ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-34575/17 от 28.08.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

04 сентября 2018 года

Дело № А33-34575/2017

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 04 сентября 2018 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании пунктов 1 и 2 предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 04.10.2017 №09/620/1-С,

об оспаривании пунктов 42 и 44 акта проверки при строительстве объекта капитального строительства Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017,

при участии:

от заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 04.04.2018 №224/ДКРС,

от ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 09.01.2018 №3, служебного удостоверения; ФИО3, действующей на основании доверенности от 09.01.2018 № 9, служебного удостоверения,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании пунктов 1 и 2 предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 04.10.2017 №09/620/1-С (далее по тексту – предписание от 04.10.2017 №09/620/1-С) и пунктов 42 и 44 акта проверки при строительстве объекта капитального строительства Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 (далее по тексту - акт проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017).

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.01.2018 возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 40 мин. 28.08.2018.

По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: <...>, зал 316.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, в том числе по доводам, изложенным в заявлении, пояснениях от 05.06.2018 № 34-юр, от 20.08.2018 № 56-юр, от 22.08.2018 № 59-юр, от 24.08.2018 № 62-юр, дополнениях к заявлению от 27.02.2018, в возражениях от 20.04.2018 на отзыв ответчика.

Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований, в том числе по доводам, изложенным в отзыве от 20.02.2018, в возражениях на пояснения от 19.04.2018, возражениях на пояснения от 08.06.2018.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ОАО «РЖД» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, эксплуатирует опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе участок транспортного строительства «Строительство Байкальского тоннеля на участке Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги», зарегистрированный 19.07.2016 рег.№А01-14337-0001 как опасный производственный объект II класса опасности (сведениям государственного реестра опасных производственных объектов А01-143337).

28.01.2015 ОАО «РЖД» выдано разрешение на строительство № RU04/38-0236-МС, которым обществу разрешено строительство объекта капитального строительства - «Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда - Дабан Восточно-Сибирской железной дороги», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, Иркутская область, Казачинско-Ленинского района.

Должностными лицами административного органа на основании приказа от 09.08.2017 № 1404/кр в период с 18 сентября по 04 октября 2017 года в отношении застройщика ОАО «РЖД» проведена проверка в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ).

По результатам проверки составлен акт проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017, отразивший нарушения и отступления от требований технических регламентов и проектной документации.

С целью устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 04.10.2017 №09/620/1-С, пунктами 1 и 2 которого на заявителя возложена обязанность в срок до 12.01.2018 не проводить освидетельствование работ до регистрации в национальном реестре специалистов в области строительства.

Полагая, что пункты 1 и 2 указанного предписания, пункты 42 и 44 акта проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 являются недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ).

Основанием для проведения проверок является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора (подпункт «а» пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившего проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

Исходя из пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного строительного надзора, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6.6 вышеуказанного положения).

По пункту 1 Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 №249 (далее по тексту – Положение от 28.06.2016 №249), Енисейское управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва, Иркутской области.

Пунктом 4.4 Положения от 28.06.2016 №249 предусмотрено, что Территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, осуществление федерального государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Ростехнадзора.

Согласно пункту 5.7. Положения от 28.06.2016 № 249 территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции.

По части 3 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

В пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Пунктом 1.1. Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее по тексту - Положение от 01.02.2006 № 54), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Согласно части 6 статьи 54 ГрК РФ и пункту 14 Положения от 01.02.2006 № 54 по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения от 01.02.2006 № 54 предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 8 Положения от 01.02.2006 № 54 предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Из извещенияо начале строительства, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 16.02.2015 № 1768 следует, что общество известило Енисейское управление Ростехнадзора о начале строительства объекта «Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда - Дабан Восточно-Сибирской железной дороги», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, Иркутская область, Казачинско-Ленинского района.

В соответствии с пунктом 9 Положения от 01.02.2006 № 54 государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.

Совокупность приведенных норм свидетельствует о правомерности проведенной в отношении заявителя соответствующей проверки, что последним не оспаривается.

Согласно материалам дела (в том числе сведениям государственного реестра опасных производственных объектов А01-143337, разрешению на строительство от 28.01.2015 ОАО «РЖД» № RU04/38-0236-МС, договора от 21.05.2014 № 482/Х,договору №986.АН-17/И на ведение авторского надзора по титулу №03394 «Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги» от 31.01.2017) участок транспортного строительства «Строительство Байкальского тоннеля на участке Дельбичинда-Дабан Восточно-Сибирской железной дороги» зарегистрирован 19.07.2016 рег.№А01-14337-0001 как опасный производственный объект II класса опасности.

ОАО «РЖД» осуществляет строительство объекта капитального строительства - «Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда - Дабан Восточно-Сибирской железной дороги», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, Иркутская область, Казачинско-Ленинского района.

Согласно пункту 2.2.2 Положения об Иркутской группе заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала ОАО «РЖД», утвержденного начальником ДКРС ОАО «РЖД», в период выполнения строительно – монтажных работ на объектах заказчик ОАО «РЖД» осуществляет контроль и технический надзор за проведением строительно - монтажных работ, проверку качества используемых материалов, конструкций и оборудования, приемку скрытых и законченных работ, контролирует ведение исполнительной документации.

Изложенное свидетельствует об осуществлении ОАО «РЖД» на указанном объекте капитального строительства строительного контроля со стороны заказчика (застройщика).

Подпункт «б» пункта 10 Положения от 01.02.2006 № 54 устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

В силу пункта 13 Положения от 01.02.2006 № 54 для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведётся учёт выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 14 Положения от 01.02.2006 № 54 для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов при выявлении в результате проведённой проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несёт ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учётом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный строительный надзор, об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный строительный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона; сами требования должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить обществу с целью устранения выявленного нарушения, а также сроки их исполнения.

Нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении административным органом проверки судом не установлены, довод о нарушении указанного закона обществом не заявлен.

Заявитель оспаривает пункты 1 и 2 предписания от 04.10.2017 №09/620/1-С, полагая, что онине отвечают требованиям действующего законодательства, в связи с чем являются незаконными и подлежат отмене.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований заявителя на основании следующего.

Согласно пункту 1 предписания от 04.10.2017 № 09/620/1-С представители застройщика или технического заказчикапо вопросам строительного контроля не зарегистрированы в национальном реестре специалистов в области строительства (ФИО4., ФИО5), что является нарушением статьи 55.5-1 ГРК РФ.

Частью 1 статьи 53 ГрК РФ предусмотрена необходимость осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.

По части 2 статьи 52 ГрК РФ выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Судом установлено и сторонами не опровергнуто, что строительство объекта капитального строительства - «Строительство нового Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда - Дабан Восточно-Сибирской железной дороги», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, Иркутская область, Казачинско-Ленинского района осуществляется заявителем на основании договора.

Следовательно, общество обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов, нормами градостроительного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно части 4 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;

2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

4) подписание следующих документов:

а) акта приемки объекта капитального строительства;

б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Частью 6 статьи 55.5.1 ГрК РФ установлено, что сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства.

Таким образом, сведения о специалисте по организации строительства, являющемся физическим лицом, имеющем право осуществлять трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должны бытьвключены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Согласно пункту 5 Порядка от 21.06.2010 № 468 строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

Документы, содержащие указанные в пункте 5 Порядка от 21.06.2010 № 468 сведения о проведении строительного контроля, также подписываются работниками, включенными в национальный реестр специалистов в области строительства.

Иные работники члена саморегулируемой организации не правомочны выполнять указанные должностные обязанности специалиста по организации строительства.

Изложенное подтверждается позицией Минстроя России, приведенной в письме от 08.06.2017 № 20243-ТБ/02 «О разъяснении законодательства» в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038.

Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 утверждены требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006) (далее по тексту - Требования от 26.12.2006 № 1128).

По пункту 1 Требований от 26.12.2006 № 1128 настоящие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Требований от 26.12.2006 № 1128 настоящие требования определяют состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 3 Требований от 26.12.2006 № 1128 исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

Акты освидетельствования скрытых работ входят в состав исполнительной документации, при этом данный вид актов не является документом, подтверждающим приемку построенного объекта, а является промежуточным документом на стадии строительства объекта.

Таким образом, акт освидетельствования скрытых работ является документом, подтверждающим выполнение отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечение, их участков, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.

Ненадлежащее оформление актов освидетельствования скрытых работ свидетельствует об осуществлении ненадлежащего строительного контроля со стороны подрядчика, который осуществляет строительство объекта.

Пунктом 5.3. Требований от 26.12.2006 № 1128 установлено, что освидетельствование работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, оформляется актами освидетельствования скрытых работ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе справками заявителя от 19.04.2018 №№ 00-23/70, 00-23/71, общим журналом работ №1/3, актом освидетельствования вскрытых работ от 15.09.2017 №4958-03394-01/2-25-7, должностными инструкциями на ФИО4 и ФИО6, приказом № 00-01-79 от 02.06.2017), что ФИО4 и ФИО5 являются представителями заявителя по вопросам строительного контроля. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Следовательно, с учетом вышеприведенных норм сведения об указанных физических лицах в обязательном порядке должны быть внесены в национальный реестр специалистов в области строительства.

Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.07.2018 № 304-АД18-9846, Восьмого арбитражного апелляционного суда, указанной в постановлении от 19.04.2018 № 08АП-2342/2018, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 10.07.2018 № 17АП-7936/2018-Аку.

Таким образом, суд соглашается с доводом ответчика, что невнесение в национальный реестр специалистов в области строительства специалистов общества по вопросам строительного контроля является нарушением требований градостроительного законодательства.

Ответчиком в ходе проведения проверки установлено, что специалисты заявителя по организации строительства, выполняя возложенные на них лбязанности, в национальный реестр специалистов в области строительства не внесены, что является нарушением статьи 55.5-1 ГрК РФ.

Ссылка заявителя в обоснование неправомерности пункта 1 предписания от 04.10.2017 №09/620/1-С на часть 6 статьи 55.5 ГрК РФ, которой установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, часть 8 статьи 55.5 ГрК РФ, устанавливающей стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации, Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559, которым утверждены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, признается судом не правомерной, поскольку установление минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства не исключает соблюдение норм статьи 55.5-1 ГрК РФ.

Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика, что в силу прямого указания ГрК РФ требования о включения специалистов, осуществляющих строительный контроль, в соответствующий национальный реестр специалистов является обязательным.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559 устанавливает требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а не к специалистам по организации строительства.

Кроме того указание общества на то, что ФИО4 и ФИО5 действуют в рамках должностных инструкций на основании приказа от 02.06.2017 № 00-01-79 «О закреплении сотрудников отдела искусственных сооружений и инженера 1 категории производственного отдела за объектами строительства программы: Модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и производственных способностей» не исключает необходимость внесения специалистов заявителя по организации строительства в национальный реестр специалистов в области строительства.

Поскольку пунктом 1 указанного предписания на общество возложена обязанность в срок до 12.01.2018 не проводить освидетельствование работ до регистрации в национальном реестре специалистов в области строительства, при этом конкретные физические лица, подлежащие регистрации в реестре административным органом не указаны, то требование пункта 1 предписания является исполнимым.

В связи с чем, учитывая фактическое исполнение пункта 1 предписания от 04.10.2017 №09/620/1-С, соответствующий довод заявителя отклоняется судом.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что пункт 1 предписания от 04.10.2017 №09/620/1-С соответствует требованиям ГрК РФ, права и законные интересы общества не нарушает, дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, на заявителя не возлагает.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, требование заявителя в изложенной части удовлетворению не подлежит.

Вместе суд полагает, что пункт 2 рассматриваемого предписания нарушает права и законные интересы общества, возлагая на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на основании следующего.

По пункту 2 предписания от 04.10.2017 № 09/620/1-С представитель лица, осуществляющего подготовку проектной документации, не зарегистрирован в национальном реестре специалистов в области строительства (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 ФИО13, ФИО14), что является нарушением статьи 55.5-1 ГРК РФ.

Указанным пунктом предписания на общество возложена обязанность в срок до 12.01.2018 не проводить освидетельствование работ до регистрации в национальном реестре специалистов в области строительства.

Из буквального толкования части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ следует, что сведения о специалистах по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования должны быть включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования; сведения о специалисте по организации строительства -в национальный реестр специалистов в области строительства.

По части 2 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

Приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр утвержден порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, согласно приложению № 1 к настоящему приказу (далее по тексту – Порядок ведения национального реестра специалистов от 06.04.2017 № 688/пр).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка от 06.04.2017 № 688/пр ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Ведение национального реестра специалистов в области строительства осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В соответствии с частью 3 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

1)подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;

2)определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;

3)представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;

4)утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.

С учетом вышеприведённых норм сведения в отношении представителей лица, осуществляющего подготовку проектной документации, должны быть включены в реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования; включение таких специалистов в национальный реестр специалистов в области строительства необоснованно.

Приведенное обстоятельство подтверждает довод заявителя о незаконности указанного пункта предписания от 04.10.2017 № 09/620/1-С, нарушения им прав и интересов общества, поскольку возлагает на общество обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

При указанных обстоятельствах, пункт 2 предписания от 04.10.2017 № 09/620/1-С нарушает права заявителя, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, в связи с чем подлежат признанию недействительными.

Таким образом, требование заявителя в изложенной части подлежит удовлетворению.

Указание административного органа на наличие опечатки в изложенном пункте предписания не принимается арбитражным судом в связи с отсутствием в материалах дела подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

ОАО «РЖД» оспаривает также пункты 42 и 44 акта проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017, составленного Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам проведения плановой выездной проверки при выполнении работ в процессе строительства вышеуказанного объекта капитального строительства.

Согласно пунктам 42 и 44 указанного акта проверки представители застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля не зарегистрированы в национальном реестре специалистов в области строительства (ФИО4., ФИО5); представитель лица, осуществляющего подготовку проектной документации не зарегистрирован в национальном реестре специалистов в области строительства (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 ФИО13, ФИО14), что является нарушением статьи 55.5-1 ГРК РФ.

В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Таким образом, ненормативный правовой акт - односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц.

Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер. Форма ненормативного правового акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом.

Под ненормативным правовым актом, который в соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Таким образом, к признакам ненормативного правого акта, который может быть оспорен в арбитражном суде относятся: документальная форма акта; властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения); издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом.

Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает пункты 42 и 44 акта проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 по результатам проведения проверки ответчика, составленного должностными лицами службы, как ненормативного акта, обладающего вышеуказанными признаками.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2007 № 286-0-0, суды не вправе ограничиваться формальным установлением характера оспариваемого акта, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права организаций и иных лиц, соответствует ли законам и иным актам отраслевого законодательства, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.

По смыслу приведенных норм, в судебном порядке может быть обжалован акт уполномоченного органа, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.

В рассматриваемом случае акт проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 таковым не является.

Указанный акт составлен по результатам проведения ответчиком проверки, носит информационный характер (фиксирует сведения, предусмотренные частью 2 статьи Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ); не содержит властных предписаний, неисполнение которых может повлечь применение для заявителя мер государственного принуждения, в связи с чем, не нарушает и не может нарушать права заявителя.

Таким образом, акт проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 по результатам проведения проверки по своей сути является одним из доказательств, подлежащих исследованию в случае обжалования принятого на его основе ненормативного правового акта государственного органа, в связи с чем не подлежит самостоятельному обжалованию в судебном порядке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В связи с изложенным производство по делу в части признания недействительными пунктов 42, 44 акта проверки от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 2 предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2017 № 09/620/1-С.

В удовлетворении заявления в части признания недействительным пункта 1 предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2017 № 09/620/1-С отказать.

Проверено на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Производство по заявлению в части признания недействительными пунктов 42, 44 акта проверки при строительстве объекта капитального строительства Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2017 № 09/620/1404/2017 прекратить.

Взыскать с Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М. Чурилина