ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-4829/2018 от 27.06.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

04 июля 2018 года

Дело № А33-4829/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 июня 2018 года.

В полном объёме решение изготовлено 04 июля 2018 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ-СТРОЙ»(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения от 21.02.2018 (исх № 01/569-дг), об обязании выдать разрешение на строительство второго этапа строительства объекта «Двадцати двухэтажный жилой дом с инженерным обеспечением, со встроенными нежилыми помещениями по адресу г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская,38, строение, 5» нежилые помещения административного назначения, пристроенные к жилому дому, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:ФИО1,

при участии в судебном заседании: представителя заявителя - С.В. Гетт, на основании доверенности от 09.01.2018, представителя ответчика - ФИО2, на основании доверенности от 27.06.2018, представителя третьего лица - ФИО3, на основании доверенности от 22.05.2015, при ведении протокола секретарем судебного заседания Самойловой М.А., установил:

общество с ограниченной ответственностью «АРСЕНАЛ-СТРОЙ» (далее – заявитель, ООО «АРСЕНАЛ-СТРОЙ») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее – ответчик, департамент градостроительства) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения от 21.02.2018 (исх № 01/569-дг), об обязании выдать разрешение на строительство второго этапа строительства объекта «Двадцати двухэтажный жилой дом с инженерным обеспечением, со встроенными нежилыми помещениями по адресу г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская,38, строение, 5» нежилые помещения административного назначения, пристроенные к жилому дому.

Определением от 02.03.2018 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.

Определением от 17.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1, которому на основании договора аренды от 20.03.2012 № 343 принадлежат земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700188:2851.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представил цветную копию разбивочного плана.

Представитель ответчика требования заявителя оспорил, представил отзыв на заявление, в котором указывает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным.

Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя, представил отзыв на заявление, в котором указывает, что в оспариваемом акте не содержится указание на несоответствия документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, содержится на указание на невыполнение в проектной документации требований постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87, основанное на описках, опечатках, технических ошибках, которые не влияют на соответствие требованиям к строительству объекта. Такие указания могут носить рекомендательный характер. Строительство нежилых помещений административного назначения, пристроенных к жилому дому, в соответствии с проектом на самостоятельном земельном участке не противоречит действующему законодательству, при условии соответствия объекта градостроительному плану земельного участка, виду разрешенного использования. Третье лицо считает, что заявителем соблюдены требования п.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01.12.2015 между заявителем (субарендатор) и ФИО1 (субарендодатель) подписан договор субаренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:2851, общей площадью 5183 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – строительство нежилых помещений административного назначения, пристроенных к жилому дому по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская, 38. Участок принадлежит субарендодателю на основании договора аренды земельного участка№343 от 20.03.2012 и дополнительного соглашения к нему от 16.10.2015 №5641. Земельный участок передается в аренду для строительства (размещения) нежилых помещений административного назначения, пристроенных к жилому дому. Договор заключен сроком до 01.03.2018. Договор зарегистрирован 17.12.2015, запись о регистрации №24-24/001-24/001/034/20157155/1.

Согласно градостроительному плану №RU24308000-17605 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:2851, общей площадью 5183 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – строительство нежилых помещений административного назначения, пристроенных к жилому дому по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская, 38, подготовленного на основании обращения заявителя от 30.11.2017 №8360-ек, в составе проекта планировки границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства не установлены. Земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4)». Установлен градостроительный регламент.

12.02.2018 заявитель обратился в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением вх.№780-ек о выдаче разрешения на строительства объекта «Второй этап строительства объекта «Двадцати двух этажный дом с инженерным обеспечением, со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская, 38, стр.5», нежилые помещения административного назначения, пристроенные к жилому дому» по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская, 38, кадастровый номер земельного участка 24:50:0700188:2851.

21.02.2018 департаментом градостроительства администрации города Красноярска письмом №01/569-дг отказано заявителю в выдаче разрешении на строительство, указав на отсутствие материалов проектной документации, выполненной в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87, а именно:

- пояснительная записка:

в составе исходных данных пояснительной записки отсутствуют сведения об инженерных изысканиях (инженерно-геологические (шифр 07-17), инженерно-геодезические (шифр 17-027); отсутствуют копии отчетов по инженерно-геологическим изысканиям шифр 07-17 (представлена копия отчета об инженерно-геологических изысканиях с шифром 07-14), об инженерно-геодезических изысканиях шифр 17-027;

