ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-4678/11 от 22.07.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  28 июля 2011 года

Дело № А33-4678/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН <***> / ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю 

о признании незаконными действий должностных лиц инспекции по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по состоянию на 05.03.2011 №12430 задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в сумме 4 170 530,61 руб. без указания информации об утрате возможности её взыскания,

при участии:

представителя заявителя: ФИО1 на основании доверенности №6 от 10.02.2011, паспорта,

представителя ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 21.07.2011, удостоверения,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Фадеевой,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю (далее по тексту – налоговый орган) о признании незаконными действий должностных лиц инспекции по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по состоянию на 05.03.2011 №12430 задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в сумме 4 170 530,61 руб. без указания информации об утрате возможности её взыскания.

Заявление принято к производству суда. Определением от 19.04.2011 возбуждено производство по делу.

Определением от 16.06.2011 произведена замена заявителя на правопреемника - Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее по тексту – ФКУ «ИК №16 ГУФСИН России по Красноярскому краю», учреждение).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования подтвердил, пояснил, что на дату выдачи справки 05.03.2011 №12430 налоговый орган утратил возможность взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, пени и штрафам в сумме 4 170 530,61 руб. в связи с чем информация об утрате налоговым органом возможности взыскания данной задолженности подлежала отражению в справке о состоянии расчетов с бюджетом.

Представитель налогового органа в судебном заседании указал, что инспекция признает факт утраты возможности взыскания задолженности, возникшей до 2007 года, в том числе: по налогу в сумме 167 201,64 руб., по пене в сумме 3 615 252,65 руб., по штрафам в сумме 9 197,57 руб. в бесспорном и в судебном порядке. За взысканием задолженности по пене в сумме 273 301,15 руб. и по налоговым санкциям в сумме 105 577,65 руб., образовавшейся после 2007 года, налоговый орган не обращался, уважительные причины для восстановления пропущенного срока у налогового органа отсутствуют.

Сторонами в материалы дела представлено подписанное ими соглашение по фактическим обстоятельствам от 25.05.2011, заключенное в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с исправленными опечатками, в соответствии с которым стороны признают, что:

1) на дату подачи заявления у ФКУ «ИК №16 ГУФСИН России по Красноярскому краю» имелась задолженность по налогам в размере 167 201,64 руб., по пене в размере 3 888 553,80 руб., по штрафам в размере 114 775,17 руб., в том числе:

- 4 825 руб. налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент), начисленных по решению от 01.01.2004;

- 104 848,85 руб. налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость, начисленных по решениям от 31.10.2007 №867, от 11.03.2008 №184, от 29.05.2009 №332;

- 66 180 руб. транспортного налога, начисленного по декларации за 12 месяцев 2004 года; 63 747,74 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 02.02.2011;

- 100 руб. налоговых санкций по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, начисленных по решению от 29.10.2010 №745;

- 2 549,34 руб. пени по водному налогу, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 36 046,13 руб. лесных податей в части минимальных ставок, начисленных по состоянию на 01.01.2005;

- 7 181,39 руб. пени по налогу с владельцев транспортных средств, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.09.2010;

- 1 278,78 руб. земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006); 1 697,13 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2005 по 01.03.2011;

- 55 189 руб. взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 3 587 638,16 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011; 4 372,52 руб. санкций, начисленных по состоянию на 01.01.2004;

- 96,58 руб. взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 168,32 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 1 818,15 руб. взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 3 160,36 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 6 593 руб. взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 12 436,27 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 184 267,35 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленных за период с 01.10.2005 по 01.03.2011; 67,80 руб. налоговых санкций, начисленных по решению от 24.11.2009 №753;

- 4 710,81 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.09.2009, 3,80 руб. налоговых санкций, начисленных по решению от 24.11.2009 №753;

- 20 996,93 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.09.2009, 7,20 руб. налоговых санкций, начисленных по решению от 24.11.2009 №753;

- 50 руб. денежных взысканий, начисленных по решению от 03.02.2010 №24;

- 500 руб. денежных взысканий (штрафов), начисленных по решению от 11.03.2008 №184;

2) задолженность по налогам (сборам) в размере 167 201,64 руб., по пене в размере 3 615 252,65 руб., по штрафам в размере 9 197,52 руб. образовалась до 01.01.2007. Задолженность по пене в размере 273 301,15 руб. и по штрафам в размере 105 577,65 руб. образовалась после 01.01.2007.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Налоговым органом 05.03.2011 выдана ФКУ «ИК №16 ГУФСИН России по Красноярскому краю» справка №12430 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой, в числе прочих, отражены сведения о задолженности учреждения перед бюджетной системой Российской Федерации в следующих суммах:

