ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-4092/19 от 30.07.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

августа 2019 года

Дело № А33-4092/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  30 июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Лесоторговая компания «Асури» (ИНН 2460215778, ОГРН 1092468018642)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району

г. Красноярска (ИНН 2460065850, ОГРН 1042441780050)

об оспаривании постановления № 200 о назначении административного наказания от 29.01.2019,

при участии:

от заявителя: Власенко Ю.А., действующего на основании доверенности от 17.07.2017, личность удостоверена паспортом,

от ответчика: Сидорова М.С., действующего на основании доверенности от 06.05.2019, личность удостоверена паспортом, Проводко О.В., действующей на основании доверенности от 06.05.2019, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Лесоторговая компания «АСУРИ»  (далее – заявитель, общество, ООО ЛТК «АСУРИ») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее – ответчик, административный орган, ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска) об отмене постановления

№ 200 о назначении административного наказания от 29.01.2019.

Определением от 19.02.2019 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

05.03.2019 от ответчика поступили отзыв на заявление и дополнительные доказательства. 08.04.2019 от ответчика поступили пояснения по делу. 15.04.2019 от заявителя поступил отзыв на доводы ответчика, изложенные в отзыве. Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Определением от 15.04.2019 суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке административного судопроизводства.

Ко дню судебного заседания от ответчика поступило пояснение по делу.

Представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании. Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве.

Суд исследовал письменные материалы.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью Лесоторговая компания «Асури» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за единым государственным регистрационным номером 1092468018642.

В ходе проверки соблюдения ООО ЛТК «АСУРИ» валютного законодательства, проводимой на основании Поручения от 13.09.2018 № 2460201809130020 и в соответствии с частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении от 04.12.2018 № 246020181115019401 по факту совершения ООО Л'ГК «АСУРИ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно протоколу и другим материалам дела административное правонарушение выразилось в следующем.

Между резидентом - ООО ЛТК «АСУРИ» (Агент) и нерезидентом Маньчжурская торгово-экономическая компания с МТЭК ОО «Амур», Китай (Принципал) заключен Агентский договор №АМR-2002 от 27.12.2016г. (далее - Договор). Согласно Договору Агент обязуется представлять интересы Принципала в ОАО «Российские железные дороги» и иных организациях, осуществляющих железнодорожные перевозки, совершать от своего имени, но за счет Принципала.

Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги (п. 1.1 Договора).

Согласно н.2.5 оплата всех расходов по выполнению настоящего Договора осуществляется за счет Принципала. Для этого Принципал производит оплачу по  выставленному счёту в течение 180 банковских дней с момента оказания услуг Агентом соответствующего счёта путём перевода денежных средств на расчётный счет Агента по реквизитам, указанным в п.10 Договора. Фактом оказания услуг является акт выполненных услуг, подписанный представителями обеих сторон.

В соответствии с и.2.8 Принципал обязан:

-    возместить Агенту суммы, израсходованные им но исполнению Договора переданных средств;

-    принять от Агента всё исполненное по Договору;

-    Агент вправе удержать причитающиеся ему но Договору суммы вознаграждения из всех сумм, поступивших к нему за счёт Принципала.

Согласно п.3.1 вознаграждение Агента составляет 500 (пятьсот) российских рублей за каждый вагон. Агент удерживает сумму вознаграждения из общей суммы денежных средств, поступивших па расходы по исполнению Договора.

Согласно п.3.3 валюта цены договора и валюта платежа  -  Российский рубль.

В соответствии с и.7.1 все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путём переговоров.

Согласно и.7.2 при не урегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры подлежат передаче па рассмотрение Арбитражного суда. Арбитраж производится в арбитражном суде Красноярского края г. Красноярск. Решение арбитража будет окончательным и обязательным для обеих сторон, судебные издержки за счёт виновной стороны.

Согласно п.8.1 Договор может быть изменён или прекращён по письменному соглашению сторон.

В соответствии с и.9.3 Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (27.12.2016) и действует по 31.12.2018.

Сумма обязательств Агентским договором не установлена.

Па основании Агентского договора № АМR-2002 от 27.12.2016 и иных документов, предоставленных резидентом в Красноярское отделение №8646 ПАО «Сбербанк России» (далее - уполномоченный банк) 30.12.2016 оформлен паспорт сделки №16120014/1481/0664/3/1 (далее    ПС).

Дата завершения исполнения обязательств по контракту -  31.12.2018.

В графе 5 «Сумма контракта» раздела 3 «Общие сведения о контракте» резидентом указан символ «БС».

