АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2020 года | Дело № А33-38284/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению края акционерного общества «Сузун» (ИНН 8401005829, ОГРН 1028400001189, дата регистрации – 17.07.1997, адрес: 660077, г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой Бригады, д. 15)
к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации – 25.12.2006, адрес: 660049, <...>)
о признании недействительными требований,
в присутствии в судебном заседании представителей по доверенностям:
от заявителя: ФИО1 - от 01.11.2019,
от ответчика: ФИО2 - от 14.10.2019,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухутдиновым Р.Р.,
установил:
акционерное общество «Сузун» (далее – заявитель, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сфере природопользования (далее – ответчик, управление) о признании недействительными требований от 27.08.2019 № 18, 19, 20 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.01.2020 возбуждено производство по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Обществом «Сузун» на основании Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» разработаны проекты нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период с 2016 по 2018 года, по результатам рассмотрения которых управлением выданы следующие разрешительные документы:
- разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 27.03.2015 № 05-01/32-59. Срок действия с 27.03.2015 по 31.12.2017;
- разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 14.12.2018 № 05-1/32-171. Срок действия с 14.12.2018 по 13.12.2025;
В проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разрешении на выброс от 27.03.2015 были указаны, в т.ч. следующие вредные (загрязняющие) вещества, поименованные, как:
- углерод (сажа) (0328),
- бутан (0402),
- пентан (0405),
- этан (0417).
- смесь углеводородов предельных С1-С5 (0415)
- смесь углеводородов предельных С6-С10 (0416).
В проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разрешении на выброс от 14.12.2018 были указаны, в т.ч. следующие вредные (загрязняющие) вещества, поименованные, как:
- углерод (сажа),
- гексан.
Во исполнение обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду обществом представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 года, в которых природопользователь указал при расчете суммы платы за выбросы загрязняющих веществ применение нулевой ставки платы в отношении таких веществ, как:
сажа, пентан, бутан, этан (за 2016 год),
бутан, пентан, этан (за 2017 год),
гексан (за 2018 год).
По результатам проверки деклараций 27.08.2019 управлением было выявлено занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате чего было составлены и направлены в адрес общества акты и требования:
- акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.08.2019 № 18 с требованием от 27.08.2019 № 18 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 999 321,55 руб. за 2016 год;
- акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.08.2019 № 19 с требованием от 27.08.2019 № 19 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 130,27 руб. за 2017 год;
- акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.08.2019 № 20 с требованием от 27.08.2019 № 20 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 0,45 руб. за 2018 год.
Полагая, что у общества отсутствует обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части продекларированных им по нулевой ставке загрязняющих веществ, оно обратилось в суд с заявлением о признании недействительными требований от 27.08.2019 № 18, 19, 20 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Заявитель полагает, что, продекларировав наименование загрязняющих веществ в соответствии с выданным ему ответчиком разрешениями, он не обязан вносить плату за загрязнение, поскольку в Перечне загрязняющих веществ таковые не значатся. Природопользователь считает, что управление, рассматривая проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, должно было скорректировать их, выдав разрешение на выброс тех веществ, невнесение платы за которые ему в настоящее время вменяют. Ответчик полагает, что наименование веществ, указанных в разрешении, а потом в декларации не имеет правового значения, т.к. речь идет о синонимах, т.е. о различном наименовании одного и того же вещества, полагая, что в отношении углерода (сажи) должен быть внесена плата как за взвешенные вещества, за пентан, бутан, этан, как за углеводороды предельные С1-С5, плата за выбросы гексана по ставкам платы за углеводороды предельные С6-С10.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 1Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определены понятия:
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду,
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
В соответствии со статьёй 4.1 Закона № 7-ФЗ перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 1316-р от 8 июля 2015 г. утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", в т.ч. в отношении взвешенных веществ. В данном перечне указанный обществом в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 углерод (сажа) не поименован. В то же время, согласно письму Росприроднадзора от 16.01.2017 N АС-03-01-31/502 выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. Правомерность такого подхода признана самим природопользователем, в декларациях 2017 и 2018 годов исчислившим плату за загрязнение в отношении углерода (сажи) по ставке 36,6 руб., применяющейся к взвешенным веществам согласно пункту 12 раздела 1 «Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» (например, раздел 1 декларации за 2018 год в отношении объекта «Объекты нефтегазодобычи Сузунского производственного участка» по стационарным источникам - дизельные установки, раздел 1 декларации за 2017 год в отношении объекта «Объекты нефтегазодобычи Сузунского производственного участка» по стационарным источникам ДВС, трубы).
Доводы о том, что Минприроды России расширило перечень загрязняющих веществ, что, по мнению общества, является превышением полномочий органом государственной власти, суд считает необоснованным.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции... по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. К полномочиям Минприроды России отнесено, принятие инструктивно - методических документов по вопросам взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду (пункт 5.2.49). В соответствии с пунктом 6.2 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства. Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, наделено полномочиями по разъяснению законодательства в сфере исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, вышеуказанные письма Минприроды России не устанавливают обязательные для применения неопределенным кругом лиц правила поведения, а разъясняют порядок применения имеющихся понятий.
Категория «взвешенные вещества» является не конкретной, множественной и не исключает наличие в ней нескольких веществ. Анализ многочисленных источников показал, что к взвешенным веществам относят пыль, золу, сажу, дым, сульфаты, нитраты и другие твердые составляющие. Они образуются в результате сгорания всех видов топлива и при производственных процессах. В зависимости от состава выбросов они могут быть и высокотоксичными, и почти безвредными. Сажа - дисперсный углеродный продукт неполного сгорания или термического разложения углеводородов, состоящий из сферических частиц чёрного цвета. Средний размер сажевых частиц 100 - 3500 А (0,01 - 0,35 мкм). Сажа входит в категорию частиц, опасных для лёгких, так как частицы менее пяти микрон в диаметре не отфильтровываются в верхних дыхательных путях. Дым от дизельных двигателей, состоящий в основном из сажи, считается особенно опасным из-за того, что его частицы обладают канцерогенными свойствами. Сажа (углерод) относится к веществам III класса опасности. Категория «взвешенные вещества» также относится к III классу опасности.
Таким образом, ответчиком правомерно доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду по углероду (саже).
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. до 01.01.2019), нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183. Согласно пункту 8 Положения в редакции, действующей до 27.07.2017, разработка юридическими лицами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ осуществлялась на основании данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 г. № 841 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183" пункт 5 положения был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 27.07.2017: «Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № Ц1б42& от 8 июля 2015 г.
Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)" утверждены форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приложение 2 к Регламенту). Неотъемлемой частью разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, оформляемые в форме приложения. В нормативах указывается наименование и код загрязняющего вещества.
Код загрязняющего вещества установлен в Перечне веществ, загрязняющих атмосферный воздух, разработанном акционерным обществом «НИИ Атмосфера». Указанный Перечень предназначен для предприятий и организаций, в которых проводятся работы, связанные с охраной окружающей среды, в том числе для территориальных органов Росприроднадзора.
Перечень загрязняющих веществ содержит, в числе прочих, следующие разделы:
- Перечень загрязняющих веществ в алфавитном порядке (список № 1),
- Перечень загрязняющих веществ в порядке возрастания кодов (список № 2);
- Перечень летучих органических соединений (ЛОС) в порядке возрастания кодов (список № 3).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации № 1316-р от 8 июля 2015 г. «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», углеводороды предельные С1-С5 (исключая метан) и углеводороды предельные С6-С10 поименованы в группе «Летучие органические соединения (ЛОС)» (позиция 56-57).
Вещества, относящиеся к летучим органическим соединениям, указаны в списке № 3 Перечня загрязняющих веществ - «Перечень ЛОС в порядке возрастания кодов». Согласно Списку № 3 к летучим органическим соединениям относятся в том числе: бутан (код 0402), гексан (код 0403), пентан (код 0405) и этан (код 0417). Кроме того, Введение к перечню содержит таблицу № 1 «Группы загрязняющих веществ, представленных в списке № 2». В указанной таблице к углеводородам предельным отнесены 15 загрязняющих веществ с кодами от 0401 до 0499.
Таким образом, бутан, гексан, пентан и этан относятся к предельным углеводородам группы «летучие органические соединения (ЛОС)».
В аннотации проекта нормативов предельно допустимых веществ 2014 года, на основании которого выдано разрешение от 27.03.2015 № 05-1/32-59, общество «Сузун» сообщает, что оно выбрасывает в атмосферу 23 вида загрязняющих веществ, в том числе:
- бутан (код загрязняющего вещества 0402)
- пентан (код загрязняющего вещества 0405)
- этан (код загрязняющего вещества 0417).
То обстоятельство, что пропан, бутан, этан, гексан, пентан относятся к предельным углеводородам (алканам) является также общеизвестным фактом, не требующим доказывания в соответствии со статьёй 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (см. ФИО3, ФИО4 «Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений»). Предложение суда заявителю опровергнуть данное утверждение, заявив ходатайство о проведении экспертизы или о привлечении специалиста, было отклонено представителем общества.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об осуществлении обществом выбросов углеводородов предельных С1-С5 и углеводородов предельных С6-С10, в отношении которых установлены ставки платы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Таким образом, ответчиком правомерно доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в отношении пентана, бутана, этана по ставкам платы как за углеводороды предельные С1-С5, в отношении гексана - по ставкам платы за углеводороды предельные С6-С10.
Согласно статье 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В соответствии со статьей 16.2 Закона об охране окружающей среды
- платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
- платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
- платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
- при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
- информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, фактическая масса выбросов загрязняющих веществ определяется плательщиком в соответствии с данными производственного экологического контроля. Требований о соответствии указываемых масс выбросов веществ разрешительным документам природопользователя в законодательстве не содержится. Таким образом, выдача разрешений природопользователю с указанием наименований загрязняющих веществ, буквально не содержащихся в Постановлении № 913, не имеет правового значения и не может служить основанием для освобождения от внесения платы при наличии объекта обложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункту 37 Правил исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно пункту 40 Правил N 255 в случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок. В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил N 255). В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Поскольку установленный правилами 9-месячный срок проведения проверки декларации не является пресекательным, последствия нарушения указанного срока Правилами не определены, выставление требования № 18 за 2016 год с нарушением данного срока не может являться основанием для признания его недействительным.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ). По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.Р. Смольникова |