ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5400/2022 от 07.09.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2022 года

Дело № А33-5400/2022

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена «07» сентября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено «14» сентября 2022 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Паюсова В. В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юрма-М»(ИНН 2465061850, ОГРН 1022402485600)

к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании предписания от 25.01.2022 №Т-26в,

об оспаривании решений от 21.02.2022,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: и.о. директора ФИО1, действующей на основании приказа от 05.09.2022, № 05/09/2022, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наумкиной С.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЮРМА-М» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений №Т-26в от 25.01.2022; о признании незаконным и отмене решения об оставлении жалобы от 02.02.2022 №2022020200002406 без удовлетворения от 21.02.2022 (дело № А33-5400/2022).

Заявление принято к производству суда. Определением от 14.03.2022 возбуждено производство по делу по делу № А33-5400/2022.

Определением от 15.04.2022 по делу А33-6897/2022 арбитражным судом принято к производству суда заявление общества с ограниченной ответственностью «Юрма-М» к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отмене решения об оставлении жалобы от 02.02.2022 № 2022020200002405 без удовлетворения от 21.02.2022.

Определением от 07.06.2022 дела №А33-6879/2022 и №А33-5400/2022 объединены в одно производство №А33-5400/2022.

Протокольным определением от 01.08.2022 судебное заседание, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отложено на 07.09.2022.

В судебное заседание 07.09.2022 явился представитель заявителя. Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представители в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителя ответчика.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

По результатам плановой проверки, проведенной Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, в период с 13.09.2021 г. по 24.09.2021 г. (акт проверки от 24.09.2021 № Т-751), ООО «Юрма-М» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 24.09.2021 № Т-751, в котором предписывалось устранить, в том числе следующие нарушения:

Пункт 2. У ООО «Юрма-М» отсутствует действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пункт 5. В отчете не представлена информация о контроле  состояния  и  загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно контроль  качества  поверхностных  вод необходимо осуществлять путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод.

На основании решения руководителя Енисейского управления межрегионального управления Росприроднадзора от 14.01.2022 № 26-ре в связи с проверкой исполнения предписания т 24.09.2021 № Т-751 со сроком исполнения до 12.01.2022 в отношении ООО «Юрма-М» в период с 17.01.2021 по 25.01.2021 проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки административным органом установлено, что документы подтверждающие исполнение пунктов 2, 5 предписания от 24.09.2021 № Т-751 не представлены, пункты 2, 5 предписания от 24.09.2021 № Т-751 не исполнены. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 25.01.2022 № Т-26в.

По результатам проверки обществу выдано предписание от 25.01.2022 № Т-26в, которым предписано устранить в срок до 12.04.2022 следующие нарушения:

Пункт 1. отсутствует действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пункт 2. Обеспечить получение информации о контроле состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно контроля качества поверхностных вод путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод.

Общество, не согласившись с выданным предписанием от 25.01.2022 № Т-26в, обратилось к руководителю Енисейского управления межрегионального управления Росприроднадзора с двумя жалобами от 02.02.2021 с просьбой отменить акт проверки от 25.01.2022 № Т-26в в части неисполнения пунктов 2, 5 предписания от 24.09.2021 № Т-751,  отменить предписание от 24.09.2021 № Т-751.

Решениями от 21.02.2022 руководитель Енисейского управления межрегионального управления Росприроднадзора жалобы общества оставил без удовлетворения.

Полагая, что предписание от 25.01.2022 №Т-26в, решения от 21.02.2022 противоречат требованиям нормативных актов в сфере природопользования и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящими заявлениями.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает:

- их соответствие закону или иному нормативному правовому акту,

- наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие),

- нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1082, Положением о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15.01.2019 № 13, оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом компетентного органа.

Нарушения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в ходе проведения проверки судом не установлены.

Согласно пункту 1 оспариваемого предписания обществу вменяется отсутствие действующего проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Административный орган указывает на нарушение обществом подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 4 раздела I Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Обжалуя указанный пункт предписания, ООО «Юрма-М» пояснило, что у него имеется ранее разработанный проект образования отходов и лимитов на их размещения, при этом у общества не было обязанности утверждать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку до 01.01.2019 (такая обязанность для субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относится общество, отсутствовала), а с 01.01.2019 данная обязанность заменена на получение комплексного экологического разрешения, срок получения которого на момент проверки еще не наступил).

Абзацем 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 лицензионными требованиями для работ по сбору отходов I - IV классов опасности, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

Пунктом 4 раздела I Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого объекта НВОС I или II категорий.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности ответчиком наличия у заявителя обязанности разработать проект нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Критерии определения категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

Согласно части 2 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Частью 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать следующую информацию:

- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

- код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

- информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

- сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

- информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

- расчеты технологических нормативов;

- расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

- обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- проект программы производственного экологического контроля;

- информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе.

В силу части 10 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение содержит:

- технологические нормативы;

- нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

- нормативы допустимых физических воздействий;

- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

- требования к обращению с отходами производства и потребления;

- согласованную программу производственного экологического контроля;

- срок действия комплексного экологического разрешения.

Частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Частью 7 вышеуказанной статьи также предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Ранее, до 01.01.2019 обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение была возложена всех хозяйствующих субъектов, в чьей деятельности образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относится «Юрма-М» (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 31.12.2017).

В настоящее время пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что с 01.01.2019 у субъектов среднего и малого предпринимательства, эксплуатирующих объекты 1 категории, появилась обязанность в получении именно комплексного экологического разрешения, составной частью которого является расчет нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.

При этом обязанность отдельной разработки нормативов образования отходов и лимитов не в составе комплексного экологического разрешения, срок разработки которого на момент проведения проверки не наступил, действующим законодательством не предусмотрена.

Изложенное соответствует сложившейся судебной практике (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 по делу № А33-28188/2019, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу № А33-37997/2019, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.02.2021 № Ф02-290/2021 по делу № А33-12884/2020).

Поскольку в материалы дела представлен ранее разработанный (2010 год) проект образования отходов и лимитов на их размещение, при этом обязанность по утверждению отдельных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в том числе с  учетом изменения законодательства) в настоящее время отсутствует, пункт 1 оспариваемого предписания, обязывающий устранить данное нарушение, подлежит признанию недействительным.

Согласно пункту 2 оспариваемого предписания, ответчик обязал общество обеспечить получение информации о контроле состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно контроля качества поверхностных вод путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды

В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу пункта 1 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее - Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030) мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду является частью системы наблюдений за ее состоянием и загрязнением под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов 6 государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).

Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения (пункт 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030).

Согласно пояснениям ответчика, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта организации экологического мониторинга полигона промышленных отходов ООО «Юрма-М», утвержденного приказом Енисейского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 18.09.2006 г. № 663 (представлено в дело), проведение мониторинга атмосферного воздуха и почв на полигоне и в санитарно-защитной зоне признано не рациональным, в соответствии с результатами расчетов рассеивания, которые показывают, что полигон находится в зоне сильного воздействия выбросов КрАЗА на атмосферный воздух и загрязнения почв на участке полигона.

Но, при этом, в вышеуказанном Заключении определен порядок осуществления экологического мониторинга грунтовых и поверхностных вод в районе расположения полигона, который включает в себя контроль за состоянием подземных вод на трех наблюдательных скважинах: двух наблюдательных и одной контрольной с периодичностью один раз в месяц согласно СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнений».

В заключении также указано, что поскольку на участке полигона отсутствуют постоянные и временные водотоки и проектом не предусматриваются регулирующие емкости и пруды - испарители загрязненных дождевых вод, то контроль качества поверхностных вод необходимо осуществлять путем отбора проб воды на сбросе ее из Кольцевого канала дождевых и талых вод в теплое время года с апреля по ноябрь.

Таким образом, проектом организации экологического мониторинга полигона промышленных отходов ООО «Юрма-М» предусмотрено осуществление мониторинга путем отбора проб воды на сбросе ее из Кольцевого канала дождевых и талых вод.

Заявитель не представил документов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя осуществлять мониторинг в соответствии с разработанной документацией.

То обстоятельство, что объект не эксплуатируется, с учетом пункта 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, не исключает обязанности проводить мониторинг.

Срок исполнения предписания установлен до 12.04.2022, таким образом срок исполнения предписания попадает в предусмотренный период.

Заявитель указывает, что формулировки ранее выданного предписания и оспариваемого предписания отличаются.

Как следует из материалов дела ао результатам плановой проверки, проведенной Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, в период с 13.09.2021 г. по 24.09.2021 г. (акт проверки от 24.09.2021 № Т-751), ООО «Юрма-М» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 24.09.2021 № Т-751, в котором предписывалось устранить, в том числе следующие нарушения:

Пункт 5. В отчете не представлена информация о контроле  состояния  и  загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно контроль  качества  поверхностных  вод необходимо осуществлять путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод.

По результатам проверки исполнения указанного предписания обществу выдано предписание от 25.01.2022 № Т-26в, которым предписано устранить в срок до 12.04.2022 нарушение: обеспечить получение информации о контроле состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно контроля качества поверхностных вод путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод (пункт 2).

Управление отмечает, что, учитывая результаты проведенной проверки в 2021 году, у общества имелась возможность начать осуществлять мониторинг грунтовых и поверхностных вод в районе расположения полигона путем отбора проб воды. Как минимум дважды общество (в соответствии с Заключением) могло в 2021 году отобрать пробы воды и исполнить обязанность по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, установленную законом.

Фактически, отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду как за 2020, так и за 2021 годы с приложениями представлены в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора в установленный срок. Однако в отчетах отсутствует информация о контроле состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, а именно результаты качества поверхностных вод путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод.

Таким образом, ООО «Юрма-М» не осуществляет мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов в полном объеме, что и послужило основанием для выдачи оспариваемого предписание в иной формулировке.

Изучив предписания, суд отмечает, что в оспариваемом предписании действительно отсутствуют ссылки на отчетность.

В то же время в ранее выданном предписание имелось указание, что контроль  качества  поверхностных  вод необходимо осуществлять путем отбора проб воды на сбросе ее из кольцевого канала дождевых и талых вод.

С учетом изложенного, по мнению суда, иная формулировка не свидетельствует о выявлении другого нарушения. В данном случае административный орган не вышел за пределы ранее выявленного нарушения.

Требования в данной части (признание недействительным пункта 2 предписания) являются необоснованными.

Таким образом, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению в части признания недействительным пункта 1 предписания Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.01.2022 № Т-26В, требования в части пункта 2 предписания удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения от 21.02.2022 по жалобе 2022020200002406, от 21.02.2022 по жалобе № 2022020200002405 также подлежат признанию недействительным, в части выводов о наличии нарушения которое выразилось в отсутствии действующего проекта образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результата рассмотрения дела суд считает необходимым взыскать с Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮРМА-М» 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 6000 руб. подлежит возврату заявителю.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить частично.

Признать недействительными пункт 1 предписания Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияот 25.01.2022 № Т-26В.

Признать недействительными решения Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2022 по жалобе 2022020200002406, от 21.02.2022 по жалобе № 2022020200002405 в части выводов о наличии нарушения которое выразилось в отсутствии действующего проекта образования отходов и лимитов на их размещение.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЮРМА-М» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЮРМА-М» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 02.03.2022 № 58.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

В.В. Паюсов