 По вышеуказанному ПС изменения не вносились, а также ПС не переводился па обслуживание в другой банк.

Согласно ведомости банковского контроля, сформированной по ПС №16120014/1481/0664/3/1 по состоянию па 11.05.2018, па расчетный счёт ООО ЛТК «АСУРИ» зачислены денежные средства па общую сумму 8 166 396,00 рублей, ООО ЛТК «АСУРИ» оказаны услуги в адрес нерезидента на сумму 8 166 396,00 руб. Сальдо расчетов равно 0,00 руб.

В ходе проверки но соблюдению ООО ЛТК «АСУРИ» валютного законодательства при исполнении обязательств по договору № АМR-2002 от 27.12.2016 установлено, что 28.02.2017 ООО ЛТК «АСУРИ» оказав услуги нерезиденту представило в уполномоченный банк по ПС №16120014/1481/0664/3/1 Акт №У11 от 28.02.2017   па сумму 1 926 375,00 руб.

ООО ЛТК «АСУРИ» оказало услугу нерезиденту по Акту № У11 от 28.02.2017 на сумму 1 926 375,00 рублей по договору № АМR-2002 от 27.12.2016 (ПС № 16120014/1481 /0664/3/1) представило в уполномоченный банк недостоверную информацию о признаке поставки, что является нарушением порядка заполнения Справки о подтверждающих документах, изложенном в изложенном в приложении № 5 к Инструкции № 138-И, п. 9.1 Инструкции № 138-И, а именно:

- 28.02.2017 ООО ЛТК «АСУРИ» по договору № АМR-2002 от 27.12.2016 оказало услугу нерезиденту на сумму 1 926 375,00 рублей, что подтверждается подписями Сторон на акте;

- 22.03.2017 ООО ЛТК «АСУРИ» представило в уполномоченный банк Справку о подтверждающих документах от 22.03.2017 па сумму 1 926 375,00 рублей и документ подтверждающий оказание услуг - Акт №У11 от 28.02.2018, указав в графе «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00/626 375,00» в графе признак поставки «2» предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты, в  графе ожидаемый срок «31.07.2017», что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 22.03.2017 и ведомостью банковского контроля по ПС №16120014/1481/0664/3/1 по состоянию на 11.05.2018;

- согласно информации, представленной ООО ЛТК «АСУРИ» письмом от 18.10.2018 (их. 30674 от 19.10.2018) о распределении валютной выручки по договору № АМR-2002 от 27.12.2016, Акт №У11 28.02.2017 на сумму 1 926 375,00 рублей произведена нерезидентом на условиях предварительной оплаты - 10.01.2017 на сумму 1 300 000,00 руб. (п/п от 10.01.2017 №9), оставшаяся часть в сумме 626 375,00 рублей оплачена нерезидентом 23.01.2017 (п/п№ 23.01.2017 № 1);

- ООО ЛТК «АСУРИ» в соответствии требованиями приложения № 5 к Инструкции № 138-И, п. 9.1 Инструкции № 138-И при представлении Справки о подтверждающих документах за услуги оказанные по акту № У11 от 28.02.2017, следовало отразить в графе «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00» и графе признак поставки «1» - предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты, и не заполнять графу ожидаемый срок. Срок представления Справки о подтверждающих документах от 22.03.2017 на сумму 1 926 375,00 рублей, оформленной в установленном порядке (с указанием достоверной информации о признаке поставки), истек 22.03.2017. При этом, согласно документов представленным уполномоченным банком вх. № 32812 от 08.11.2018 ООО ЛТК «АСУРИ» представило в уполномоченный банк письмом от 27.09.2018 корректирующую Справку о подтверждающих документах, которая содержит скорректированные сведения в графах «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00», признак поставки «1» и ожидаемый срок, после назначения проверки соблюдения валютного законодательства в отношении ООО ЛТК «АСУРИ» (Поручение на проведение проверки соблюдения валютного законодательства от 13.09.2018 № 2460201809130020) и направления налоговым органом в адрес ООО ЛТК «АСУРИ» запросов (от 13.09.2018 №2.5-10/26) о представлении информации о причинах несоблюдении требований валютного законодательства (получено по ТКС 25.09.2018).

Постановлением №200 о назначении административного наказания от 29.01.2019 ООО ЛТК «АСУРИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением № 200 о назначении административного наказания от 29.01.2019, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях,  предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.

Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушения в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» устанавливает, что органом валютного контроля является, в том числе, Федеральная налоговая служба.

Пунктами 1 и 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, предусмотрено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1).

