ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-3484/14 от 22.04.2014 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

22 апреля 2014 года

Дело № А33-3484/2014

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А.Ивановой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению прокурора Октябрьского района г.Красноярска

к обществу с ограниченной ответственностью охранное агентство «Глория» (ИНН 2466200873, ОГРН 1072468007149)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью охранное агентство «Глория» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 28.02.2014 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчиком отзыв, предложенный к представлению определением арбитражного суда от 28.02.2014, в материалы дела не представлен.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью охранное агентство «Глория» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072468007149, имеет лицензию на осуществление охранной деятельности от 21.01.2013 регистрационный номер 5582 со сроком действия до 21.01.2013.

Заместителем прокурора Октябрьского района г.Красноярска в отношении ООО охранное агентство «Глория» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2014, в котором зафиксированы следующие обстоятельства.

Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в рамках исполнения задания прокуратуры города Красноярска от 04.02.2014 №21-1-2014 «О проведении проверки обеспечения безопасности всех образовательных учреждений на территории Октябрьского района г. Красноярска, соблюдения законодательства о профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 12.02.2014 проведена проверка соблюдения ООО охранное агентство «Глория» законодательства о лицензировании охранной деятельности, при оказании охранных услуг в МБОУ «Общеобразовательное учреждение Лицей № 8», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84».

В ходе проведенной проверки 12.02.2014 установлено, что

- 02.09.2013 между ООО ОА «Глория» и МБОУ «Общеобразовательное учреждение Лицей № 8» заключен договор на оказании охранных услуг №8, в соответствии с пунктами 1.1, 1.1 которого ООО ОА «Глория» приняло на себя обязательства по обеспечению правопорядка, защите жизни и здоровья граждан, консультированию и подготовке рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств в период с сентября до мая 2014 года; по оказанию охранных услуг в здании и на прилегающей к нему территории по адресу: г. Красноярск, ул. Крупской, д. 10 «в»;

- 01.01.2014 между ООО ОА «Глория» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82» заключен договор на оказании охранных услуг, в соответствии с пунктами 1.1, 1.1 которого ООО ОА «Глория» приняло на себя обязательства по обеспечению правопорядка, защите жизни и здоровья граждан, консультированию и подготовке рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств в период с сентября до мая 2014 года; по оказанию охранных услуг в здании и на прилегающей к нему территории по адресу: г. Красноярск, ул. Киренского, д. 19;

- 02.09.2013 между ООО ОА «Глория» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99» заключен договор на оказании охранных услуг №10, в соответствии с пунктами 1.1, 1.1 которого ООО ОА «ГЛОРИЯ» приняло на себя обязательства по обеспечению правопорядка, защите жизни и здоровья граждан, консультированию и подготовке рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств в период с сентября до мая 2014 года; по оказанию охранных услуг в здании и на прилегающей к нему территории по адресу: г. Красноярск, ул. Юшкова, д. 8 «а»;

- 02.09.2013 между ООО ОА «Глория» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84» заключен договор №11, в соответствии с пунктами 1.1, 1.1 которого ООО ОА «Глория» приняло на себя обязательства по обеспечению правопорядка, защите жизни и здоровья граждан, консультированию и подготовке рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств в период с сентября до мая 2014 года; по оказанию охранных услуг в здании и на прилегающей к нему территории по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 1.

На указанных объектах охраны:

- отсутствует должностная инструкция о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденная лицензиатом (подпункт «е» пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности);

- отсутствует должностная инструкция о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов (пункт 7 Положения о лицензировании частной охранной деятельности);

- персонал и посетители объекта охраны не информированы о внутриобъектовом и (или) пропускном режиме (информация не размещена до входа на охраняемую территорию, в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, следовательно, также отсутствуют сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов (часть 3 статьи 12 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1);

- охранники (Мушта А.Н., Миронов И.А., Андузауров М.В., Шамбазова И.А.), осуществляющие охрану объектов, не ознакомлены с указанными выше инструкциями под роспись, подтверждающих документов к проверке не представлено;

- в соответствии с пунктом 1.1 заключенных договоров на оказание охранных услуг, ООО ОА «Глория» оказывается услуги по обеспечению правопорядка, защите жизни и здоровья граждан, консультированию и подготовке рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. В выданной лицензии такая услуга как консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств отсутствует;

- в штате общества работник, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование (пункт 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора Октябрьского района в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО охранное агентство «Глория» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных главой 29.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее - Закон), прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2014 вынесено уполномоченным лицом – заместителем прокурора Октябрьского района г.Красноярска., т.е. уполномоченным должностным лицом, в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, директора Кондратьева С.В.

В соответствии с частью 3 пункта 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования

Положение о лицензировании частной охранной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Так, в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона, являются, в том числе, наличие на объекте (объектах) охраны должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденной лицензиатом (подпункт «е» пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности).

Пунктом 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, установлено, что лицензионным требованием и условием при осуществлении услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств дополнительно к лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование.

Согласно пункту 7 Положения о лицензировании частной охранной деятельности лицензионным требованием и условием при осуществлении обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах дополнительно к лицензионным требования и условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, является наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны.

Частью 3 статьи 12 Закона об охранной деятельности установлено, что при оказании охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также охранных услуг по обеспечению внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть об этом проинформированы. Соответствующая информация должна быть размещена до входа на охраняемую территорию, в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

В нарушение указанных требований установлено, что на объектах, охраняемых по договорам оказания услуг ООО ОА «Глория» отсутствует должностная инструкция о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденная лицензиатом; отсутствует должностная инструкция о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов; персонал и посетители объекта охраны не информированы о внутриобъектовом и (или) пропускном режиме (информация не размещена до входа на охраняемую территорию, в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, следовательно, также отсутствуют сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов; охранники (Мушта А.Н., Миронов И.А., Андузауров М.В., Шамбазова И.А.), осуществляющие охрану объектов, не ознакомлены с указанными выше инструкциями под роспись; оказание услуги по обеспечению правопорядка, защите жизни и здоровья граждан, консультированию и подготовке рекомендаций заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств в выданной отсутствует; в штате общества отсутствует работник, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование.

Факт нарушения ООО ОА «Глория» вышеприведенных обязательных требований подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.

Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Факт наличия вины в действиях общества установлен судом, подтверждается материалами дела.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия ООО ОА «Глория» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что соответствующим совершенному ООО ОА «Глория» правонарушению является административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление прокурора Октябрьского района г.Красноярска удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью охранное агентство «Глория» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждения.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Иванова