АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
марта 2015 года | Дело № А33-546/2015 |
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Красноярского транспортного прокурора
к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Красноярский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД», общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Определением от 26.01.2015 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Сведения о принятии заявления к производству суда в порядке упрощенного производства размещены на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://kad.arbitr.ru 27.01.2015 согласно отчету о публикации судебных актов.
Требования части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнены.
Настоящее заявление рассматривается в порядке глав 25 и 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037739877295.
Красноярской транспортной прокуратурой 19.12.2014 проведена выездная проверка по исполнению ОАО «РЖД» законодательства, регламентирующего использование федерального имущества.
В ходе проверки установлено, что общество использует нежилое помещение площадью 58,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 10 Б, строение 2, помещение 1, для нужд Красноярского регионального центра связи - структурного подразделения Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» без надлежаще оформленных документов.
По результатам проверки в отношении ОАО «РЖД» составлена справка от 19.12.2014, вынесено постановление от 29.12.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).
Согласно статье 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.
Статьей 25.11 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
По пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2014 вынесено Красноярским транспортным прокурором, следовательно, уполномоченным лицом.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении требования статей 28.2, 28.5 КоАП РФ соблюдены.
Установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Управление объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Правительство может делегировать федеральным органам исполнительной власти некоторые полномочия в отношении объектов федеральной собственности.
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» ряд функций по управлению государственным имуществом возложен на федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении министерства экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее по тексту - Положение от 05.06.2008 № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Пунктом 4 Положения от 05.06.2008 № 432 определено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.
По пункту 5.3 указанного Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63 (далее по тексту - Положения от 05.03.2009 № 63), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 4.1. Положения от 05.03.2009 № 63 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Красноярском крае осуществляет полномочия собственника в отношении, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Изложенное свидетельствует о том, что полномочия собственника в отношении вышеуказанного нежилого помещения осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Передача имущества, включая объекты нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Частью 1 статьи 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом, в соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ любой договор, в том числе тот, на основании которого используется федеральное имущество, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из материалов дела (в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2014, справки от 19.12.2014, письма ответчика от 26.12.2014 № 1904/рус-2, объяснения начальника Кушинова К.Д. от 29.12.2014) следует, что ОАО «РЖД» использует нежилое помещение, площадью 58,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 10 Б, строение 2, помещение 1.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.08.2013 № 24 ЕЛ 087514 нежилое помещение площадью 58,7 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 10 Б, строение 2, помещение 1 на праве собственности зарегистрировано за Российской Федерацией.
Из письма ответчика от 26.12.2014 № 1904/рус-2 следует, что складские помещения, расположенные по адресу: ул. Попова 10 «Б», г. Красноярск (строение 1, помещения 1 и 2; строение 2, помещения 1 и 2), в настоящее время используются в производственных целях Красноярским региональным центром связи структурным подразделением Красноярской дирекции связи Центральной станции связи филиала ОАО «РЖД» для хранения, аварийно - восстановительного запаса материалов и оборудования с целью оперативного устранения повреждений средств связи ОАО «РЖД», задействованных в обеспечении безопасности движения поездов. В 2014 году ТУ Росимущество в Красноярском крае проведена независимая оценка рыночной стоимости арендной платы, в январе 2015 года запланировано проведение открытого аукциона на аренду площадей. Красноярской дирекции связи выделены денежные средства для заключения договора аренды.
Согласно объяснению Кушинова К.Д. от 29.12.2014 начальника Красноярского регионального центра связи - структурного подразделения Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» складские помещения, расположенные по адресу: ул. Попова, 10 «Б», г. Красноярска (строение 1, помещения 1 и 2; строение 2, помещения 1 и 2) используются Красноярским региональным центром связи - структурным подразделением Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» и находятся на балансе Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД». Данные объекты недвижимости являются объектами государственной собственности и ОАО «РЖД» не передавались. В настоящее время ведется работа по оформлению пользования данными объектами в установленном законом порядке - путем участия в конкурсных процедурах, проводимых Росимуществом. Указанные помещения используются для нужд Красноярского регионального центра связи - структурного подразделения Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» для хранения инструмента, материалов, аварийного запаса, необходимых для эксплуатационной деятельности предприятия.
Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт использования на дату проверки находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Таким образом, действия (бездействие) общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В Определении от 20.03.2008 № 210-О-О и от 21.04.2005 № 119-О Конституционный суд Российской Федерации подчеркнул, что часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающая основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлена на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 данного Кодекса), имеет целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии вины ОАО «РЖД» в совершении вменяемого ему административного правонарушения на основании следующего.
Согласно Закону Российской Федерации от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создано ОАО «РЖД» путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал ОАО «РЖД» (статьи 1, 2, 3).
