АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
08 июня 2012 года
Дело № А33-4711/2012
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 июня 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс–Красноярск 5» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к административной комиссии Свердловского района г. Красноярска
об оспаривании постановления от 19.03.2012 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 на основании доверенности от 16.05.2011, паспорта;
от ответчика - ФИО2 на основании доверенности от 14.12.2011, паспорта,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колмаковой Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» (ООО далее - ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Административной комиссии Свердловского района г. Красноярска об оспаривании постановления от 19.03.2012 по делу об административном правонарушении.
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.04.2012 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 17 час. 30 мин. 31 мая 2012 года до 14 час. 30 мин. 04 июня 2012 года.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5», общество, заявитель) зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании лицензии от 27.02.2010 № АСС-24-033084.
Из материалов дела следует, что 17.02.2012 должностным лицом административного органа в отношении ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» составлен протокол № 14 об административном правонарушении по части 2 статьи 6.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях», в котором отражены факты нарушения заявителем требований действующего законодательства при осуществлении вышеуказанной деятельности, а именно, транспортное средство ЛИАЗ 525625 г/н ЕА 932 и ЛИАЗ 525625 г/н ЕВ 350, предназначенные для перевозки пассажиров по регулярному городскому маршруту № 23 «ЛДК-Пашенный-Солнечный» не обеспечены технической возможностью для передачи экипажем транспортного средства в салон звуковой информации, по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке пассажиров (нарушение подпункта 21 пункта 3.3 Решения Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196.
Постановлением административной комиссии Свердловского района в городе Красноярске от 19.03.2012 ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 6.1. Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
В соответствии с Правилами организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденными Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196 организаторами пассажирских перевозок являются Глава города, уполномоченные Главой города органы администрации города, муниципальные учреждения, осуществляющие организацию и регулирование перевозок пассажиров, контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок.
Согласно положениям правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, постановлением главы города от 24.07.2008 № 378 «О создании муниципального учреждения города Красноярска «Красноярскгортранс» создано муниципальное учреждение города Красноярска «Красноярскгортранс», основная функция которого - осуществление постоянного централизованного контроля и управления за движением городского общественного транспорта. Указанные полномочия закреплены пунктом 1.2. Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденными Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196.
В соответствии с уставом муниципального учреждения города Красноярска «Красноярскгортранс», утвержденным постановлением Главы города от 12.08.2008 №407 учреждение в пределах своей компетенции обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками законов, стандартов, правил и принятых договорных обязательств (абзац 8 пункта 2.3 Устава).
Согласно пункту 9.3 Правил организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденных Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196, обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях лицо, осуществляющее проверку, производит отметку в путевом листе с указанием места и времени проведения проверки. В случае выявления нарушений настоящих Правил лицо, осуществляющее проверку, составляет соответствующий акт и (или) в соответствии с полномочиями, установленными законодательством, протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что допущенные заявителем нарушения выявлены сотрудниками муниципального учреждения города Красноярска «Красноярскгортранс» на конечном остановочном пункте маршрута № 23 «ЛДК» (ул. Судостроительная, 10); отражены в сообщениях от 08.02.2012.
С учетом вышеприведенных норм муниципальное учреждение города Красноярска «Красноярскгортранс» при проведении проверки в отношении общества действовало в рамках предусмотренных законодательством полномочий.
При этом ссылка ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» на нарушение при проведении проверки норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» арбитражным судом не принимается, поскольку вышеуказанная деятельность муниципального учреждения города Красноярска «Красноярскгортранс» не относится к муниципальному контролю (в смысле приведенного Федерального закона).
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Подпунктом 24.1 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий» органы местного самоуправления городских округов, поселений края и Северо-Енисейского района наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, включающими в себя создание административных комиссий в соответствии с Законом края «Об административных комиссиях в Красноярском крае»; определение персонального состава административных комиссий и обеспечение деятельности административных комиссий, направленной на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом края «Об административных правонарушениях».
Статьей 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях в Красноярском крае» предусмотрено, что административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края «Об административных правонарушениях». Административные комиссии создаются, в том числе в городских округах и действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 «Об административных комиссиях в Красноярском крае» административные комиссии создаются представительным органом муниципального образования в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов административной комиссии на срок полномочий представительного органа муниципального образования.
Пунктом 1 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 25.09.2009 № 7-117 «Об административных комиссиях в городе Красноярске» на срок полномочий Красноярского городского Совета депутатов созыва 2008 - 2013 годов создана, в том числе административная комиссия Свердловского района в городе Красноярске; утвержден ее персональный состав в количестве 10 человек согласно приложению.
В силу пункта 1 статьи 15.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 14 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 7 статьи 15.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» уполномоченными должностными лицами, имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 статьи 14.2 настоящего Закона, являются должностные лица, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 Закона края «Об административных комиссиях в Красноярском крае», в том числе должностные лица, замещающие должности муниципальной службы категории «специалисты» в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городских округов.
