ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-38010/19 от 02.06.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

03 июня 2020 года

Дело № А33-38010/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края (ИНН 2465095400, ОГРН 1052466161505)

к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН 2460018988, ОГРН 1022401788386)

о признании незаконным представления № 19-24-13/5292 от 16.08.2019,

о восстановлении срока на подачу заявления,

при участии (до перерыва 26.05.2020):

от заявителя: Грешилова А.А., действующего на основании распоряжения от 25.10.2005 № 1417-р, Бродникова А.В., действующего на основании доверенности № 32 от 09.12.2019,

от ответчика: Пучковой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.02.2019 № 19-20-21/3,

при участии (после перерыва 02.06.2020):

от заявителя: Грешилова А.А., действующего на основании распоряжения от 25.10.2005 № 1417-р,

от ответчика: Пучковой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.02.2019 № 19-20-21/3,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

Агентство записи актов гражданского состояния Красноярского края (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю(далее – ответчик) о признании незаконным представления № 19-24-13/5292 от 16.08.2019, о восстановлении срока на подачу заявления.

Определением от 23.12.2019 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.

В судебное заседание 26.05.2020 явились представители сторон.

Суд заслушал позиции лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании заявитель требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.

Ответчик против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В соответствии с планом контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, по централизованному задания Федерального казначейства от 24.01.2019 № 07-04-05/17-1450 Казначейством в период с 29.05.2019 по 03.07.2019 в отношении Агентства проведена выездная проверка использования единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур за период 2018 года.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 03.07.2019.

В ходе проверки установлены следующие нарушения:

- в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О нормах расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации» в 2018 году принято к учету и оплачено расходов на выплату суточных и расходов по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы сверх установленных норм (100,00 руб. и 12 руб.) в сумме 15 323,00 руб.;

- в нарушение пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и секретариата всесоюзного центрального Совета Профессиональных союзов от 21.10.1969 № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае», в Агентстве в 2018 году с января по август за счет средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета, неверно установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 30%.

Разница в размере районного коэффициента (10%) в 2018 году составила 3 034 159,56 руб.

В результате разницы в размере районного коэффициента (10%) в 2018 году излишне перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды в размере 918 743,51 руб. (30,2% от суммы, излишне начисленной заработной платы);

- в главной книге (форма ОКУД 0504072) лимиты бюджетных обязательств на 1 год планового периода, на 2 год планового периода не отражены в полном объеме.

В нарушение пункта 5 статьи 162 и пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1-3 статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пунктов 315-317 Инструкции № 157н, пункта 134 Инструкции № 162н нарушен порядок отражения операций по исполнению бюджета, несвоевременно осуществлялись регистрация и накопление данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета, лимиты бюджетных обязательств на 1 год планового периода, на 2 год планового периода не отражены в полном объеме.

Общая сумма нарушения составила 397 065 634,51 руб.

По результатам проверки в отношении перечисленных нарушений Казначейством в адрес руководителя Агентства вынесено представление, согласно которому Казначейство требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры к устранению причин и условий их совершения в срок 30 календарных дней с момента получения представления.

Не согласившись с указанным представлением, Агентство обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оспаривая представление, заявитель ссылается на следующее:

- получателем средств единой субвенции из федерального бюджета является Красноярский край как субъект Российской Федерации. Дальнейшая детализация по видам расходов или классификация по целевым статьям суммы субвенции на реализацию переданных федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния законом не закреплена;

- агентство относится к иным органам исполнительной власти Красноярского края, подчиненным Правительству Красноярского края; финансирование его деятельности осуществляется за счет средств краевого бюджета на содержание органов государственной власти края;

- Законом Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» агентству предусмотрены ассигнования в общей сумме 363 081,2 тыс. руб., в том числе за счет средств субвенции из федерального бюджета на выполнение переданных полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния 309 078,7 тыс. руб. и за счет средств краевого бюджета – 54 002,5 тыс. руб.;

- положения Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 распространяются только на работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах и государственных внебюджетных фондах и не подлежат применению при направлении в служебные командировки государственных гражданских служащих Красноярского края и работников, заключивших трудовой договор о работе в органах государственной власти Красноярского края;

- в соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 1,30 производится исключительно в бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджета края;

- в соответствии с Законами Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3538, от 29.10.2009 № 9-3864 оплата труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края и гражданских служащих края, а также работников краевых государственных автономных учреждений является расходным обязательством Красноярского края.

Ответчик против удовлетворения заявления возражал по следующим основаниям:

- оплата суточных и расходов по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, осуществлялась за счет средств субвенции из федерального бюджета, следовательно, должно применяться федеральное законодательство;

- выплата заработной платы работникам и служащим агентства осуществлялась за счет средств субвенции из федерального бюджета, следовательно, должно применяться федеральное законодательство, районный коэффициент должен выплачиваться в размере 20% в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР и секретариата всесоюзного центрального Совета Профессиональных союзов от 21.10.1969 № 421/26. За счет иных источников может производиться доплата районного коэффициента до уровня 30%.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно части 1 статьи 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

По пункту 3 статьи 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее по тексту - Правила от 28.11.2013 № 1092).

По пункту 3 Правил от 28.11.2013 № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

По подпункту «г» пункта 10 Правил от 28.11.2013 № 1092 должностные лица, указанные в пункте 9 настоящих Правил, имеют право направлять представления и (или) предписания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 47 Правил от 28.11.2013 № 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля.

В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, управление Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Красноярского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Представление № 19-24-13/5292 от 16.08.2019 выдано заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом компетентного органа.

В пункте 2 оспариваемого представления административным органом отражено выявленное в действиях заявителя нарушение бюджетного законодательства, а именно: в нарушение пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и секретариата всесоюзного центрального Совета Профессиональных союзов от 21.10.1969 № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае», в Агентстве в 2018 году с января по август за счет средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета, неверно установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 30%. Разница в размере районного коэффициента (10%) в 2018 году составила 3 034 159,56 руб. В результате разницы в размере районного коэффициента (10%) в 2018 году излишне перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды в размере 918 743,51 руб. (30,2% от суммы, излишне начисленной заработной платы).

Исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, суд пришел к выводу о том, что выводы ответчика о неправомерном использовании средств федерального бюджета в спорных суммах является правильным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Поскольку до настоящего времени федеральный закон, регулирующий выплату районного коэффициента, не принят, то в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, продолжают применяться ранее принятые законодательные акты, в части, не противоречащей Кодексу.

Пунктом 1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения" утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года N 160-Г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" районный коэффициент 1,30 установлен к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края.

Законом Красноярского края от 09.06.2005 N 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края" (действующий в период спорных правоотношений) установлены размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края. Частью 4 статьи 1 данного Закона предусмотрено, что оплата труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и гражданских служащих края в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Красноярского края.

Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации (часть 1).

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса. В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (часть 4).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (часть 5).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Положения федеральных законов, и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между субъектами Российской Федерации общего объема указанных субвенций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении двух и более полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть объединены в единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, порядок формирования и предоставления которой устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, предоставляются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании изложенных норм права и учитывая, что финансирование Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края на осуществление расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы с применением районного коэффициента государственным гражданским служащим, осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделяемых для реализации переданных государственных полномочий; Методикой определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 213, размер районного коэффициента не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что расходование субвенций бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Районный коэффициент в размере 1,3 федеральным законодательством не предусмотрен. Следовательно, Агентство вправе применять районный коэффициент в размере 1,2 при исчислении заработной платы государственных гражданских служащих за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделяемых для реализации переданных государственных полномочий; а районный коэффициент в размере 1,3 - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Красноярского края).

Следовательно, пункт 2 оспариваемого представления соответствует закону и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Указанная правовая позиция поддержана Третьим арбитражным апелляционным судом в постановлении от 09.11.2010 по делу № А33-6042/2010.

Согласно пункту 1 оспариваемого представления, административным органом установлено нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений", а именно: в 2018 году принято к учету и оплачено расходов на выплату суточных и расходов по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы сверх установленных норм (100,00 руб. и 12 руб.) в сумме 15 323,00 руб.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства предусмотрено, что возмещение расходов в размерах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, производится федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и федеральными государственными учреждениями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета, а также средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на служебные командировки либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из соответствующего бюджета на их содержание.

В силу пункта 3 указанного постановления расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя) возмещаются федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и федеральными государственными учреждениями за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы получателя средств федерального бюджета, средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.

Доказательств и пояснений, свидетельствующих о наличии экономии средств, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации, заявитель в материалы дела не представил.

Из заявления следует, что суточные выплачивались в размерах, предусмотренных Указом Губернатора Красноярского края от 26.08.2011 N 155-уг "О гарантиях транспортного обслуживания, обеспечения телефонной связью, а также о командировании лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края в органах исполнительной власти Красноярского края, Администрации Губернатора Красноярского края", что не свидетельствует о наличии экономии средств федерального бюджета в виде субвенций.

На основании изложенных норм права и учитывая, что финансирование Агентства на осуществление расходных обязательств, в том числе по выплате суточных государственным гражданским служащим, осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделяемых для реализации переданных государственных полномочий; Методикой определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, размер суточных не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что расходование субвенций бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Федеральным законодательством размер суточных предусмотрен в сумме 100 рублей. Следовательно, заявитель за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделяемых для реализации переданных государственных полномочий, вправе осуществлять выплату суточных государственным гражданским служащим в размере 100 рублей; а выплату суточных в размере, предусмотренном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Красноярского края).

Следовательно, пункт 1 оспариваемого представления соответствует закону и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

С учетом изложенного, доводы Агентства о том, что его работники являются государственными гражданскими служащими Красноярского края, осуществляющими государственные полномочия, в связи с чем, вправе получать суточные расходы свыше 100 рублей, подлежат отклонению судом как противоречащие действующему законодательству.

Указанная правовая позиция поддержана Третьим арбитражным апелляционным судом в постановлении от 09.11.2010 по делу № А33-6042/2010, в постановлении от 31.01.2011 по делу № А33-11718/2010.

В пункте 3 оспариваемого представления административным органом отражены нарушения Агентством пункта 5 части 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1-3 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 315-317 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, пункта 134 Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденного Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Выявленное нарушение выразилось в несоблюдении порядка отражения операций по исполнению бюджета, лимиты бюджетных обязательств на 1 год планового периода и 2 год планового периода не отражены в полном объеме в бюджетном учете.

Как следует из материалов дела, уведомлением от 22.12.2017 о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов заявителю доведены бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) на 2018 год в сумме 220 563 300,00 руб., на 1 год планового периода (2019 год) в сумме 226 812 500, 00 руб., на 2 год планового периода (2020 год) в сумме 170 566 800,00 руб.

В соответствии с частями 1-3 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

В силу пункта 315 Инструкции №157н счет 50100 "Лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.

В силу пункта 316 Инструкции № 157н, группировка лимитов бюджетных обязательств осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета согласно пункту 309 настоящей Инструкции, и соответствующие аналитические коды вида синтетического счета:

1 "Доведенные лимиты бюджетных обязательств";

2 "Лимиты бюджетных обязательств к распределению";

3 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";

4 "Переданные лимиты бюджетных обязательств";

5 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";

6 "Лимиты бюджетных обязательств в пути";

9 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств".

Аналитический учет лимитов бюджетных обязательств ведется в разрезе расходов бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (пункт 317 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 134 Инструкции №162н, счет 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" предназначен для учета финансовыми органами, органом Федерального казначейства, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как получателями бюджетных средств), объема прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение в текущем, очередном финансовом году, первом и втором году планового периода, а также сумм внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств.

По дебету счета получателем бюджетных средств, финансовыми органами, органами Федерального казначейства отражаются суммы бюджетных обязательств (принимаемых, принятых (отложенных) обязательств), принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств (лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований), а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств, в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 "Принятые бюджетные обязательства", 050207000 "Принимаемые обязательства", 050209000 "Отложенные обязательства".

По кредиту счета отражаются:

получателем бюджетных средств - суммы утвержденных и доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";

главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств как получателями бюджетных средств - суммы распределенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств себе, как получателю бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств к распределению";

финансовым органом, органом Федерального казначейства - суммы лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств получателю бюджетных средств, в том числе главному распорядителю (распорядителю) как получателю бюджетных средств (внесенных изменений) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счетов 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" (при условии, что главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и подведомственному распорядителю бюджетных средств открыты лицевые счета в разных территориальных финансовых органах), 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств к распределению" (в том числе при условии, что главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и подведомственному ему получателю бюджетных средств открыты лицевые счета в одном территориальном финансовом органе).

Суммы экономии, полученной при осуществлении закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при условии размещении извещения, приглашения принять участие) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отражаются получателями бюджетных средств, финансовыми органами, органами Федерального казначейства по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050207000 "Принимаемые обязательства".

Принятие получателем бюджетных средств обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражается по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" (по соответствующему финансовому периоду (на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода) и кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 050193000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Детализация показателей, утвержденных и доведенных получателю бюджетных средств на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации (их составным частям), осуществляемая получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) как получателями бюджетных средств (внесенных изменений в детализацию показателей), отражается по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств".

В ходе проверки административным органом установлено, что лимиты на 2018 год Агентством отражены своевременно и в полном объеме.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений законодательства, лимиты бюджетных обязательств, доведенные заявителю на 1 год планового периода и 2 год планового периода, не отражены в полном объеме в регистрах бухгалтерского учета в 2018 году.

Так, Агентством на счете 1.501.23.000 вместо доведенных 226 812 500,00 руб. отражено 196 065,49 руб., на счете 1.501.33 вместо доведенных 170 566 800,00 руб. отражено 117 600,00 руб. Указанное подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 501.23 (первый плановый период, 2019 год) и по счету 501.33 (второй плановый период, 2020 год).

Таким образом, сумма нарушения составила 397 065 634,51 руб. (226 812 500,00 -196 065,49) + (170 566 800,00 - 117 600,00).

Заявитель, при обращении в суд с заявлением не оспаривает, что лимиты, поступившие в 2017 году, должны быть отражены в 2018 году по счетам 501.23 и 501.33, однако, отражены не были.

Указанные нарушения были устранены Агентством в ходе проведения проверки, что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 501.23 (на первый плановый период, 2020 год) и по счету 501.33 (на второй плановый период, 2021 год). Также в подтверждение устранения выявленного нарушения заявителем представлен скриншот программы 1-С Бухгалтерия.

Таким образом, Агентством предприняты меры к недопущению нарушений, что и требуется предпринять согласно оспариваемому представлению.

Доводы заявителя со ссылкой на пункт 5 статьи 270.2 БК РФ о том, что в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения, судом отклоняются, так как рассматриваемое нарушение административным органом выявлено в ходе внешнего финансового контроля, а не внутреннего.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое представление № 19-24-13/5292 от 16.08.2019 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Таким образом, требования Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края удовлетворению не подлежат.

По части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева