ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-3465/08 от 08.04.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2008 года г.

Дело № А33-3465/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского краяЕ.М. Шайхутдинов,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ачинский государственный колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г. Красноярск)

о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2008 № 15-14-10

В судебном заседании участвовали:

- представитель заявителя Матвеев Ю.Н. на основании доверенности от 11.03.2008;

- представитель ответчика Котлярова И.В. на основании доверенности от 07.03.2008.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ачинский государственный колледж отраслевых технологий и бизнеса» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 26.02.2008 № 15-14-10 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ачинский государственный колледж отраслевых технологий и бизнеса зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022401162145.

Из материалов дела следует, что 04.02.2008 сотрудниками территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности заявителя за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.

В результате проверки выявлен факт нецелевого использования заявителем средств федерального бюджета в сумме 27500 руб., выделенных учреждению в 2007 году, а именно: за счет средств федерального бюджета, выделенных по подстатье 226 «Прочие услуги», платежным поручением от 25.12.2007 № 1777 произведена оплата работ по изготовлению информационных стендов (по договору от 19.12.2007 № 48, счет-фактура от 19.12.2007 № 358) на общую сумму 27500 руб., расходы на приобретение которых (в соответствии с утверждением административного органа) необходимо производить по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Названные факты отражены в акте от 04.02.2008, протоколе об административном правонарушении от 04.02.2008.

Постановлением от 26.02.2008 № 15-14-10 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителю назначен административный штраф в размере 40 000 руб.

Вынесение указанного постановления послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Согласно  части  6  статьи  210  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения с учетом положений статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает совершение бюджетным учреждением действий по нецелевому использованию бюджетных средств, выразившихся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевойстатьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Частью 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действовавшие в 2007 г. были утверждены Приказом Минфина РФ от 08.12.2006 № 168н.

Описание соответствующих расходных целевых статей содержатся в разделе VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее Указания) «Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации»

Согласно разделу VI Указаний статья 220 «Приобретение услуг»  включает подстатьи:

221 Услуги связи»;

222 Транспортные услуги;

223 Коммунальные услуги;

224 Арендная плата за пользование имуществом;

225 Услуги по содержанию имущества;

226 Прочие услуги.

При этом на подстатью 226 относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, по договорам комиссии, поручения;

разработку схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировку территорий;

проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации, предшествующей строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов;

вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);

страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в учреждениях здравоохранения;

присяжных заседателей, народных заседателей, арбитражных заседателей, участвующих в судебном процессе, а также адвокатов (в установленном порядке) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности;

хранение, ремонт, пересылку, перевозку конфискованного бесхозяйного имущества;

прокат специальных кино- и видеозаписей, аудиозаписей;

наем жилых помещений при служебных командировках;

услуги по изготовлению бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);

услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных);

услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;

услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

другие расходы, связанные с оплатой прочих услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225.

На статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений (включая приобретение квартир в многоквартирном доме), машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), медицинского инструментария, драгоценностей и ювелирных изделий, сценическо-постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и других предметов хозяйственного инвентаря);

машин, оборудования, материалов для подрядчика;

вооружения, военной и специальной техники;

прочих основных средств.

На данную статью относятся также расходы на:

новое строительство объектов, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться в оперативном управлении у государственных и муниципальных учреждений;

оплату договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах.

По мнению административного органа изготовленные за счет заявителя по договору от 19.12.2007 № 48 информационные стенды относятся к основным средствам (код 163612334 по Общероссийскому классификатору основных фондов – Инвентарь производственный и хозяйственный: стенды, витрины), вследствие чего соответствующие расходы должны финансироваться по вышеприведенной статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Данная позиция не основана на нормах действующего законодательства.

Так, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 основными фондами (в том числе основными средствами) являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.

При этом материальные основные фонды (основные средства) классифицированы в разделе 10 Классификатора, к которому на уровне подразделов относится, в том числе «Инвентарь производственный и хозяйственный».

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 а подраздел «Инвентарь производственный и хозяйственный» включается:

- производственный инвентарь, т.е. предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям. Это емкости для хранения жидкостей (чаны, бочки, баки и т.п.), устройства и тара для сыпучих, штучных и тарно-штучных материалов, не относящиеся к сооружениям, устройства и мебель, служащие для облегчения производственных операций (рабочие столы, прилавки, кроме прилавков - холодильников и тепловых прилавков, торговые шкафы, стеллажи и т.п.);

- хозяйственный инвентарь, т.е. предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе, - часы, предметы противопожарного назначения (кроме насосов и механических пожарных лестниц, относящихся к разделу «Машины и оборудование»), спортивный инвентарь.

Таким образом, обязательным условием отнесения инвентаря, в том числе стендов к основным средствам является производственное (либо хозяйственное) назначение указанного инвентаря (стендов), их участие в производственном процессе.

Из материалов дела следует, что заявитель является образовательным учреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Следовательно, возможность отнесения изготовленных на основании договора от 19.12.2007 № 48 информационных стендов к основным средствам обусловлена относимостью данных стендов к образовательному процессу, к осуществлению заявителем иного производственного процесса (либо к хозяйственным целям).

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не заявил доводов, не представил доказательств, подтверждающих факт возможности использования вышеуказанных информационных стендов в образовательном или ином производственном процессе (либо в хозяйственных целях).

Судом установлено, что административным органом соответствующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренного статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, не предпринималось.

При этом из объяснений заявителя, а также представленных в судебное заседание фотографий следует, что указанные стенды содержат информацию об истории развития колледжа, его династиях, достижениях, лучших выпускниках, гимне и иной символике образовательного учреждения.

Таким образом, изготовленные на основании договора от 19.12.2007 № 48 информационные стенды не используются в производственных либо хозяйственных целях, не относятся к основным средствам, следовательно, расходы на их изготовление не финансируются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2006 № 02-14-10/880 по подстатье 226 «Прочие услуги» могут оплачиваться также договоры:

- на изготовление печатей и штампов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек, вкладышей к ним, дипломов, свидетельств, студенческих билетов, зачетных книжек, бланков строгой отчетности, унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учета, форм бюджетной отчетности;

- на изготовление плакатов, афиш, программ спектаклей, договоров на создание эскизов костюмов и сценографии,

то есть, договоры выполнения работ (подряда).

При этом соответствующий перечень целевых расходов по подстатье 226 является открытым.

При таких обстоятельствах, учитывая, что экономической классификацией расходов не предусмотрено отдельной целевой статьи на оплату выполненных работ (подряда), использование заявителем средств федерального бюджета в сумме 27500 руб. на оплату работ по изготовлению информационных стендов (по договору от 19.12.2007 № 48, счет-фактура от 19.12.2007 № 358) по подстатье 226 «Прочие услуги» не является нецелевым.

Указанные действия не содержат признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, основания привлечения заявителя к административной ответственности отсутствовали, оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 26.02.2008 № 15-14-10 не соответствует действующему законодательству.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либоотсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ачинский государственный колледж отраслевых технологий и бизнеса» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае № 15-14-10 от 26.02.2008 о привлечении Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ачинский государственный колледж отраслевых технологий и бизнеса», зарегистрированного в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1022401162145, расположенного в г. Ачинске, ул. Декабристов, 33, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 руб.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                   Е.М. Шайхутдинов