АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
августа 2014 года | Дело № А33-4614/2014 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 августа 2014 года.
В полном объёме решение изготовлено 12 августа 2014 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы фермерского хозяйства Пугачева Виктора Николаевича (ИНН 241100186104, ОГРН 313241128200033, п.Емельяново, Красноярский край)
к Администрации Большемуртинского района Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, п.Большая Мурта, Красноярский край)
о признании незаконными действий по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
в присутствии:
от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 26.02.2014,
от Администрации Большемуртинского района Красноярского края: ФИО3- представителя по доверенности от 28.04.2014,
при ведении протокола судебного заседания ФИО4,
установил:
глава фермерского хозяйства ФИО1 обратился в Арбитражный суд Красноярского края к администрации Большемуртинского района с требованиями:
- признать незаконными действия, выраженные в письме от 13.01.2014 исх.№35 и являющиеся, препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, в соответствии с положением норм земельного законодательства;
- обязать утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявление принято к производству суда. Определением от 28.03.2014 возбуждено производство по делу.
Администрация Большемуртинского района Красноярского края требования не признала.
Возражая по заявленным требованиям, ответчик в отзыве на заявлением указал следующее.
Согласно проекту перераспределения земель колхоза «Сибирь» Большемуртинского района Красноярского края подготовленного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации (Институт Востсибниигипрозем) испрашиваемый земельный участок передается в ведение сельского Совета народных депутатов. Согласно сведениям Большемуртинского отдела Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю испрашиваемый земельный участок в настоящее время находится в ведении Юксеевского сельского совета. 06.11.2013 в Администрацию поступило заявление директора ГПКК «Болыпемуртинского ДРСУ» о рассмотрении вопроса о возможном выделении земельного участка расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Болынемуртинский район, 2 км на север от с. Юксеево, для проведения геолого-разведочных работ. Комиссией Администрации от 02.12.2013 подготовлен акт выбора испрашиваемого земельного участка. На основании заключения комиссии установлено, что для проведения геологоразведочных работ выбрана площадка с местоположением: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, 2 км на север от с. Юксеево, площадью 420 000 кв.м.
В настоящее время межевые работы не выполнены, в связи с тем, что на пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом геологических отводов имеют право только на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых. В настоящее время технический проект не утвержден.
Согласно письма от 21.04.2014, ГПКК «Большемуртинское ДРСУ» обратилось в ОАО «ВОСТСИБНИИГИПРОЗЕМ» с заявлением о проведении комплексного мероприятия по изысканию песчано-гравийной смеси и определению объемов в карьере «Сосновый», вблизи с. Юксеево Большмуртинского района Красноярского края, с дальнейшем лицензированием и оформлением всех необходимых документов на право пользования данным земельным участком. После определения объемов изыскания песчано-гравийной смеси и утверждения технического проекта границы выделенного земельного участка могут быть изменены.
Кроме того, заявителем при написании заявления в Администрацию о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не приведено обоснование размера предоставляемого земельного участка (80 га). Из приложенного к заявлению истца выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 09.10.2013 следует, что основным видом экономической деятельности является разведение пчел, а вспомогательным выращивание картофеля, столовых корнеплодов, кормовых культур, разведение кроликов и т.п. Заявителем не учтено, то, что данный земельный участок находится в водоохранной зоне. В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек длинной свыше 50 км, устанавливается в размере 200 метров от береговой линии. Пунктами 15, 17 данной статьи установлено, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка транспортных средств, распашка земель, выпас сельхоз животных и организация для них летних лагерей, ванн. Поэтому все вспомогательные виды экономической деятельности истца на данном земельном участке запрещены» .
Ответчик и заявитель пояснили суду, что в результате обследования земельного участка и изучение документов ими установлено, что препятствий для утверждения схемы земельного участка нет, поскольку пересечений земель не установлено, права других землепользователей не нарушены. Представитель Администрации Большемуртинского района Красноярского края требования об утверждении схемы признает как обоснованные.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято частичное признание требований.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
10.12.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года земельного участка площадью 80 га согласно прилагаемой схеме расположения участка, приложенной к заявлению, виды деятельности фермерского хозяйства указаны в листе записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Письмом от 13.01.2014 №35 ответчик отказал заявителю в предоставлении участка, в связи с тем, что данный участок выбран для проведения геолого-разведочных работ.
Ответчик и заявитель пояснили суду, что в результате обследования земельного участка и изучение документов ими установлено, что препятствий для утверждения схемы земельного участка нет, поскольку пересечений земель не установлено, права других землепользователей не нарушены.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно штампу канцелярии Арбитражного суда Красноярского края исковое заявление подано нарочно 14.03.2014. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявителем не пропущен срок, определенный ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: 1) несоответствие обжалуемого ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обязан доказать нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) органа, осуществляющего публичные полномочия.
В соответствии со статьей 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ).
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 указанного Федерального закона. Названная норма является специальной, носит императивный характер и устанавливает процедуру предоставления земельных участков для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со статьей 12 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 статьи 12 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ, с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, при выполнении кадастровых работ на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории кадастровый инженер обязан будет изготовить межевой план земельного участка границы, которого не должны пересекаться с земельным участком. Следовательно, схема расположения земельного участка является лишь основанием для последующих кадастровых работ и не определяет точные границы земельного участка, который планируется предоставить в аренду.
