ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-34041/19 от 13.07.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июля 2020 года

Дело № А33-34041/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» (ИНН 2460096464, ОГРН 1162468080037)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2466144107, ОГРН 1062466153342)

о признании недействительными предписаний от 07.08.2019 №11/143-Т, от 09.12.2019            № 11/322-Т,

в судебном заседании присутствуют:

от заявителя: Иванова О.Ю., по доверенности № 9 от 18.06.2018, личность удостоверена по паспорту,

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Кимом С.Д. (до перерыва) и Игнатенко В.Ю. (после перерыва), с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

определением от 05.11.2019 по делу №А33-34041/2019 арбитражным судом принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью «НАЗАРОВСКАЯ ТЕПЛОТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительными и отмене пунктов 1, 2, 3 и 4 (в части не прохождения аттестации руководителя организации) предписания от 07.08.2019 №11/143-Т.

Заявитель представил в материалы дела уточнение заявленных требований, изложенное в пояснениях от 02.03.2020, согласно которым просит признать недействительным  предписание от 07.08.2019 №11/143-Т полностью. В судебном заседании представитель поддержал заявленное уточнение требований.

В соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнение заявленных требований принято судом.

Определением от 06.03.2020 по делу №А33-8516/2020 арбитражным судом принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью "Назаровская теплотранспортная компания" к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене предписания № 11/322-Т от 09.12.2019.

Определением от 23.06.2020 дело № А33-8516/2020 и дело №А33-34041/2019 объединены в одно производство, делу № А33-8516/2020 присвоен номер №А33-34041/2019.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике, Бойко Людмилой Анатольевной, в период с 26.07.2019 по 07.08.2019 на основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора №2966-р/кр от 02.07.2019 проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания», ОГРН: 1162468080037, ИНН 2460096464, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Бограда, 144А.

В целях устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, проводимой с целью выявления и  пресечения  нарушений  законодательства Российской  Федерации,  нормативных правовых актов, норм и правил в области лицензионного контроля в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей Енисейского управления Ростехнадзора на 2019 год, зафиксированных в Акте проверки общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» от 07.08.2019 № 11/143/2966-р/кр/2019, на основании части 1 статьи 17 федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля»,  пункта  6.6.  Положения  о Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, пункта 5.6. Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2019 № 13, обществу с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» выдано предписание от 07.08.2019 № 11/143-Т, которым предписано в срок до 11.11.2019 принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно:

п.1 предписания: камеры для обслуживания подземных трубопроводов тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001 имеют менее двух люков (люков (ТК перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31,33,35,37) – нарушение п. 77 ФНП ОРПД;

п. 2 предписания: отсутствуют сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопроводов тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001, с отводом воды в системы канализации для спуска воды из трубопроводов – нарушение п. 88 ФНП ОРПД;

п. 3 предписания: - на трубопроводах тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001 отсутствует антикоррозионная, тепловая и гидроизоляционная защита (ТК перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31, 33, 35, 37, ТК 16-1а-1 – нарушение п. 76 ФНП ОРПД;

п. 4 предписания: руководителем организации и членом аттестационной комиссии не пройдена аттестация в области промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности  опасных производственных объектов»; п. 96, пп. з п. 218 ФНП ОРПД.

Государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике, Бойко Людмилой Анатольевной, в период с 02.12.2019 по 09.12.2019 на основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора №5528-р/кр от 29.10.2019 проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания», ОГРН: 1162468080037, ИНН 2460096464, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Бограда, 144А.

