ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-4356/2021 от 17.08.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

августа 2021 года

Дело № А33-4356/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  17 августа 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 августа 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2466144107, ОГРН 1062466153342)

в присутствии:

от заявителя: Стебунова И.В., представителя по доверенности,

от ответчика: Валеевой Л.Х., представителя по доверенности,

от ответчика: Лихачевой О.А., представителя по доверенности,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола секретарем судебного заседания Зиминым М.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(далее – ответчик) о признании незаконным решения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление об отказе в продлении сроков выполнения предписания исх. № 361-1916 от 01.02.2021 (вх. 15.02.2021 №192-О), об обязании Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление продлить срок исполнения предписания от 05.12.2019 № 08/058 ООО «Енисейэнергоком» до 31.12.2021.

Определением от 02.03.2021 заявление оставлено судом без движения.

В арбитражный суд от заявителя поступили документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Заявление принято к производству суда. Определением 12.03.2021 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебном заседании требования заявления поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявления не признал.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В период с 28.10.2019 по 05.12.2019 на основании распоряжения Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 03.10.2019 № 4842-р/кр государственным инспектором отдела по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями в отношении ООО «Енисейэнергоком» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлены акт проверки от 05.12.2019 № 08/058/4842/2019; обществу выдано предписание от 05.12.2019 № 08/058, согласно пункту первому которого общество, в числе иных нарушений, в нарушение пункта 4.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №П6-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и  химически опасных производственных   объектов I, II и III классов опасности без соответствующей лицензии: Котельная г. Енисейск, рег.№А66-04209-0001, 3 класс, Красноярский край, Енисейский район, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/6. Котельная п. Подтесово. рег.№А66-04209-0002, 3 класс, Красноярский край, Енисейский     район, п. Подтесово, переулок Якорный, 23.

Предписание от 05.12.2019 № 08/058 обязывает ООО «Енисейэнергоком» устранить указанное нарушение требований технического состояния и организации безопасной эксплуатации опасных производственных объектов в срок — до 06.03.2020.

По результатам внеплановой документарной проверки, осуществленной  с целью контроля выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 1-20 предписания от 05.12.2019 № 08/058, срок исполнения которых истек 06.03.2020, административным органом составлен акт № 08/019/877-0/2020 от 07.04.2020, вынесено предписание № 08/019 от 07.04.2020, согласно которому повторно предписано устранить нарушение, аналогичное изложенному в пункте 1  предписания от 05.12.2019 № 08/058, в срок до 08.06.2020.

27.08.2020 исх. № 3295 ООО «Енисейэнергоком» подало заявление о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов.

По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов уведомлением Енисейского управления Ростехнадзора исх. № 361-16018 от 04.09.2020 отказано в приеме документов, представленные документы возвращены  заявителю.

29.09.2020 г. исх. № 3419 ООО «Енисейэнергоком» повторно направлено заявление о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов с устранением замечаний согласно уведомлению об отказе.

По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов уведомлением Енисейского управления Ростехнадзора исх. № 361-18864 от 12.10.2020 отказано в приеме документов, представленные документы возвращены  заявителю.

10.11.2020 г. исх. № 3542 ООО «Енисейэнергоком» повторно направлено заявление о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов с устранением замечаний согласно уведомлению об отказе.

По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов уведомлением Енисейского управления Ростехнадзора исх. № 361-24114 от 10.12.2020 отказано в приеме документов, представленные документы возвращены  заявителю.

На основании ходатайства ООО «Енисейэнергоком» от 27.08.2020 № 3297 письмом № 361-16300 от 09.09.2020 срок исполнения пункта №1 предписания от 05.12.2020 № 08/058 продлен административным органом до 31.12.2020 (в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что при рассмотрении ходатайства о продлении срока допущена опечатка, фактически управлением рассмотрено ходатайство о продлении срока устранения нарушения, указанного в пункте № 1  предписания от 05.12.2019 № 08/058).

Таким образом, срок устранения нарушения, указанного в пункте 1 предписания от 05.12.2019 № 08/058, продлен с 06.03.2020 до 31.12.2020.

17.12.2020 ООО «Енисейэнергоком» направило ходатайство № 481/1-П в Ростехнадзор о продлении срока исполнения предписания от 05.12.2019 № 08/058 до 31.05.2021.

Письмом № 361-1916 от 01.02.2021 административным органом отказано в продлении срока исполнения предписания. В качестве основания для отказа административным органом указано на то, что ООО «Енисейэнергоком» не приложены документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушений к моменту направления заявления, а также подтверждающие принятие организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.

Несогласие заявителя с вынесенным решением об отказе в продлении срока  устранения нарушения, указанного в пункте 1 предписания от 05.12.2019 № 08/058, явилось поводом  его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности предусмотрено также пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в качестве основного вида деятельности общество осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии).

Административным органом установлено, что общество эксплуатирует котельные, расположенные по адресам: Котельная г. Енисейск, рег.№А66-04209-0001, 3 класс, Красноярский край, Енисейский район, г. Енисейск, ул. Бабушкина, 1/6. Котельная п. Подтесово. рег.№А66-04209-0002, 3 класс, Красноярский край, Енисейский район, п. Подтесово, переулок Якорный, 23.

Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пп. р, п.5 Постановления Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности").

В силу части 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

Обществом осуществляется деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и  химически опасных производственных объектов (котельных) без соответствующей лицензии.

В случае выявления по результатам проверки нарушений условий, запретов, ограничений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и прочих обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, юридическому лицу, в отношении которого проводилась проверка и в действиях, которых выявлены соответствующие нарушения, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

В целях устранения допущенного нарушения законодательства административным органом выдано предписание от 05.12.2019 № 08/058, законность которого обществом не оспаривается.

В материалы дела представлены доказательства предпринятых обществом мер по исполнению пункта 1 предписания от 05.12.2019 № 08/058.

В целях оформления лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и  химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обществом поданы в административный орган заявления о регистрации изменений опасных производственных объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, обязывают организации и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации предоставить в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект (пункт 5 Правил).

В соответствии с полномочиями, определенными пунктом 5.2.2.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, в целях актуализации и уточнения требований к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра опасных производственных объектов Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно пункту 4 Требований, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020               № 471, государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив. Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Согласно пункту 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее - Административный регламент), для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (о заявителе и (или) характеристик опасного производственного объекта (далее - ОПО), изменение адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора (по месту нахождения заявителя) заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 2 к Административному регламенту.

В силу пункта 70 Административного регламента основанием для принятия решения об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документов являются:

несоответствие информации, представленной заявителем, сведениям, полученным на основании межведомственных запросов;

представление комплекта документов не в полном объеме и (или) оформление заявления с нарушением требований Административного регламента;

несоответствие сведений, содержащихся в документах, предусмотренных Административным регламентом, сведениям, указанным в заявлении.

27.08.2020 исх. № 3295 ООО «Енисейэнергоком» подало заявление о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов.

По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов уведомлением Енисейского управления Ростехнадзора исх. № 361-16018 от 04.09.2020 отказано в приеме документов, представленные документы возвращены  заявителю.

29.09.2020 исх. № 3419 ООО «Енисейэнергоком» повторно направлено заявление о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов с устранением замечаний согласно уведомлению об отказе.

По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов уведомлением Енисейского управления Ростехнадзора исх. № 361-18864 от 12.10.2020 отказано в приеме документов, представленные документы возвращены  заявителю.

10.11.2020 исх. № 3542 ООО «Енисейэнергоком» повторно направлено заявление о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов с устранением замечаний согласно уведомлению об отказе.

По результатам рассмотрения заявления и комплекта документов уведомлением Енисейского управления Ростехнадзора исх. № 361-24114 от 10.12.2020 отказано в приеме документов, представленные документы возвращены  заявителю.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела в пределах продленного срока исполнения предписания (до 31.12.2020) обществом требования законодательства о регистрации опасных производственных объектов не исполнено. Указанное обстоятельство препятствует оформлению лицензии на соответствующий вид деятельности в целях исполнения требования пункта 1 предписания от 05.12.2019 № 08/058.

В ходатайстве  о продлении срока исполнения предписания от 17.12.2020 № 481/1-П заявитель ссылается на указанные обстоятельства как препятствовавшие своевременному исполнению требования предписания.

Судом исследованы представленные в материалы дела заявления о предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО, а также уведомления об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документов (от 04.09.2020, от 12.10.2020, от 10.12.2020).

Судом установлено, что заявления 27.08.2020, 29.09.2020, 10.11.2020 поданы с несоблюдением требований Административного регламента. В каждом случае получения отказа в приеме документов административным органом разъяснен перечень требований, которые нарушены заявителем. При повторной подаче заявления  от 29.09.2020 заявителем не устранены нарушения, допущенные при подаче заявления от 27.08.2020, допущены новые нарушения. При повторной подаче заявления от 10.11.2020 после устранения первоначальных неточностей в заполнении заявления административным органом установлено неверное проведение заявителем идентификации объекта в части указания признака опасности. Как пояснил административный орган в судебном заседании, указанное несоблюдение требований при подаче заявления выявлено на следующей стадии проверки документов.

Таким образом, отказы в предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО вызваны оформлением обществом документов с нарушением установленных требований, что заявителем не оспаривается.

В соответствии с пунктом 88 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 июля 2019 г. № 258, предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

В случае необходимости продления сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности, не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, вправе направить в Ростехнадзор (его территориальный орган) аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания. К ходатайству прилагаются документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства, а также подтверждающие принятие юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.

Судом установлено, что при обращении к уполномоченному органу с ходатайством о продлении срока исполнения предписания заявитель представил только само ходатайство без предоставления  обосновывающих документов, само ходатайство надлежащим образом не мотивировано.

Согласно оспариваемому отказу, изложенному в письме от 01.02.2021 № 361-1916  в качестве основания для отказа административным органом указано на то, что ООО «Енисейэнергоком» не приложены документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушений к моменту направления заявления, а также подтверждающие принятие организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.

Факт непредставления подтверждающих изложенные в ходатайстве о продлении сроков обстоятельства документов заявителем в ходе рассмотрения дела не оспорен.

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество своевременно предприняло все зависящие от него меры по исполнению требований пункта 1 спорного предписания, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Учитывая продолжительный период исполнения заявителем пункта 1 предписания от 05.12.2019 № 08/058, неэффективность предпринимаемых обществом мер по устранению соответствующего нарушения, вынесение административным органом предписания                         № 08/019 от 07.04.2020 по результатам внеплановой документарной проверки с указанием на нарушение повторно,  факт продления срока исполнения пункта 1 предписания от 05.12.2019 № 08/058 с 06.03.2020 до 31.12.2020, дату первого обращения заявителя с заявлением о внесении изменений в Государственный реестр опасных производственных объектов (27.08.2020) по истечении первоначально предоставленного срока на устранение нарушения (до 06.03.2020), суд приходит к выводу о том, что отказ в продлении срока исполнения предписания является обоснованным, решение, принятое административным органом, об отказе в продлении  срока законным.

Кроме того, заявитель не лишен права повторно обратиться в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, надлежащим образом мотивировав данное ходатайство и приложив необходимые подтверждающие документы в соответствии с требованиями пункта 88 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 июля 2019 г. № 258.

Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Полищук