимость выполненных работ по подготовке и выдаче технических условии определена в размере: 21,27 руб./кВт х 2 924 кВт = 73 388,31 руб. с НДС (18%);

- получение заявителем технических условий без какой-либо оплаты нарушает принцип возмездной договора, в связи с чем ответчик не лишен возможности потребовать возмещение своих убытков с лиц, обратившиеся к нему с заявками на технологическое присоединение;

- учитывая изложенное, заявитель имел право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке с одновременной компенсацией фактических расходов сетевой организации в размере 73 388,31 руб. фактические расходы не были возмещены истцом, но с учетом того, что истец во исполнение договора перечислил ответчику первый платеж в сумме 73 388,31 руб., сумма первого платежа была зачтена в счет исполнения обязательства по возмещению фактических расходов. Таким образом, первый платеж по договору возврату не подлежит.

Истец в возражениях на отзыв ответчика указал следующее:

- в материалах дела отсутствуют доказательства расходов истца на подготовку и выдачу технических условий заявителю в заявленном размере;

- в соответствии пунктом 10 Приказа ФСТ России от 11.09.2012 № 209-Э/1 Методических указаний сетевая организация представляет в регулирующий орган сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение единицы максимальной мощности (руб./кВт) на очередной календарный год, рассчитываемых в соответствии с Приложением № 2 к Методическим указаниям, отдельно по каждому мероприятию;

- приказ ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э не определял в каких именно пропорциях стандартизированная тарифная ставка С1 (27,56 руб./кВт) распределяется по каждому из мероприятий по технологическому присоединению;

- расчет платы по стандартизированной ставке в юридическом смысле приравнивается к плате, установленной ФСТ России, поскольку Методические указания императивно устанавливают только два способа определения платы за техприсоединения (п. 6): либо индивидуально (при необходимости выполнения мероприятий, указанных в приложении N 1 к Методическим указаниям - "последняя миля"), либо в виде формулы, определяемой в соответствии с п. 33 Методических указаний, в случае осуществления мероприятий, включаемых в стандартизированную тарифную ставку С1, указанную в п. 31 Методических указаний.

- при рассмотрении данных требований необходимо руководствоваться статьями 23.2, 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее -Закон об электроэнергетике), пунктами 2, 3, 16, 18, 29, 30, 30.1, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861;

- сетевая компания, подготовив и выдав ответчику технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Однако, ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что не равнозначно фактическим затратам;

- для расчета затрат на подготовку и выдачу технических условий в формуле (Р = С1 * N) вместо общей суммы 27,56 руб. истцом расчетным путем определен составляющий показатель для подготовки и выдачи технических условий: 21,27 руб./кВт * 2924 кВт * 1,18 (НДС 18%) = 73 388 руб. 31 коп. Таким образом, основанием удержания якобы стоимости фактическим понесенных расходов явился приказ ФСТ России от 25.12.2012 № 914-э, но не фактическое выполнение работ по договору технологического присоединения.

- изложенные действия ПАО «ФСК ЕЭС» следует квалифицировать как самостоятельное неправомерное установление платы за выдачу технических условий посредством произвольного извлечения отдельных частей, составляющих стандартизированную ставку, установленную регулирующим органом для определения платы за технологическое подключение взимаемую по договору технологического присоединения;

- расчетная величина С в спорный период, равная 27,56 руб., определяется совокупностью расходов АО «ФСК ЕЭС» на выполнение всех мероприятий, указанных в пункте 16 методических указаний;

- мнение, изложенное в письме ФАС от 18.03.2019 № ВК/17070/16 не является нормативным актом и не соответствует сложившейся судебной практике.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2012 N 2551/12, договор технологического присоединения является самостоятельным видом гражданско-правового договора, не представляющим собой ни договор возмездного оказания услуг, ни смешанный договор.

Договор технологического присоединения, порядок его заключения, исполнения и расторжения регулируется специальными Правилами N 861 и не квалифицируется ни как договор об оказании услуг, ни как договор подряда (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2551/12).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 этого закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Руководствуясь статьей 21 закона Правительство Российской Федерации устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям регулируются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила № 861).

