ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-4124/13 от 20.05.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2013 года

Дело № А33-4124/2013

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к обществу с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал» (далее по тексту – ООО «ЭРА Терминал», общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Определением от 21.03.2013 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «ЭРА Терминал» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет лицензию № АСС-24-033267 от 14.12.2011 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 22.01.2013 № 180/7р проведена проверка по соблюдению обществом лицензионных требований, по результатам которой составлен протокол от 06.03.2013 серии КЯК № 0054912 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее по тексту - Положения от 02.04.2012 № 280), установлено, что лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

Пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 (далее по тексту - Положения от 30.07.2004 № 398), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктами 5.2 и 6.1 Положения от 30.07.2004 № 398 установлено, что служба осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к его компетенции; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзора от 01.02.2013 № АК-130фс (далее по тексту - Положение от 01.02.2013 № АК-130фс), Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта на территории Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия.

По пунктам 4 и 5 Положения от 01.02.2013 № АК-130фс управление осуществляет свою деятельность непосредственно под руководством Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; имеет территориальные структурные подразделения на территории субъекта Российской Федерации. Управление осуществляет контрольные (надзорные) функции в сфере автомобильного транспорта за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6.1. и 6.2. Управление осуществляет государственный контроль и надзор за исполнением юридическими лицами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров; лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Пунктами 6.4.5., 6.4.11., 6.4.14 и 6.4.10. Положения от 01.02.2013 № АК-130фс определено, что Управление осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации; производство по делам об административных правонарушениях; контроль за выполнением хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований Порядка оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тестирование абонентского телематического терминала, а также требований Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности движения, а также организацию и проведение такой аттестации.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 № ГК-938ФС.

По указанному перечню старший государственный инспектор является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 06.03.2013 серии КЯК № 0054912 составлен старшим государственным инспектором отдела автотранспортного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия, следовательно, уполномоченным лицом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.03.2013 серии КЯК № 0054912 обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобиль­ным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением подпунктов «е», «ж» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее по тексту - Положение от 02.04.2012 № 280).

Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, в том числе от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, с учетом изложенного предметом доказывания по данному делу является наличие в действиях общества противоправного деяния, состоящего в осуществлении им (в том числе и на дату проведения административным органом проверки) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией № АСС-24-033267 от 14.12.2011.

Как следует из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административных правонарушениях выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Суд полагает, что заявителем не доказано наличие события (объективной стороны) административного правонарушения, не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 2.2 устава ООО «ЭРА Терминал», утвержденного решением единственного участникам общества от 24.02.2010 предметом деятельности общества является деятельность терминалов (аэропортов и т.п), управление аэропортами.

Как следует из материалов дела (в том числе  лицензии № АСС-24-033267 от 14.12.2011, приложения к лицензии № 001, паспортов транспортного средства от 28.04.2010 серии 24 УЕ № 525763, от 28.04.2010 серии 24 УЕ № 525765) за ООО «ЭРА Терминал» на праве собственности зарегистрированы автобусы МАЗ-103476 (гос. номера <***>/RUS и Е 460АС 124/ RUS), используемые обществом для обеспечения собственных нужд.

Доказательства  осуществления ООО «ЭРА Терминал» предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров указанными автобусами в материалах дела отсутствуют; истребованные определением от 21.03.2013 заявителем суду не представлены.

Имеющиеся в деле документы, представленные административным органом (акт об отсутствии документов, наличие которых предусмотрено законодательством, от 28.08.2012, акты о результатах осмотра автотранспортного средства от 27.02.2013, паспорт автобусного маршрута «Аэропорт - п. Памяти 13 борцов - п. Кедровый», путевые листы автобуса необщего пользования от 29.01.2013 № 651, от 30.01.2013 № 675, 31.01.2013 № 698 не подтверждают осуществление ООО «ЭРА Терминал» предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.

Так из материалов дела (в том числе акта проверки юридического лица от 28.02.2013 №24/890023, графика движения автобусов по маршруту «Аэропорт - п. Памяти 13 борцов - п. Кедровый - Аэропорт», положения о социально-экономических льготах и гарантиях работникам ООО «ЭРА Терминал» на 2011-2013 годы, объяснения руководителя общества от 06.03.2013, паспорта автобусного маршрута «Аэропорт - п. Памяти 13 борцов - п. Кедровый», путевых листов автобуса необщего пользования от 29.01.2013 № 651, от 30.01.2013 № 675, 31.01.2013 № 698) следует, что общество осуществляет перевозку указанными автобусами до работы и обратно сотрудников общества, проживающих в близлежащих к месту работы деревнях, по маршруту «Аэропорт - п. Памяти 13 борцов - п. Кедровый».

Из объяснений управляющего директора общества ФИО1 от 06.03.2013 следует, что организация транспортного сообщения между аэропортом и населенными пунктами (п. Кедровый, д. Крутая, д. Сухая) организована с целью доставки проживающих в указанных пунктах сотрудников общества на работу и с работы. Указанное обстоятельство отражено в положении о социально-экономических льготах и гарантиях работникам ООО «ЭРА Терминал». Предпринимательской деятельностью по перевозке сотрудников общество не занимается, посадка в автобус осуществляется по специально оформленным пропускам.

Исходя из пункта 4.1.12 Положения о социально-экономических льготах и гарантиях работникам ООО «ЭРА Терминал» на 2011-2013 годы, утвержденного приказом общества от 01.08.2011 №АЕ-11-П409, общество обязуется обеспечивать доставку работников общества на работу (с работы).

Из паспорта автобусного маршрута «Аэропорт - п. Памяти 13 борцов - п. Кедровый» следует, что маршрут открыт 14.12.2011 для подвоза работников на работу по сменам согласно регламенту работы аэропорта круглосуточно.

Указанным паспортом, а также графиком движения автобусов по маршруту «Аэропорт - п. Памяти 13 борцов - п. Кедровый - Аэропорт» определены начало и окончание движения автобусов на линии (пункты отправления), интервалы движения по периодам и дням недели (субботние, воскресные, обычные дни); промежуточные остановки движения автобусов на маршруте со временем отправки автобуса от промежуточных остановок (на обратном пути время по промежуточным остановкам не установлено).

В путевых листах автобуса необщего пользования от 29.01.2013 № 651, от 30.01.2013 № 675, 31.01.2013 № 698 имеется указание на служебный.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что административным органом не доказано фактическое осуществление ответчиком предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, а, следовательно, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом,  основания для привлечения ООО «ЭРА Терминал» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствуют, в связи с чем заявленное требование административного органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Отказать Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М. Чурилина