В целях устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, проводимой с целью проверки выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами № 1-4 ранее выданного предписания от 07.08,2019 №11/143-Т, срок исполнения которого истек 11.11.2019, зафиксированных в Акте проверки общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» от 09.12.2019 № 11/322/5528-р/кр/2019, на основании части 1 статьи 17 федерального закона от 26.12.2008 .№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 6.6. Положения о Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, пункта 5.6. Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 15.01.2019 № 13, выдано предписание № 11/322-Т от 09.12.2019, которым предписано в срок до 15.11.2020 принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно:

п.1 предписания: камеры для обслуживания подземных трубопроводов тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001 имеют менее двух люков (люков (ТК перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31,33,35,37) – нарушение п. 77 ФНП ОРПД;

п. 2 предписания: отсутствуют сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопроводов тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001, с отводом воды в системы канализации для спуска воды из трубопроводов – нарушение п. 88 ФНП ОРПД;

п. 3 предписания: членом аттестационной комиссии не пройдена аттестация в области промышленной безопасности (Б.8.26) в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности  опасных производственных объектов»; п. 96, пп. з п. 218 ФНП ОРПД.

Полагая, что предписания от 07.08.2019 №11/143-Т, от 09.12.2019 № 11/322-Т, противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к видам деятельности в области промышленной безопасности относится проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее-Закона №294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации о т30.07.2004 N 401 (далее по тексту - Положения от 30.07.2004 N 401), установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Служба является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения от 30.07.2004 N 401).

В соответствии с пунктом 6.6 Положения от 30.07.2004 N 401, служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно пункту 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 N 1170 (далее по тексту - Положение от 15.11.2012 N 1170), предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов.

В соответствии с п. 6 Положения от 15.11.2012 N 1170, Федеральный государственный надзор ведется за осуществлением юридическим лицом, в том числе, следующих видов деятельности в области промышленной безопасности: эксплуатация опасного производственного объекта; монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

По пункту 7 Положения от 15.11.2012 N 1170, Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, постоянного государственного надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

По пункту 1 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.06.2016 N 249, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Красноярского края (без г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края), Республики Хакасия, Республики Тыва, Иркутской области.

Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора (пункт 5.7 положения).

Оспариваемые предписания Енисейского управления Ростехнадзора вынесены по результатам плановых проверок, проведенных на основании распоряжений. Задачей плановых выездных проверок была, в том числе проверка соблюдения заявителем обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

С учетом вышеизложенного, предписания выданы уполномоченными лицами,  Енисейского управления Ростехнадзора.

При проведении проверок и вынесении предписаний грубых нарушений ответчиком допущено не было.

Как следует из материалов дела, в период с 26.07.2019 по 07.08.2019 на основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора №2966-р/кр от 02.07.2019 проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания», ОГРН: 1162468080037, ИНН 2460096464, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Бограда, 144А.

В целях устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, проводимой с целью выявления и  пресечения  нарушений  законодательства Российской  Федерации,  нормативных правовых актов, норм и правил в области лицензионного контроля в соответствии с планом проведения   плановых проверок юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей Енисейского управления Ростехнадзора на 2019 год, зафиксированных в Акте проверки общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» от 07.08.2019 № 11/143/2966-р/кр/2019, на основании части 1 статьи 17 федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля»,  пункта  6.6.  Положения  о Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, пункта 5.6. Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2019 № 13, обществу с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» выдано предписание от 07.08.2019 № 11/143-Т, которым предписано в срок до 11.11.2019 принять меры по устранению выявленных нарушений.

В период с 12.11.2019 по 09.12.2019 на основании распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора от 29.10.2019 № 5528-р/кр в отношении ООО «НТТК» были проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля (надзора) с целью проверки выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 1-4 ранее выданного предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т.

По результатам проверки был выявлен и зафиксирован в акте проверки от 09.12.2019 №11/322/5528-р/кр/2019 факт неисполнения в установленный срок законного предписания органа государственного контроля (выявлены нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее - ФНП ОРПД).

В целях пресечения нарушений законодательства Российской  Федерации, нормативно-правовых актов, норм и правил, зафиксированных в акте проверки от 09.12.2019 №11/322/5528-р/кр/2019, на основании ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 6.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 5.7 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 15.01.2019 № 13, уполномоченным должностным лицом административного органа было выдано предписание от 09.12.2019 №11/322-Т, которым предписано в срок до 15.11.2020 принять меры по устранению выявленных нарушений.