- 4 825 руб. налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент);

- 104 848,85 руб. налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость;

- 66 180 руб. транспортного налога, 63 747,74 руб. пени;

- 100 руб. налоговых санкций по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

- 2 549,34 руб. пени по водному налогу;

- 36 046,13 руб. лесных податей в части минимальных ставок;

- 7 181,39 руб. пени по налогу с владельцев транспортных средств;

- 1 278,78 руб. земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006); 1 697,13 руб. пени;

- 55 189 руб. взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 3 587 638,16 руб. пени, 4 372,52 руб. санкций;

- 96,58 руб. взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 168,32 руб. пени;

- 1 818,15 руб. взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 3 160,36 руб. пени;

- 6 593 руб. взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, 12 436,27 руб. пени;

- 184 267,35 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 67,80 руб. налоговых санкций;

- 4 710,81 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 3,80 руб. налоговых санкций;

- 20 996,93 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 7,20 руб. налоговых санкций;

- 50 руб. денежных взысканий;

- 500 руб. денежных взысканий (штрафов).

Считая действия налогового органа по отражению в справке № 12430 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.03.2011 задолженности в размере 4 170 530,61 руб. без указания на невозможность её взыскания нарушающими права и законные интересы заявителя, ФКУ «ИК №16 ГУФСИН России по Красноярскому краю» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанных действий налогового органа незаконными.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 №САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Согласно методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме №39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Учитывая изложенное, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Как следует из материалов дела, налоговым органом выдана учреждению справка о состоянии расчетов с бюджетом №12430 по состоянию на 05.03.2011, в которой, в числе прочего, отражена задолженность заявителя перед бюджетом в размере 4 170 530,61 руб.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В ходе судебного разбирательства сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым стороны признали, что:

1) на дату подачи заявления у ФКУ «ИК №16 ГУФСИН России по Красноярскому краю» имелась задолженность по налогам в размере 167 201,64 руб., по пене в размере 3 888 553,80 руб., по штрафам в размере 114 775,17 руб., в том числе:

- 4 825 руб. налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент), начисленных по решению от 01.01.2004;

- 104 848,85 руб. налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость, начисленных по решениям от 31.10.2007 №867, от 11.03.2008 №184, от 29.05.2009 №332;

- 66 180 руб. транспортного налога, начисленного по декларации за 12 месяцев 2004 года; 63 747,74 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 02.02.2011;

- 100 руб. налоговых санкций по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, начисленных по решению от 29.10.2010 №745;

- 2 549,34 руб. пени по водному налогу, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 36 046,13 руб. лесных податей в части минимальных ставок, начисленных по состоянию на 01.01.2005;

- 7 181,39 руб. пени по налогу с владельцев транспортных средств, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.09.2010;

- 1 278,78 руб. земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006); 1 697,13 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2005 по 01.03.2011;

- 55 189 руб. взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 3 587 638,16 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011; 4 372,52 руб. санкций, начисленных по состоянию на 01.01.2004;

- 96,58 руб. взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 168,32 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 1 818,15 руб. взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 3 160,36 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 6 593 руб. взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 12 436,27 руб. пени, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.03.2011;

- 184 267,35 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленных за период с 01.10.2005 по 01.03.2011; 67,80 руб. налоговых санкций, начисленных по решению от 24.11.2009 №753;

- 4 710,81 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.09.2009, 3,80 руб. налоговых санкций, начисленных по решению от 24.11.2009 №753;

- 20 996,93 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленных за период с 01.01.2004 по 01.09.2009, 7,20 руб. налоговых санкций, начисленных по решению от 24.11.2009 №753;

- 50 руб. денежных взысканий, начисленных по решению от 03.02.2010 №24;

- 500 руб. денежных взысканий (штрафов), начисленных по решению от 11.03.2008 №184;

2) задолженность по налогам (сборам) в размере 167 201,64 руб., по пене в размере 3 615 252,65 руб., по штрафам в размере 9 197,52 руб. образовалась до 01.01.2007. Задолженность по пене в размере 273 301,15 руб. и по штрафам в размере 105 577,65 руб. образовалась после 01.01.2007.

