АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
15 апреля 2011 года
Дело № А33-349/2011
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 апреля 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 15 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному образованию Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района (пос. Емельяново Красноярского края)
об обязании принять жилой фонд в муниципальную собственность
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск),
в присутствии:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 18.01.2011, Бурой В.В. – представителя по доверенности от 27.10.2009,
от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 02.02.2011,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО3 – представителя по доверенности от 29.10.2010 № 04-14325,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Точиловой Т.А.
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района об обязании принять жилой фонд по адресу: Россия, <...> в муниципальную собственность.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 24.01.2011 возбуждено производство по делу.
Истец заявленные требования поддержал, пояснив суду следующее:
- во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р утверждены перечни объектов, не подлежащих приватизации, в том числе, перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. В числе объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны жилые дома, расположенные на территории Емельяновского района Красноярского края.
- Администрацией Емельяновского района, были приняты все перечисленные в распоряжении от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р объекты за исключением домов, расположенных по адресу: <...> и д. 11.
- Администрация Емельяновского района и администрация Мининского сельсовета отказались от принятия домов, расположенных по адресу: <...> и д. 11, в муниципальную собственность в связи с отсутствием бюджетных средств и нахождения домов в аварийном состоянии.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляет содержание указанных объектов до их передачи в муниципальную собственность, уклонение ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей приводит к необоснованным расходам истца по содержанию указанных объектов.
Ответчик исковые требования не признал по следующим основаниям.
- во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» представительный орган местного самоуправления муниципального образования Емельяновский район не принимал распорядительный акт и не утверждал перечень передаваемых объектов федеральной собственности, соответствующий формам, установленным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп.
- Во исполнение пункта 3 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р администрация Емельяновского района не получала распоряжение руководителя территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Красноярском крае о передаче многоквартирных жилых домов в муниципальную собственность Емельяновского района, расположенных по адресу: Россия, <...> и д. 11, в силу отсутствия такового.
- Спорное имущество в установленном порядке в срок до 31.12.2004 не было передано в муниципальную собственность. В настоящее время к спорным правоотношениям следует применять правила о порядке передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, установленные частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, и правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П, о необходимости учета согласия органа местного самоуправления на такую передачу.
- ОАО «РЖД» в лице филиала Красноярская железная дорога в течение всего периода владения данными жилыми домами не исполняло обязанность по их содержанию. Дома находятся в аварийном состоянии.
- Исходя из существа требований, предъявляемых ОАО «РЖД» к администрации Емельяновского района, усматривается факт доказывания ОАО «РЖД» бездействия администрации Емельяновского района, выраженного в неисполнении распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р по принятию в муниципальную собственность двух многоквартирных домов, расположенных по адресу: Россия, <...>. С учетом норм действующего законодательства ОАО «РЖД» неправильно избран способ защиты нарушенного права, то есть в нарушение статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса. Срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является процессуальным и в соответствии со статьей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков. Рассмотрение требований в рамках искового производства существенно нарушает право администрации Емельяновского района на заявление о пропуске ОАО «РЖД» срока установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и применении требований статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
- Ответчик заявил о применении пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации специального срока исковой давности на обращение в арбитражный суд, по истечении трех месяцев со дня установления факта отказа администрации в принятии в муниципальную собственность Емельяновского района многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Россия, <...> и д. 11, а именно с момента подписания акта приема-передачи от 21.12.2004, подписанного администрацией Емельяновского района Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Красноярском крае, открытым акционерным обществом «Российские железные дороги».
- Ответчик заявил о применении правил статьи 196 и пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока исковой давности по настоящему исковому требованию ОАО «РЖД» к муниципальному образованию «Емельяновский район» в лице администрации Емельяновского района, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 № 1453-р
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае пояснило следующее.
- Объекты недвижимого имущества: жилой дом № 7 и жилой дом № 11, расположенные по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, поселок Каменный Яр, в реестре федерального имущества отсутствуют.
- В территориальной государственной базе данных федерального имущества на 20.12.2004 содержались сведения о жилых домах № 7 и № 11, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, поселок Каменный Яр. Дома являлись на указанную дату (до приватизации ФГУП «Красноярская железная дорога») федеральной собственностью и были закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Красноярская железная дорога».
- Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р утверждены перечни объектов, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Этим же распоряжением предписано осуществить передачу объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В данном случае решение собственника о передаче объектов в муниципальную собственность оформлено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 и совместным распоряжением указанных министерств от 08.04.2004
№ 1499-р/110а/Т-92р. Следовательно, законодательством установлена особая процедура передачи в муниципальную собственность объектов жилого фонда, находившихся в составе федерального имущества на момент его приватизации, а у органов исполнительной власти субъектов Российской федерации либо местного самоуправления возникла обязанность осуществить соответствующие действия по принятию предаваемых объектов.
- В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 указанные в иске объекты являются муниципальной собственностью Емельяновского района с момента утверждения плана приватизации ФГУП «Красноярская железная дорога».
- Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае неоднократно обращались в администрацию Емельяновского района с просьбой принять дома № 7 и 11 в собственность муниципального образования.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», принятого в соответствии со статьей 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта создано общество «Российские железные дороги».
В Единый государственный реестр юридических лиц 23.09.2003 внесена запись о создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 23.09.2003 серия 77 № 007105126.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 26.12.2004 серия 24 № 0003791 федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации, основной государственный номер 10224026504, прекратило деятельность в связи с продажей его имущественного комплекса.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р (далее – распоряжение от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р) утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в муниципальную собственность.
Согласно приложению № 1 к распоряжению от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р в данный перечень включены жилые дома, находящиеся по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, ул. Заводская д. 7 и д. 11.
Пунктом 2 распоряжения от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р установлено, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляет содержание указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо закрепления на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Дирекция инвестиционных программ Минимущества России».
В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р территориальные управления Минимущества России, органы субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенные полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием открытого акционерного общества «Российские железные дороги» осуществляют передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Согласно акту приема-передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства ФГУП «Красноярская железная дорога» от 21.12.2004, подписанному исполняющим обязанности руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, главой администрации Емельяновского района и и.о. начальника ФГУП «Красноярская железная дорога», из федеральной собственности с баланса ФГУП «Красноярская железная дорога» в муниципальную собственность Емельяновского района передан жилой фонд общей площадью – 19 326,3 м.кв. Жилые дома №№ 7 и 11, расположенные по адресу: <...> в акт приема-передачи не включены.
Согласно объяснениям представителей всех лиц, участвующих в деле, данным в ходе судебного разбирательства, решение районного Совета депутатов Емельяновского района № 26 от 29.09.2004 «О приеме имущества ФГУП «Красноярская железная дорога» у них отсутствует.
Письмом от 24.04.2007 № 95 Крутокачинский щебеночный завод структурное подразделение дирекции по ремонту пути филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога обратился к председателю Мининской сельской администрации с просьбой принять в собственность муниципального образования два 8-ми квартирных дома №№ 7 и 11, расположенные в п. Каменный Яр Емельяновского района по ул. Заводской.
Дирекция по ремонту пути структурное подразделение Крутокачинского щебеночного завода филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога письмом от 12.11.2007 № 271 обратилось к Главе администрации Емельяновского района с просьбой принять в собственность муниципального образования два жилых 8-ми квартирных дома №№ 7 и 11, расположенных в п. Каменный Яр Емельяновского района, ул. Заводская.
Письмом от 22.11.2007 № 1906 муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района предложило директору Крутокачинского щебеночного завода с вопросом по передаче жилых домов №№ 7 и 11, расположенных по адресу <...> обратиться в администрацию Зеледеевского сельсовета.
Дирекция по ремонту пути структурное подразделение Крутокачинского щебеночного завода филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога письмом от 07.12.2007 № 302 обратилось к Главе администрации Емельяновского района о создании комиссии по вопросу принятия в собственность муниципального образования двух 8-ми квартирных жилых домов, расположенных в п. Каменный Яр Емельяновского района.
Письмом от 11.01.2008 № 3 муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района в ответ на письмо дирекции по ремонту пути структурного подразделения Крутокачинского щебеночного завода филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога от 07.12.2007 № 302 сообщило, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131 передача жилых домов должна осуществляться в муниципальную собственность Мининского сельсовета.
Письмом от 25.01.2008 № 28 дирекция по ремонту пути структурного подразделения Крутокачинского щебеночного завода филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога обратилась к председателю Мининской сельской администрации с просьбой рассмотреть вопрос о принятии в собственность муниципального образования двух 8-ми квартирных домов №№ 7 и 11, расположенных в п. Каменный Яр Емельяновского района по ул. Заводской.
Администрация Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края письмом от 15.02.2008 № 34 предложила директору Крутокачинского щебеночного завода разрешить вопрос о передаче недвижимого имущества в отношении двух жилых 8-ми квартирных домов, расположенных в п. Каменный Яр Емельяновского района по ул. Заводской с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, а также предоставить решение о передаче, где должно быть отмечено: обоснование невозможности нахождения данного имущества в государственной собственности; размер компенсации увеличения расходов муниципального образования возникающих в результате принятия решения о передаче имущества. В ином случае администрация Мининского сельсовета Емельяновского района указала, что будет вынуждена в силу статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ не подписать передаточный акт и предоставить его в адрес Крутокачинского щебеночного завода с отметкой о невозможности приема имущества.
Письмом от 27.03.2009 № 356 служба гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога обратилась к Главе администрации Мининского сельсовета Емельяновского района с просьбой срочно принять меры по переселению граждан из аварийно жилого дома № 11, расположенного по адресу <...>.
В ответ на обращение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 17.07.2009 № 07-6043/10259 администрация Емельяновского района направила письмо от 04.08.2009 № 1105, в котором указала, что в соответствии со статьей 154 Федерального закона 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для рассмотрения возможности принятия в муниципальную собственность домов №№ 7 и 11, расположенных по адресу: <...> администрация Емельяновского района просит предоставить выписки из Единого государственно реестра о наличии зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество предлагаемое для передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность. В связи с тем, что финансовые средства на капитальный ремонт в бюджете района отсутствуют, а также не имеется свободного муниципального жилого фонда на территории Емельяновского района для переселения жителей в другие помещения, принятие в собственность Емельяновского района аварийных жилых домов №№ 7 и 11, расположенных по адресу: <...> не представляется возможным.
Письмом от 15.07.2009 № 06-5991/16892 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю сообщило заместителю начальника дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога сведения о федеральном имуществе, содержащимся в территориальной государственной базе данных федерального имущества по состоянию на 20.12.2004: жилой дом, расположенный по адресу <...>, общей площадью 329,0 кв.м., принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, внесенный в реестр на основании указания МПС РФ Б-146 от 06.02.1997, реестровый номер 0240110804450, закреплен за Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога» на праве оперативного управления.
Письмом от 15.07.2009 № 06-5992/16892 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю сообщило заместителю начальника дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога сведения о федеральном имуществе, содержащимся в территориальной государственной базе данных федерального имущества по состоянию на 20.12.2004: жилой дом, расположенный по адресу <...> 7, общей площадью 315,3 кв.м., принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, внесенный в реестр на основании указания МПС РФ Б-146 от 06.02.1997, реестровый номер 0240110804443, закреплен за Федеральным государственным унитарным предприятием «Красноярская железная дорога» на праве оперативного управления.
Письмом от 17.07.2009 № 07-6042/10259 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю сообщило заместителю начальника дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога о содержании в реестре федерального имущества сведений о следующих объектах недвижимости: жилой дом, общей площадью 315,3 кв.м., расположенный по адресу <...>; жилой дом, общей площадью 329,0 кв.м., расположенный по адресу <...>. Для рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче вышеназванных объектов в муниципальную собственность необходимо представить в Территориальное управление следующие документы: сведения о гражданах, проживающих в жилых домах; сведения о земельных участках, на которых расположены указанные объекты; имеющуюся техническую документацию на жилые дома, в том числе и на квартиры.
В материалы дела представлено обращение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае к главе Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 23.06.2010 № 07-8858 с предложением принять из федеральной собственности в собственность муниципального образования Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края жилые дома №№ 7 и 11, расположенные по адресу: <...>.
Письмом от 10.08.2010 № 03-10537 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сообщило начальнику филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Красноярская железная дорога, что выполняя требования закона, ОАО «РЖД» и территориальное управление Росимущества в Красноярском крае неоднократно обращались к администрации Емельяновского района с просьбой принять указанные жилые дома в собственность данного муниципального образования. Администрация Емельяновского района необоснованно уклоняется от принятия необходимого решения, требуя от балансодержателя и собственника проведения капитального ремонта жилых домов, а в настоящее время, требуя произвести демонтаж жилого дома № 11 по ул. Заводская, пос. Каменный Яр. Так как безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, в собственность муниципального образования является не добровольной, а законодательно предусмотренной обязанностью, предлагаем Вам как балансодержателю указанных жилых домов, обратиться в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Емельяовский Красноярского края, выразившегося в уклонении от приема в муниципальную собственность двух жилых домов, расположенных на территории этого района.
Полагая, что действия администрации Емельяновского района противоречат действующему законодательству открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском об обязании принять жилой фонд в муниципальную собственность
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статей 4, 9, 49, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при защите нарушенного права предмет и основание заявленных требований определяет истец.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В пунктах 2, 5 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указаны рассматриваемые арбитражным судом дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом порядок защиты нарушенного права (исковой или в рамках административного судопроизводства) определяется существом спорного правоотношения: гражданское или административное (иное публичное).
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к гражданским правоотношениям относятся имущественные (вещные и обязательственные) и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Правоотношения по передаче имущества из одной формы собственности (федеральной) в другую (муниципальную) являются гражданскими имущественными правоотношениями, основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а не на административном или ином властном подчинении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога администрации Емельяновского района Красноярскогок рая.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога имеет заинтересованность в рассмотрении дела, поскольку в соответствии с пунктом 2 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р до передачи объектов муниципальную собственность на него возложена обязанность содержания данного имущества. Следовательно, уклонением администрации Емельяновского района от принятия объектов нарушаются имущественные интересы истца.
Следовательно, истец верно избрал исковой порядок защиты своего законного интереса.
Таким образом, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применяется.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы защиты гражданских прав предусмотрены гражданским законодательством.
Заявленное исковое требование об обязании ответчика принять в муниципальную собственность жилые дома является способом защиты о присуждении к исполнению обязанности в натуре, предусмотренным абзацем 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
На основании постановления Правительства Российской Федерации № 585 от 18.09.2003 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», принятого в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в его уставный капитал единого хозяйствующего субъекта создано ОАО «Российские железные дороги».
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации № 585 от 18.09.2003 распоряжением № 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в муниципальную собственность (Приложение № 1 к распоряжению).
Судом установлено, что в данный перечень включены жилые дома №№ 7 и 11, расположенные в <...>.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему постановлению, в частности объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Срок передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность до 31.12.2004 был установлен распоряжением Правительства Российской Федерации № 1453-р от 17.10.2002, которое утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации № 437 от 14.07.2006, принятым в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122-ФЗ).
На момент издания распоряжения № 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 и до принятия постановления Правительства Российской Федерации № 437 от 14.07.2006 действовал порядок передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную, предусмотренный пунктами 2 и 5 Положения «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 235 от 07.03.1995.
Факт отмены постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 14.07.2006 ряда распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации о передаче объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность не повлиял на обязанность администрации принять в муниципальную собственность жилой фонд, не вошедший в состав имущества приватизируемых предприятий, так как постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1, которым предусмотрена передача в муниципальную собственность объектов государственной собственности, указанных в Приложении № 3, независимо о того, на чьем балансе они находятся, является действующим.
Соответственно обязанность администрации Емельяновского района Красноярского края принять в муниципальную собственность жилой фонд, находящийся в соответствии с пунктом 2 распоряжения № 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 на содержании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», не прекратилась.
Довод территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, что спорные жилые дома уже являются объектами муниципальной собственности Емельяновского района с момента утверждения плана приватизации ФГУП «Красноярская железная дорога» в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 не обоснован, так как приватизация ФГУП «Красноярская железная дорога» проводилась не в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а в порядке, установленном статьями 3 и 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». План приватизации ФГУП «Красноярская железная дорога» не утверждался.
В деле имеется переписка, свидетельствующая о предпринимаемых истцом и территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае действиях по передаче жилых домов №№ 7 и 11, расположенных по адресу: <...>.
Администрация Емельяновского района письмом от 04.08.2009 № 1105 просила территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае предоставить выписки из Единого государственно реестра о наличии зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество предлагаемое для передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность; сослалась на то, что дом № 7 по ул. Заводская требует капитального ремонта, жилой дом № 11 по ул. Заводская находится в аварийном состоянии, необходимо переселение жителей в другое жилое помещение. В связи с тем, что финансовые средства на капитальный ремонт в бюджете района отсутствуют, а также не имеется свободного муниципального жилого фонда на территории Емельяновского района для переселения жителей в другие помещения, принятие в собственность Емельяновского района аварийных жилых домов №№ 7 и 11, расположенных по адресу: <...> не представляется возможным.
Однако положениями исследованных выше нормативных правовых актов исполнение обязанности и сама обязанность органа местного самоуправления по принятию объектов жилого фонда в муниципальную собственность не обусловлены обстоятельствами, указанными администрацией Емельяновского района Красноярского края в письме от 04.08.2009 № 1105.
Согласно пункту 2 распоряжения от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» возложена обязанность по содержанию указанных в пункте 1 распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Следовательно, неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности может служить основанием для обращения в суд с самостоятельным иском о понуждении к исполнению данной обязанности, либо взысканию соответствующей суммы с открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В соответствии с абзацем 6 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, предусматривающие безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества в собственность муниципальных образований, согласуется с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.
Органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое в муниципальную собственность в соответствии с передаточным актом.
Указанный вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П, о необходимости учета волеизъявления органов местного самоуправления при передаче имущества в муниципальную собственность и объективной необходимости такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий. Обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, следует из прямого указания закона.
Поскольку частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ обязанность органов местного самоуправления принять имущество из федеральной собственности в муниципальную сроком не ограничена, исковая давность на спорные правоотношения не распространяется.
На основании изложенного суд признал исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога об обязании муниципального образования Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района принять жилой фонд по адресу: Россия, <...> в муниципальную собственность подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. взыскиваются с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
иск удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района принять у открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога в муниципальную собственность жилой дом, находящийся по адресу Россия, <...>, и жилой дом, находящийся по адресу Россия, <...>.
Взыскать с муниципального образования Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.А. Баукина