Согласно пунктам 1, 2 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т и предписания от 09.12.2019 № 11/322-Т.

п.1 предписаний: камеры для обслуживания подземных трубопроводов тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001 имеют менее двух люков (люков (ТК перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31,33,35,37) – нарушение п. 77 ФНП ОРПД;

п. 2 предписаний: отсутствуют сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопроводов тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001, с отводом воды в системы канализации для спуска воды из трубопроводов – нарушение п. 88 ФНП ОРПД;

Оспаривая данные пункты предписания, заявитель ссылается на то, что устройство камер для обслуживания подземных трубопроводов тепловых сетей с двумя люками перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31, 33, 35, 37, устройство сбросных колодцев, расположенных отдельно от канала трубопроводов тепловых сетей, с отводом воды в системы канализации для спуска воды из трубопроводов, восстановление антикоррозионной, тепловой и гидроизоляционной защиты (ТК перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31, 33, 35, 37, ТК 16-1 а-1) на трубопроводах тепловых сетей, рег. № А66-04279-0001 возможно только через реконструкцию либо через техническое перевооружение тепловой сети, так как указанная тепловая сеть введена в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД. В этой связи заявитель полагает, что оспариваемое предписание содержит незаконное требование об устранении вышеуказанных нарушений и является неисполнимым.

Указанный довод заявителя судом отклонен по следующим основаниям.

Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД).

В силу пункта 5 указанных правил требования настоящих ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и работниками организаций, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, указанную в пункте 3 настоящих ФНП.

Согласно пункту 3 ФНП ОРПД указанные правила предназначены для применения при разработке технологических процессов, техническом перевооружении опасного производственного объекта (далее - ОПО), а также при размещении, монтаже, ремонте, реконструкции (модернизации), наладке и эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании и экспертизе промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - оборудование под давлением), отвечающих одному или нескольким признакам, указанным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 2 настоящих ФНП, в том числе, трубопроводов пара и горячей воды.

Пунктом 77 ФНП ОРПД предусмотрено, что камеры для обслуживания подземных трубопроводов пара и горячей воды должны иметь не менее двух люков с лестницами или скобами. При проходе трубопроводов через стенку камеры должна быть исключена возможность подтопления камеры.

Согласно пункту 88 ФНП ОРПД для спуска воды из трубопроводов водяных тепловых сетей предусматривают сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопровода, с отводом воды в системы канализации.

В силу вышеприведенных норм указанные требования обязательны для применения организациями, эксплуатирующими соответствующий опасный производственный объект.

Заявитель, оспаривая указанные пункты предписания, в частности, ссылается на то, что в период строительства тепловой сети в 1974 году аналогичных требований в законодательстве не содержалось, в связи с чем заявитель полагает необоснованным возложение на него обязанности по обустройству двух люков и сбросных колодцев. Указанный довод заявителя судом отклонен.

Пунктом 9.34 СНиП П-Г. 10-62 «Тепловые сети. Нормы проектирования», утвержденного 12.09.1963 Госстроем СССР (Государственный  комитет Совета Министров СССР по делам строительства), ранее предусматривалось наличие в камерах входных люков - не менее двух. В соответствии с п. 8.20 СНиП II-Г. 10-62 «Тепловые сети. Нормы проектирования», отводы воды из каналов тепловых сетей, систем попутного дренажа из трубопроводов тепловых сетей может производиться в ливневую канализацию, в водоемы и в поглощающие колодцы.

