АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2020 года | Дело № А33-37206/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июня 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСТТЕХ"(ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714)
к Енисейскому межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края,
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности №15 от 01.01.2020,
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности №01-2/20-10180 от 14.10.2019,
от третьего лица: ФИО3, представителя по доверенности №Д-7 от 09.01.2020,
при ведении протокола секретаремсудебного заседания Кимом С.Д.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РОСТТЕХ"(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования(далее - ответчик) о признании недействительным предписания № Т-378в от 03.09.2019.
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.12.2019 возбуждено производство по делу.
Определением от 23.01.2020 судебное разбирательство отложено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Определением от 06.04.2020 дата судебного разбирательства изменена.
От заявителя в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. С учетом явки всех представителей лиц, участвующих в деле, и отсутствии доказательств необходимости отложения, суд отказывает в удовлетворении ходатайства.
От заявителя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении ходатайства, судебный акт по настоящему делу не затрагивает прав или обязанностей администрации.
Заявитель заявленные требования поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо заявленные требования поддержало по основаниям, изложенным в отзыве.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 №1/1630-од ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Норильская». Соглашение с региональным оператором от 10.08.2018 №15. Приказ от 11.12.2018 №680-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 №1/1629 ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Таймырская». Соглашение с региональным оператором от 10.08.2018 №11. Приказ от 11.12.2018 №686-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 №1/1576-од ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Красноярская правобережная». Соглашение с региональным оператором от 06.08.2018 №12. Приказ от 27.12.2018 №974-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13.07.2018 №1/1405 ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Железногорская». Соглашение с региональным оператором от 13.07.2018 №11. Приказ от 11.12.2018 №678-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
ООО «РОСТТЕХ» на государственный учет поставлены следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:
- полигон твердых бытовых отходов (ТБО) (место нахождения: Красноярский край, Манский район, 500 м на юго-восток от с. Шалинское; дата ввода в эксплуатацию 26.08.2014. Присвоена Iкатегория негативного воздействия на окружающую среду). На момент проверки, данный объект в схеме движения отходов ТКО не задействован;
- мусоросортировочный комплекс (место нахождения: Березовский район, 950 м на север от СНТ «Подснежник-Шумково, дата ввода в эксплуатацию - 21.04.2016. Присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду).
ООО «РОСТТЕХ» осуществляет деятельность на основании лицензии от 27.03.2018 №(24)-5420-СТОР, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва на осуществлении деятельности по сбору IV класса опасности, транспортированию отходов I-IVклассов опасности, обработку отходов IV класса опасности.
На основании распоряжения от 16.08.2019 №378-р/п в отношении общества с ограниченной ответственностью «Росттех» проведена внеплановая документарная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора с целью проверки исполнения ранее выданных предписаний от 25.04.2019 №Т-145в/1, №Т-145в/2, срок исполнения которых истек 15.08.2019. Уведомление о проведении проверки направлено обществу по электронной почте.
Как следует из акта проверки от 03.09.2019 №Т-378в, проверкой установлено, что по результатам проведенной внеплановой выездной проверки, проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва на основании распоряжения от 02.04.2019 №145-р/п (акт проверки от 25.04.2019 года № Т-145в) ООО «РостТех» были выданы следующие предписания:
1. предписание от 25.04.2019 № Т-145в/1 - Обеспечить потребителей следующих населенных пунктов Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края (Таймырская технологическая зона): Хатанга, Диксон, Снежногорск, Воронцово, Байкаловск, Мунгуй, Поликарповск, Носок, Караул, Казанцево, Усть-Порт, Тухард, Потапово, Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка, Катырык, Хета, Новая, Кресты, Каяк, Жданиха, Новорыбная, Попигай, Сындасско договорными отношениями на оказание услуг по обращению с ТКО. Приступить к выполнению утвержденной территориальной схемы обращения с ТКО по Таймырской технологической зоне. Срок исполнения предписания истек 15.08.2019 года. Основаниями для выдачи предписания: ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1, ч. 2, ч. 10 ст. 24.6, ч. 1 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2. Предписание от 25.04.2019 № Т-145в/2 - Утвердить в установленном порядке инвестиционные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами по следующим технологическим зонам: Железногорская, Красноярская правобережная, Норильская, Таймырская. Срок исполнения предписания истек 15.08.2019 года. Основаниями для выдачи предписания явились: ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»., ч. 1 и ч. 3 ст. 24.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»., Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ (утв. Постановлением от 16.05.2016 № 424 Правительства РФ).