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (часть 2 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

Инспекция наделена полномочиями органа валютного контроля, а ее должностные лица в силу положений статьи 23.60 КоАП РФ имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление составлены уполномоченными лицами компетентного органа.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления арбитражным судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении от 04.12.2018 составлен в присутствии представителя юридического лица (Филоненко О.Н.). Оспариваемое постановление вынесено в присутствии законного представителя ООО ЛТК «Асури» - директора Власенко Ю.А., надлежащим образом уведомленного о времени и месте его вынесения.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры составления протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, заявителем данный факт не оспаривается.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

Таким образом, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет, в том числе, нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.

Как следует из содержания статей 2.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения, субъективной стороны правонарушения.

Суд полагает, что административным органом не доказано событие вменяемого административного правонарушения, исходя из следующего.

Между резидентом - ООО ЛТК «АСУРИ» (Агент) и нерезидентом Маньчжурская торгово-экономическая компания с ОО «Амур», Китай (Принципал) заключен Агентский договор №АМR-2002 от 27.12.2016г. (далее - Договор). Согласно Договору Агент обязуется представлять интересы Принципала в ОАО «Российские железные дороги» и иных организациях, осуществляющих железнодорожные перевозки, совершать от своего имени, но за счет Принципала.

Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги (п. 1.1 Договора).

28.02.2017 ООО ЛТК «АСУРИ» по договору № АМR-2002 от 27.12.2016 оказало услугу нерезиденту на сумму 1 926 375,00 рублей, что подтверждается подписями Сторон на акте.

Согласно оспариваемого постановления №200 от 29.01.2019, обществу вменено, что 22.03.2017 ООО ЛТК «АСУРИ» представило в уполномоченный банк Справку о подтверждающих документах от 22.03.2017 па сумму 1 926 375,00 рублей и документ подтверждающий оказание услуг - Акт №У11 от 28.02.2018, указав в графе «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00/626 375,00» в графе признак поставки «2» предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты, в  графе ожидаемый срок «31.07.2017», что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 22.03.2017 и ведомостью банковского контроля по ПС №16120014/1481/0664/3/1 по состоянию на 11.05.2018.

Согласно информации, представленной ООО ЛТК «АСУРИ» письмом от 18.10.2018 (их. 30674 от 19.10.2018) о распределении валютной выручки по договору № АМR-2002 от 27.12.2016, Акт №У11 28.02.2017 на сумму 1 926 375,00 рублей произведена нерезидентом на условиях предварительной оплаты - 10.01.2017 на сумму 1 300 000,00 руб. (п/п от 10.01.2017 №9), оставшаяся часть в сумме 626 375,00 рублей оплачена нерезидентом 23.01.2017 (п/п№ 23.01.2017 № 1).

ООО ЛТК «АСУРИ» в соответствии требованиями приложения № 5 к Инструкции № 138-И, п. 9.1 Инструкции № 138-И при представлении Справки о подтверждающих документах за услуги оказанные по акту № У11 от 28.02.2017, следовало отразить в графе «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00» и графе признак поставки «1» - предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты, и не заполнять графу ожидаемый срок. Срок представления Справки о подтверждающих документах от 22.03.2017 на сумму 1 926 375,00 рублей, оформленной в установленном порядке (с указанием достоверной информации о признаке поставки), истек 22.03.2017.

При этом, согласно документов представленным уполномоченным банком вх. № 32812 от 08.11.2018 ООО ЛТК «АСУРИ» представило в уполномоченный банк письмом от 27.09.2018 корректирующую Справку о подтверждающих документах, которая содержит скорректированные сведения в графах «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00», признак поставки «1» и ожидаемый срок, после назначения проверки соблюдения валютного законодательства в отношении ООО ЛТК «АСУРИ».

Таким образом, налоговым органом при вынесении оспариваемого постановления обществу вменено недостоверное указание сведений в справке от 22.03.2017. Однако налоговым органом при вынесении оспариваемого постановления не учтено следующее.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Законе №173-ФЗ).

Пункты 1,2 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ предусматривает, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Часть 4 статьи 5 Закона №173-ФЗ предусматривает, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

На момент совершения вменяемого обществу административного правонарушения (22.03.2017) действовала Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее по тексту – Инструкция №138-И), в соответствии с пунктом 1.5 которой справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Пункт 9.1.3 Инструкции №138-И предусматривает, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору): в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (пункт 9.2.2 Инструкции №138-И).