По приложению 6 к Решению Красноярского городского Совета депутатов от 25.09.2009 № 7-117 в состав административной комиссии Свердловского района в городе Красноярске входит, в том числе, ФИО3 - главный специалист отдела технической политики, имущества и инженерного обеспечения департамента транспорта администрации города Красноярска.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 17.02.2012 составлен членом административной комиссии Свердловского района в городе Красноярске ФИО3, то есть уполномоченным должностным лицом.
Пунктом 2 статьи 14.2 Закона от 02.10.2008 № 7-2161 установлено, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 6.1 настоящего Закона.
Согласно подпункту 4 части 2 статьи 22.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Постановление от 19.03.2012 вынесено административной комиссией Свердловского района в городе Красноярске, следовательно, уполномоченным органом.
Пунктом 3.1 Регламента работы административных комиссий в городе Красноярске утвержденного Постановлением администрации города от 01.10.2009 № 365, предусмотрено, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Исходя из положений части 4.1 указанной статьи Кодекса в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7. КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно решению от 21.12.2009 № 1 об учреждении ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» директором (законным представителем) общества является ФИО4
Судом установлено, что протокол от 20.01.2012 об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя заявителя при наличии сведений о его надлежащем извещении (уведомление о вызове для дачи пояснений по факту нарушений и составления протокола об административном правонарушении от 09.02.2012, почтовая квитанция от 09.02.2012 № 05236, почтовое уведомление о вручении заказного письма №66000071259785).
Содержание протокола от 20.01.2012 об административном правонарушении, постановления от 19.03.2012 соответствует требованиям КоАП РФ.
Довод заявителя о его неуведомлении о месте и времени вынесения оспариваемого постановления опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, в адрес заявителя направлена повестка о необходимости законному представителю ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» прибыть на заседание комиссии 19.03.2012 в 15 час. 00 мин.
Указанная повестка направлена заявителю по почте 02.03.2012; согласно почтового уведомления о вручении получена представителем общества 05.03.2012.
Назначение административным органом рассмотрения двух протоколов в одном месте, на одно время и в один день при неявке законного представителя заявителя на их рассмотрение, заблаговременном его извещении о дате и времени рассмотрения, незаявлении каких-либо ходатайств (в том числе об ознакомлении с материалами дела, отложении рассмотрения какого-либо из протоколов), фактическом получении протоколов об административном правонарушении, не свидетельствует о существенном нарушении прав заявителя, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
Представленный административным органом протокол от 19.03.2012 № 9 заседания административной комиссии на 22 листах (оригинал и копия) подтверждают факт реального рассмотрения административным органом соответствующих дел.
Довод заявителя о принятии оспариваемого постановления незаконным составом административной комиссии Свердловского района судом не принимается в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1.4.1., 1.4.2. Решения Красноярского городского совета депутатов от 21.02.2012 № 17-286 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 25.09.2009 N 7-117 «Об административных комиссиях в городе Красноярске» исключены из персонального состава административной комиссии Свердловского района в городе Красноярске ФИО5, ФИО6 Включены в персональный состав административной комиссии Свердловского района в городе Красноярске следующие лица:
ФИО7 - первый заместитель руководителя администрации Свердловского района в городе Красноярске, с возложением на него полномочий председателя административной комиссии Свердловского района в городе Красноярске;
ФИО8 – главный специалист юридического отдела администрации Свердловского района в городе Красноярске.
В силу пункта 2 Решения Красноярского городского совета депутатов от 21.02.2012 №17-286 «О внесении изменений Решение Красноярского городского Совета депутатов от 25.09.2009 № 7-117 «Об административных комиссиях в городе Красноярске» настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное Решение опубликовано в газете «Городские новости» 11.03.2012 № 33.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности от 19.03.2012 вынесено законным составом административной комиссии Свердловского района г. Красноярска.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 6.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» нарушение иных правил, установленных краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления в области пассажирских перевозок транспортом общего пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона приведенного административного правонарушения предполагает нарушение иных правил, установленных краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления в области пассажирских перевозок транспортом общего пользования.
Правила организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске утверждены Решением Красноярского городского Совета от 25.05.2006 N 10-196.
Согласно подпункту 21 пункта 3.3 Решения Красноярского городского Совета от 25.05.2006 № 10-196 перевозчики пассажиров обязаны обеспечить технические возможности для передачи экипажами транспортных средств в салоны звуковой информации по вопросам, связанным с оказанием услуг по перевозке пассажиров, предусмотренной государственным стандартом.
Несоблюдение ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» приведенных требований в транспортных средствах ЛИАЗ 525625 г/н ЕА 932 и ЛИАЗ 525625 г/н ЕВ 350, предназначенных для перевозки пассажиров по регулярному городскому маршруту № 23 «ЛДК-Пашенный-Солнечный», материалами дела подтверждается (в том числе протоколом от 17.02.2012 № 14 об административном правонарушении, сообщениями от 08.02.2012), фактически заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах в соответствующих действиях (бездействии) общества имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях».
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск) отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях (бездействии) ООО «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» вины в совершении вмененного административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.
Таким образом, постановление административной комиссии Свердловского района г.Красноярска от 19.03.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 6.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях», является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «РегионАвтоТранс-Красноярск 5» (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Свердловского района в г. Красноярске от 19.03.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 6.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М. Шайхутдинов