АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Дело № А33-3743/2008 |
г. Красноярск
Судья Арбитражного суда Красноярского края А.Л. Егоров,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю, г. Красноярск
к Администрации города Красноярска
о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700210:0048, категория земель – земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий, сооружений, площадью 76881.00 кв.м, расположенный по адресу: <...>
третьи лица:
Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, г. Красноярск
Общество с ограниченной ответственностью «Метур»
В судебном заседании участвовали:
ФИО1, представитель истца по доверенности от 05.06.2008 № 04-4641,
ФИО2, представитель истца по доверенности от 06.03.2008 № 04-01,
ФИО3, представитель ответчика по доверенности от 12.02.2008 № 01-1486,
ФИО4, представитель третьего лица – Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска по доверенности от 09.01.2008 № 8,
ФИО5, представитель третьего лица – ООО «Метур» по доверенности от 29.02.2008.
Протокол настоящего судебного заседания вел судья А.Л. Егоровым.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании «19» июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено «26» июня 2008 года.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации города Красноярска о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700210:0048, категория земель – земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий, сооружений, площадью 76881.00 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края определением от 02.04.2008, назначено предварительное судебное заседание.
Определением суда от 23.04.2008 дело назначено к судебному заседанию, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска и общество с ограниченной ответственностью «Метур».
Определением суда от 05.06.2008 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств.
В судебном заседании 19.06.2008 на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12 час. 15 мин. до 16 час. 30 мин 19.06.2008.
В обоснование исковых требований Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом указывает следующее:
-основанием заявленного требования о признании права федеральной собственности на спорный земельный участок является статья 3.1. Федерального закона 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливающая правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). В соответствии с абзацами 1,2 статьи 3.1. указанного закона к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям.
-спорный земельный участок был предоставлен государственному предприятию фирме «Красноярскметаллоптторг» (федеральной формы собственности) в постоянное бессрочное (пользование). Указанное право государственного предприятия фирмы «Красноярскметаллопторг» подтверждается свидетельством на право пользования земельным участком площадью 87 335,46 кв.м. по ул. Свердловская, 15 в Свердловском районе, выданным на основании постановления мэра № 441 от 19.11.1992 «О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске».
-26.05.1993 заместителем председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом утвержден план приватизации государственного предприятия Красноярской фирмы оптовой торговли металлопродукцией фирма (сокращенное наименование – фирма «Красноярскметаллоптторг») путем преобразования его в акционерное общество. В соответствии с пунктом 4 указанного плана приватизации имущество государственного предприятия относится к федеральной собственности.
Согласно приложения № 6 к плану приватизации на дату проведения инвентаризации и оценки имущества фирма «Красноярскметаллоптторг» владела отводом земельного участка площадью 87 335,46 кв.м. по ул. Свердловская.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений (приложение 1 плана приватизации фирмы «Красноярскметаллоптторг») в уставный капитал открытого акционерного общества «Красноярскметаллоптторг» вошли только здания, сооружения и оборудование. Земельные участки, находящиеся в пользовании акционируемого предприятия, приватизации не подлежали, в соответствии с нормами законодательства, действующими в указанный период. Таким образом, спорный земельный участок остался в федеральной собственности.
-спорный земельный участок в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» поставлен на государственный кадастровый учет, в подтверждении чего выдан кадастровый план земельного участка от 12.10.2004 № 50/04-6199;
-в соответствии с пунктом 8 плана приватизации государственного предприятия фирмы «Красноярскметаллоптторг», в перечень имущества, не подлежащего приватизации, включено здание ГО (инв. № 00018) (защитное сооружение) по адресу: <...>, площадью 99 кв.м., в связи с тем, что пунктом 2 раздела III Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»защитные сооружения отнесены к исключительной федеральной собственности;
-защитное сооружение по адресу: <...>, площадью 99 кв.м. является собственностью Российской Федерации и учтено в реестре федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества по Красноярскому краю от 04.06.2008 № 06-4612;
-защитное сооружение по адресу: <...>, площадью 99 кв.м. расположено на спорном земельном участке;
-истец полагает, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу прямого указания закона, просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, в обоснование заявленных возражений пояснил следующее:
-в соответствии с п.1.1, 3.5, 3.39, 3.41 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, утвержденного Постановлением Администрации города Красноярска15 февраля 2005 года № 55/1 департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска является органом администрации города, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, расположенными на территории города Красноярска, обеспечивает защиту имущественных прав собственника муниципального имущества при ведении дел в судах, выполняет функции продавца муниципального имущества, в том числе земельных участков. Поскольку Администрации города Красноярска не является собственником муниципального имущества, следовательно, привлечение Администрации города Красноярска в качестве ответчика по настоящему делу необоснованно;
-земельный участок, на который просит признать право истец, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение указанными земельными участками осуществляется органом местного самоуправления; до принятия закона о разграничении земель ни суд, ни другой орган не вправе принять решение об отнесении данного земельного участка к федеральной собственности;
-довод истца о том, что земельный участок относится к федеральной собственности на основании прямого указания закона – абз. 2 п.1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ, является необоснованным, так как государственное предприятие фирма «Красноярскметаллооптторг» не являлось и на сегодняшний день не является государственным унитарным предприятием, Федеральный закон «О государственных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ принят 14.11.2002 (значительно позже приватизации предприятия), поэтому вышеназванная норма не применима; отсутствуют предусмотренные действующим на момент приватизации законам правоустанавливающие документы на земельный участок фирмы «Красноярскметаллоопторг».