Таким образом, факт наличия у налогоплательщика задолженности по налогам (взносам), пени и штрафам по состоянию на дату подачи заявления в размере 4 170 530,61 руб. считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

Вместе с тем, суд считает, что сведения о наличии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов в указанных выше суммах, являются недостоверными, поскольку налоговым органом пропущены предусмотренные законом сроки взыскания задолженности. При этом суд исходит из следующего.

Приказ Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 №ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей отражение информации об утрате инспекцией возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 №4381/09.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 №16933/07.

Порядок и сроки взыскания с организаций задолженности по налогам и пени установлены статьями 45 – 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок и сроки взыскания штрафов – статьями 114, 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», вступившим в силу с 01.01.2007, внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в названные нормы.

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, исчисление сроков взыскания недоимки, образовавшейся до 01.01.2007, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона №137-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога.

Под требованием об уплате налога в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации понимается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение обязанности по уплате налога, пеней путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения (распоряжения) в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Срок, в течение которого должно быть осуществлено обращение в суд, данной статьей не установлен, в связи с чем Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок в редакции Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.01.2007, являлся пресекательным; пропуск указанного срока лишал налоговый орган права на взыскание задолженности в судебном порядке (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доказательств соблюдения инспекцией процедуры бесспорного взыскания задолженности по налогам в размере 167 201,64 руб. и пени в размере 3 615 252,65 руб., образовавшейся до 01.01.2007, налоговый орган не представил. Пресекательный срок на взыскание данной суммы налогов (взносов) и пени в судебном порядке исходя из совокупности сроков, установленных статьями 46 – 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, истек.

Из соглашения по фактическим обстоятельствам следует, что налоговые санкции по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент), по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации начислены по состоянию на 01.01.2004, то есть до 01.01.2007.

Согласно пункту 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ, налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим до 31 декабря 2006 года, с учетом пункта 18 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования").

Срок, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным. Ходатайство о восстановлении указанного срока удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенные обстоятельства, срок на взыскание с ФКУ «ИК №16 ГУФСИН России по Красноярскому краю» налоговых санкций в размере 9 197,52 руб. налоговым органом пропущен.

Таким образом, судом установлено, что возможность взыскания с налогоплательщика налогов (взносов) и пени в размере 3 782 454,29 руб. и налоговых санкций в размере 9 197,52 руб., образовавшихся до 01.01.2007, налоговым органом утрачена в связи с пропуском сроков на взыскание данной задолженности как в судебном, так и в бесспорном порядке.

Факт утраты возможности взыскания данной задолженности налоговым органом в судебном заседании не оспорен.

Из соглашения по фактическим обстоятельствам следует, что задолженность по пене в размере 273 301,15 руб. и по штрафам в размере 105 577,65 руб. образовалась после 01.01.2007.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога производится в судебном порядке с организации, имеющей открытый лицевой счет.

В силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применения к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исковое заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ) установлено, что исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Доказательств соблюдения налоговым органом процедуры и сроков взыскания задолженности по пене в размере 273 301,15 руб. и по штрафам в размере 105 577,65 руб. инспекцией не представлено. Судом установлено, что сроки, предусмотренные статьями 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, на взыскание задолженности в судебном порядке, налоговым органом пропущены, что ответчиком не оспаривается.

В дополнении к отзыву, полученном судом 09.06.2011, налоговый орган признал, что уважительные причины для восстановления пропущенного срока на обращение в суд у него отсутствуют.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что возможности взыскания с учреждения задолженности по пене в размере 273 301,15 руб. и по штрафам в размере 105 577,65 руб., образовавшейся после 01.01.2007, налоговым органом утрачена.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконными действий налогового органа по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам № 12430 по состоянию на 05.03.2011 задолженности перед бюджетом в размере 4 170 530,61 руб. без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания в бесспорном или судебном порядке подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что заявителем по платежному поручению №529555 от 24.03.2011 уплачена государственная пошлина в размере 43 852,65 руб., судебные расходы в размере 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя; государственная пошлина в размере 41 852,65 руб. подлежит возврату заявителю на основании справки арбитражного суда.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05.03.2011 №12430 с отражением задолженности по налогам, пени, штрафам в сумме 4 170 530,61 руб. без указания информации об утрате налоговым органом возможности ее взыскания в бесспорном либо судебном порядке в связи с пропуском сроков, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН <***> / ОГРН <***>).

Возвратить Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН <***> / ОГРН <***>) из федерального бюджета 41 852,65 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю в пользу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ИНН <***> / ОГРН <***>) 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Данекина Л.А.