По смыслу пункта 7 Правил технологического присоединения под таковым понимается состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.

В силу пункта 15 Правил технологического присоединения договор технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 19 Правил технологического присоединения предусмотрено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Право заявителя на одностороннее расторжение договора технологического присоединения также согласно подпункту «в» пункта 16 Правил № 861 отнесено к существенным условиям данного договора.

Право исполнителя на одностороннее расторжение договора определяется с учетом общих правил статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2.4.2 договора предусмотрено, что заявитель имеет право отказаться от исполнения обязательств по договору в любое время до момента фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации при условии возмещения сетевой организации понесенных ей расходов в соответствии с пунктами 2.3.14-2.3.16 договора.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт "е" пункта 16, пункты 16(2), 16(4), 17, 18 Правил технологического присоединения).

Из характера обязательств сетевой организации и заявителя следует, что к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, так общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 393 ГК РФ обязывает должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 450, пункт 5 статьи 453 ГК РФ).

При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Сетевая компания, подготовив и выдав обществу технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Письмом от 01.06.2018 № 28-07/7920 истец уведомил ответчика об отказе от исполнения договора и его одностороннем расторжении, а также просил в течение 10 дней с момента получения уведомления вернуть оплаченные денежные средства в размере 73 388 руб. 31 коп.

Указанная сумма ответчиком истцу не возвращена, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в указанной сумме.

Ответчик полагает, что основания для возврата денежных средств, оплаченных истцом за оказанные ответчиком услуги по подготовке и выдаче технических условий отсутствуют, поскольку получение заявителем технических условий без какой-либо оплаты нарушает принцип возмездной договора, в связи с чем ответчик не лишен возможности потребовать возмещение своих убытков с лиц, обратившиеся к нему с заявками на технологическое присоединение. Ответчик считает, заявитель имел право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке с одновременной компенсацией фактических расходов сетевой организации в размере 73 388,31 руб. фактические расходы не были возмещены истцом, но с учетом того, что истец во исполнение договора перечислил ответчику первый платеж в сумме 73 388,31 руб., сумма первого платежа была зачтена в счет исполнения обязательства по возмещению фактических расходов. Таким образом, первый платеж по договору возврату не подлежит.

Таким образом, в рассматриваемом споре ответчик считает сумму 73 388 руб. 31 коп. убытками, понесенными в связи с расторжением договора, исходя из отзыва и писем в адрес истца.

В материалы дела не представлено доказательств существенного нарушения истцом условий договора, в том числе  неисполнения последним своих обязательств по оплате оказанных услуг либо по выполнению мероприятий по технологическому присоединению.

Кроме того, ПАО «ФСК ЕЭС» не представлено доказательств фактического понесения убытков в предъявленной ко взысканию сумме, поскольку приведенный  ПАО «ФСК ЕЭС» порядок расчета убытков не доказывает факт его понесения в сумме 73 388 руб. 31 коп.

Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации  от 12 декабря 2018 г. N 302-ЭС18-20040,  стоимость подготовки и выдачи технических условий для сетевой компании  является не убытками в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а условно-постоянными расходами.

Действия ответчика по подготовке и согласованию технических условий осуществлялись им в процессе работы по заключению договора технологического присоединения с истцом.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В силу абз. 1, 2, 3 п. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, цена (плата), уплачиваемая потребителями электрической энергии за технологическое присоединение к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети общества "ФСК ЕЭС", является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания N 209-э/1).

В соответствии с п. 16 Методических указаний N 209-э/1 для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:

а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

г) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий;

д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами технологического присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в п. 12 Правил технологического присоединения, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств Заявителя;

е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов Заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э утверждена на 2013 - 2014 гг. плата за технологическое присоединение (P, руб.) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети общества "ФСК ЕЭС" в виде следующей формулы:

P = C x N / 1, где:

N - объем максимальной мощности (кВт);

C - 27,56 руб. (без НДС) - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, выполняемым для технологического присоединения потребителя электрической энергии к электрической сети общества "ФСК ЕЭС".

Расчетная величина C в спорный период, равная 27,56 руб., определяется совокупностью расходов общества "ФСК ЕЭС" на выполнение всех мероприятий, указанных в п. 16 Методических указаний по технологическому присоединению N 209-э/1.

Суд соглашается с доводом истца о том, что ПАО "ФСК ЕЭС" для целей расчетов в спорных правоотношениях с АО "Омскэлектро" не обладает правом произвольно делить плату (регулируемую цену) на технологическое присоединение и взимать ее часть за мероприятия по изготовлению и выдаче технических условий.

Согласно пункту 30.4 Правил N 861 в случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Правилами № 861 частичная оплата сетевой организации расходов по подготовке и выдаче технических условий при одностороннем отказе этой организации от договора на технологическое присоединение не предусмотрена.

Суд установил, что в рассматриваемом случае технологическое присоединение по индивидуальному проекту не предусматривалось; действия ответчика  по подготовке и согласованию технических условий осуществлялись им в процессе работы по заключению договора технологического присоединения с истцом  на общих условиях.

Таким образом, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него фактических затрат на подготовку и выдачу технических условий на сумму 73 388 руб. 31 коп.

С учетом изложенного, исковые требования о взыскании с ПАО «ФСК ЕЭС» в пользу АО «Омскэнерго» неосновательного обогащения являются обоснованными в полном объеме.

Поскольку доказательства оплаты истцу неосновательного обогащения в материалы дела не представлены, то требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения подлежит удовлетворению в полном объеме.

Истцом  также заявлено требование о взыскании 5 655 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.06.2018 по 25.06.2019, начисленными на сумму неосновательного обогащения.

В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В силу части 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по требованию одной стороны денежного обязательства о возврате исполненного в связи с этим обязательством, например, при излишней оплате товара, работ, услуг на излишне уплаченную сумму начисляются проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, со дня, когда получившая указанные денежные средства сторона узнала или должна была узнать об этих обстоятельствах (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103, статья 1107 ГК РФ).

Представленный истцом в материалы дела расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судом и признан верным, ответчиком возражений относительно арифметической правильности расчета не заявлено.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в заявленной истцом сумме.

Пункт 3 статьи 395 названного Кодекса устанавливает, что проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Применение указанной нормы права разъяснено в постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, согласно пункту 37 которого проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Кодекса, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).

В пункте 48 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку неосновательное обогащение в сумме 73 388 руб. 31 коп. на дату вынесения решения ответчиком не оплачено, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 26.06.2019 по дату фактической уплаты  неосновательного обогащения  исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Размер государственной пошлины, по настоящему делу исходя из заявленной суммы иска 30 308 руб. 03 коп. составляет 2 000 руб.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. платежным поручением от 29.08.2019 № 8967.

При принятии иска судом определением от 13.09.2019 удовлетворено ходатайство истца о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 23.04.2019 № 4252 и возвращенной в сумме 1 000 руб. согласно определению Арбитражного суда Красноярского края от 16.08.2019 по делу № А33-21821/2019.

Учитывая результат рассмотрения дела, понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 15, 110, 167 – 171, 177, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Москва, в пользу акционерного общества «Омскэлектро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) <...> 388 руб. 31 коп. – неосновательного обогащения (в связи с отказом от договора об осуществлении технологического присоединения от 24.12.2014 № 44/14-ТП-М2), и 5 655 руб. 93 коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.06.2018 по 25.06.2019, начиная с 26.06.2019 проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию по дату фактической уплаты  неосновательного обогащения  (73 388 руб. 31 коп.) исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, а также 3 162  руб. – расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия, а в случае составления мотивированного решения – в течение пятнадцати дней со дня изготовления решения в полном объеме, путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии резолютивной части решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Лица, участвующие в деле, вправе в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Исполнительный лист на настоящее решение до истечения срока на обжалование в суде апелляционной инстанции выдается только по заявлению взыскателя.

Судья

Л.В. Мельникова