Третье лицо – Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярск - в отзыве на иск указало следующее:
-согласно п.10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления ими;
-распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления;
-распоряжением Администрации г. Красноярска от 31.08.2004 № 1248-недв в порядке ст. 29 Земельного кодекса спорный земельный участок предоставлен собственнику нежилых зданий, расположенном на этом участке – обществу с ограниченной ответственностью «Метур»; в настоящее время указанный договор считается действующим;
-основанием для возникновения права землепользователя на указанный земельный участок послужили сделки купли-продажи нежилых зданий, заключенные между обществом с ограниченной ответственностью «Метур» и обществом с ограниченной ответственностью «Сталепромышленная компания» от 09.09.2002.
Третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Метур» в отзыве на иск указало следующее:
-в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» № 826 от 07.08.1992 и Постановления Правительства РФ № 727 от 17.09.1992 Красноярская торгово-посредническая фирма по торговле металлопродукцией преобразована в АООТ «Красноярскметаллопторг». Распоряжением государственного комитета по управлению государственным имуществом № 895-р от 26.05.1993 утверждены Устав АООТ «Красноярскметаллопторг» и план приватизации Красноярской оптово-посреднической фирмы «Красноярскметаллопторг». В соответствии с Актом оценки стоимости зданий и сооружений (приложение №1 к Плану приватизации) в уставный капитал АО «Красноярскметаллопторг» включено недвижимое имущество (здания, сооружения);
-согласно плана, приватизации подлежит имущество федеральной собственности (п.4 плана), местоположением подразделения является <...> (п. 2 плана). Согласно приложению № 6 к плану приватизации приватизируемое предприятие на дату проведения инвентаризации и оценки владело, в том числе отводом земельного участка площадью 87 335, 46 кв. м по ул. Свердловской. В соответствии с действующим на момент приватизации законодательством, одновременно с приватизацией зданий приватизация земельного участка не осуществлялась;
-на основании постановления мэра № 441 от 19.11.1992 «О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске» администрации фирмы «Красноярскметаллопторг» выдано свидетельство на право пользования земельным участком площадью 87 335, 46 кв. м по ул. Свердловской, 15 в Свердловском районе;
-спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу прямого указания Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку земельный участок ранее был предоставлен государственному унитарному предприятию федеральной формы собственности, а следовательно, является разграниченным;
-решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.09.2000 по делу № А33-5210/00-с4 открытое акционерное общество «Красноярскметаллопторг» признано банкротом. Все имущество с торгов было продано обществу с ограниченной ответственностью «Сталепромышленная компания – Красноярск», а затем обществу с ограниченной ответственностью «Метур». Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-9457/2007 от 30.08.2007 признано право собственности ООО «Метур» на линейные сооружения (автодороги, канализационные сети, телефонные и электрические сети, водопроводные сети), расположенные по адресу: <...>;
-распоряжением Администрации г. Красноярска № 1248-недв от 31.08.2004, 07.12.2004 спорный земельный участок передан ООО «Метур» на правах аренды.
Установив обстоятельства дела, рассмотрев представленные документы, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Иск о признании права является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Условиями предъявления такого иска является:
-наличие объекта, в отношении которого заявлено требование о признании права собственности,
-неопределенность статуса спорной вещи,
-наличие у истца правового интереса в связи с данной вещью.
Истцом по такому иску должен быть собственник индивидуально-определенной вещи, как владеющий, так и не владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности. Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на спорное имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращении права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствииЗемельным Кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Отнесение земельных участков к государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований осуществляется по аналогичным критериям.
Таким образом, в настоящее время земельные участки в Российской Федерации являются разграниченными Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них не является основанием отнесения вышеперечисленных земельных участков к неразграниченным землям.
При этом согласно положению пп. 9 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. В связи с чем, нахождение на данном земельном участке объектов, принадлежащих в настоящее время обществу с ограниченной ответственностью «Метур», не является препятствием для признания и оформления в установленном порядке права федеральной собственности на земельный участок.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 26.05.1993 заместителем председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом утвержден план приватизации государственного предприятия Красноярской фирмы оптовой торговли металлопродукцией фирма (сокращенное наименование – фирма «Красноярскметаллоптторг») путем преобразования его в акционерное общество. В соответствии с пунктом 4 указанного плана приватизации имущество государственного предприятия относится к федеральной собственности.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений (приложение 1 плана приватизации фирмы «Красноярскметаллоптторг») в уставный капитал открытого акционерного общества «Красноярскметаллоптторг» вошли только здания, сооружения и оборудование.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент приватизации указанного государственного предприятия одновременная приватизация земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, подлежащие приватизации, не требовалась.
Требование об одновременной приватизации объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых эти объекты расположены, получило свое законодательное закрепление в Федеральном законе от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с пунктом 7 которого со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
При этом, открытое акционерное общество «Красноярскметалопторг», преобразованное в порядке приватизации федерального предприятия, являлось правопреемником последнего в отношении прав на земельные участки.
Согласно приложения № 6 к указанному плану приватизации на дату проведения инвентаризации и оценки имущества фирма «Красноярскметаллоптторг» владела отводом земельного участка площадью 87 335,46 кв.м. по ул. Свердловская. Документом, удостоверяющим право постоянного бессрочного пользования фирмы «Красноярскметаллоптторг», является свидетельство на право пользования земельным участком площадью 87 335,46 кв.м. по ул. Свердловская, 15 в Свердловском районе, выданное на основании постановления мэра № 441 от 19.11.1992 «О выдаче свидетельств землепользователям на фактически занимаемую территорию для взимания налоговой платы за землю в г. Красноярске». Указанное свидетельство отвечает форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177. В пункте 2 Постановления указано, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» такие свидетельства признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данная позиция относительно правовой природы и юридической силы свидетельств на право постоянного бессрочного пользования земельными участками отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 6501/07 по другому делу и подлежит учету при рассмотрении настоящего дела в целях обеспечения единообразия судебной практики.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен предприятию федеральной формы собственности в постоянное бессрочное (пользование).
Использование в статье 3.1 в Федеральном законе от 21.10.2001 № 137ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» формулировки о предоставлении земельного участка государственному унитарному предприятию, не означает, что речь идет только о тех предприятиях, которые созданы после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а лишь свидетельствует о применении юридической техники, использовании понятийного аппарата, содержащегося в действующих нормативно-правовых актах, о преемстве законодательства.
Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, существовали и до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, главой IIЗакона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» регламентировались организационно-правовые формы предприятий. Статьей 6 указанного Закона определен правовой статус государственного предприятия.
Правовая природа ГП и ГУП идентична, что подтверждается положением, закрепленным в статье 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» положение о применении к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям, соответственно норм Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (статьи 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (статьи 113, 115, 296, 297, 299, 300). Введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации повлекло переименование, но не качественное изменение правового статуса государственных предприятий. Учредительные документы этих предприятий подлежали приведению в соответствие с нормами части первой Кодекса в порядке и в сроки, которые определены при принятии закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Кроме того, на спорном земельном участке находится защитное сооружение площадью 99 кв.м по адресу: <...>, что также подтверждается ответом Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю на запрос истца.
В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 8 плана приватизации государственного предприятия фирмы «Красноярскметаллоптторг», в перечень имущества, не подлежащего приватизации, включено здание ГО (инв. № 00018) (защитное сооружение) по адресу: <...>, площадью 99 кв.м.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 25.02.1998 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Согласно выписки из реестра федерального имущества по Красноярскому краю от 04.06.2008 № 06-4612 защитное сооружение по адресу: <...>, площадью 99 кв.м. является собственностью Российской Федерации.
Таким образом, на спорном земельном участке, предоставленном государственному предприятию фирме «Красноярскметаллоптторг» (федеральной формы собственности) расположен объект недвижимого имущества, относящийся к федеральной собственности (защитное сооружение).
Учитывая изложенное, спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу прямого указания закона, так как согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, а также участки, на которых расположены объекты федеральной собственности.
При этом, расположение на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Метур», не препятствует признанию права федеральной собственности на спорный земельный участок. ООО «Метур», являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на указанном участке имеет исключительное право на приватизацию указанного участка или на заключение договора аренды в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, реализация которого возможна после регистрации права собственности публичного собственника земельного участка.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700210:004, категории земель – земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий, сооружений, площадью 76881, 00 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд в г. Красноярске.
Судья | А.Л. Егоров |