В ходе настоящей проверки ООО «РостТех» была представлена информация от 23.08.2019 № 2019/2975 по выполнению предписаний, административном органом установлено, что предписания от 25.04.2019 № Т-145в/1, № Т-145в/2 не выполнены в установленный срок, утвержденная территориальная схема обращения с ТКО по Таймырской технологической зоне ООО «РостТех» не соблюдается, инвестиционные программы по Железногорской, Норильской, Таймырской технологических зонах в установленном порядке не утверждены.
ООО «РостТех» было выдано предписание от 03.09.2019 №Т-378в об устранении выявленных нарушений в срок до 27.01.2020, а именно:
1. нарушения ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»., ч. 1, ч. 2, ч. 10 ст. 24.6, ч. 1 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- ООО «РостТех» не исполняет свои прямые обязанности по обращению с ТКО в Таймырской технологической зоне. Потребители населенных пунктов Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, а именно: Хатанга, Диксон, Снежногорск, Воронцово, Байкаловск, Мунгуй, Поликарповск, Носок, Караул, Казанцево, Усть-Порт, Тухард, Потапово, Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка, Катырык, Хета, Новая, Кресты, Каяк, Жданиха, Новорыбная, Попигай, Сындасско договорными отношениями на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором ООО «РостТех» не обеспечены. Принятая территориальная схема обращения с ТКО Таймырской технологической зоны не выполняется;
2. нарушения ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»., ч. 1 и ч. 3 ст. 24.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления ». Порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ (утв. Постановлением от 16.05.2016 № 424 Правительства РФ):
- в настоящее время инвестиционные программы ООО «РостТех» по следующим технологическим зонам: Железногорская, Красноярская правобережная, Норильская, Таймырская в установленном порядке не утверждены.
Заявитель, считая предписание от 03.09.2019 №Т-378в неисполнимым, обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании предписания № Т-378в от 03.09.2019 подано в суд 02.12.2019, т.е. в пределах установленного срока.
Исходя из совокупности норм ст.65 и ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», п.5.1.1 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400, Постановления Правительства РФ от 08.05.14 №426, Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574 следует, что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных Управлению Росприроднадзора полномочий, уполномоченным должностным лицом.
Процедура организации и проведения проверки, установленная Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» соблюдена, о наличии нарушений не заявлено.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается предписание от 03.09.2019 №Т-378в об устранении выявленных нарушений в срок до 27.01.2020, а именно:
1. нарушения ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»., ч. 1, ч. 2, ч. 10 ст. 24.6, ч. 1 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- ООО «РостТех» не исполняет свои прямые обязанности по обращению с ТКО в Таймырской технологической зоне. Потребители населенных пунктов Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, а именно: Хатанга, Диксон, Снежногорск, Воронцово, Байкаловск, Мунгуй, Поликарповск, Носок, Караул, Казанцево, Усть-Порт, Тухард, Потапово, Хантайское озеро, Усть-Авам, Волочанка, Катырык, Хета, Новая, Кресты, Каяк, Жданиха, Новорыбная, Попигай, Сындасско договорными отношениями на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором ООО «РостТех» не обеспечены. Принятая территориальная схема обращения с ТКО Таймырской технологической зоны не выполняется;
2. нарушения ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»., ч. 1 и ч. 3 ст. 24.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления ». Порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ (утв. Постановлением от 16.05.2016 № 424 Правительства РФ):
- в настоящее время инвестиционные программы ООО «РостТех» по следующим технологическим зонам: Железногорская, Красноярская правобережная, Норильская, Таймырская в установленном порядке не утверждены.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 №1/1630-од ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Норильская». Соглашение с региональным оператором от 10.08.2018 №15. Приказ от 11.12.2018 №680-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 №1/1629 ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Таймырская». Соглашение с региональным оператором от 10.08.2018 №11. Приказ от 11.12.2018 №686-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 №1/1576-од ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Красноярская правобережная». Соглашение с региональным оператором от 06.08.2018 №12. Приказ от 27.12.2018 №974-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13.07.2018 №1/1405 ООО «РОСТТЕХ» присвоен статус регионального оператора технологической зоны «Железногорская». Соглашение с региональным оператором от 13.07.2018 №11. Приказ от 11.12.2018 №678-в Министерства тарифной политики Красноярского края.