После внесения объектов недвижимого имущества в уставный капитал ОАО «РЖД» выявлены объекты недвижимости федерального железнодорожного транспорта, не внесенные в уставный капитал общества, но технологически связанные с имуществом, внесенным в уставный капитал ОАО «РЖД».
Как следует из отзыва ответчика на заявление к таким объектам, в том числе, относится нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Попова, 10 «Б, строение 2, помещение 1 площадью 58,7 кв.м., являющееся объектом проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование федерального имущества.
Данный объект используется для хранения аварийно-восстановительного запаса Красноярского регионального центра связи - структурного подразделения Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД», расположен на огороженном земельном участке и охраняемый ОАО «РЖД», в непосредственной близи к дому связи станции Бугач, где дислоцируется ремонтно-восстановительная бригады центра, основной деятельностью которой является обеспечение работоспособности кабельной магистрали ОАО «РЖД». При движении подвижного состава по железнодорожной магистрали сообщение между машинистами локомотивов и железнодорожными станциями по поводу регулирования скорости движения, определения пути по которому необходимо осуществлять движение, необходимости остановки, с целью пропуска встречных поездов осуществляется именно с использованием указанных кабельных каналов. Осуществление перевозочного процесса является основной целью деятельности ОАО «РЖД», однако, полноценное исполнение указанной задачи на участке Бугач-Козулька без эксплуатации указанного объекта не представляется возможным ввиду отсутствия альтернативного помещения, которое могло бы быть использовано для формирования технологической базы, непосредственно задействованной в обеспечении безопасного перевозочного процесса на этом участке. С октября 2014 года ОА.О «РЖД» в лице департамента управления имуществом, совместно с Территориальным управлением Росимущества проводит работу по формированию перечня объектов «второго транша» для внесения, в том числе данного объекта, в уставной капитал общества в порядке дополнительной эмиссии акций ОАО «РЖД».
Арбитражным судом установлено, что в целях оформления в установленном порядке прав пользования объектами федерального имущества ОАО «РЖД» в лице Красноярской дирекцией связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» направило в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом письмо от 15.05.2014 № 652/КрасНС с предложением заключить договор аренды, следующих объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации: нежилого здания, общей площадью 107,5 кв.м. (инв № 04:401:001:003771230:0003, лит. В) по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 10 «Б» и нежилого здания, общей площадью 166,7 кв.м. (инв. № 04:401:001:003771230:0003, лит. В) по тому же адресу.
Письмом от 26.06.2014 № 03-50/50/7969 Территориальное управление Росимущества сообщило, что на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Попова 1 ОБ, стр. 1, пом. 1 -2 и т.д. проводится рыночная оценка права аренды. После ее завершения будет проведен аукцион права аренды указанных объектов недвижимого имущества.
Таким образом, обращение ОАО «РЖД» в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом о заключении договора аренды объекта недвижимого имущества имело место в мае 2014 года, то есть до проведения проверки (19.12.2014) и возбуждения прокурором дела об административном правонарушении (29.12.2014).
Согласно письму ТУ Росимущества в Красноярском крае № 03-45/05/15205 на запрос прокурора от 04.12.2014 на объекты, расположенные по адресу: ул. Попова, 10 Б, г. Красноярска территориальным управлением на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru09.10.2014 и повторно 22.12.2014 размещена аукционная документация на право заключения договоров аренды.
Между ОАО «РЖД» в лице Красноярской дирекции связи Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» и Территориальным управлением Росимущества заключен договор аренды №2424, предметом которого является передача в аренду обществу нежилого помещения № 1 общей площадью 58,7 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Попова, 10 «Б».
Из текста указанного договора следует, что передача в аренду обществу указанного помещения осуществлена в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности от 15.01.2015 № 221214/0003547/01/01.
Таким образом, ОАО «РЖД» приняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства об использовании федерального имущества: выверило перечни объектов и подготовило предложение о передаче в безвозмездное пользование зарегистрированных объектов недвижимости, планируемых к внесению уставный капитал общества; выразило волеизъявление на оформление договорных отношений на использование вышеуказанного федерального имущества. Инициатива по легализации использования имущества, по обращению в Росимущество исходила именно от ОАО «РЖД».
Кроме того, обществом правомерно указано и прокурором не опровергнуто, что полноценное исполнение задачи на участке Бугач-Козулька без эксплуатации указанного объекта не представляется возможным ввиду отсутствия альтернативного помещения, которое могло бы быть использовано для формирования технологической базы, непосредственно задействованной в обеспечении безопасного перевозочного процесса на этом участке.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований к моменту возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, о принятии обществом всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению установленных правил и норм до возбуждения дела об административном правонарушении, что свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения и является основанием для отказа в удовлетворении заявленного прокурором требования.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать Красноярскому транспортному прокурору в удовлетворении заявления о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Чурилина Е.М. |