АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2017 года | Дело № А33-4799/2017 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 июня 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 июня 2017 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска(ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- общества с ограниченной ответственностью «Эвия»,
в присутствии:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 14.12.2016 № 146,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: ФИО2 – представителя по доверенности от 16.12.2016 № 70-55/109,
от общества с ограниченной ответственностью «Эвия»: ФИО3 – представителя по доверенности от 20.05.2015,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловой С.С.,
установил:
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярскаобратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с требованиями:
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой дом по ул. Копылова/Спартаковцев, 67/41, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации от 07.12.2016 № 24/001/099/2016-5901;
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой дом по ул. Копылова/Спартаковцев, 67/41 в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Заявление принято к производству суда. Определением от 16.03.2017 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя поддерживал заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 13 час. 45 мин. 05 июня 2017 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска 19.10.2016 обратился в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, жилой дом по ул. Копылова/ул. Спартаковцев, д. 67/41.
Уведомлением от 31.10.2016 № 24/001/099/2016-5901 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю приостановило государственную регистрацию на срок до 30.11.2016.
Сообщением от 07.12.2016 № 24/001/099/2016-5901 Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в регистрации прекращения права общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок по следующим основаниям:
- отказ от права собственности возможен только по заявлению гражданина или юридического лица, но не публично-правового образования;
- право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 в результате его раздела на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:1248, 24:50:0100300:1249 прекращается при одновременном обращении всех участников общей долевой собственности исходного земельного участка с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на образованные в результате раздела земельные участки. Однако заявление о государственной регистрации права собственности на земельные участки и необходимые для государственной регистрации документы в управление не представлены (абзац 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Согласно кадастровому паспорту от 20.10.2016 № 24/16-819566 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 общей площадью 788 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, жилой дом по ул. Копылова/Спартаковцев, 67/41, разделен на два земельных участка:
1) с кадастровым номером 24:50:0100300:1248, общей площадью 555 кв.м.;
2) с кадастровым номером 24:50:0100300:1249, общей площадью 233 кв.м.
Размер доли правообладателя – муниципального образования г.Красноярск в общей долевой собственности составляет 4/12 доли.
В заявлении Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска пояснил, что муниципальное образование г. Красноярск безвозмездно приобрело право общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 по договору дарения от 15.10.2006 с дарителем -
ООО ТД «ОСТРОГ», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2006 серия 24 ЕЗ №148731.
В свою очередь, ООО ТД «ОСТРОГ» по договору мены от 23.03.2004 приобрело у ФИО4 право общей долевой собственности (в 4/12 долях) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 и право общей долевой собственности (в 4/12 долях) на домовладение общей площадью 96 кв.м., по адресу: <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2004 серия 24 ГС №003699. Оставшиеся 8/12 долей в праве общей долевой собственности на домовладение общей площадью 96 кв.м., по адресу: <...> ООО ТД «ОСТРОГ», расселяя частный сектор в 2003, по возмездным сделкам приобрело у следующих сособственников:
2/12 долей в праве общей долевой собственности на домовладение общей площадью 96 кв.м., по адресу: <...> приобретено ООО ТД «ОСТРОГ» у ФИО5 по договору купли-продажи от 09.10.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2004 серия 24 ГГ №004472;
3/12 долей в праве общей долевой собственности на домовладение общей площадью
96 кв.м., по адресу: <...> приобретено ООО ТД «ОСТРОГ» у ФИО6 по договору мены от 25.11.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.12.2003 серия 24 ГЛ №000532;
3/12 долей в праве общей долевой собственности на домовладение общей площадью
96 кв.м., по адресу: <...> приобретено ООО ТД «ОСТРОГ» у ФИО7 по договору мены от 27.11.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.12.2003 серия 24 ГЛ №002792.
Заявитель полагает, что поскольку сособственники домовладения ФИО5, ФИО6, ФИО7 до сделки с ООО ТД «ОСТРОГ» не оформили свои права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 и этого также не сделало ООО ТД «ОСТРОГ», всеми правами на данный земельный участок обладает муниципальное образование г.Красноярск, из которых за ним в установленном законом порядке зарегистрировано право на 4/12 долей в праве общей долевой собственности, а право на остальные 8/12 долей в установленном законом порядке не зарегистрировано, но не опровергает прав муниципального образования г.Красноярск на эти 8/12 долей.
Ссылаясь на то, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска просит признать незаконным решение от 07.12.2016 №24/001/099/2016-5901 об отказе в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой дом по ул. Копылова/Спартаковцев, 67/41 и обязать Управление зарегистрировать прекращение права собственности на указанный объект.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию, при государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также устанавливается отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 3 статьи 9 Закона о регистрации к компетенции органов по государственной регистрации при проведении ими государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Как видно из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 (общей площадью 788 кв.м.), разделен на два земельных участка: с кадастровым номером 24:50:0100300:1248 (общей площадью 555 кв.м.), с кадастровым номером 24:50:0100300:1249 (общей площадью 233 кв.м.).
Согласно части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков.
В силу части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется лишь описание границ.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статье 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
С учетом отмеченной выше особенности такого объекта права, как земельный участок, и по смыслу статьи 11.8 названного Кодекса на вновь образуемые земельные участки возникает или сохраняется право собственности у лиц, которые являлись собственниками участков, из которых образовались новые участки.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем согласно пункту 1 названной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Таким образом, в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, субъект права в лице конкретного публичного образования не определен, в связи с чем, и не требуется государственная регистрация права для распоряжения такими землями.
Исходя из пункта 17 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и пункта 6 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которые не было зарегистрировано. Однако при наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Закона о регистрации подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участок, из которого образованы новые участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.
Таким образом, положениями главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки.
Кроме того, процесс разграничения земель направлен на распределение земельных участков по уровням собственности, и после определения субъекта права собственности переход и прекращение права собственности может осуществляться по основаниям, установленным гражданским законодательством, применяемым с учетом пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (в редакции, действующей на момент обращения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 Закона о регистрации государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.
Пунктом 4 статьи 30.2 Закона о регистрации установлено, что при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.
Таким образом, из законодательства не следует возможность перехода земельного участка, собственник которого был определен, в категорию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая изложенное, отказ от права собственности публично-правового образования в данном случае невозможен, поскольку государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права предполагает необходимость одновременной государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок.
Кроме того, с учетом части 1 статье 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20 в результате его раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100300:1248, 24:50:0100300:1249 подлежит прекращению при одновременном обращении всех участников общей долевой собственности исходного земельного участка 24:50:0100300:20 с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на образованные, в результате раздела земельные участки.
Однако заявление о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100300:1248, 24:50:0100300:1249 и необходимые для государственной регистрации документы в Управление не представлены.
Данные обстоятельства в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации являются основаниями для отказа в государственной регистрации.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра по Красноярскому краю в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (4/12 доли) на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100300:20, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой дом по ул. Копылова/Спартаковцев, 67/41 не противоречит закону и не нарушает права заявителя.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в удовлетворении заявления лицу, освобожденному от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 65, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | М.А. Альтергот |