Согласно п. 11.35 СНиП П-Г. 10-73 «Тепловые сети. Нормы проектирования» количество люков для камер должно предусматриваться: при внутренней площади камер от 2,5 до 6 м - не менее двух, расположенных по диагонали. Как следует из п. 9.21 СНиП П-Г. 10-73, спуск воды из трубопроводов водяных тепловых сетей должен предусматриваться в сбросные колодцы с отводом воды из них самотеков или насосами (непосредственно из трубопроводов) в системы канализации. Спуск воды непосредственно в камеры тепловых сетей или на поверхность земли не допускается.

Тепловая сеть перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31, 33, 35, 37, ТК 16-1а-1, рег. № А66-04279-0001 построена в 1974 году, следовательно, на момент введения ее в эксплуатацию действовали вышеуказанные нормативные акты, предусматривающие наличие в камерах не менее двух входных люков и наличие сбросных колодцев.

Ссылка заявителя на тот факт, что внутренняя площадь камер, составляющая менее 2,5м, в силу п. 11.35 СНиП П-Г. 10-73 не предусматривала наличие двух входных люков, не влияет на оценку законности выданных предписаний в указанной части. Требования пункта 77 ФНП ОРПД не ставят наличие необходимого количества люков в зависимость от площади тепловых камер. При этом, как указано ранее, тепловые сети, введенные в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, эксплуатирующиеся в период их действия, должны соответствовать требованиям вышеуказанных правил.

Кроме того, согласно п. 94 ФНП ОРПД требования технических регламентов в отношении оборудования под давлением, относящегося к области их применения, выпущенного в обращение до вступления в силу технического регламента, не применяются до момента возникновения необходимости его реконструкции (модернизации). При эксплуатации такого оборудования должно быть обеспечено выполнение требований настоящих ФНП, а также соответствие проекту и технической документации изготовителя его конструкции (устройства) и укомплектованности средствами измерения, арматурой, предохранительными и другими устройствами, автоматизированными системами управления и безопасности.

В процессе эксплуатации оборудования под давлением его работоспособное состояние и соответствие установленным к нему требованиям должно обеспечиваться проведением технического обслуживания, планово-предупредительных и внеплановых (при необходимости) ремонтов силами работников соответствующих подразделений эксплуатирующих организаций, а также специализированных организаций (при необходимости) в соответствии с указаниями руководства (инструкции) по эксплуатации, нормативных документов, принятых для применения в эксплуатирующей организации, и требований настоящих ФНП.

На основании изложенного, доводы заявителя в указанной части подлежат отклонению, требования ФНП ОРПД обязательны для исполнения юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию тепловых сетей, в том числе, введенных в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД.

Также, в заявлении ООО «НТТК» ссылается на положения ФНП ОРПД о том, что организация, эксплуатирующая ОПО, при его эксплуатации не должна отклоняться от проектной документации.

В соответствии с п. 13.3 распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора от 02.07.2019 № 2966-р/кр, на заявителя была возложена обязанность по представлению документов, подтверждающих наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными и нормами в области промышленной безопасности или до вступления их в силу - требованиям промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с п. 13.1 распоряжения Енисейского управления Ростехнадзора от 29.10.2019 № 5528-р/кр, на заявителя была возложена обязанность по представлению документов, подтверждающих исполнение пунктов ранее выданного предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т.

Вместе с тем, при проведении проверки заявителем не было предоставлено документации, согласно которой были построены и введены в эксплуатацию тепловые сети, рассматриваемые в ходе проверки. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.

Доводы ООО «НТТК» о том, что пункт 2 оспариваемого предписания не содержит четких формулировок и указаний относительно конкретных мест нахождения каналов, на которых отсутствуют сбросные колодцы, и где их необходимо установить, не свидетельствуют о незаконности предписания и его неисполнимости. Заявитель документально не опроверг отсутствие сбросных каналов на опасном производственном объекте рег. № А66-04279-0001.

Тот факт, что заявитель приобрел указанные тепловые сети только в 2016 году и не проводил на указанных тепловых сетях реконструкцию либо техническое перевооружение, не свидетельствует об отсутствии у общества как эксплуатанта опасного производственного объекта приводить данный объект в соответствие с требованиями ФНП ОРПД.

Суд также учитывает, что ФНП ОРПД не содержит каких либо сроков, в течение которых эксплуатирующая организация обязана привести опасный производственный объект  в соответствие с требованиями пунктов 77 и 88. В этой связи довод заявителя о необоснованном возложении ответчиком исполнения данных требований в сроки, указанные в предписании, судом отклонены. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективной невозможности исполнения пунктов предписания в сроки, указанные в предписании (предписание от 07.08.2019 №11/143-Т – более 3 месяцев, предписание от 09.12.2019 № 11/322-Т – более 11 месяцев), заявителем в материалы дела не представлено.

На основании изложенного пункты 1, 2 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т и предписания от 09.12.2019 № 11/322-Т являются законными и обоснованными.

Пунктом 3 предписания от 07.08.2019 №11/143-Т на заявителя была возложена обязанность устранить следующее нарушение: на трубопроводах тепловых сетей, рег.                       № А66-04279-0001 отсутствует антикоррозионная, тепловая и гидроизоляционная защита (ТК перед жилыми домами по ул. 30 лет ВЛКСМ, 31, 33, 35, 37, ТК 16-1а-1).

Пунктом 76 ФНП ОРПД предусмотрено, что вне зависимости от типа прокладки на всех трубопроводах тепловых сетей должна предусматриваться антикоррозионная, тепловая и гидроизоляционная защита. Тип и способы защиты должны определяться проектной документацией в зависимости от конструктивного исполнения, с учетом скорости коррозионного износа применяемых коррозионных материалов. Порядок контроля степени коррозионного износа оборудования и трубопроводов с использованием неразрушающих методов, способы, периодичность и места проведения контрольных замеров должны определяться в эксплуатационной документации с учетом конкретных условий эксплуатации. Антикоррозионные покрытия трубопроводов тепловых сетей и их несущих металлических конструкций должны выполняться с защитными свойствами, обеспечивающими установленный срок службы трубопровода (конструкции) и гарантированным сроком службы покрытия не менее 10 лет. Ввод в эксплуатацию тепловых сетей без наружного антикоррозионного покрытия труб и металлических конструкций не допускается.

Пунктом 10.1 СНиП П-Г. 10-73 также было определено, что тепловая изоляция должна предусматриваться для трубопроводов, тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор, независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки.

Оспаривая данный пункт предписания, заявитель ссылается на то, что в соответствии с техническим паспортом тепловой сети № 16 трубопровод имеет как теплоизоляционный материал, так и антикоррозийное покрытие.

Вместе с тем документарных доказательств наличия данного теплоизоляционного материала и антикоррозийного покрытия на ТК 16-1а-1 на момент проведения проверки, заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с паспортом тепловой сети № 16 участок тепловой сети построен в период с 1971 по 1991 годы. При этом доказательств, свидетельствующих о сохранности первоначально установленного теплоизоляционного материала и антикоррозийного покрытия, либо последующее нанесение данного покрытия в ходе эксплуатации участка трубопровода до начала проведения проверки, заявителем в материалы дела не представлены.

Ответчик оспаривает указанный довод заявителя, ссылаясь на то, что  в ходе проведения второй проверки был выявлен факт выполнения ООО «НТТК» нарушения, зафиксированного в пункте 3 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т. Во исполнение указанного пункта в ходе проверки был представлен акт о приемке выполненных работ от 31.10.2019 № 155-10.

Из указанного акта следует, что работы по антикоррозионной, тепловой и гидроизоляционной защите трубопровода были проведены после выдачи оспариваемого предписания, в том числе и на ТК 16-1а-1.

Такими образом, заявитель не доказал, что его парвоа были нарушены выдачей предписания в оспариваемой части.

Доводы заявителя о том, что отсутствие антикоррозийной, тепловой и гидроизоляционной защиты не подтверждается материалами проверки (фотофиксация состояния трубопровода не производилась, температура поверхности тепловой сети не измерялась), подлежат отклонению, поскольку Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ не предусматривает обязательное составление и приложение к акту проверки данных документов.

На основании изложенного пункт 3 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т является законным и обоснованным.

В пункте 4 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т отражено следующее нарушение: руководителем организации и членом аттестационной комиссии не пройдена аттестация в области промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности  опасных производственных объектов»; п. 96, пп. з п. 218 ФНП ОРПД.

В пункте 3 предписания от 09.12.2019 № 11/322-Т указано, что членом аттестационной комиссии не пройдена аттестация в области промышленной безопасности (Б.8.26) в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности  опасных производственных объектов»; п. 96, пп. з п. 218 ФНП ОРПД.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (согласно п. 96 ФНП ОРПД - периодическая аттестация руководителей и специалистов проводится один раз в пять лет);

- обеспечивать содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации (пп. з) п. 218 ФНП ОРПД). В этих целях необходимо: обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора, в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации.

Согласно приказу Енисейского управления Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», область промышленной безопасности Б.8.26 -деятельность, связанная с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов, монтажом (демонтажем), наладкой, обслуживанием, и ремонтом (реконструкцией) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах.

Согласно штатному расписанию ООО  «НТТК», утв. приказом ген. директора С.В. Шендрик от 29.12.2018 № 5-ш, в него входят:

слесарь по обслуживанию тепловых сетей - 3;

мастер по обслуживанию тепловых сетей II гр. -1;

электрогазосварщик - 1;

изолировщик – 1.

Указанные должности подтверждают, что деятельность ООО «НТТК» связана не только с эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды, но и наладкой, обслуживанием и ремонтом оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах.

В этой связи указание в предписаниях на необходимость прохождения членом аттестационной комиссии аттестации, и, в частности, в области промышленной безопасности (Б.8.26) является обоснованным.

При этом довод заявителя о том, что в ходе проведения второй проверки ответчик вышел за ее пределы, установив новое нарушение, ранее не зафиксированное в предписании от 07.08.2019 № 11/143-Т, судом отклонен. Как в ходе первоначальной, так и последующей проверки ответчиком проверялось наличие у члена аттестационной комиссии аттестации в области промышленной безопасности. Тот факт, что в первоначальной предписании и акте проверки не указывалось на необходимость прохождения аттестации в области промышленной безопасности Б.8.26, не свидетельствует о том, что ответчиком выявлено новое нарушение. 

Также согласно материалам дела, пунктом ж Акта проверки от 07.08.2019 № 11/143/2966-р/кр/2019 зафиксировано, что Генеральный директор С.В. Шендрик С.В не аттестована в комиссии ЕУ Ростехнадзора, (область А.1).

Вместе с тем, зафиксированное актом проверки и указанное в п. 4 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т правонарушение в отношении руководителя организации (генерального директора) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Генеральный директор Шендрик  С.В.  аттестована в  комиссии  ЕУ Ростехнадзора (область  А.1, что подтверждается  протоколом  №  66-17-113   от  20.01.2017, согласно которому территориальной аттестационной комиссией ЕУ Ростехнадзора проведена проверка знаний руководителей и специалистов в объеме, соответствующем должностным  обязанностям в областях: А.1 и Б.8.22.

В соответствие с п. 96 ФНП № 116 периодическая аттестация руководителей и специалистов проводится один раз в пять лет. Срок следующей аттестации не наступил.

Исходя из вышеизложенного, пункт 4 предписания от 07.08.2019 № 11/143-Т в части аттестации руководителя организации является не законным и нарушает права заявителя.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению частично.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 6000 рублей. С учетом частичного удовлетворения заявления с Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 4 предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.08.2019 №11/143-Т (в части не прохождения аттестации руководителем организации).

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «Назаровская теплотранспортная компания» 3 000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                               Е.В. Болуж