АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
апреля 2015 года | Дело № А33-3756/2015 |
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью «Минусинская транспортная компания» (ИНН 2455030482, ОГРН 1102455000812)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Минусинская транспортная компания» (далее по тексту – ООО «Минусинская транспортная компания», общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Определением от 06.03.2015 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО «Минусинская транспортная компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102455000812, имеет лицензию № АСС-24-033149 от 03.09.2010 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 11.02.2015 № 01249/13 проведена проверка по соблюдению обществом лицензионных требований, по результатам которой составлены акт проверки юридического лица, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров, от 20.02.2015 № 12/1010021, протокол от 20.02.2015 серии КЯК № 059290 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, отразивший превышение продолжительности ежедневной работы 9смены) водителей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).
Судом установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ, Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее по тексту - Положения от 02.04.2012 № 280), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 (далее по тексту - Положения от 30.07.2004 № 398), Положением о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзора от 01.02.2013 № АК-130фс (далее по тексту - Положение от 01.02.2013 № АК-130фс), Перечнем должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 № ГК-938ФС, протокол об административном правонарушении от 20.02.2015 серии КЯК № 059290 составлен уполномоченным лицом компетентного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, в том числе от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом, с учетом изложенного предметом доказывания по данному делу является наличие в действиях общества противоправного деяния, состоящего в осуществлении им (в том числе и на дату проведения административным органом проверки) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией № АСС-24-033149 от 03.09.2010.
Как следует из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административных правонарушениях выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Суд полагает, что заявителем не доказано наличие события (объективной стороны) административного правонарушения, не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела (в том числе лицензии АСС-24-033149 от 03.09.2010, приложения к лицензии, акта проверки от 20.02.2015 № 12/1010021) ООО «Минусинская транспортная компания» осуществляет перевозку пассажиров принадлежащими ему автобусами.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 20.02.2015 серии КЯК № 059290 обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением подпункта «з» пункта 4 Положения от 02.04.2012 № 280, выразившемся в несоблюдении статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 11 и 1 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее по тексту - Положение от 20.08.2004 № 15).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения от 02.04.2012 № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Статьей 329 Трудового Кодекса Российской Федерации определено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Согласно статье 108 Трудового Кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, устанавливает Положение от 20.08.2004 № 15.
Пунктами 3 и 4 Положения от 20.08.2004 № 15 предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
В соответствии с пунктом 8 Положения от 20.08.2004 № 15 в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (пункт 9 Положения от 20.08.2004 № 15).
Согласно пункту 11 Положения от 20.08.2004 № 15 предусмотрено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
По пункту 13 Положения от 20.08.2004 № 15 водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Пунктом 15 Положения от 20.08.2004 № 15 установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из совокупности приведенных норм следует, что время перерыва между двумя частями смены, а также время для отдыха и питания в рабочее время не включаются.
В подтверждение наличия объективной стороны вменяемого обществу правонарушения административным органом в материалы дела представлены путевые листы от 04.01.2015 № 91, от 06.01.2015 № 153, от 08.01.2015 № 218, от 13.01.2015 № 366, от 10.01.2015 № 281, от 15.01.2015 № 429, от 17.01.2015 № 491, от 20.01.2015 № 584, от 25.01.2015 № 731, от 28.01.2015 № 816 и от 30.01.2015 № 872, выданные обществом водителю Афанасьеву Л.Н., а также график сменности водителей на январь месяц 2015 года.
Вместе с тем судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе вышеуказанными путевыми листами, графиком сменности водителей на январь месяц 2015 года приказами общества от 01.12.2011 №№ 141 и 142 трудовым договором от 13.01.2014 (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2015), что ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителей увеличена до 12 часов; рабочий день водителей, в том числе водителя Афанасьева Л.Н. разделен на две части, перерыв между двумя частями рабочего дня установлен не позже чем через 4 часа после начала работы; время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
При этом продолжительность рабочего времени с учетом перерыва для отдыха и питания, а также продолжительности межсменного отдыха не превышает 12 часов.
Согласно приказу ООО «Минусинская транспортная компания» от 01.12.2011 № 141 «Об увеличении ежедневной продолжительности рабочего времени» ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителей увеличена до 12 часов с их согласия; диспетчерам Павловой В.Я. и Юшковой М.А. учитывать данные требования при составлении графиков выхода водителей на работу (сменности).
Приказом общества от 01.12.2011 № 142 рабочий день водителей разделен на две части; перерыв между двумя частями рабочего дня установлен не позже чем через 4 часа после начала работы. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается; диспетчерам Павловой В.Я. и Юшковой М.А. учитывать данные требования при составлении графиков выхода водителей на работу (сменности).
В соответствии с пунктом 9 трудового договора от 13.01.2014 (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2015), заключенного обществом с Афанасьевым Леонидом Николаевичем рабочий день водителя разделен на две части, перерыв между двумя частями рабочего дня установлен не позже чем через 4 часа после начала работы.
В отзыве на заявление общество указало, что поскольку в форме № 6 путевого листа не предусмотрено графы для заполнения продолжительности перерыва для отдыха и питания, перерыва между двумя частями рабочего дня, диспетчер указывает запланированную продолжительность перерывов на оборотной стороне путевого листа. На оборотной стороне путевого листа указано: подмена на перерыв для отдыха и питания, перерыв для отдыха и питания, межсменный отдых.
В имеющихся в деле путевых листах указано время перерыва для отдыха и питания, подмена на перерыв для отдыха и питания, межсменный отдых, при этом продолжительность ежедневной работы (смены) водителя составила 25.01.2015 – 11 час. 00 мин., 28.01.2015 – 10 час. 15 мин., 30.01.2015 – 10 час. 15 мин., что соответствует законодательно установленному требованию.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что административным органом не доказано нарушение режима рабочего времени и отдыха водителей ООО «Минусинская транспортная компания», а, следовательно, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, основания для привлечения ООО «Минусинская транспортная компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствуют, в связи с чем заявленное требование административного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Минусинская транспортная компания» (ИНН 2411015448, ОГРН 1052411031496) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.М. Чурилина |