В соответствии с пунктом 9 Приложения №5 к Инструкции №138-И в графе 9 (Признак поставки) по состоянию на дату, приведенную в графе 3, указывается один из следующих признаков, характеризующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, передачу в аренду движимого и (или) недвижимого имущества, передачу в финансовую аренду (лизинг) имущества:

1 - исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента;

2 - предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты;

3 - исполнение нерезидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от резидента;

4 - предоставление нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде отсрочки оплаты.

В случае если СПД заполняется в соответствии с пунктом 9.8 настоящей Инструкции, для заполнения графы 9 используется только признак 2 или 3.

В случае если в подтверждающем документе содержится информация о товарах, работах, услугах, информации и результатах интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных правах на них, аренде движимого и (или) недвижимого имущества, часть из которых была передана (выполнена, оказана) нерезиденту на условиях предоставления резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты, либо часть из которых была получена от нерезидента (выполнена, оказана нерезидентом) в счет ранее переведенного аванса от резидента, то в графе 9 указываются, соответственно, признак 2 или 3. При этом в графе 6 указываются общая сумма по подтверждающему документу через разделительный символ "/" - сумма соответствующая признаку 2 или 3.

Таким образом, графа 9 (признак поставки) заполняется по состоянию на дату, приведенную в графе 3. При этом в графе 3 указывается дата подтверждающего документа.

Как указывалось ранее и установлено налоговым органом, 22.03.2017 ООО ЛТК «АСУРИ» представило в уполномоченный банк Справку о подтверждающих документах от 22.03.2017 па сумму 1 926 375,00 рублей и документ подтверждающий оказание услуг - Акт №У11 от 28.02.2018, указав в графе «сумма по подтверждающему документу «1 926 375,00/626 375,00» в графе признак поставки «2» предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты, в  графе ожидаемый срок «31.07.2017».

При этом из материалов дела следует, что 10.01.2017 на расчетный счет заявителя поступили денежные средства в размере 1 300 000 руб. в счет оплаты по договору № АМR-2002 от 27.12.2016.

Таким образом, учитывая поступивший платеж и общую сумму задолженности, общество указало о наличие отсрочки оплаты в размере 626 375 руб.

Также материалами дела подтверждается   налоговым органом указано, что ранее 23.01.2017  на расчетный счет заявителя поступили денежные средства в размере 3 000 000 руб., однако  в назначении платежа нерезидентом указано на оплату контракта  № АМR-2001.

В последующем, письмом б/н от 31.05.2017 МТЭК ОО «Амур» сообщило заявителю, что по платежному поручению №1 от 23.01.2017 на сумму 3 000 000 руб. в назначении платежа допущена ошибка, верное назначение платежа: оплата по агентскому договору № АМR-2002 от 27.12.2016 за услуги ж/д тарифа.

После получения письменного распоряжения плательщика об изменении назначения платежа по платежному документу от 23.01.2017, ООО ЛТК «АСУРИ» представило 19.06.2017 в уполномоченный банк  Справку о валютных операциях от 25.01.2017 со сведениями об оплате 3 000 000 по платежному поручению №1 от 23.01.2017 по ПС 16120014/1481/0664/3/1.

Таким образом, из материалов дела следует, что на момент предоставления справки о подтверждающих документах от 22.03.2017, заявитель не имел сведений о ином назначении платежа, отличного от указанного плательщиком. После получения распоряжения плательщика в уполномоченный орган представлены надлежащие сведения.

Сведения о верном назначении платежа и зачете излишней оплаты по контракту № АМR-2001 в счет оплаты за ж/д тариф по контракту № АМR-2002 от 27.12.2016 получены заявителем в мае 2017 года (письмо б/н от 31.05.2017). Это этого момента, в отсутствие указание плательщика об ином назначении платежа, общество не имело правовых оснований по свей инициативе изменить назначение поступившего платежа.

Налоговый орган полагает, что ООО ЛТК «АСУРИ» при зачислении 23.01.2017 денежных средств в размере 3 000 000 рублей, несмотря на указанный в платежном поручении код вида валютных операций, имело возможность идентифицировать указанную валютную операцию по Агентскому договору, представив Справку о валютных операциях, оформленную в установленном порядке, но не проявило в должной степени заботливости и осмотрительности для выполнения возложенной на резидентов обязанности.

Письмо Маньчжурской торгово-экономической компании с ООО «Амур» об уточнении назначения платежа по платежному поручению № 1 от 23.01.2017 написано 31.05.2017, т.е. после истечения срока, установленного пунктом 3.8 Инструкции Банка России № 138-И для представления Справки о валютных операциях об идентификации валютной операции от 23.01.2017 на сумму 3 000 000 рублей.

Согласно ведомости банковского контроля по Договору № АМК.-2001, у общества, на даты актов по агентскому договору № АМК.-2002, по Договору на поставку пиломатериалов (№АМК-2001 от 27.10.2016) сохранялась постоянная переплата. Заявителем, при наличии переплаты по Договору на поставку  пиломатериалов (№АМК-2001 от  27.10.2016), не предпринимались меры для получения выручки по Агентскому договору №АМЯ-2002 от 27.12.2016.

Налоговый орган полагает, что ООО ЛТК «АСУРИ» при отсутствии должного контроля за проводимыми валютными операциями, неоднократно изменяя информацию по проводимым валютным операциям между контрактами, предусматривающими поставку товаров и услуг, контроль за которыми относится к компетенции налоговых и таможенных органов, тем самым уклоняется от административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

Как следует из пояснений общества и представленного расчета  по агентскому договору № АМК-2002 от 27.12.2016, оплата по контракту производилась  по двум платежным поручениям: №9 от 10.01.2017 на сумму 1 300 000 руб. Кроме того,  в счет оплаты по акту №У11 от контрагента поступали иные платежи.

При этом, обществом предпринимались попытки по установлению назначения платежей (учитывая наличие переплаты). Однако контрагент предоставил ответы о назначении платежей только письмами №16 от 15.03.2017 и №19 от 25.03.2017. при этом исходя из пояснений общества, из письма №16 от 15.03.2017 также не представлялось возможным сделать однозначного вывода о назначении платежей.

Учитывая, что обществу было необходимо предоставить в уполномоченный банк сведения в установленный период, 22.03.2017, предоставляя справку, общество указало на наличие задолженности (отсрочки уплаты). При этом, на момент предоставления сведений 22.03.2017, общество не располагало сведениями по иному назначению платежей.

Как указывалось ранее, письмом б/н от 31.05.2017 МТЭК ОО «Амур» сообщило заявителю, что по платежному поручению №1 от 23.01.2017 на сумму 3 000 000 руб. в назначении платежа допущена ошибка, верное назначение платежа: оплата по агентскому договору № АМR-2002 от 27.12.2016 за услуги ж/д тарифа, после чего ООО ЛТК «АСУРИ»   представило в уполномоченный банк информацию об идентификации валютной операции от 23.01.2017 на сумму 3 000 000 рублей по ПС № 16120014/1481/0664/3/1, указав код вида валютной операции «20200» - «расчеты нерезидента за выполненные резидентом работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа)», что подтверждается справой о валютных операциях от 25.01.2017.

Таким образом, на дату предоставления в уполномоченный банк - Филиал ПАО «Сбербанк» - Красноярское отделение № 8646 Справки о валютных операциях по СП № 16120014/1481/0664/3/1 (договор № АМК-2002 от 27.12.2016) ООО ЛТК «Асури» полностью выполнило требования, изложенные в приложении № 1 к Инструкции № 138-И и п. 3.6, п. 3.7 Инструкции № 138-И.

Ссылка ответчика на распечатку счета 76 за 27.12.2016-30.09.2019 не подтверждает, что уже в марте 2017 года при предоставлении Справки о подтверждающих документах от 22.03.2017, общество знало о назначении платежа по платежному поручению №1 от 23.01.2017, так как пояснил заявитель, данная карточка счета была подготовлена после внесения в июне 2017 года изменений в паспорт сделки в части платежного поручения от 23.01.2017 № 1. Таким образом, данный документ не свидетельствует о том, что заявителем в момент поступления денежных средств 23.01.2017 данные средства расходовались именно по контракту № АМК-2002. 

Иных доказательств того, что по состоянию на март 2017 года заявителю было известно о назначении о ином назначении платежа и как следствие необходимости иным образом заполнять Справку о подтверждающих документах – налоговым органом не представлено, об их наличие не заявлено.

При этом налоговый орган также ссылается на то, что корректировка должна быть осуществлена по дате письма (б/н от 31.05.2017), а не по дату платежного поручения №1 от  23.01.2017. Однако данный довод не подлежит рассмотрению судом в рамках настоящего дела, так как в оспариваемом постановлении №200 от 29.01.2019 данные обстоятельства обществу не вменялись.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие событие вменного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах, постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 29.01.2019 № 200 о назначении административного наказания, является незаконным и подлежит отмене.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 29.01.2019 № 200 о назначении административного наказания.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина