ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-32514/19 от 27.12.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

13 января 2020 года

Дело № А33-32514/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2019.

В полном объеме решение изготовлено 13 января 2020.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи И.А. Раздобреевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Про-изводственное объединение «Красноярский завод комбайнов» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к заместителю руководителя УФССП по Красноярскому краю – заместителю главного судебного пристава Красноярского края ФИО1,

к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным постановления от 09.10.2019 об отмене постановления старшего судебного пристава – начальника МОСП по ИОИП по Красноярскому № 24002/18/225197 от 26.12.2018 об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2018,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самосто-ятельных требований относительно предмета спора, Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, в качестве заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «КТЗ»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, действующего на основании доверенности от 07.11.2018 № 18, ФИО3, действующей на основании доверенности от 13.09.2019 № 1,

от ответчика: ФИО4, действующей на основании доверенности от 26.12.2018 № 24907/19/4-СН,

от третьего лица: ФИО2, действующего на основании доверенности от 19.10.2018 № 19/10,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой,

установил:

акционерное общество «Производственное объединение «Красноярский завод ком-байнов» (далее – заявитель, общество «КЗК») обратилось в Арбитражный суд Краснояр-ского края с заявлением к заместителю руководителя УФССП по Красноярскому краю – заместителю главного судебного пристава Красноярского края ФИО1, к Управ-лению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о признании незаконным постановления от 09.10.2019 об отмене постановления старшего судебного пристава – начальника МОСП по ИОИП по Красноярскому краю № 24002/18/225197 от 26.12.2018 об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2018.

Заявление принято к производству суда. Определением от 05.11.2019 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

05.04.2018 ГК ВЭБ предъявлен в УФССП по Красноярскому краю исполнительный лист серии ФС № 004360570 от 26 мая 2015 на сумму в размере 3,068 млрд. руб., выданный Арбитражным судом г. Москвы в рамках дела № А40-85130/14-47-698. На основании указанного исполнительного листа Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю судебном приставом-исполнителем ФИО5 возбуждено исполнительное производств № 7965/18/24002-ИП (взыскатель - ГК «Внешэкономбанк»).

19.06.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых ис-полнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО5 принято постановление об объединении исполнительных производств в отношении общества «КЗК» в сводное исполнительное производство №7965/18/24002-СД, куда вошли, в том числе, исполнительные производства по налоговым обязательствам.

01.11.2018 директором Федеральной службы судебных приставов - Главным судебным приставом РФ ФИО6 принято постановление за № 00163/18/122269-ДА, в соответствии с которым все материалы сводного исполнительного производства подлежат передаче Управлению по исполнению особо важных исполнительных производств (г. Москва).

18.12.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых ис-полнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 принято постановление № 24002/18/219061 о взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства №7965/18/24002-ИП от 05.04.2018 (взыскатель - ГК ВЭБ).

25.12.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 на основании заявления взыскателя - ГК «Внешэкономбанк» вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 7965/18/24002-ИП от 05.04.2018 и возвращении исполнительного документа взыскателю.

26.12.2018 старшим судебным приставом - начальником МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 принято постановление № 24002/18/225197 об отмене постановления от 18.12.2018 № 24002/18/219061 о взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 7965/18/24002-ИП.

29.12.2018 старшим судебным приставом - начальником МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 принято постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №7965/18/24002-ИП от 25.12.2018 и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

29.12.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 48100/18/24002-ИП от 05.04.2018.

29.12.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 принято постановление о возбуждении ИП № 48112/18/24002 и взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках возобновленного исполнительного производства.

09.01.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых ис-полнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО5 вынесены постановления о передаче исполнительных производств, входящих в сводное исполнительное производство, в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России во исполнение постановления от 01 ноября 2018 об определении места ведения сводного исполнительного производства, в том числе, ИП № 48112/18/24002-ИП.

24.01.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых ис-полнительных производств ФИО5 принято постановление об окончании ис-полнительного производства № 48100/18/24002-ИП.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.05.2019 по делу № А33-5147/2019, вступившим в законную силу, признано недействительным постановление начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 об отмене постановления об окончании ис-полнительного производства №7965/18/24002-ИП от 25.12.2018 и возобновлении испол-нительных действий по исполнительному производству.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.08.2019 по делу № А33-10407/2019, вступившим в законную силу, признано недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 о взыскании исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 48100/18/24002-ИП от 05.04.2018.

09.10.2019 заместителем главного судебного пристава Красноярского края ФИО1 принято постановление об отмене постановления старшего судебного пристава - начальника МОСП по ИОИП по Красноярскому краю №24002/18/225197 от 26.12.2018 г. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2018 г.

Указанное постановление мотивировано тем, что постановление от 26.12.2018 вынесено после окончания исполнительного производства №7965/18/24002-ИП, и руководствуясь решениями Арбитражного суда Красноярского края от 20.05.2019 по делу № А33-5147/2019 и от 19.08.2019 по делу № А33-10407/2019, в целях более оперативного и правильного исполнения требований исполнительного документа.

Не согласившись с указанным постановлением, общество «КЗК» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осу-ществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбит-ражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

В статье 2 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное про-изводство осуществляется на принципах законности, своевременности и полноты совер-шения действий по исполнению исполнительных документов и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по их своевременному, полному и правильному исполнению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную указанным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Статьей 13 Федерального закона N 229-ФЗ установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам, в числе прочего указано, что в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

- наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

- наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

- дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

- дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или долж-ностного лица либо указание на немедленное исполнение;

- сведения о должнике и взыскателе: для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

- резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

-дата выдачи исполнительного документа.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ заявление под-писывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).

В силу части 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Судом установлено, что исполнительный лист серия ФС № 004360570 от 26.05.2015, выданный Арбитражным судом города Москвы по делу № А40-85130/14-47-698 на взыскание с общества «КЗК» 3 068 737 950, 63 руб., соответствовал требованиям Федерального закона N 229-ФЗ, в связи с чем обоснованно был принят службой судебных приставов к исполнению. Обратного лицами, участвующими в деле, не доказано.

На основании указанного исполнительного листа 05.04.2018 возбуждено исполни-тельное производство № 7965/18/2002-ИП. Доказательств незаконного возбуждения ис-полнительного производства также не представлено.

Согласно статье 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Постановлением от 05.04.2018 о возбуждении исполнительного производства № 7965/18/2002-ИП должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Копия постановления получена представителем должника ФИО3 05.04.2018, что подтверждается подписью представителя на постановлении и не опровергнуто обществом «КЗК».

В связи с неисполнением должником исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения 18.12.2018 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Постановление вынесено при наличии установленных законом оснований, в рамках текущего исполнительного производства, что соответствует требованиям Федерального закона N 229-ФЗ.

25.12.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 на основании заявления взыскателя - ГК «Внешэкономбанк» вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 7965/18/24002-ИП от 05.04.2018 в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

26.12.2018 старшим судебным приставом - начальником МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 принято постановление № 24002/18/225197 об отмене постановления от 18.12.2018 № 24002/18/219061 о взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 7965/18/24002-ИП.

29.12.2018 старшим судебным приставом - начальником МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 принято постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №7965/18/24002-ИП от 25.12.2018 и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству. Указанное постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в целях взыскания исполнительского сбора (пункт 3 постановления).

29.12.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 48100/18/24002-ИП от 05.04.2018.

Однако, решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.05.2019 по делу № А33-5147/2019 постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №7965/18/24002-ИП от 25.12.2018 и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству признано недействительным.

Суд в решении, поддержанном постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019, указал, что 29.12.2018 у начальника отдела - старшего СП МОСП ИОИП УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого постановления с целью взыскания исполнительского сбора при том, что исполнительное производство окончено 25.12.2018 с фактическим возвращением в этот же день исполнительного документа взыскателю, постановлением от 26.12.2018 начальника отдела - старшего СП МОСП ИОИП УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2018 № 24002/18/219061 отменено. Взыскатель и должник реализовали свое право на урегулирование отношений по погашению задолженности путем взаимных уступок, повторно на исполнение взыскатель исполнительный лист ФС № 004360570 от 26.05.2015 не предъявлял.

Решением от 19.08.2019 по делу № А33-10407/2019 Арбитражный суд Красноярского края признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Меж-районного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю ФИО7 о взыскании исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 48100/18/24002-ИП от 05.04.2018.

Судом установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено только в процессе исполнения исполнительного документа до окончания исполнительного производства. В дальнейшем судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенному, но не исполненному постановлению о взыскании исполнительского сбора. В решении по делу А33-5147/2019 суд пришел к выводу, что 29.12.2018 у начальника отдела - старшего СП МОСП ИОИП УФССП России по Красноярскому краю ФИО8 отсутствовали законные основания для вынесения постановления об отмене постановления об окончании исполнительного производства с целью взыскания исполнительского сбора при том, что исполнительное производство окончено 25.12.2018 с фактическим возвращением в этот же день исполнительного документа взыскателю. Взыскатель и должник реализовали свое право на урегулирование отношений по погашению задолженности путем взаимных уступок, повторно на исполнение взыскатель исполнительный лист ФС № 004360570 от 26.05.2015 не предъявлял.

Судом сделан вывод, что, таким образом постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю от 29.12.2018 № 24002/18/227465 о взыскании исполнительского сбора, как вынесенное после окончания исполнительного производства является незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, нарушающим права и интересы должника по исполнительному производству.

Рассмотрев материалы исполнительного производства №7965/18/24002-ИП, принимая во внимание указанные выводы судов по перечисленным делам, отсутствие по состоянию на 26.12.2018 фактических оснований для отмены постановления о взыскании ис-полнительского сбора, заместитель руководителя УФССП по Красноярскому краю Алек-сеева М.В. 09.10.2019 принял постановление об отмене постановления об отмене поста-новления старшего судебного пристава - начальника МОСП по ИОИП по Красноярскому краю №24002/18/225197 от 26.12.2018 г. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2018 г.

Суд отклоняет доводы общества «КЗК» о незаконности постановления от 09.10.2019 ввиду отсутствия у заместителя руководителя Управления ФССП по Красноярскому краю ФИО1 полномочий на принятие спорного постановления, а также невозможности вынесения такого постановления вне рамок исполнительного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

При этом в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ отсутствует указание на то, что данным правом вышестоящее должностное лицо может воспользоваться только в рамках возбужденного и не оконченного исполнительного производства, поскольку вышестоящее должностное лицо действует в целях обеспечения законности и соблюдения прав и законных интересов сторон исполнительного производства и иных лиц. Окончание исполнительного производства не может являться препятствием к устранению нарушений законодательства, выявленных после окончания исполнительного производства, а также к восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено вышестоящим должностным лицом службы судебных приставов в порядке самоконтроля за соответствием решений судебного пристава-исполнителя требованиям закона.

Кроме того, приказом ФССП России от 29.12.2017 № 685 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы судебных приставов бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» (ранее приказы ФССП России от 24.12.2012 № 594, от 17.02.2016 № 108) Управление ФССП России по Красноярскому краю включено в перечень подведомственных ФССП России администраторов доходов федерального бюджета, в том числе по коду бюджетной классификации 1 15 01010 01 0000 140 «Исполнительский сбор».

Пунктом 3 Приказа Территориальные органы ФССП России в отношении закреп-ленных за ними источников доходов федерального бюджета наделены бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, в том числе по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет.

Исполнительский сбор взыскивается с должника как штрафная санкция за длительное неисполнение требований исполнительного документа. Поскольку УФССП России по Красноярскому краю является администратором платежа «Исполнительский сбор» и наделено полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью начисления, полнотой и своевременностью осуществления платежа в бюджет, то заместитель руководителя Управления - заместитель главного судебного пристава Красноярского края ФИО1 при вынесении оспариваемого постановления действовала в защиту прав и законных интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.9 Должностного регламента заместителя руководителя - заместителя главного судебного пристава Красноярского края ФИО1 от 30.03.2017 - «заместитель руководителя обязан по курируемым направлениям деятельности организовывать и контролировать исполнение функций, возложенных на территориальный орган ФССП России».

Согласно распоряжению УФССП России по Красноярскому краю № 796 от 04.10.2019 «О возложении обязанностей» руководителем УФССП России по Красноярскому краю - главным судебным приставом Красноярского края ФИО9 на заместителя руководителя - заместителя главного судебного пристава Красноярского края ФИО1 возложена обязанность по осуществлению руководства и контроля за организацией деятельности аппарата Управления и территориальных отделов судебных приставов по Красноярскому краю, в том числе по линии исполнительного производства. Соответственно, на заместителя руководителя УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 главным судебным приставом Красноярского края возложена обязанность по организации принудительного исполнения исполнительных документов на территории Красноярского края и контролю за соблюдением законности при осуществлении принудительного исполнения исполнительных документов.

В соответствии с частью 9 статьи 33 Федерального закона «Об исполнительном про-изводстве» главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем выносится соответствующее постановление.

О передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Согласно части 7.1, 7.2 статьи 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель. Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов. О принятии к исполнению исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о принятии исполнительного производства к исполнению.

12.12.2018 в УФССП России по Красноярскому краю поступило постановление ди-ректора ФССП России ФИО6 от 01.11.2018 об определении местом ведения свод-ного исполнительного производства, в состав которого также входило исполнительное производство № 7965/18/24002-ИП о взыскании с общества «КЗК» в пользу ГК «Банк раз-вития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК)» суммы в размере 3 068 737 950,63 рублей - Управления по исполнению особо важных исполнительных производств (г. Москва).

В ходе подготовки материалов сводного исполнительного производства в отношении общества «КЗК» к передаче в Управление по исполнению особо важных исполни-тельных производств от представителя взыскателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК)» в МОСП по ИОИП поступило заявление об отзыве исполнительного листа ФС № 004360570 и окончании исполнительного производства № 7965/18/24002-ИП.

В связи с поступлением указанного заявления судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ФИО5 исполнительное производство № 7965/18/24002-ИП было выделено из состава сводного исполнительного производства и окончено по основаниям пункта 1 части 1 статьи 46, пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительный лист возвращен взыскателю.

В связи с окончанием исполнительного производства № 7965/18/24022-ИП судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП передача его для дальнейшего исполнения в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств не производилась. Материалы завершенного исполнительного производства переданы на оперативное хранение в архив МОСП по ИОИП УФССП России по Красноярскому краю.

После завершения исполнительного производства № 7965/18/24002-ИП, в соответствии с частью 16 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», постановление от 18.12.2019 о взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора в сумме 214 811 656,54 рублей, направлено для принудительного исполнения в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств. Постановлением от 18.10.2019 судебным приставом-исполнителем при директоре ФССП – главном судебном приставе Российской Федерации Управление по исполнению особо важных исполнительных производств возбудило исполнительное производство о взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора в сумме 214 811 656,54 рублей.

Кроме того, суд учитывает, что с учетом признания арбитражным судом недействи-тельными постановлений от 29.12.2018 об отмене постановления об окончании исполни-тельного производства №7965/18/24002-ИП от 25.12.2018 и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству и о взыскании исполнительского сбора в размере 214 811 656, 54 руб. в рамках исполнительного производства № 48100/18/24002-ИП от 05.04.2018, утратили свое действие постановление от 09.01.2019 о передаче испол-нительного производства в другой отдел и от 24.01.2019 об окончании исполнительного производства № 48100/18/24002-ИП.

Таким образом, учитывая факт неисполнения должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительного документа, наличие законных оснований для вынесения 18.12.2018 постановления о взыскании с общества «КЗК» исполнительского сбора, отсутствие по состоянию на 26.12.2018 законных оснований для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора (наличие преждевременности вынесения исполнительского сбора не доказано сторонами и не установлено судом), наличие у должностного лица – заместителя руководителя УФССП по Красноярскому краю ФИО1 полномочий на отмену не соответствующего закону решения судебного пристава-исполнителя, суд пришел к выводу о законности и обоснованности постановления от 09.10.2019 об отмене постановления старшего судебного пристава - начальника МОСП по ИОИП по Красноярскому краю №24002/18/225197 от 26.12.2018 г. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2018 г.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе-дерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано уси-ленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления акционерного общества «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов» отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбит-ражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья И.А. Раздобреева