ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-32212/20 от 09.11.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

16 ноября 2021 года

Дело № А33-32212/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании отказа,

к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 30.07.2021 № 795,

представителя ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности от 11.01.2021,

представителя третьего лица: ФИО3, действующего на основании доверенности от 24.03.2021 № 135,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,

установил:

акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее - заявитель) обратилось в Свердловский районный суд г. Красноярска с заявлением к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - ответчик):

- о признании незаконным отказа в направлении в течение 5 дней с даты получения информации об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;

- об обязании направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда информацию об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса.

Заявление принято к производству Свердловского районного суда г. Красноярска определением от 07.02.2021 и определением от 05.10.2020 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края

Определением от 10.11.2020 возбуждено производство по заявлению, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росгвардии по Красноярскому краю.

Определением от 21.05.2021 производство по делу № А33-32212/2020 приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делу № А33-7950/2021. Определением от 13.10.2021 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу.

В судебном заседании 09.11.2021 в присутствии сторон суд определил производство по делу возобновить, открыть судебное заседание по рассмотрению спора по существу.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал. Представитель ответчика требования заявителя оспорил. Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

АО «ТГК-13» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Филиал АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» - «Красноярская ТЭЦ-2» является объектом топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК).

В 2014 году объект ТЭК - «Красноярская ТЭЦ-2» был включен в Реестр объектов ТЭК, что подтверждается письмом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 04.09.2015 № 07-02300.

По результатам работы межведомственной комиссии, проведённой в 2014 году, исходя из степени потенциальной опасности данного объекта ТЭК, в соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ № 459, «Красноярской ТЭЦ-2» была присвоена средняя категория опасности, что было отражено в паспорте безопасности данного объекта ТЭК.

АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по месту нахождения Красноярской ТЭЦ-2 субъектом ТЭК было организовано заседание комиссии по актуализации паспорта безопасности данного объекта.

В ходе заседания было установлено, что субъектом ТЭК начаты мероприятия по актуализации паспорта безопасности без установления оснований для его проведения, установленных п. 3 Постановления № 460.

В период с 06 по 18 июня 2019 года в отношении объекта ТЭК было проведено обследование в соответствии с п. 23 Постановления № 458.

По результатам данного обследования в соответствии с п. 27 Постановления № 458 субъектом ТЭК был составлен акт обследования от 18.06.2019, в котором комиссией был сделан вывод о наличии основания для проведения процедуры актуализации паспорта безопасности данного объекта, в соответствии с требованиями п. 3 Постановления № 460, при наступлении которого у субъекта ТЭК возникла обязанность провести актуализацию паспорта безопасности.

06.08.2019 состоялось заседание комиссии по категорированию объекта ТЭК, оформленное протоколом от 06.08.2019 № 1 (по итогам заседания комиссии 8 членов выступили за присвоение низкой категории опасности объекта, 1 член комиссии выступил против, 1 член комиссии не присутствовал). Тем не менее, по итогам указанного заседания комиссии подготовлен акт категорирования, утвержденный директором филиала «Красноярская ТЭЦ-2» 06.08.2019, в котором содержится вывод о присвоении объекту низкой категории опасности.

08.08.2019 в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края было направлено уведомление об изменении указанных сведений о категорированном объекте ТЭК - «Красноярская ТЭЦ-2».

18.09.2019 директором филиала «Красноярская ТЭЦ-2» утвержден Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

01.10.2019 заявителем на имя председателя антитеррористической комиссии Губернатора Красноярского края направлен для согласования паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-2» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

29.11.2019 заявителем получен ответ из антитеррористической комиссии Красноярского края от 12.11.2019 № 13-011357 «О рассмотрении паспорта безопасности», в котором указано на необходимость организовать согласование паспорта безопасности с управлением Росгвардии по Красноярскому краю, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; включить в состав комиссии представителя Управления ФСБ России по Красноярскому краю.

Дополнительно общество проинформировано о решении АТК от 11.10.2014 (протокол № 5), в соответствии с которым контроль за ходом работы по актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК в Красноярском крае, согласно требованиям постановления правительства РФ от 05.05.2012 № 460, возложен на Министерство. Кроме того, решением АТК и оперативного штаба в Красноярском крае от 20.08.2019 (протокол №№ 4/8 (107)) Министерству поручено рекомендовать собственникам объектов ТЭК урегулировать в судебном порядке спорные вопросы, возникающие в ходе обследования и категорирования объектов ТЭК между членами комиссии (неподписание актов, определение расчета размера ущерба и другие).

11.12.2019 АО «Енисейская ТГК (ТГК 13)» Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края повторно была направлена информация об изменении категории объекта ТЭК «Красноярская ТЭЦ 2» АО «Енисейская ТГК (ТГК 13)»).

10.01.2020 АО «Енисейская ТГК (ТГК 13)» получен ответ (исх. № 782/06 от 10.01.2020), согласно которому Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края сообщило об отсутствии оснований для направления уведомления в Минэнерго России, поскольку документы, подтверждающие снижение категории опасности объекта не были предоставлены.

АО «Енисейская ТГК-13» в судебном порядке оспорило антитеррористической комиссии отказ в согласовании паспорта безопасности топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-2», а также действия по возложению на АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» обязанностей по организации согласования паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-2» Управлением Росгвардии по Красноярскому краю, Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Решением от 24.06.2021 по делу № А33-7950/2021 в удовлетворении заявленных к антитеррористической комиссии Красноярского края требований отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 решение суда первой инстанции по указанному делу оставлено без изменения.

Предметом оспаривания в рамках настоящего дела является отказ Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в направлении уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-2, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в Минэнерго России, выраженный в письме исх. № 782/06 от 10.01.2020.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 197, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Пунктом 4 ст. 198 АКП РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемом случае заявление об оспаривании решения, выраженного в письме от 10.01.2020 подано 05.02.2020 согласно входящему штампу Советского районного суда г. Красноярска. Определением Свердловского районного суда г. Красноярска от 05.10.2020 по делу №2а-2183/2020 дело передано в Арбитражного суда Красноярского края для рассмотрения по подсудности.

Таким образом, заявителем соблюден срок на обращение в суд.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Предметом спора в рассматриваемом деле является решение Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края об отказе от направления в федеральный орган уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-2, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, на основании поступившего обращения АО «Енисейская ТГК-13». Рассмотрев заявленное требование суд пришел к выводу об отсутствии нарушения норм действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, исходя из следующего.

Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в статье 5 предусматривает, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:

1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;

2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;

3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;

4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;

5) наличие на объекте уязвимых мест.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

1) объекты высокой категории опасности;

2) объекты средней категории опасности;

3) объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 утверждены «Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».

Согласно указанному постановлению в случае актуализации паспорта по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459. После проведения актуализации паспорт утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации (п. 5 Постановления).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" категорирование объектов осуществляется на основании критериев категорирования, которые определяются исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба.

В качестве значений показателей критериев категорирования объектов используются значения, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

К низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера. К средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межмуниципального или регионального характера.

Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.

Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.

Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:

а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);

б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;

в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;

г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);

д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Для анализа уязвимости производственно-технологического процесса и выявления критических элементов объекта, оценки антитеррористической защищенности объекта и социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта могут привлекаться по решению председателя комиссии сотрудники специализированных организаций.

Комиссию возглавляет руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса.

Анализ информации об объекте проводится комиссией на основании изучения исходных данных об объекте, указанных в пункте 2 настоящего Положения, опроса специалистов и обследования объекта.

В ходе работы комиссия выявляет:

а) наличие потенциально опасных участков объекта;

б) критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;

в) возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.

По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460.

Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации; определено, что руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации; утвержден состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям:

высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии);

начальник территориального органа ФСБ России;

представитель законодательного (представительного) органа

государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию);

начальник территориального органа МВД России;

начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации;

по решению председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации в состав комиссии могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

На основании данного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Губернатора Красноярского края от 14.01.2014 № 9-рг «Об антитеррористической комиссии Красноярского края» утвержден состав антитеррористической комиссии Красноярского края.

Таким образом, на территории Красноярского края в установленном федеральным законодательством порядке создана антитеррористическая комиссия Красноярского края и утвержден ее состав.

Указанный коллегиальный орган по противодействию терроризму на территории Красноярского края наделен в силу статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ) и пункта 5 Правил № 460 полномочиями по согласованию паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса после проведения его проведения актуализации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с паспортом безопасности, согласованным Губернатором Красноярского края - председателем антитеррористической комиссии Красноярского края ФИО4, 06.05.2014 объекту топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-2» присвоена средняя категория опасности.

Заявителем проведена работа по актуализации паспорта безопасности указанного объекта (в частности, создана комиссия по категорированию объекта), в результате которой категория опасности понижена до низкой категория опасности.

При этом ответчиком установлено, что в ходе работы комиссии по вопросу снижения категории опасности указанному объекту составом комиссии не только не принято единогласного решения, но и не получено положительного голосования от обязательных участников, введенных в состав комиссии в соответствии с требоаниями вышеприведенного Постановления Правительства РФ № 304.

В частности, представитель ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России голосовал против снижения категории, указав на недостаточность времени для детального изучения и тщательного анализа представленного проекта Акта категорирования (в том числе выводов по нему) и расчетно-пояснительной записки (РПЗ). Также в работе комиссии не принимал участие представитель Управления Росгвардии по Красноярскому краю, являющийся членом комиссии.

Без положительного решения полномочных представителей указанных органов, в задачи которых входит контроль безопасности и антитеррористической защищенности, и являющихся обязательными участниками создаваемой комиссии, работа комиссии по понижению категорийности объекта защиты не может быть признана завершенной.

В рамках работы комиссии по категорированию объекта специалистом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (включенным в состав комиссии в качестве представителя органа исполнительной власти Красноярского края, осуществляющего на территории Красноярского края в соответствии с Положением о министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п) также были высказаны замечания, отраженные в протоколе от 06.08.2019 № 1.

Вместе с тем, мнение представителя ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России заявителем не было учтено, работа по согласованию изменения категорирования со всеми членами комиссии не была продолжена и завершена (соответствующие согласие представителей ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России и Управления Росгвардии по Красноярскому краю не было получено).

Из представленных заявителем в материалы дела доказательств следует, что работа комиссии по категорированию спорного объекта как по состоянию на 06.08.2019 как и в настоящее время не завершена, поскольку акт категорирования не подписан всеми членами комиссии. Доказательств устранения заявителем указанных комиссией недостатков, равно как и подписания комиссией акта категорирования объекта в материалы дела не представлено.

К аналогичных выводам пришел суд при рассмотрении спора при участии того же круга лиц в деле № А33-7950/2021 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»), что отражено в решении от 24.06.2021 об отказе в удовлетворении требований к Антитеррористической комиссии Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в согласовании паспорта безопасности топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-2», о признании незаконным действий по возложению на АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» обязанностей по организации согласования паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса «Красноярская ТЭЦ-2» Управлением Росгвардии по Красноярскому краю, Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

Принимая во внимание изложенное и с учетом установленных решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.06.2021 по делу № А33-7950/2021 фактических обстоятельств прохождения процедуры изменения категории безопасности объекта ТЭК в рамках работы антитеррористической комиссии, суд приходит к выводу, что паспорт безопасности категорированного объекта от 18.09.2019 в установленном порядке не оформлен, поскольку само по себе утверждение данного документа руководителем объекта ТЭК в отсутствие согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации, не свидетельствует о соблюдении процедуры и не подтверждает возможность понижения ранее присвоенной категории безопасности объекта.

Учитывая изложенное, заявителем не доказан факт изменения в установленном законодательством порядке категории объекта, а, соответственно, наличие у Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обязанности по направлению в Минэнерго России информации об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-2, содержащихся в реестре объектов топливо-энергетического комплекса.

Доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании порядка формирования и ведения реестра объектов ТЭК.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1107 (ред. от 26.02.2016) "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса" утвердило "Правила формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса".

Согласно указанному постановлению Реестр формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса на основании уведомлений, направляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Включению в реестр подлежат объекты топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее - категорированные объекты).

Основанием для включения категорированного объекта в реестр, изменения сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре, а также исключения объекта из реестра является письменное уведомление, направляемое в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее соответственно - уведомление, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Форма уведомления утверждается указанным федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в течение 5 дней с даты утверждения паспорта безопасности категорированного объекта руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации, или получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре (пункт 10 Правил).

Приведенные нормы права для изменения категории объекта предусматривают:

- создание комиссии по категорированию объекта,

- оформление по результатам работы комиссии акта, который является основанием для внесения в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории объекта,

- утверждение паспорта безопасности категорированного объекта руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации.

Вопреки мнению заявителя, содержание пункта 10 Правил № 1107 не предусматривают возможность направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ уведомления о понижении категории опасности объекта ТЭК на основании одного лишь заявления владельца ТЭК в отсутствие надлежащих доказательств соблюдения установленного вышеприведенными нормами порядка изменения ранее присвоенной категории. При этом, отсутствие требований к содержанию и порядку представления упоминаемой в пункте 10 Правил «информации об изменении сведений о категорированном объекте» не свидетельствует о правовой возможности произвольного понижения категории опасности объекта ТЭК на основании одного лишь пожелания владельца, а соответственно, и не порождает обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ по направлению в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра объектов ТЭК, соответствующего уведомления об изменении сведений без получения их ненадлежащего документального подтверждения.

Таким образом, решение об отказе в направлении уведомления об изменении сведений о категорированном объекте Красноярской ТЭЦ-2 содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса, в Минэнерго России, выраженный в письме исх. № 782/06 от 10.01.2020, соответствует вышеперечисленным требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

При изложенных обстоятельствах, учитывая пропуск заявителем установленного трехмесячного срока на обжалование действия (бездействия), а также недоказанность нарушения прав и законных интересов заявителя, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Также, при обращении в арбитражный суд обществом заявлено требование об обязании ответчика направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда информацию об изменении сведений о категорированном объекте, содержащихся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса.

В силу частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав действия (бездействия) органа государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Так как в рассматриваемом случае, суд пришёл к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований об оспаривании принятого ответчиком решения об отказе в направлении уведомления об изменении сведений в реестре объектов ТЭК, то и оснований для применения испрашиваемой заявителем восстановительной меры у суда не имеется.

Статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований. Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя с учетом результатов рассмотрения дела.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина