ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5552/2021 от 30.08.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

сентября 2021 года

Дело № А33-5552/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена «30» августа 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «06» сентября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Паюсова В. В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района (ИНН 2426001952, ОГРН 1022401506380)

к Контрольно-счетному органу Мотыгинского района (ИНН 2426004914, ОГРН 1112454000108)

об оспаривании представления от 14.12.2020 № 173,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Мотыгинского района (ИНН: 2426001769, ОГРН 1022401510450),

при участии в судебном заседании (до и после перерыва):

представителя заявителя: Власенко А.В., действующей на основании доверенности от 22.04.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение высшего юридического образования представлен диплом;

председателя Контрольно-счетного органа Мотыгинского района Стаценко О.Л., действующей на основании решения от 28.03.2018 № 22-192, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворониной А.Н.,

установил:

Финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района (далее – заявитель, ФЭУ АМР) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Контрольно-счетному органу Мотыгинского района (далее – ответчик, контрольно-счетный орган, контрольный орган, КСО) о признании незаконным и отмене представления от 14.12.2020 № 173.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20.04.2021 возбуждено производство по делу, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Мотыгинского района.

Протокольным определением от 20.05.2021 судебное заседание, по ходатайству заявителя об отложении судебного разбирательства, а также в целях представления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств и пояснений, отложено на 20.07.2021.

Протокольным определением от 20.07.2021 судебное заседание отложено на 30.08.2021.

В судебное заседание 30.08.2021 явились представители заявителя и ответчика.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом, для участия в судебное заседание не явилось, явку представителей не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

Представитель заявителя ходатайствовал об уточнении требований, просит суд: рассматривать представление от 14.12.2020 № 173 с учетом внесенных изменений распоряжением от 17.03.2021 № 9.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято уточнение. Дело рассматривается с учетом уточнения заявленных требований (представление от 14.12.2020 № 173 в редакции распоряжения от 17.03.2021 № 9).

Представитель заявителя заявленные требования поддержал, дал пояснения, ответил на вопросы суда.

Представитель ответчика требования заявителя оспорил, дал пояснения относительно фактических обстоятельств спора, ответил на вопросы суда.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв в судебном заседании до 14 час. 00 мин. в пределах одного процессуального дня.

После перерыва в судебное заседание явились те же представители заявителя, ответчика.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом, для участия в судебное заседание не явилось, явку представителей не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

29 ноября 2019 года председателем Контрольно-счетного органа утвержден План работы Контрольно-счетного органа Мотыгинского района на 2020 год, содержащий положение о проверке деятельности Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района в части соблюдения «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района», «Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района» за 2017-2019 годы (пункт 2.4).

18 сентября 2020 гола председателем Контрольно-счетного органа издано распоряжение «О проведении контрольного мероприятия» № 23, которым назначено проведение контрольного мероприятия «Проверка ФЭУ администрации Мотыгинского района в части соблюдения «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района», «Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района» за период 2017-2019 годы». Установлены сроки проведения контрольного мероприятия, утверждена программа контрольного мероприятия.

Программой контрольного мероприятия предусмотрено:

Основание для проверки: подпункт 2.4 пункта 2 плана работы Контрольно-счетного органа Мотыгинского района на 2020 год, распоряжение Контрольно-счетного органа Мотыгинского района от 18.09.2020 № 23 «О проведении контрольного мероприятия».

Цель проверки: соблюдение требований «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района», «Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района».

Предмет проверки: положения об оплате труда, премировании и установлении надбавок к должностным окладам, штатные расписания и другие локальные нормативные акты и распорядительные документы, являющиеся основанием для формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих; трудовые договоры, должностные инструкции, личные карточки (унифицированная форма № Т-2ГС (МС); документы, подтверждающие правомерность установления должностных окладов классных чинов, надбавок за особые условия муниципальной службы, надбавок за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями; распорядительные документы по оплате труда, приему, увольнению и перемещению работника, штатные расписания, табеля учета рабочего времени, расчетно - платежные ведомости, расчетные листы.

Объект проверки: ФЭУ администрации Мотыгинского района.

Проверяемый период: 2017-2019 годы.

Основные методы проверки: выездная.

Срок проверки: с 28.09.2020 по 23.11.2020 г.

Вопросы проверки:

- правовое регулирование оплаты труда муниципальных служащих;

- анализ штатных расписаний;

- соблюдение требований положений об оплате труда и премировании при заключении трудовых договоров, установлении должностных окладов, надбавок, выплаты денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи;

- анализ расходования фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Уведомлением от 18.09.2020 № 132 Контрольно-счетный орган сообщил начальнику ФЭУ администрации Мотыгинского района о том, что в соответствии в соответствии с Положением о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе, подпунктом 2.4 пункта 2 плана работы Контрольно-счетного органа на 2020 год, распоряжением Контрольно-счетного органа Мотыгинского района от 18.09.2020 № 23 в ФЭУ администрации Мотыгинского района будет проводиться контрольное мероприятие: «Проверка ФЭУ администрации Мотыгинского района в части соблюдения «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района», «Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района» за период 2017-2019 годы». Сроки проведения контрольного мероприятия установлены с 28.09.2020 по 23.11.2020.