- согласно положительному заключению проектной документации от 13.12.2017 № 24-2-1-2-0030-17 исходными данными для проектирования являлись технические условия к сетям теплоснабжения № 1411 от 01.10.2014, срок которых истек 01.10.2017 (три года с момента выдачи), в составе пояснительной записки представлена копия дополнительного соглашения № 3 к договору № 356 о подключении к системам теплоснабжения от 28.10.2017 г., согласно которым изменилась нагрузка и срок мероприятия по подключению к сетям теплоснабжения. Копия договора № 356 о подключении к системам теплоснабжения от 28.10.2017 г. не представлена, в технических условиях к сетям теплоснабжения № 1411 от 01.10.2014 отсутствуют сведения о том, чтоони являются частью договора № 356 от 28.10.2014 (кроме того, согласно представленным документам мощность на теплоснабжение объекта - 1,1852 Гкал/ч, в то время как в положительном заключении - 0,146342 Вт);

- отсутствуют технические условия подключения к сетям водоснабжения и водоотведения (срок в представленной копии технических условия от 03.09.2014 № КЦО-14/25471 истек 03.09.2017);

- наименование объекта в представленных технических условиях не соответствует, указанному в материалах проектной документации;

- для подготовки материалов проектной документации использовался градостроительный план № 15591 от 24.10.2016 (отменен распоряжение администрации города 89-уарх от 12.12.2017), в то время как на момент рассмотрения настоящего обращения в отношении рассматриваемого земельного участка имеется градостроительный план № 17605 от 12.12.2017;

- технико-экономические показатели объекта в части общей площади здания (1084,48 кв.м.), количество этажей (3) не соответствуют положительному заключению экспертизы проектной документации № 24-2-1-2-0030-17 (общая площадь здания - 994,51 кв .м, количество этажей -2);

- функциональное назначение объекта в материалах проектной документации - административное учреждение, в то время как согласно положительному заключению проектной документации от 13.12.2017 № 24-2-1- 2-0030-17 функциональное назначение - социальное обслуживание - код 3.2;

- схема планировочной организации земельного участка: на разбивочном плане координаты земельного участка не соответствуют координатам, указанным в градостроительном плане № 17605 от 12.12.2017;

архитектурные решения: •

- технико-экономические показатели объекта не соответствуют положительному заключению экспертизы проектной документации от № 24-2-1-2-0030-17 (в части общей площади здания).

Установлено несоответствие разрешенному использованию земельного участка, установленному договором аренды (согласно договору аренды земельный участок предоставлен под строительство нежилых помещений административного назначения, пристроенных к жилому дому. Размещение проектируемого объекта капитального строительства не предусмотрено Проектом планировки и межевания жилого района Пашенного, утвержденным постановлением администрации города от 28.08.2013 № 426 (сведения содержаться в градостроительном плане). Отсутствует разрешение на условно - разрешенный вид (согласно градостроительному плану в отношении отдельностоящих зданий, относящихся к виду разрешенного использования деловое управление - код 4.1).

Согласно представленным материалам проектной документации (шифр 17-003Д) проектные решения объекта затрагивают проектные решения объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома (изменено местоположение многоквартирного жилого дома (учитывая ранее принятое местоположение многоквартирного жилого дома расстояние от многоквартирного жилого дома до планируемому размещению объекта составляет около 2 - 3 м., по оси 6 многоквартирного жилого дома расположены приямки, отмостка, противопожарные проезды к многоквартирному дому), в отношении которого ранее выдано разрешение на строительство, размещение которого определено на смежном земельном участке. Таким образом, материалы проектной документации разработаны без учета проектных решений многоквартирного жилого дома, расположенного на смежном земельном участке.

Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на строительство, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявитель обратился с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения от 21.02.2018 (исх № 01/569-дг) в суд 27.02.2018, таким образом процессуальный срок не пропущен.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2).

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, с приложением указанного в данной части перечня документов:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:

проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка,... а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

На основании части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов индивидуального жилищного строительства установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 12.01.2012 №21-ж (далее - Административный регламент).

Пунктом 27 Административного регламента урегулированы правила рассмотрения заявления и прилагаемых документов: 1) основанием для начала административной процедуры является поступление зарегистрированного заявления с приложенными документами, предусмотренными пунктами 14, 15, 15.1, 15.2 настоящего Регламента, заместителю Главы города. Заместитель Главы города в виде резолюции дает поручение руководителю Департамента и заместителю руководителя Департамента, курирующему данное направление, по рассмотрению заявления. Заместитель руководителя Департамента назначает ответственного сотрудника строительного отдела за рассмотрение заявления и прилагаемых документов; 2) после получения визы заместителя руководителя Департамента Уполномоченный специалист передает уполномоченному сотруднику строительного отдела Департамента (далее - Сотрудник) на рассмотрение заявление и прилагаемые документы;3) при получении заявления о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - разрешение на строительство) и приложенных документов, предусмотренных пунктами 14, 15 настоящего Регламента, Сотрудник осуществляет проверку наличия документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего Регламента, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

При этом пункт 18 Административного регламента предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги: 1) отсутствие документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего регламента, за исключением документов, которые запрашиваются департаментом в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы заявителя, суд не находит оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.

1. Согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Согласно разделу 1 «Пояснительная записка» (далее «ПЗ») и разделу 3 «Архитектурные решения» (лист 1 графической части раздела) проектной документации, общая площадь объекта 1084,48 вк.м. Количество этажей - 3. Согласно представленному положительному заключению экспертизы проектной документации от 13.12.2017 «24-2-1-2-0030-17, общая площадь объекта 994,51 вк.м., количество этажей - 2;

Согласно экспертизе проектной документации для подготовки материалов проектной документации использовался градостроительный план № 15591 от 24.10.2016, отменный распоряжением администрации города 89-уарх от 12.12.2017, и на момент проведения экспертизы в отношении рассматриваемого земельного участка действовал градостроительный план № 17605 от 12.12.2017.

Заявитель против данных доводов департамента возражает и указывает, что при анализе заключения не учтено письмо исх.№31 от 15.12.2017 общества с ограниченной ответственностью «АльянсСтройЭксперт» заявителю, согласно которому в заключении экспертизы проектной документации от 13.12.2017 «24-2-1-2-0030-17 допущены опечатки: номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка «№RU24308000-15591 от 24.10.2016» читать как «№RU24308000-17605 от 12.12.2017», количество этажей «2» считать как «3»; общую площадь здания читать «994,51кв.м.» читать как «1084,48 кв.м.». экспертной организацией указано, что данное письмо является дополнением к положительному заключению экспертизы проектной документации от 13.12.2017 «24-2-1-2-0030-17.

Суд отклоняет указанные возражения заявителя, поскольку доказательств представления данного письма при подаче заявления от 12.02.2018 в материалы дела не представлено. Кроме того, заявителем не обоснована нормативная возможность изменения содержания заключения экспертизы способом направления подобных писем.

Функциональное назначение объекта в материалах проектной документации указано как административное учреждение, в то время как согласно положительному заключению экспертизы проектной документации функциональное назначение объекта - социальное обслуживание - код 3.2.

Заявитель возражает против данного довода, однако доказательств изменения функционального назначения объекта с «административного учреждения» на «социальное обслуживание» в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.

Согласно положительному заключению экспертизы проектной документации исходными данными для проектирования являлись технические условия к сетям теплоснабжения № 1411 от 01.10.2014, срок которых истек 01.10.2017 (три года с момента выдачи). В составе же проектной документации «ПЗ» (лист 37, 38) представлена копия дополнительного соглашения № 3 к договору № 356 о подключении к системам теплоснабжения от 28.10.2017 г., согласно которым изменилась нагрузка и срок мероприятия по подключению к сетям теплоснабжения. Копия договора № 356 о подключении к системам теплоснабжения от 28.10.2017 г. не представлена, в технических условиях к сетям теплоснабжения № 1411 от 01.10.2014, указанных в экспертизе, отсутствуют сведения о том, что они являются частью договора № 356 от 28.10.2014 (кроме того, согласно представленным документам мощность на теплоснабжение объекта - 1,1852 Гкал/ч, в то время как в положительном заключении экспертизы - 0,146342 Вт - стр.4).

2. Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства и при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее по тексту - Положение).

В пункте 3 Положения определено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Пунктом 9 Положения установлено, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 Положения.

Согласно пп. б п. 10 Положения, раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты следующих документов, в том числе отчетная документация по результатам инженерных изысканий, технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия); документы о согласовании отступлений от положений технических условий;

Согласно п. 11 Положения документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте "б" пункта 10 настоящего Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.

В нарушение указанных норм в составе исходных данных «Пояснительной записки» отсутствуют:

- сведения об инженерных изысканиях (инженерно-геологические (шифр 07-17),
инженерно-геодезические (шифр 17-027));

- копии отчетов об инженерно-геологических изысканиях шифр 07-17, об инженерно-геодезических изысканиях шифр 17-027 (представлена копия отчета об инженерно-геологических изысканиях с шифром 07-14, при этом наименование объекта исследование заклеено и изменено заявителем);

- действующие технические условия подключения к сетям водоснабжения и водоотведения (срок в представленной копии технических условия от 03.09.2014 № КЦО-14/25471 истек 03.09.2017, наименование объекта в представленных технических условиях не соответствует, указанному в материалах проектной документации).

3. Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены категории земель исходя из их целевого назначения. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Департаментом при вынесении оспариваемого акта установлено несоответствие разрешенному использованию земельного участка, установленному договором аренды (согласно договору аренды земельный участок предоставлен под строительство нежилых помещений административного назначения, пристроенных к жилому дому. Размещение проектируемого объекта капитального строительства не предусмотрено Проектом планировки и межевания жилого района Пашенного, утвержденным постановлением администрации города от 28.08.2013 № 426 (сведения содержаться в градостроительном плане). Отсутствует разрешение на условно - разрешенный вид (согласно градостроительному плану в отношении отдельностоящих зданий, относящихся к виду разрешенного использования деловое управление - код 4.1).

Доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка в материалы дела не предоставлено, таким образом, суд считает обоснованным довод департамента о несоответствии представленных заявителем документов требованиям градостроительного и земельного законодательства.

4. Согласно представленным материалам проектной документации (шифр 17-003Д) проектные решения объекта затрагивают проектные решения объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома (изменено местоположение многоквартирного жилого дома (учитывая ранее принятое местоположение многоквартирного жилого дома расстояние от многоквартирного жилого дома до планируемому размещению объекта составляет около 2 - 3 м., по оси 6 многоквартирного жилого дома расположены приямки, отмостка, противопожарные проезды к многоквартирному дому), в отношении которого ранее выдано разрешение на строительство, размещение которого определено на смежном земельном участке.

Данный факт подтверждается также представленной в материалы дела схемой планировочной организации земельного участка.

Таким образом, представленная заявителем департаменту проектная документация без экспертизы внесенных в нее изменений влияет и вносит коррективы в проектную документацию (проектные решения) многоквартирного жилого дома, по которому уже выдано разрешение на строительство.

В материалы дела не представлено доказательств приложения заявителем документов, свидетельствующих о внесении изменений в проектную документацию с соблюдением требований действующего законодательства.

Равно, заявителем не представлено доказательств направления ответчику вместе с заявлением от 12.02.2018 года, следующих документов, наличие которых, по мнению заявителя, подтверждает наличие оснований для выдачи разрешения на строительство:

- письма ООО «АльянсСтройЭксперт» заявителю исх.№31 от 15.12.2017, согласно которому в заключении экспертизы проектной документации от 13.12.2017 «24-2-1-2-0030-17 допущены опечатки: номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка «№RU24308000-15591 от 24.10.2016» читать как «№RU24308000-17605 от 12.12.2017», количество этажей «2» считать как «3»; общую площадь здания читать «994,51кв.м.» читать как «1084,48 кв.м.». экспертной организацией указано, что данное письмо является дополнением к положительному заключению экспертизы проектной документации от 13.12.2017 «24-2-1-2-0030-17;

- письма заявителя от 17.04.2017 исх.№17 департаменту о внесении изменений в проектную документацию в части размещения объекта на земельном участке (разрешение на строительство №24-308-261-2016 от 25.08.2016), предусматривающих смещения жилого дома на 1,5 м к границе земельного участка. Согласно письму от 24.05.2017 №25 ООО «Красэксперт», внесенные изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, их экспертиза не требуется;

- письма от 27.06.2018 исх.№18-54918/18-0-0 ООО «Краском» заявителю на его обращения о проверке исполнительной документации для получения «Заключения» на построенные сети водоснабжения и водоотведения к многоэтажным жилым домам № 1; № 2 по адресу: <...>, согласно условиям подключения № КЦО 14/25951в; 14/25951к от 22.09.2014г. (дополнительное соглашение № 1 от 23.10.2015г.; дополнительное соглашение № 1 от 23.10.2015г.) и проекту шифр А-014-14 НВК. Согласно письму заявителю было необходимо устранить замечания и предоставить недостающую документацию для подписания заключения.

Суд, указанные дополнительные доказательства, изучил и пришел к выводу о том, что доводы административного органа, с учетом содержания указанных документов и отсутствия доказательств их направления ответчику, не опровергаются.

С учетом изложенного, изучив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что у департамента градостроительства администрации города Красноярска отсутствовали законные основания для выдачи разрешения на строительство, независимо от иных доводов заявителя (в частности, независимо от результата разрешения вопроса о наличии или отсутствии технических условий, от содержания вышеперечисленных писем исх.№31 от 15.12.2017, от 17.04.2017 исх.№17, от 27.06.2018 исх.№18-54918/18-0-0.

Иные доводы заявителя также изучены судом и отклонены как не имеющие существенного значения для рассмотрения настоящего дела, учитывая вышеизложенные обстоятельства.

Таким образом, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов, а также не определены нормативно-правовые акты, которым противоречит оспариваемый акт, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований.

Оспариваемый акт проверен судом на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов