ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-40793/19 от 21.07.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-40793/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 июля 2020 года.

В полном объёме решение изготовлено 28 июля 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Искра Ленина» (ИНН <***>, ОГРН <***>, с. Тесь, Минусинский район, Красноярский край)

к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю  (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Красноярск)

о регистрации перехода права  собственности  на недвижимость,

Заинтересованные лица:

-  Администрация Минусинского района Красноярского края;

- МО Тесинский сельсовет Минусинского района.

в присутствии в предварительном  и судебном заседании:

в присутствии в предварительном судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 21.06.2019, личность удостоверена паспортом, диплом,

от органа, чей акт оспаривается: ФИО2, представителя по доверенности от 24.12.2019, личность удостоверена паспортом, диплом

от администрации Минусинского района Красноярского края: Малей И.Ф., представителя по доверенности от 18.05.2020, личность удостоверена паспортом, диплом,

 при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,

установил:

Закрытое акционерное общество «Искра Ленина» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю  (далее – орган, чей акт оспаривается) о признании недействительным отказа в проведении государственной регистрации с уведомлением от 10.12.2019 КУВД-001/2019-10673061/1 и обязании зарегистрировать право собственности за истом на нежилое здание площадь 784,1 кв.м., адрес: <...>

Определением от 10.01.2020 года заявление оставлено судом без движения.

Заявление принято к производству суда. Определением от  27.01.2020 возбуждено производство по делу. Назначены предварительное и судебное заседания на 26.02.2020.

Определением от 26.02.2020 удовлетворено ходатайство органа, чей акт оспаривается, о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица МО Тессинский сельсовет Минусинского района Красноярского края.

Суд удовлетворил данное ходатайство в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд считает также необходимым в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Минусинского района Красноярского края.

Определением от  26.02.2020 указанные лица привлечены к участию в дело в качества заинтересованных, рассмотрение дела отложено на    с целью извещения Администрации Минусинского района Красноярского края и МО Тесинский сельсовет Минусинского района о их привлечении к участию в дело.

Определением от 10.04.2020, в связи с принятием совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 №821, учитывая, что дело  назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании и оно не относится к числу споров безотлагательного характера, судом изменено время судебного разбирательства на 27.05.2020г.

Определением от 27.05.2020 рассмотрение дела отложено судом на 21.07.2020, в целях представления дополнительных доказательств.

В предварительное судебное заседание 21.07.2020 не явился представитель заинтересованного лица -  МО Тессинский сельсовет Минусинского района. Учитывая факт надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства по делу, суд проводит предварительное и судебное заседание в отсутствии представителя МО Тессинский сельсовет Минусинского района Красноярского края.

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

Орган, чей акт оспаривается, возражал против удовлетворения заявления, просит суд в удовлетворении заявления отказать, представил отзыв на иск, в котором указывает следующее:

- 29.08.2019 в структурное подразделение Краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилось ЗАО «Искра Ленина» в лице представителя ФИО1, действующего на основании доверенности, удостоверенной нотариусом Краснотуранского нотариального округа ФИО3 21.06.2019, реестровый номер 24/19-н/24-2019-1-453, с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 24:25:4701032:93, площадью 784,1 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, <...>. В ходе проведения правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов, в порядке исполнения статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, установлено следующее. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлена копия Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003, в котором перечислены здания, передаваемые сельскохозяйственной артелью «Искра Ленина» в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина».

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Федеральным законом № 218-ФЗ (пункт 3 части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ).

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя (часть 7 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ). Однако на государственную регистрацию не представлено заявление от сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» о государственной регистрации перехода права в отношении заявленного на государственную регистрацию здания. Также заявителем не представлено решение суда о государственной регистрации перехода права собственности на здание. Данное обстоятельство препятствует проведению государственной регистрации.

Статьей 69 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

При этом государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона о регистрации сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом.

При проведении правовой экспертизы установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» на заявленный объект недвижимого имущества.

Помимо этого, в перечне зданий, содержащемся в представленном Акте передачи, отсутствует здание площадью 784,1 кв.м., с наименованием: административное здание, год ввода в эксплуатацию - 1987, с заявлением о регистрации права собственности на которое обратился заявитель. Таким образом, Акт передачи свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 15 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН. Заявление о государственной регистрации права и документы, подтверждающие право сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» на заявленный объект недвижимого имущества, на государственную регистрацию не представлены.

Следовательно, не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона о регистрации перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, что в соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ препятствует проведению государственной регистрации.

В силу прямого указания закона, а именно: в соответствии с частью 5 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ, необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, и заявлений) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) после осуществления государственной регистрации прав должен быть возвращен заявителю. Копии актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственной регистрации прав возвращается заявителю.

Однако на государственную регистрацию прав заявителем представлены копии Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003. Подлинные экземпляры Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003 на государственную регистрацию не представлены.

Указанные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации права. При этом Федеральным законом № 218-ФЗ строго регламентировано, какое решение должно быть принято при отсутствии документа, необходимого для государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктами 5, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случаях, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона о регистрации перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 5, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, по решению государственного регистратора прав осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером 24:25:4701032:93, расположенного по адресу: Красноярский край, <...>, было приостановлено до 10.12.2019 (уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 11.092019 № КУВД-001/2019-10673061/1).

В связи с представлением заявления и документов от 22.11.2019 № КУВД-001/2019-14869172 для устранения причин приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор прав уведомил заявителя о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного здания с кадастровым номером 24:25:4701032:93 (уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав от 25.11.2019 № КУВД-001/2019-10673061/2), поскольку:

- на государственную регистрацию не представлено заявление от сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» о государственной регистрации перехода права в отношении заявленного на государственную регистрацию здания; также заявителем не представлено решение суда о государственной регистрации перехода права собственности на здание;

- в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» на заявленный объект недвижимого имуществ;

- в перечне зданий и сооружений, содержащемся в представленном Акте передачи, отсутствует здание площадью 784,1 кв.м., с наименованием: административное здание, год ввода в эксплуатацию - 1987, расположенное по адресу: Красноярский край, <...>, с заявлением о регистрации права на которое обратился заявитель;

-  не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона о регистрации перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, Управлением на основании статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ, в связи с не устранением приведенных в уведомлениях о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, принято обоснованное решение в форме уведомления об отказе государственной регистрации прав от 10.12.2019 № КУВД-001/2019-10673 061/3 в отношении здания, расположенного по адресу: 662637, Красноярский край, <...>.

- в заявлении ЗАО «Искра Ленина» указывает, что идентификация и владение заявленным зданием подтверждаются актом осмотра земельных участков от 28.07.2019, а также справкой № 321 от 20.11.2019. Однако в соответствии с актом осмотра земельных участков от 28.07.2019 установлено, что на земельном участке по адресу: <...>, размещено 2-х этажное нежилое здание -административное здание 1987 года постройки, площадью 784,1 кв.м. по адресу: <...>. Также указано, что данное здание введено в эксплуатацию решением Минусинского районного Совета народных депутатов № 266 от 23.12.1987 года (согласно предоставленным заявителем сведениям). Таким образом, акт осмотра земельных участков от 28.07.2019 подтверждает лишь использование земельных участков заявителем - ЗАО «Искра Ленина».

Между тем, перечень зданий, содержащийся в Акте приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003, в котором перечислены здания, передаваемые сельскохозяйственной артелью «Искра Ленина» в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина», на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не содержат индивидуально - определенных признаков, позволяющих идентифицировать заявленный на государственную регистрацию объект недвижимости (не указано здание с наименованием: административное здание, площадью 784,1 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1987).

В представленной на государственную регистрацию справке от 19.11.2019 № 412 указано, что ЗАО «Искра Ленина» использует в своей хозяйственной деятельности часть нежилых помещений административного здания 1987 года постройки, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Минусинский муниципальный район, сельское поселение Тесинский сельсовет, <...>.

На момент подготовки отзыва по данному делу в ЕГРН содержится запись о нежилом здании с кадастровым номером 24:25:4701032:93, наименование здания: административное здание, площадью 784,1 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1987, расположенном по адресу: <...>, в отношении которого 30.06.2017 внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества. При этом орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи (абзац 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ).

Между тем, в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

От заинтересованного лица (МО Тесинского сельсовет) получен отзыв, в соответствии с которым, определена следующая позиция по делу данного участника:     Администрация Тесинского сельсовета Минусинского района считает заявление ЗАО «Искра Ленина» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

- Документов, подтверждающих переход спорного объекта в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» Истцом не предоставлено.  Предоставленная копия акта приема-передачи имущества в качестве вклада в уставный капитан ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003 не является доказательством фактом передачи спорного объекта в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина», не подтверждает права ЗАО «Искра Ленина» на спорный объект, и следовательно не может быть принято судом.

Довод Истца о том, что сельскохозяйственная артель «Искра Ленина» являлась собственником спорного объекта, что подтверждается решением Минусинского районного Совета народных депутатов от 23.12.1987 № 266 не соответствует действительности, так как указанное решение свидетельствует только о вводе в эксплуатацию административного здания в с. Тесь без какой либо привязки к спорному объекту. Идентификация спорного объекта с объектами указанными в документах, прилагаемых к исковому заявлению Истцом не доказана.  Часть спорного объекта находится во владении администрации Тесинского сельсовета. Администрация Тесинского сельсовета пользуется и распоряжается спорным объектом с момента его ввода в эксплуатацию. По заявлению администрации Тесинского сельсовета в единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного объекта внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества. В течении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи никто не заявлял о правах на спорный объект.

Администрация Минусинского района Красноярского края, представила суду отзыв на иск, в котором указала, что требования заявителя не подлежат удовлетворению на основании следующего:

- Истцом не предоставлены документы, подтверждающие право собственности сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» на спорный объект, не предоставлены документы, подтверждающие передачу спорного объекта в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина». В связи с этим администрация Минусинского района считает не применимой ссылку на нормы, указанные Истцом в исковом заявлении, так как все эти нормы могут быть применены лишь при доказательстве принадлежности недвижимого имущества на праве собственности.

Из документов, предоставленными Истцом в качестве обстоятельств, подтверждающих свои требования следует только то, что Истцом используются земельные участки, и что административное здание с. Тесь введено в эксплуатацию решением Минусинского районного Совета депутатов от 23.12.1987 № 266, что является недостаточным для подтверждения права собственности на спорный объект. Предоставленная в материалы дела копия акта приема-передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003 не является доказательством факта передачи спорного объекта в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина», не подтверждает права ЗАО «Искра Ленина» на спорный объект, и следовательно не может быть принято судом как доказательство.

Кроме того, спорный объект находится во владении администрации Тесинского сельсовета. Администрация Тесинского сельсовета пользуется и распоряжается спорным объектом на протяжении длительного времени. По заявлению администрации Тесинского сельсовета в единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного объекта внесена запись о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества. В течении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи никто не заявлял о правах на спорный объект.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

28.12.1982 Решением исполкома Минусинского районного Совета народных депутатов №309 принят в эксплуатацию Дом культуры на 300 мест в с.Тесь колхоза «Искра Ленина», построенный хозспособом. Согласно акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией данного объекта, рабочая площадь данного двух-этажного здания составила 1631 кв.м. Работы выполнялись в период с 01.04.1981 по 25.12.1982г. Застройщиком объекта являлся колхоз «Искра Ленина».

23.12.1987 Решением исполкома  Минусинского районного Совета народных депутатов №266 утверждены акты государственной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов, в т.ч. – административное здание в с.Тесь, построенное хозспособом, объем основных фондов – 200 т.руб., дата приемки госкомиссией – 30.11.1987г.

Согласно акта от 30.11.1987г. государственной приемочной комиссией принято в эксплуатацию административное здание, застройщиком которого определен колхоз «Искра Ленина», проектная документация разработана Красноярским ЦМПИ тп.264-20-70. Сроки выполнения строительных работ определены в акте приемки: май 1986г.-начало; июнь 1987-конец. Здание имеет два этажа, и 688,4 кв.м. полезной площади.

Согласно выписки из Протокола №2 общего собрания членов колхоза «Искра Ленина» от 30.04.1998г. на общем собрании колхоза принят новый устав, в связи с изменением статуса хозяйства на основании принятого Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 09.12.1998. Принято решение колхоз «Искра Ленина» переименовать в сельскохозяйственную артель «Искра Ленина» и принять новый устав.

13.11.1998г. Администрацией Минусинского района принято постановление №522-п «О приведении в соответствие с Гражданского кодекса Российской Федерации учредительных документов колхоза «Искра Ленина». Согласно данного постановления, по итогу рассмотрения представленных документов принято решение – зарегистрировать сельскохозяйственную артель «Иска Ленина».

На общем собрании сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» 20.05.2003 (архивная выписка протокола №2) принято решение о создании ОАО «Искра Ленина» с уставным капиталом 34662200 рублей, разделенного на 346622 обыкновенным именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Общим собранием утвержден перечень и денежная оценка имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал создаваемого акционерного общества «Искра Ленина».  На этом же собрании утвержден устав акционерного общества.

По акту приема-передачи имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г., сельскохозяйственная артель «Искра Ленина» передало ОАО «Искра Ленина» имущество в т.ч.: - нежилое здание Административной конторы по адресу: <...>.

Между ОАО «Искра Ленина» (арендодатель) и администрацией Тесинского сельсовета (арендатор)  подписан договора аренды помещения в с.Тесь Минусинского района. Согласно данного договора арендодатель предоставляет арендатору в арендное пользование на срок с 01.10.2003 по 31.12.2003 помещение 115 кв.м. для использования его в качестве  обслуживания населения.

01.03.2004  Между ОАО «Искра Ленина» (арендодатель) и администрацией Тесинского сельсовета (арендатор)  подписан договора аренды помещения в с.Тесь Минусинского района. Согласно данного договора арендодатель предоставляет арендатору в арендное пользование на срок с 01.03.2004 по 31.12.2004 помещение 115 кв.м., расположенное  по адресу: <...>.

Аналогичные договоры заключены ОАО «Искра Ленина» и администрацией Тесинского сельсовета в 2008г., в 2010,в 2011,2012, 2013г., 2014, 2015 и 2016 годах.

Как следует из кадастрового паспорта от 07.04.2014 №24/16-2555392-х этажное кирпичное здание, общей площадью 784,1 кв.м. по адресу: <...> года постройки, было поставлено на государственный кадастровый учет с КН 24:25:4701032:93. Согласно данного паспорта в ходе выполнения кадастровых работ выявлено несоответствие сведений о площади в Акте государственной приемочной комиссии, утвержденного за  №266 от 23.12.1987 (688,4 кв.м.) и по фактическим измерениям (784,1 кв.м.). В акте №266 от 23.12.1987 проставлена площадь без включения площадей коридоров и фойе, которые должны быть включены в общую площадь здания на основании Приказа №531 от 30.09.2001. По итогам выполнения кадастровых работ, общая площадь здания по факту составляет 784,1 кв.м.

19.01.2016 администрацией Тесинского сельсовета оформлена выписка из постановлений №126 от 15.11.2001, №60 от 20.12.2011 Администрации Тесинского сельсовета «Об уточнении нумерации жилых домов, производственных зданий, земельных участков», согласно которой   - административному зданию-конторе ЗАО «Искра Ленина» присвоен адрес:   <...>. Земельному участку присвоен тот же адрес.

25.02.2016 кадастровым инженером обществом с ограниченной ответственностью «Кварц» по заказу ЗАО «Искра Ленина» составлен технический план здания по адресу: <...>.

В соответствии с договором  №24-07-16 аренды земельного участка от 24.06.2016 , МО Тесинский сельсовет (арендодатель) предоставил в аренду ЗАО «Искра (арендатор) земельный участок территории Центральной конторы – <...>.

24.05.2017 между вышеуказанными сторонами подписан аналогичный договор аренды земельного участка №24-05-17.

07.06.2017 МО Тесинский сельсовет Минусинского района обратилось в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет безхозяйной  недвижимой вещи – нежилого здания по адресу: Красноярский край, Минусинский район, Тесинский сельсовет, <...>, площадью 784,1 кв.м. К заявлению были приложены справки отдела архитектуры и градостроительства администрации Минусинского района от 21.09.2016 №176; МКУ г.Минусинская «Архив города Минусинская» от 28.09.2016 №Т-126; Минусинского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 25.10.2016 №2423/6.

03.10.2018 Минусинским городским судом Красноярского края, на основании ч.3 ст.263 ГПК Российской Федерации  вынесено определение по делу №2-2809/2018 об оставлении без рассмотрения исковых требований Администрации Тесинского сельсовета о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь-нежилое здание   по адресу: <...>,   площадью 784,1 кв.м.. По мнению суда общей юрисдикции имеется спор о праве в отношении недвижимого имущества между Администрацией Тесинского сельсовета и ЗАО «Искра Ленина».

28.07.2019 отделом имущественных отношений администрации Минусинского района составлен акт осмотра земельных участков. Согласно данного акта – на момент осмотра земельного участка по адресу: <...>, на участке размещено 2-х этажное нежилое здание – административное здание 1987 года постройки, площадью 784,1 кв.м., Здание введено в эксплуатацию Решением Минусинского районного Совета народных депутатов №266 от 23.12.1987г., земельный участок используется ЗАО «Искра Ленина».

Согласно выданной  администрацией Тесинского сельсовета 19.11.2019 года справки  №412, ЗАО «Искра Ленина»  ОГРН <***>, юридический и фактический адрес: <...> использует в своей хозяйственной деятельности часть нежилых помещений административного здания 1987 года постройки расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Минусинский Муниципальный район, сельское поселение Тесинский сельсовет, <...>.

29.08.2019 ЗАО «Искра Ленина» обратилось в КГБУ МФЦ (структурное подразделение в с.Краснотуранск) с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества с КН 24:25:4701032:93, по адресу: <...>.

К заявлению были приложены следующие документы:

- решение  от 23.12.1987г. №266 Минусинского районного Совета народных депутатов, исполнительный комитет;

- постановление от 13.11.1998 №522-П  Администрации Минусинского района;

- акт приема-передачи имущества в качестве вклада в установочный капитал открытого акционерного общества «Искра Ленина» от 02.06.2003г.;

- документ об оплате государственной пошлины.;

- доверенность на представителя.

11.09.2019 Управлением Росреестра по Красноярскому краю вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав №КУВД-001/2019-10673061/1

В качестве основания для приостановления государственной регистрации были указаны следующие обстоятельства:

- на государственную регистрацию не представлено заявление о государственной регистрации перехода права на заявленное здание от сельскохозяйственной артели «Искра Ленина». Также заявителем не представлено решение суда о государственной регистрации перехода права собственности на здание. Данное обстоятельство препятствует проведению государственной регистрации.

- при проведении правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости  отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» на заявленный объект недвижимого имущества.

- в перечне зданий и сооружений, содержащемся в представленном Акте передачи, отсутствует здание с кадастровым номером 24:25:4701032:93, расположенного  по адресу:

Красноярский край, р-н. Минусинский, <...>, с заявлением о регистрации права на который обратился заявитель. Таким образом, Акт передачи свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный объект недвижимого имущества.

- на государственную регистрацию прав заявителем представлены копии Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г. Подлинные экземпляры Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г. на государственную регистрацию не представлены. Данные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации права. Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до 10 декабря 2019 г.

 22.11.2019 заявителем представлены на государственную регистрацию дополнительные документы – акт осмотра земельных участков от 28.07.2019г.

25.11.2019 Управлением Росреестра по Красноярскому краю вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав №КУВД-001/2019-10673061/2.

10.12.2019 Управлением Росреестра по Красноярскому краю вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав №КУВД-001/2019-10673061/3.

Мотивы отказа в государственной регистрации прав приведенные государственным регистратором идентичны основаниям, по которым процедура государственной регистрации была приостановлена.

Закрытое акционерное общество «Искра Ленина» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю  (далее – орган, чей акт оспаривается) о признании недействительным отказа в проведении государственной регистрации с уведомлением от 10.12.2019 КУВД-001/2019-10673061/1 и обязании зарегистрировать право собственности за истом на нежилое здание площадь 784,1 кв.м., адрес: <...>.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства,  возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением  организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законны интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами   главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (беих в деле, арбитражный суд  установил следующие обстоя_ глвы 24 Арбитражного процессуального кодекса

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.4 ст.198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,  заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. 

Заявителем оспаривается отказ  Управления  Федеральной службы  государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю  от 10.12.2019.

Заявление в суд об оспаривании вышеуказанного отказа  подано в суд 26.12.2019. 

С учетом данных обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены сроки, определенные в ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно ст.15 Основного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется   судебная защита его прав и свобод.  Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46 Основного закона).

Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию права собственности заявителем были представлены:

- решение  от 23.12.1987г. №266 Минусинского районного Совета народных депутатов, исполнительный комитет;

- постановление от 13.11.1998 №522-П  Администрации Минусинского района;

- акт приема-передачи имущества в качестве вклада в установочный капитал открытого акционерного общества «Искра Ленина» от 02.06.2003г.;

- документ об оплате государственной пошлины.;

- доверенность на представителя.

- акт осмотра земельных участков от 28.07.2019г.

В соответствии со ст.14. Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в т.ч.:

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

В качестве основания для приостановления государственной регистрации, а в последующем и отказа в государственной регистрации прав государственным регистратором были указаны следующие обстоятельства:

- на государственную регистрацию не представлено заявление о государственной регистрации перехода права на заявленное здание от сельскохозяйственной артели «Искра Ленина». Также заявителем не представлено решение суда о государственной регистрации перехода права собственности на здание. Данное обстоятельство препятствует проведению государственной регистрации.

- при проведении правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости  отсутствуют  сведения   о  государственной  регистрации  права  собственности сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» на заявленный объект недвижимого имущества.

- в перечне зданий и сооружений, содержащемся в представленном Акте передачи, отсутствует здание с кадастровым номером 24:25:4701032:93, расположенного  по адресу:

Красноярский край, р-н. Минусинский, <...>, с заявлением о регистрации права на который обратился заявитель. Таким образом, Акт передачи свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный объект недвижимого имущества.

- на государственную регистрацию прав заявителем представлены копии Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г. Подлинные экземпляры Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г. на государственную регистрацию не представлены. Данные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации права. Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до 10 декабря 2019 г.

В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации,  граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Как следует из материалов дела – объект недвижимого имущества, а именно административное здание конторы построено колхозом «Искра Ленина» за счет собственных средств хозяйственным способом в 1987. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела:   Решением исполкома  Минусинского районного Совета народных депутатов от 23.12.1987  №266  об утверждении актов государственной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов и актом от 30.11.1987г. государственной приемочной комиссией о принятии в эксплуатацию административного здания, застройщиком которого определен колхоз «Искра Ленина», проектная документация разработана Красноярским ЦМПИ тп.264-20-70. Сроки выполнения строительных работ определены в акте приемки: май 1986г.-начало; июнь 1987-конец. Здание имеет два этажа, и 688,4 кв.м. полезной площади.

Факт наличия разницы в площади здания (на момент принятия в эксплуатацию 688,4 кв.м.) и на момент принятия государственным регистратором решения об отказе в государственной регистрации (784,1 м2) объясняется заключением кадастрового инженера в кадастровом паспорте объекта, согласно которому,  в ходе выполнения кадастровых работ выявлено несоответствие сведений о площади в Акте государственной приемочной комиссии, утвержденного за  №266 от 23.12.1987 (688,4 кв.м.) и по фактическим измерениям (784,1 кв.м.). В акте №266 от 23.12.1987 проставлена площадь без включения площадей коридоров и фойе, которые должны быть включены в общую площадь здания на основании Приказа №531 от 30.09.2001. По итогам выполнения кадастровых работ, общая площадь здания по факту составляет 784,1 кв.м.

Данное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что здание по адресу: с.Тесь Минусинского района  ул.Мира, 16А полезной площадью 688,4 кв.м. и здание по адресу: с.Тесь Минусинского района ул.Мира, 16А общей площадью 784,1 кв.м. является одним и тем же зданием.

Объект недвижимого имущества был создан в 1987 году, когда действующим  законодательством возникновение права собственности на такое имущество не предусматривало процедуры  государственной  регистрации.

В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 года, колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам (ст.99).

Согласно ст.140 Гражданского кодекса РСФСР 1964г., плоды, приплод животных, доходы, приносимые вещью, принадлежат собственнику вещи, поскольку иное не установлено законом или договором собственника с другим лицом.

Согласно ст.ст.50-51  Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик (1991) собственнику имущества принадлежат результаты хозяйственного и иного использования его имущества, в том числе продукция, плоды и другие доходы, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором. Хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, арендные и коллективные предприятия, хозяйственные объединения, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с их уставами являются собственниками имущества, переданного им учредителями (участниками, членами), а также полученного в результате их собственной предпринимательской деятельности и по иным основаниям, не противоречащим закону.

Согласно выписки из Протокола №2 общего собрания членов колхоза «Искра Ленина» от 30.04.1998г. на общем собрании колхоза принят новый устав, в связи с изменением статуса хозяйства на основании принятого Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 09.12.1998. Принято решение колхоз «Искра Ленина» переименовать в сельскохозяйственную артель «Искра Ленина» и принять новый устав.

13.11.1998г. Администрацией Минусинского района принято постановление №522-п «О приведении в соответствие с Гражданского кодекса Российской Федерации учредительных документов колхоза «Искра Ленина». Согласно данного постановления, по итогу рассмотрения представленных документов принято решение – зарегистрировать сельскохозяйственную артель «Искра Ленина».

Согласно ст.3 Федерального закона от 08.12.1995г. №1930ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее - коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи.

По мнению суда осуществив приведение своей организационно-правовой формы в соответствие с действующим законодательства, сельскохозяйственная артель «Искра Ленина»  фактически явилась правопреемником колхоза «Искра Ленина», в отношении его прав и обязанностей, в т.ч. в отношении ранее  возникшего права собственности на нежилое здание   по адресу: с.Тесь Минусинского района  ул.Мира, 16А.

Право собственности на недвижимое имущество  возникает в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Таким образом, с 13.11.1998г.  сельскохозяйственная артель «Искра Ленина» приобрело право собственности на  нежилое здание   по адресу: с.Тесь Минусинского района  ул.Мира, 16А. Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после  завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Как следует из материалов дела, 20.05.2003г. на общем собрании сельскохозяйственной артели «Искра Ленина» 20.05.2003 (архивная выписка протокола №2) принято решение о создании ОАО «Искра Ленина» с уставным капиталом 34662200 рублей, разделенного на 346622 обыкновенным именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Общим собранием утвержден перечень и денежная оценка имущества, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал создаваемого акционерного общества «Искра Ленина».  На этом же собрании утвержден устав акционерного общества. По акту приема-передачи имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г., сельскохозяйственная артель «Искра Ленина» передало ОАО «Искра Ленина» имущество в т.ч.: - нежилое здание Административной конторы по адресу: <...>.

28.05.2003 произведена государственная регистрация юридического лица акционерного общества «Искра Ленина».

Как следует из ЕГРЮЛ, сельскохозяйственная артель «Искра Ленина» прекратила деятельность в качестве юридического лица 18.01.2007г.

В соответствии со ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.  Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Как следует из ранее действующей ст.6 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1999 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также положений ст.69 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости»,  права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу законодательства о государственной регистрации прав, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В тоже время законодатель предусмотрел обязанность правообладателя недвижимого имущества, зарегистрировать ранее возникшее у него права, при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

При этом действующее законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не содержит императивных положений о сроках, в течении которых, правообладатель, либо лицо приобретающее права на объект недвижимого имущество должно произвести государственную регистрацию таких прав.

Учитывая данные обстоятельства,  факт прекращения у сельскохозяйственной  артели «Искра Ленина» правоспособности в 2007, соответственно прекратило обязанность данной организации осуществлять регистрацию ранее возникших прав на недвижимое имущество, а также обязанность по подаче заявления о государственной регистрации перехода прав на него. 

Как следует из материалов дела, сделка по внесению имущества в уставный капитал АО «Искра Ленина» фактически исполнена. АО «Искра Ленина» получил нежилое здание по ул.Мира, 16А в с.Тесь в фактическое пользование и владение, осуществлял распоряжение данным имуществом, что следует из представленных в материалы дела договоров аренды с администрацией Тесинского сельсовета за период с 2003 по 2016 годы.

В свою очередь сельскохозяйственная артель получила статус учредителя АО «Искра Ленина», что следует из выписки из ЕГРЮЛ.

Учитывая данные обстоятельства, указание государственного регистратора на факт отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах сельскохозяйственной артели «Искра Ленина»  на объект недвижимого имущества и отсутствия заявления о государственное регистрации перехода права от данного лица не имеют правового значения.

Согласно п.4, п.5 ст.14 Федерального закона 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в т.ч. в случаях:

- переходом права на объект недвижимости;

- подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

Как следует из ст.15 Федерального закона №218-ФЗ, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению:

- лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;

- сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.18 Федерального закона 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Сделка по внесению имущества в уставный капитал акционерного общества по своей правовой природе является возмездной.

Как следует из п.п.60, 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2009г,  отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным.

На основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.

Ссылка Управления Росреестра по Красноярскому краю на то, что в перечне зданий и сооружений, содержащемся в представленном Акте передачи, отсутствует здание с кадастровым номером 24:25:4701032:93 , расположенного  по адресу: Красноярский край, р-н. Минусинский, <...>, с заявлением о регистрации права на который обратился заявитель, не может быть принято судом, как основание для отказа в государственной регистрации прав, на основании следующего:

- в акте приема-передачи имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г. указан один из главных идентифицирующих признаков объекта недвижимого имущества, это его адрес:  <...>.  Доказательств наличия иных объектов по данному адресу суду не представлено.

- 28.07.2019 отделом имущественных отношений администрации Минусинского района составлен акт осмотра земельных участков (акт был предоставлен государственному регистратору). Согласно данного акта – на момент осмотра земельного участка по адресу: <...>, на участке размещено 2-х этажное нежилое здание – административное здание 1987 года постройки, площадью 784,1 кв.м., Здание введено в эксплуатацию Решением Минусинского районного Совета народных депутатов №266 от 23.12.1987г., земельный участок используется ЗАО «Искра Ленина».

- согласно выданной  администрацией Тесинского сельсовета 19.11.2019 года справки  №412, ЗАО «Искра Ленина»  ОГРН <***>, юридический и фактический адрес: <...> использует в своей хозяйственной деятельности часть нежилых помещений административного здания 1987 года постройки расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Минусинский Муниципальный район, сельское поселение Тесинский сельсовет, <...>.

Указанные документы, по мнению суда, достоверно определяют местонахождение недвижимого имущества  о регистрации прав на которое заявителем было подано заявление.

На государственный кадастровый учет нежилое здание было поставлено только в 2014 году и следовательно его кадастровый номер не мог быть указан в акте приема-передаче от 2003г.

Действительно, согласно п.1) ч. 3 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;

Факт предоставления заявителем на государственную регистрацию прав копии Акта приема-передачи имущества передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Искра Ленина» от 02.06.2003г. заявителем не опровергнут.

Вместе с тем, данная норма Федерального закона регламентирует порядок совершения регистрационных действий при наличии обоюдного согласия на это сторон договора при обращении в регистрирующий орган на основании заключенного между сторонами договора, и направлена подтверждение наличия действительного волеизъявления сторон и достоверности условий совершенной между сторонами сделки.

После передачи владения недвижимым имуществом приобретателю объекта, но до государственной регистрации права собственности приобретатель  является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за  титульным собственником имущества.

Как уже установлено судом в настоящем решении сельскохозяйственная артель «Искра Ленина» прекратила деятельность в качестве юридического лица в 2007г.

В то же время, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 1395/09, отказ в удовлетворении требований покупателя объекта недвижимости о регистрации перехода права собственности (либо о регистрации права), предъявленных к уполномоченному в сфере государственной регистрации прав на недвижимость органу власти, в ситуации, когда сделка купли-продажи сторонами фактически исполнена, правопритязания третьих лиц на недвижимое имущество отсутствуют, а продавец утратил правоспособность, не соответствует статьям 223, 549, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации и противоречит принципу правовой определенности.

Суд считает, что избранный заявителем способ защиты является единственно возможным в рассматриваемой ситуации, поскольку устранить неопределенность в праве, определить правовую судьбу объекта недвижимого имущества посредством вовлечения его в гражданский оборот, проверить исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате, может только суд путем исследования представленных в дело доказательств.

Возражения заинтересованных лиц о наличии между муниципальным образованием Тесинский сельсовет Минусинского района спора о прав на нежилое здание по адресу: <...> и невозможности, в связи с этим, дать оценку правомерности отказа государственного регистратора не могут быть приняты судом на основании следующего.

Сам факт обращения в Минусинский городской суд Красноярского края  Администрации Тесинского сельсовета о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь-нежилое здание по адресу: <...>,   площадью 784,1 кв.м. указывает, на отсутствие у данного муниципального образования каких-либо правоустанавливающих документов в отношении данного имущества. Данное муниципальное образование не участвовало в его строительстве, не принимало в эксплуатацию, не приобретало по каким-либо возмездным сделкам. Предоставленные в материалы настоящего дела   договоры аренды за период 2003-2016 подписанные между  АО «Искра Ленина» (арендодатель) и администрацией Тесинского сельсовета (арендатор)  свидетельствуют о том, что как минимум с 2003 МО Тесинский сельсовет использовал часть нежилого здания на основе обязательственных отношений с заявителем по делу, в связи с чем,  подача им искового заявления в суд о признании такого объекта бесхозяйным по сути противоречит определению такого правового режима недвижимого имущества, данного в п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает, что требование заявителя  о признании незаконным решения Управления Росреестра по Красноярскому краю выраженное в Уведомлении об отказе от 10.12.2019 №КУВД-001/2019-10673061/1, как противоречащее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 №218-ФЗ.

Во исполнение положений ст.201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей, суд считает необходимым возложить на  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обязанность зарегистрировать право собственности заявителя  на объект недвижимого имущества   на нежилое здание площадью 784,1 кв.м., находящееся по  адресу: <...> кадастровый номер 24:25:4701032:93.

В соответствии со ст.110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по возмещению заявителю понесенных расходов по оплате государственной пошлины, суд возлагает на Управление Росреестра по Красноярскому краю.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями  110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление закрытого акционерного общества «Искра Ленина» с.Тесь Минусинский район Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Красноярскому краю об отказе в проведении государственной регистрации права, выраженное в уведомлении от 10.12.2019 №КУВД-001/2019-10673061/1, как противоречащее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации,   Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 №218-ФЗ.

В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО «Искра Ленина» обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю произвести государственную регистрацию права  собственности за закрытым акционерным обществом «Искра Ленина» с.Тесь Минусинского района Красноярского края  на нежилое здание площадью 784,1 кв.м., находящееся по  адресу: <...> кадастровый номер 24:25:4701032:93.

Взыскать с Управления Росреестра по Красноярскому краю в пользу закрытого акционерного общества «Искра Ленина» с.Тесь Минусинского района Красноярского края судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что решение  в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 рабочих дней, подписано в виде электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков