ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-32314/2021 от 27.07.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

августа 2022 года

Дело № А33-32314/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2022.

В полном объеме решение изготовлено 03.08.2022.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Даниловой Д.А. , рассмотрев в судебном заседании

дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибтехно-Сервис»(ИНН 2465300138, ОГРН 1132468053508),

к Муниципальному казенному учреждению «Управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края»(ИНН 2411001082 , ОГРН 1022400663581)

о признании решения незаконным,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предметов спора – Службы  по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края;

в присутствии:

от заявителя: Букаты О.А., представителя по доверенности;

от ответчика: Хасиевой Н.Э., представителя по доверенности;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Г. Блянкинштейн

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибтехно-Сервис»(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее - ответчик) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство «Объект предпринимательства» по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104 с кадастровым номером 24:11:0290104:1042, от 22 октября 2021 года №10477; об обязании выдать оспариваемое решение в течении 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20.12.2021 возбуждено производство по делу.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 27.07.2022 не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в их отсутствие.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

15 июня 2016 года между ООО «Сибтехно-Сервис» и Нестеровым Андреем Витальевичем заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером земельного участка: 24:11:0290104:1042, общей площадью 9000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104 с разрешенным видом использования-склады. В соответствии с договором аренды земельного участка Арендатор имеет право:

- использовать земельный участок в порядке, установленном настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации;

- возводить производственные и иные строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

15 марта 2021 года ООО «СибТехно-Сервис» подано заявление на выдачу разрешения на строительство.

19 марта 2021 года письмом № 8544 и.о. начальником отдела архитектуры выдан отказ в выдаче разрешения на строительство.

Решением Арбитражного суда Красноярского края  по делу № А33-10744/2021указанное решение Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в письме от 19.03.2021 № 8544 признано недействительным, суд обязал Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (ИНН 2411001082 , ОГРН 1022400663581) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «СибТехно-Сервис»    (ИНН    2465300138,     ОГРН     1132468053508)    путем    повторного рассмотрения заявления (вх. от 15.03.2021 № 2845) о выдаче разрешения на строительство, с учетом выводов суда содержащихся в настоящем решении.

Повторно рассмотрев заявление ООО «СибТехно-Сервис» от 15 марта 2021 и изучив представленные документы, ответчик в письме от 22 октября 2021 года №10477 отказал в выдаче разрешения на строительство «Объект предпринимательства» по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104 с кадастровым номером 24:11:0290104:1042, ссылаясь на часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса.

Полагая, что отказ, изложенный в письме от 22.10.2021 №10477  является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного закона под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Таким образом, оспариваемое решение, изложенное  в письме от 22.10.2021 №10477, вынесено уполномоченным органом.

Как следует из материалов дела, в настоящем случае заявителем оспаривается отказ уполномоченного органа на выдачу разрешения на строительство.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

В силу части 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 9 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 15.03.2021 ООО «СибТехно-Сервис» обратилось в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» с заявлением о выдаче разрешения на строительство «Объекта предпринимательства по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:02900104:1042».

Согласно пояснениям, ООО «СибТехно-Сервис» приложило к заявлению на получение разрешения на строительство следующие документы:

- Заявление о выдаче разрешения на строительство от ООО «СибТехно-Сервис» на имя И.о. Руководителя Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского  района Саакян А.Ю. (вх № 2845 от 15.03.2021);

- Правоустанавливающие документы на земельный участок;

- Свидетельство о государственной регистрации права 24-24/001-24/001/018/2016-3839/2, дата выдачи 02.03.2016 , земельный участок с кадастровым номером №24:11:0290104:1042, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104, Копия первой страницы и страницы с пропиской паспорта собственника (земельного участка и ООО «СТС») Нестерова Андрея Витальевича,  Договор аренды земельного участка с кадастровым номером №24:11:0290104:1042 от 15.06.2016, заключенный между Нестеровым А.В. и ООО «СибТехно-Сервис», Доверенность, выданная ООО «СибТехно-Сервис» на имя Буката О.А., Решение №1 ООО «СибТехно-Сервис» от 20.09.2013, Устав ООО «СибТехно-Сервис», Свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «СибТехно-Сервис» серия 24 № 006237227 от 27.09.2013, Свидетельство серия 24 № 006237228 от 27.09.2013 о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения

- Градостроительный план земельного участка № 24837001-06067 на земельный участок с кадастровым номером №24:11:0290104:1042, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104, дата выдачи 25.02.2020 года

- Результаты инженерных изысканий: Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации, земельный участок с кадастровым номером №24:11:0290104:1042, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104,  № 04-2020/49-ИГИ, выполненный в 2020 году АО Красноярский трест инженерно-строительный изысканий КРАСНОЯРСКТИСИЗ, заказчик ООО «СибТехно-Сервис».

- Проектная документация ПЗ-18х40-2020-ПЗ «Объект предпринимательства» по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104, выполненная ООО «ЛСТК Красноярск» по заказу ООО «СибТехно-Сервис», состоящая из:

Раздел 1 «Пояснительная записка»

Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»

Раздел 3 «Архитектурные решения»

Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»

Раздел 6 «Проект организации строительства»

Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»

- Топографическая съемка земельного участка с кадастровым номером №24:11:0290104:1042

- Технические условия № 8000280021 для присоединения к электрическим сетям, приложение № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 26.07.2016 № 20.2400.5661.16, заключенного между ООО «СибТехно-Сервис» и Филиалом ПАО «МРСК Россети Сибири»-«Красноярскэнерго».

Из содержания оспариваемого отказа судом не усматривалось наличие замечаний или несоответствий по представленным документам. Ссылки на основания для отказа, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в оспариваемом акте отсутствовали.  В том числе отсутствовал анализ представленного пакета документов на предмет его соответствия ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации с учетом вида объекта культурного наследия.

В связи с этим, решением Арбитражного суда Красноярского края  по делу № А33-10744/2021, были удовлетворены требования ООО «СибТехно-Сервис» и признано недействительным решение Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в письме от 19.03.2021 № 1544 (8544) и суд обязал Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (ИНН 2411001082 , ОГРН 1022400663581) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «СибТехно-Сервис»    (ИНН    2465300138,     ОГРН     1132468053508)    путем    повторного рассмотрения заявления (вх. от 15.03.2021 № 2845) о выдаче разрешения на строительство, с учетом выводов суда содержащихся в настоящем решении.

Повторно рассмотрев заявление ООО «СибТехно-Сервис» от 15 марта 2021 и изучив представленные документы, ответчик в очередной раз в письме от 22 октября 2021 года №10477 отказал в выдаче разрешения на строительство «Объект предпринимательства» по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, земельный массив СПК «Солонцы», центральная часть кадастрового квартала 24:11:0290104 с кадастровым номером 24:11:0290104:1042, ссылаясь на часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса.

Так, согласно письму от 22.10.2021, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство, так как при рассмотрении документов, установлено, что земельный участок, на котором предполагается строительство согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие характеристики – площадь 9 000 кв.м., категорию земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – склады, также земельный участок в соответствии с приказом Службы но государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 30.10.2019 № 592 вошел и границы выявленного объекта культурного наследия края - достопримечательное место «Дрокинская гора» и полностью расположен в зоне с реестровым номером 24:11-8.138 от 26.01.2021, в соответствии данной зоной в отношении земельного участка установлены ограничения использования, а именно на данном земельном участке согласно статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» запрещается: строительство объектов капитального строительства, возведение временных строений и сооружений; увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника ограждений, использование в качестве ограждающих конструкций сплошных металлических, металлопластиковых листов, бетона, снос, разрушение объекта культурного наследия в целом или отдельных его частей; изменение традиционных характеристик объекта, влекущее за собой причинение вреда в виде реальною ущерба и (или) умаление его исторической ценности; проведение земляных, строительных и иных работ, не связанных    с охранением объекта культурного наследия и его историко-градостроительной среды; размещение любых рекламных конструкций, в том числе на объекте культурного наследия.

Полагая, что отказ, изложенный в письме от 22.10.2021 является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы ответчика, суд удовлетворяет требования заявления на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (часть 2 статьи 3.1 Закона № 73-ФЗ).

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях указанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с данной статьей.

Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1042 расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место «Дрокинская гора», 06.01.1920, Красноярский край, Емельяновский район, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обеим берегам реки Кача.

В соответствии со статьей 3 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

- памятники;

- ансамбли;

- достопримечательные места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места (абз. 4 ч. 5 ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 28 октября 2019 года № 591 «О включении объекта в Перечень выявленных объектов культурного наследия», включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, достопримечательное место «Дрокинская гора», 06.01.1920, 12.06.1943, Красноярский край, Емельяновский район, как выявленный объект культурного наследия «Дрокинская гора», 06.01.1920, Красноярский край, Емельяновский район, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обеим берегам реки Кача (вид объекта - достопримечательное место, общая видовая принадлежность объекта - памятник истории).

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 20.10.2020 № 523 «О включении объекта в реестр» включен  в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия - достопримечательное место «Дрокинская гора», 06.01.1920, Красноярский край, Емельяновский район, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обеим берегам реки Кача как объект культурного наследия регионального значения «Дрокинская гора», 06.01.1920, Красноярский край, Емельяновский район, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обоим берегам реки Кача (вид объекта - достопримечательное место, общая видовая принадлежность объекта - памятник истории).

Особенности государственной охраны достопримечательных мест обозначены в ст.56.4 Закона № 73-ФЗ.

Согласно п.1 ст. 56.4 Закона № 73-ФЗ предметом охраны достопримечательного. места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные; элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты,; представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места.                                                                                               I

В силу п. 2 ст. 56.4 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности ни земельных участках в границах территории достопримечательного места.

В соответствии п. 3 ст. 56.4 Закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительные регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ изыскательские проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализаций согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта курного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 36 Закона № 73-ФЗ).

При этом в соответствии со ст. 30 Закона № 73-ФЗ документация или разделы: документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участке в границах территории объекта культурного наследия, подлежат государственной историко-культурной экспертизе.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия установлены в ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах территории объекта культурного наследия:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;

3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 5.1).

Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются (пункт 3 статьи 5.1):

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;

3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

На основании ст. 28 Закона № 73-ФЗ установление требований к осуществлю деятельности, градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места также подлежит государственной историко-культурной экспертизе.

Таким образом, учитывая изложенное, на территории спорного объекта допускается осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, а также при условии реализации согласованных Службой обязательных разделов об обеспечении сохранности указанного объекта в проекте проведения строительных и иных работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта, прошедших в установленном порядке государственную историко-культурную экспертизу.

Вместе с тем, административным органом не исследован вопрос соответствия установленным законом критериям спорного объекта в части разрешения ограниченного строительства на территории достопримечательного места.

Исходя из пояснений третьего лица, подведомственным Службе краевым государственным казенным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» разработан Проект требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Объекта, в отношении которого в настоящее время проводится государственная историко-культурная экспертиза. После представления в Службу положительного заключения экспертизы в отношении Проекта, а также принятия Службой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», решения о согласии с выводами, изложенными в заключении названной экспертизы, Службой будет издан приказ об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Объекта.

Ссылка ответчика на тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1042 полностью находится в зоне, сведения о которой внесены в ЕГРН и в границах данной зоне запрещено строительство капитальных объектов не связанных с сохранением объекта культурного наследия, что, в свою очередь, не позволяет возводить объекты предпринимательства в соответствии с представленными в орган документами, противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которыми допускается осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места.

Отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия согласования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края является необоснованным, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку не относится к числу оснований, по которым возможен отказ в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ,  изложенный в письме от 22.10.2021, не соответствует закону и подлежит признанию недействительным.

В силу частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Исследовав материалы дела, с учетом того, что суды не должны подменять административные органы в пределах их полномочий, принимая во внимание, что административным орган при вынесении оспариваемого решения не исследован вопрос о соответствии предполагаемого к возведению объекта требованиям сохранения особенностей достопримечательного места,  суд приходит к выводу о применении в качестве восстановительной меры по обязанию Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (ИНН 2411001082 , ОГРН 1022400663581) устранить допущенные нарушения прав и законных интересовобщества с ограниченной ответственностью «Сибтехно-Сервис» (ИНН 2465300138, ОГРН 1132468053508) путем повторного рассмотрения заявления (вх. от 15.03.2021 № 2845) о выдаче разрешения на строительство, с учетом выводов суда, содержащихся в настоящем решении.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результат рассмотрения дела, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат отнесению на Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в письме от 22.10.2021 № 10477.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (ИНН 2411001082 , ОГРН 1022400663581) устранить допущенные нарушения прав и законных интересовобщества с ограниченной ответственностью «Сибтехно-Сервис» (ИНН 2465300138, ОГРН 1132468053508) путем повторного рассмотрения заявления (вх. от 15.03.2021 № 2845) о выдаче разрешения на строительство, с учетом выводов суда, содержащихся в настоящем решении.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (ИНН 2411001082, ОГРН 1022400663581) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибтехно-Сервис» (ИНН 2465300138, ОГРН 1132468053508) 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.А. Данилова