Из указанных выше норм материального права следует, что в случае обращения с заявлением согласно пункту 1 статьи 12 Закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ, орган местного самоуправления в течение месяца обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Обязанность предоставить органу местного самоуправления для утверждения схему земельного участка у заявителя отсутствует.
В ходе рассмотрения дела Администрация Большемуртинского района поясняла, что 06.11.2013 в Администрацию поступило заявление директора ГПКК «Болыпемуртинского ДРСУ» о рассмотрении вопроса о возможном выделении земельного участка расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Болынемуртинский район, 2 км на север от с. Юксеево, для проведения геолого-разведочных работ. Комиссией Администрации от 02.12.2013 подготовлен акт выбора испрашиваемого земельного участка. На основании заключения комиссии установлено, что для проведения геологоразведочных работ выбрана площадка с местоположением: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, 2 км на север от с. Юксеево, площадью 420 000 кв.м. Согласно письма от 21.04.2014, ГПКК «Большемуртинское ДРСУ» обратилось в ОАО «ВОСТСИБНИИГИПРОЗЕМ» с заявлением о проведении комплексного мероприятия по изысканию песчано-гравийной смеси и определению объемов в карьере «Сосновый», вблизи с. Юксеево Большмуртинского района Красноярского края, с дальнейшем лицензированием и оформлением всех необходимых документов на право пользования данным земельным участком.
Из оспариваемого отказа Администрации Большемуртинского района, изложенного в письме от 13.01.2014 исх. № 35, следует, что основанием отказа в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства явилось выбор земельного участка для проведения геолого-разведочных работ. Указанное основание отказа в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства необоснованно в силу следующего. Суд поручил сторонам произвести обследование спорного земельного участка и изучение документации. Ответчик и заявитель пояснили суду, что в результате обследования земельного участка и изучение документов ими установлено, что препятствий для утверждения схемы земельного участка нет, поскольку пересечений земель не установлено, права других землепользователей не нарушены. Из представленных в дело документов не следует, что спорная территория земельного участка выбрана для проведения геолого-разведочных работ. Ответчик таких доказательств не предоставил. Таким образом, основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка не соответствовали действительности. Поскольку ответчиком не доказано наличие правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства, суд признает оспариваемый отказ Администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы П.В.НБ. в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, требование о признании незаконным действий по отказу, выраженных в письме от 13.01.2014 исх.№35 и являющиеся, препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, в соответствии с положением норм земельного законодательства подлежит удовлетворению.
Поскольку ответчиком не доказано наличие правовых оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства, суд признает оспариваемый отказ Администрации в письме от 13.01.2014 исх.№35 не соответствующим закону статьей 81 Земельного кодекса РФ, статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Требования заявителя обоснованы и доказаны, ответчик требования заявителя не опроверг доказательствами и не доказал законность своих действий. Оспариваемый отказ Администрации в письме от 13.01.2014 исх.№35 признан судом необоснованным только по тем основаниям и мотивам, изложенным в отказе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Соответствующей мерой восстановительного характера, учитывая положения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», суд признает обязать Администрацию Большемуртинского района устранить допущенные нарушения, в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка, расположенного 2,5 км. на север от с Юксеево Большемуртинского района Красноярского края площадью 51,8 га на кадастровом плане соответствующей территории, приобщенную к материалам дела. Указанная восстановительная мера заявлена заявителем в дополнении от 05 августа 2014 года к исковому заявлению и согласована с ответчиком с учетом обследования и изучения земель и документации в ходе судебного процесса. Как пояснил заявитель все приложенные документы и обоснования, схемы к дополнению от 05 августа 2014 года составлены с учетом мнения ответчика после изучения земель.
Ответчик и заявитель пояснили суду, что в результате обследования земельного участка и изучение документов ими установлено, что препятствий для утверждения схемы земельного участка нет, поскольку пересечений земель не установлено, права других землепользователей не нарушены. Представитель Администрации Большемуртинского района Красноярского края требования об утверждении схемы признает как обоснованные. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято частичное признание требований. Препятствий для применения судом восстановительной меры не имеется, поскольку ответчиком не заявлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. С учетом результата рассмотрения настоящего дела судебные расходы по уплате государственной пошлины составляют 200 рублей и подлежат взысканию с Администрацию Большемуртинского района в пользу главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 1800 руб., излишне уплаченная ФИО1, возвращается заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить, признать не соответствующим закону отказ Администрации Большемуртинского района в выделении земельного участка ФИО1 в письме от 13 января 2014 года № 35.
Обязать Администрацию Большемуртинского района устранить допущенные нарушения, в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка, расположенного 2,5 км. на север от с Юксеево Большемуртинского района Красноярского края площадью 51,8 га на кадастровом плане соответствующей территории, приобщенную к материалам дела.
Взыскать с Администрации Большемуртинского района в пользу ФИО1 200 руб. судебных расходов по государственной пошлине. Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 1800 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Г.Г. Петроченко |