ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-3667/14 от 05.08.2014 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

августа 2014 года

Дело № А33-3667/2014

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 августа 2014 года.

В полном объёме решение изготовлено 11 августа 2014 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Викторовича (ИНН 212501795635)

об установлении  фактов, имеющих юридическое значение,

при участии заинтересованного лица:

федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю  (ИНН <***> , ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2- представителя по доверенности от 20.02.2014,

от заинтересованного лица: ФИО3 представителя по доверенности №24/2012-13 от 04.09.2012,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                Шапран Н.А.,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1обратился в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями:

- об установлении факта образования земельных участков, ранее учтённых 25.05.2009 с кадастровыми номерами 24:50:0100004:54, 24:50:0100004:55, 24:50:0100004:56, 24:50:0100004:58, 24:50:0100004:59, 24:50:0100004:60 из земельного участка ранее учтённого с кадастровым номером 24:50:0100004:38, общей площадью 39967 м2, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство;

- об установлении подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельного участка ранее учтённого 25.05.2009 с кадастровым номером 24:50:0100004:54, а именно - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство, общая площадь 4050 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, граница земельного участка не установлена;

- об установлении подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельного участка ранее учтённого 25.05.2009 с кадастровым номером 24:50:0100004:55, а именно - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство, общая площадь 11980 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, граница земельного участка не установлена;

- об установлении подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельного участка ранее учтённого 25.05.2009 с кадастровым номером 24:50:0100004:56, а именно - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство, общая площадь 4000 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, граница земельного участка не установлена;

- об установлении подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельного участка ранее учтённого 25.05.2009 с кадастровым номером 24:50:0100004:58, а именно - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство, общая площадь 1777 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, граница земельного участка не установлена;

- об установлении подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик  земельного участка ранее учтённого 25.05.2009 с кадастровым номером 24:50:0100004:59, а именно - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики/ транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической/деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство, общая площадь 5600 кв. ш, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, граница земельного участка не установлена;

- об установлении подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельного участка ранее учтённого 25.05.2009 с кадастровым номером 24:50:0100004:60, а именно - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под застройкой, промышленное и жилищное строительство, общая площадь 4200 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, граница земельного участка не установлена.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.03.2014 возбуждено производство по делу.

Заявитель требования поддержал. Суд предложил заявителю уточнить требования и способ защиты нарушенного права, заявитель отказался. Заявитель настаивал на требовании об установлении юридических фактов.

Как пояснил,  заявитель спор о правах на земельные участки отсутствует. Представитель кадастровой палаты также не сообщил суду сведений о наличии спора о правах на земельные участки.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

По договору купли-продажи земельного участка от 29.01.2009 Заявитель приобрёл земельный участок общей площадью 39967 м , расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач, с кадастровым номером 24:50:0100004:38 у предыдущего собственника - общества с ограниченной ответственностью «ВэСТрой» правопреемника ТОО «Фирма В.В.В.». В исходном состоянии - до разделения на 9 частей, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100004:38 имел следующие характеристики: кадастровый номер 24:50:0100004:38, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 21.12.1995, почтовый адрес ориентира - Красноярский край г. Красноярск, база Бугач, категория земель - земли промышленности энергетики транспорта связи радиовещания телевидения информатики земли для обеспечения космической деятельности земли обороны безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование/назначение - под застройкой промышленное и жилищное строительство, площадь 39967кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (кадастровая выписка о земельном участке от 03 июля 2008 № 50/08-11073 и № 243У/08-5139 от 04 августа 2008, свидетельство о государственной регистрации права от 06.032009 №24ЕИ131001).

5 мая 2009 года заявитель  разделил земельный участок на 9 частей (участки с кадастровыми номерами 24:50:0100004:54, 24:50:0100004:55, 24:50:0100004:56, 24:50:0100004:58, 24:50:0100004:59, 24:50:0100004:60), зарегистрировал на них право собственности (свидетельства о государственной регистрации права  от 02.06.2009 №24ЕИ200650, от 02.06.2009 №24ЕИ200651, от 02.06.2009 №24ЕИ200652, от 02.06.2009 №24ЕИ200654, от 02.06.2009 №24ЕИ200655, от 02.06.2009 №24ЕИ200656).

Заявителем представлены в материалы дела кадастровые выписки о земельных участках от 11.02.2014 №24/14-78727, от 11.02.2014 №24/14-78669, от 11.02.2014 №24/14-78706, от 11.02.2014 №24/14-78848, от 11.02.2014 №24/14-78816, согласно которых участки сняты с учета 27.10.2010.

Заинтересованное лицо – федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю  в отзыве указало следующее: «Вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения ГКН регулирует Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и принятые на его основе иные нормативные акты. В соответствии с ч.10 ст.4 Закона о кадастре Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010г. №42 утвержден Порядок ведения ГКН (далее - Порядок). Пунктом 4 Порядка предусмотрен перечень выполняемых кадастровых процедур. В указанный перечень не входит такая кадастровая процедура как «восстановление в ГКН уникальных характеристик земельного участка». Законом о кадастре и Порядком не предусмотрено также такое действие с кадастровыми сведениями.

По делу А33-14279/2009 общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (далее - кадастровая палата, ответчик) о признании незаконными действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю по постановке 7 земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенных по адресу: г. Красноярск, база "Бугач", на кадастровый учет, об обязании федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г. Красноярск, база "Бугач". К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью "ВэСТрой".

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.12.2009 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г. Красноярск, база "Бугач", федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" обязали снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г. Красноярск, база "Бугач".

ФИО1 обратился с апелляционной жалобой по делу А33-14279/2009. Решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" декабря 2009 года по делу N А33-14279/2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба  без удовлетворения.

29 января 2014 года заявитель обратился в ООО «Бюро инвентаризации недвижимости Красноярского края» для межевания земельных участков оформления градостроительного плана и проектирования. 

25 февраля 2014 года заявитель получил ответ,  что проведение работ невозможно,  поскольку земельные участки сняты с кадастрового учета. Данное обстоятельство как считает заявитель,  противоречит закону «О государственном кадастре недвижимости».

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 218, 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд рассматривает дела об установлении:

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Как следует из содержания статьей 221, 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве. Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.

Пунктом 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (ред. от 12.03.2014) установлено, что при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее - порядок информационного взаимодействия);

6) исправление технических ошибок в кадастровых сведениях;

7) аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.

Исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета прямо предусмотрен Законом о кадастре, так согласно части 2 статьи 25  орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Согласно статье 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в силу статьи 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть указаны:

1) факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;

2) нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) обоснование необходимости установления данного факта;

4) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

Суду при рассмотрении заявления необходимо установить: не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъяснено, что по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 220 АПК РФ); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (ч. 1 ст. 219 АПК РФ).

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законом. Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.  Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.12.2009 по делу А33-14279/2009 суд обязал федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0100004:54; 24:50:0100004:55; 24:50:0100004:56; 24:50:0100004:57; 24:50:0100004:58; 24:50:0100004:59; 24:50:0100004:60, расположенные по адресу: г. Красноярск, база "Бугач".

Из требований заявителя следует, что требования заявителя и цель требований: 

установление факта образования ранее учтенных земельных участков  (с кадастровыми номерами)  из другого земельного участка тоже ранее учтённого (с кадастровым номером);

установление подлежащих восстановлению в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельных участков  ранее учтённых (границы земельных участков не были  установлены).

Заявленные требования не соответствуют условиям статей 217-222 АПК РФ. По существу заявитель требует восстановления в судебном порядке кадастровых сведений о земельных участках (письменные пояснения от 01 августа 2014 года). Кадастровые сведения о земельных участках в судебном порядке восстанавливаются, поскольку сами кадастровые сведения подтверждаются  сведениями из кадастра. Такие сведения заявитель может получить или представить для нового учета из ранее выданных ему документов кадастрового учета земельных участков. Как указывает заявитель, из кадастра исключаются сведения, при этом учет остается актуальным. Таким образом,  требования заявителя связаны с действиями по кадастровому учету.   В соответствии с законом о кадастре заявитель вправе обратиться за такими действиями или обжаловать действия органа кадастрового учета.

В соответствии  со статьей  16  Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ  "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7  Федерального закона. 

В соответствии  со статьей  27  Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ  "О государственном кадастре недвижимости" решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Как указывает заявитель,  законом о кадастре не предусмотрена процедура восстановления кадастровых сведений.  Состав сведений определен в статье 7 Федерального  закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ  "О государственном кадастре недвижимости". Ссылки заявителя на статью 60 Земельного кодекса Российской Федерации по требованиям об установлении юридических фактов необоснованные,  поскольку в данной статье указывается на действия лиц, нарушающих права заявителя и порядок таких споров исковой. Из письменных пояснений заявителя от 01 августа 2014 года следует, что заявитель ссылается на отсутствие документов для осуществления кадастрового учета земельных участков. То есть заявитель указывает о необходимости кадастрового учета земельного участка. Порядок кадастрового учета земельного участка определен законом. Заявитель не пояснил как  судебное решение об установлении факта образования земельных участков из другого земельного участка и установления сведений о земельных участках восстановит или защитит его права. Поскольку заявитель не определился с правовой целью своих действий и требований  выбранный им способ защиты нарушенного права не соответствует закону. Данный вывод следует из пояснений заявителя  о его желании внести в кадастр уникальные характеристики земельных участков.

В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Заявитель не обосновал исполнимость судебного акта об установлении таких фактов как образование земельных участков из другого земельного участка и установление уникальных характеристик земельных участков.

 Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Обстоятельства образования ранее учтенных земельных участков  (с кадастровыми номерами)  из другого земельного участка тоже ранее учтённого (с кадастровым номером), восстановление в государственном кадастре недвижимости уникальных характеристик земельных участков  ранее учтённых (границы земельных участков не были  установлены) не являются фактами, влекущими возникновение, изменение и прекращение прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Указанные заявителем обстоятельства в отношении земельных участков подтверждаются другими письменными документами и доказательствами межевыми делами, документами кадастрового учета, кадастровыми паспортами и иными документами. Восстановление в кадастре характеристик земельных участков осуществляется в виде постановки земельных участков на кадастровый учет. В случае несогласия с действиями органа кадастрового учета, заявитель вправе оспаривать действия кадастрового органа. 

Заявителем не доказано, что заявленные им обстоятельства являются фактами юридического значения и не указаны нормы закона, предусматривающего, что данные факты порождают юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В обоснование заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, заявитель также ссылается на следующие обстоятельства о нарушении своих прав:

29 января 2014 года заявитель обратился в ООО «Бюро инвентаризации недвижимости Красноярского края» для межевания земельных участков оформления градостроительного плана и проектирования.  25 февраля 2014 года заявитель получил ответ,  что проведение работ невозможно,  поскольку земельные участки сняты с кадастрового учета. Данное обстоятельство как считает заявитель,  противоречит закону «О государственном кадастре недвижимости». Заявитель считает свои права на предпринимательскую деятельность нарушенными,  поскольку право собственности на земельные участки за заявителем зарегистрировано,  никем не оспорено, не обременено.

Заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы. Данные обстоятельства заявителем не доказаны. Суд предложил заявителю уточнить требования и способ защиты нарушенного права, заявитель отказался. Заявитель настаивал на требовании об установлении юридических фактов. Как пояснил,  заявитель спор о правах на земельные участки отсутствует. Представитель кадастровой палаты также не сообщил суду сведений о наличии спора о правах на земельные участки.

Заявитель пояснил  суду, что земли физически есть, никем не заняты как объекты, документы о правах собственности на земельные участки есть и не оспорены. Сведения в представленных документах и кадастровых паспортах о земельных участках и их характеристиках имеются. Устанавливать в судебном порядке какие - либо юридические факты и сведения оснований в соответствии с законом нет. Порядок постановки на кадастровый учет и снятия земельных участков с кадастрового учета  определен законом.

Требования и доводы заявителя связаны государственным кадастровым учетом земельных участков. Учитывая изложенное суд отказывает в удовлетворении требований об установлении юридических фактов,  поскольку заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права, требования не обоснованы и не соответствуют главе 27 АПК РФ.

Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Заявитель обратился в суд требованием  об установлении факта образования земельных участков, ранее учтённых из земельного участка ранее учтённого (одно требование)  и требований в отношении 6 земельных участков об установлении фактов, имеющих юридическое значение (шесть требований). Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение,  размер государственной пошлины составляет 2 000 руб. Таким образом, при обращении с настоящим заявлением размер государственной пошлины составляет 14 000 руб. При обращении в суд заявителем государственная пошлина уплачена в размере 14 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Г.Г. Петроченко