ООО «РОСТТЕХ» на государственный учет поставлены следующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду:
- полигон твердых бытовых отходов (ТБО) (место нахождения: Красноярский край, Манский район, 500 м на юго-восток от с. Шалинское; дата ввода в эксплуатацию 26.08.2014. Присвоена Iкатегория негативного воздействия на окружающую среду). На момент проверки, данный объект в схеме движения отходов ТКО не задействован;
- мусоросортировочный комплекс (место нахождения: Березовский район, 950 м на север от СНТ «Подснежник-Шумково, дата ввода в эксплуатацию - 21.04.2016. Присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду).
ООО «РОСТТЕХ» осуществляет деятельность на основании лицензии от 27.03.2018 №(24)-5420-СТОР, выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва на осуществлении деятельности по сбору IV класса опасности, транспортированию отходов I-IVклассов опасности, обработку отходов IV класса опасности.
Пункт 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ устанавливает, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», инвестиционная программа должна содержать:
плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов;
перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции существующих объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
график реализации мероприятий инвестиционной программы;
предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 утвержден Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ" (вместе с "Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией", "Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией", "Правилами определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов")
Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - инвестиционные программы), требования к содержанию инвестиционных программ и процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией.
Инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - регулируемая организация), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - нерегулируемая организация).
Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией и нерегулируемой организацией.
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами), соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение с органом государственной власти субъекта Российской Федерации), концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - мероприятия инвестиционной программы).
Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, не допускается.
Инвестиционная программа разрабатывается на срок, определенный регулируемой организацией или нерегулируемой организацией. Для регулируемой организации срок действия инвестиционной программы не может быть менее чем срок действия тарифов регулируемой организации.
Приказом от 23.09.2016 №1/451-од Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, утверждена «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами для территории Красноярского края».
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 №497-п утверждена «Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярскому крае на 2018-2035 годы».
Статьей 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 ст. 13.2 Закона №89-ФЗ региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:
значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона №89-ФЗ перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:
стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
стимулирование утилизации отходов;
выявление мест несанкционированного размещения отходов;
предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.
Региональная программа разработана с учетом Территориальной схемы, утвержденной приказом от 23.09.2016 №1/451-од Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, которая содержит перечень мероприятий, планируемых к реализации до 2035 года.
Программой установлена принадлежность муниципальных образований Красноярского края к технологическим зонам - потенциальным зонам деятельности операторов по обращению с ТКО, в том числе региональных операторов по обращению с ТКО.
Региональной программой установлена Красноярская правобережная технологическая зона, включающая в себя, городской округ Красноярск (Свердловский, Кировский и Ленинский районы), городской округ Дивногорск, Березовский район, Манский район, Партизанский район. Норильская технологическая зона, включающая в себя г.Норильск и все населенные пункты, Железногорская технологическая зона, включающая в себя городской округ Сосновоборск и ЗАТО Железногорск и все населенные пункты, Таймырская технологическая зона, включающая в себя Таймырский и Долгано-Ненецкий район и все населенные пункты.
Задачами программы являются:
стимулирование строительства объектов, предназначенных для размещения, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО;
софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
стимулирование утилизации отходов; выявление мест несанкционированного размещения отходов;
предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.
Реализация данных задач предполагается осуществляется в соответствии с мероприятиями, представленными в приложении к программе.
Согласно п. 1.19 приложения к программе запланировано строительство полигона ТКО, Таймырский Долгано-Ненецкий район г. Дудинка, п. 1.20 строительство полигона ТКО Таймырский Долгано-Ненецкий район с.Хатанга, п. 1.26 строительство полигона для захоронения необезвреженных ТКО, Таймырский Долгано-Ненецкий район п.г.т.Диксон, п. 1.28 строительство полигона ТКО городской округ Норильск, район Центральный, п.2.7 строительство предприятия комплексной переработки ТКО г.Железногорск, п.2.49 строительство мусороперегрузочной станции г.Дивногорск. Финансирование строительства указанных объектов возложено, в том числе на регионального оператора, то есть на ООО «РОСТТЕХ».
Следовательно, поскольку территориальной схемой обращения с ТКО и региональной программой предусмотрены строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО в технологических зонах, где региональным оператором является ООО «РОСТТЕХ» значит разработка региональным оператором ООО «РОСТТЕХ» инвестиционной программы и утверждения ее в установленном законом порядке является обязательным.
Таким образом, на основании ст.34, п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.24.6, п.1 ст.24.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» общество обязано разработать и утвердить в установленном законом порядке инвестиционные программы в области обращения с ТКО по технологическим зонам: Железногорская, Красноярская правобережная, Норильская, Таймырская.
Как следует из пунктов 2 и 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 4 и 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 настоящих Правил.
Таким образом, ООО «РОСТТЕХ» в Таймырской технологической зоне обязан обеспечить потребителей договорными отношениями на оказание услуг по обращению с ТКО и осуществлять деятельность в соответствии с территориальной схемой в области обращения с ТКО.
Заявитель факт наличия вышеуказанных обязанностей не оспаривает, однако указывает, что оспариваемое предписание в установленный срок до 27.01.2020 неисполнимо.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив доводы участников спора, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требования оспариваемого предписания сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем, уяснение его смысла не должно вызвать у общества затруднений. При наличии же таковых, общество имеет право обратиться в административный орган за разъяснением не ясных ему требований предписания.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое предписание по своей форме и содержанию соответствует требованиям Федерального закона № 294-ФЗ, а именно: предписание содержит требование об устранении нарушений, которое обязано выполнить общество в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также ссылку на пункты нормативного правового акта Российской Федерации, которые были нарушены; срок, к которому предписываемые действия должны быть выполнены; дату выдачи предписания; должность, фамилию и инициалы должностного лица органа, выдавшего предписание.
Суд считает, что рассматриваемый ненормативный правовой акт не допускает двоякого толкования, содержит указания на совершение действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые должны быть направлены на прекращение нарушения действующего законодательства.
Указанные обществом в заявлении доводы в обоснование невозможности исполнения пункта 1 оспариваемого предписания не подтверждены доказательствами. Не представлено доказательств невозможности сбора и вывоза ТКО из вверенных заявителю территорий.
Доказательств невозможности исполнения пункта 2 предписания также не представлено, доводы изложенные в заявлении не подтверждены.
В тоже время суд приходит к выводу, что положения действующего законодательства и региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 N 497-п, не содержат точный срок направления инвестиционных программ на утверждения. При этом, доказательств того, что срок, установленный административным органом является обоснованным и исполнимым, суду не представлено.
Следовательно, установление пунктом 2 оспариваемого предписания срока его исполнения «до 27.01.2020» не является законным.
На основании изложенного, оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что предписание № Т-378в от 03.09.2019 является незаконным в части установления срока исполнения пункта 2 предписания – 27.01.2020 года, в остальной части оспариваемое предписание законно и обоснованно, доказательств неисполнимости предписания, нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности не доказано.
С учетом изложенного, в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление подлежит частичному удовлетворению.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования в части.
Признать недействительным предписание № Т-378в об устранении нарушений обязательных требований от 03.09.2019 года, вынесенное межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва, в адрес общества с ограниченной ответственностью «Росттех»,
в части установления срока исполнения пункта 2 предписания – 27.01.2020 года.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Росттех» судебные расходы в размере 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 29.11.2019 года № 5038.
Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Н.Н. Фролов |