Согласно содержанию уведомления, заявителю необходимо было подготовить для проверки к 28.09.2020 следующие документы:

1. Штатные расписания, действовавшие в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 г.

2. Распорядительные документы (распоряжения, приказы) по приему, увольнению и перемещению муниципальных служащих ФЭУ администрации Мотыгинского района за проверяемый период.

3. Трудовые договоры, должностные инструкции, личные карточки (унифицированная форма № Т-2ГС (МС) вышеуказанных лиц за проверяемый период.

4. Документы, подтверждающие правомерность установления должностных окладов, классных чинов, надбавок за особые условия муниципальной службы, надбавок за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями вышеуказанных лиц за проверяемый период.

5. Распорядительные документы (приказы, распоряжения) по оплате труда, премированию вышеуказанных лиц, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи за проверяемый период.

6. Табели учета рабочего времени вышеуказанных лиц за проверяемый период.

7. Расчетно - платежные ведомости, расчетные листы по оплате труда вышеуказанных лиц за проверяемый период.

Указанное уведомление получено Финансово-экономическим управлением администрации Мотыгинского района 21.09.2020 (вх. № 1150), согласно входящему штампу, содержащемуся на уведомлении.

По результата проверки 23.11.2020 контрольно-счетным органом составлен акт проверки ФЭУ администрации Мотыгинского района в части соблюдения «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района», «Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района» за 2017-2019 годы.

ФЭУ АМР также направило в адрес контрольно-счетного органа возражения с сопроводительным письмом от 01.12.2020 № 492 (вх.№ 492 от 01.12.2020).

07 декабря 2020 года (исх. № 165) контрольно-счетный орган представил заявителю заключение на пояснения и замечания на Акт проверки ФЭУ администрации Мотыгинского района (вх. от 14.12.2020 1639).

14 декабря 2020 года начальнику ФЭУ администрации Мотыгинского района выдано представление № 173 об устранении нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Мотыгинского района при использовании фонда оплаты труда муниципальных служащих ФЭУ администрации Мотыгинского района, о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной и финансовой ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе проверки.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Мотыгинского района при формировании и использовании фонда оплаты труда муниципальных служащих администрации Мотыгинского района:

1.В нарушение п. 2 статьи 2 закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 за проверяемый период один работник ФЭУ администрации Мотыгинского района, не имея высшего профессионального образования, замещал старшую должность муниципальной службы категории «специалисты».

2. Присвоение классных чинов муниципальным служащим производилось с нарушением п. 1, п. 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

Сумма необоснованно начисленных муниципальным служащим надбавок за классные чины с учетом районного коэффициента и северных надбавок составила 3 135 руб. 46 коп. (в редакции распоряжения Контрольно-счетного органа Мотыгинского района от 17.03.2021 № 9).

3. В нарушение ст.151 ТК РФ доплата за выполнение дополнительного объема работ в размере 25% от оклада главного специалиста ревизора производилась двум муниципальным служащим за период более 1 года 4 месяцев за исполнение своих же должностных обязанностей.

Необоснованно начислена доплата за выполнение дополнительного объема работ в сумме 237 845 руб. 55 коп.

4.В нарушение ст.137 ТК РФ вследствие предоставления муниципальному служащему отпуска до окончания рабочего года, в счет которого данный отпуск был получен, увольнения его до истечения срока предупреждения об увольнении, сумма заработной платы за неотработанные дни отпуска составила 18 638 руб. 15 коп.

Необоснованно выплачено из районного бюджета за неотработанные дни отпуска 18 638 руб. 15 коп.

5.ФЭУ администрации Мотыгинского района допускается предоставление единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, у которых не наступило право на использование отпуска за первый год работы, не относящимся к категории работников, предусмотренной ч. 3 ст. 122 ТК РФ.

Неэффективное использование бюджетных средств составило 24 562 руб. 23 коп.

6.В нарушение пункта 2.1.6. Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района производилось премирование муниципальных служащих, имеющих дисциплинарные взыскания в отчетном году.

Сумма необоснованно начисленной премии составила 23 254 руб. 20 коп.

Полагая, что представление Контрольно-счетного органа от 14.12.2020 № 173 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемом случае с рассматриваемым заявлением ФЭУ АМР обратилось 05.03.2021.

Таким образом, суд пришел к выводу, что ФЭУ АМР соблюден установленный положениями части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение с рассматриваемым заявлением.

Предметом оспаривания в рамках настоящего дела является представление контрольно-счетного органа, вынесенное по результатам проведения контрольного мероприятия, целью которого являлось проверка соблюдение требований «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района», «Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района», объектом – ФЭУ администрации Мотыгинского района.

В силу положений статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» № 6-ФЗ (далее - Закон №6-ФЗ).

Компетенция, порядок формирования, организации и основы деятельности Контрольно-счетного органа Мотыгинского района установлены Положением о контрольном органе в Мотыгинском районе, утвержденным Решение Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 30.09.2010 № 5-49 «Об утверждении Положения о контрольном органе в Мотыгинском районе» (далее – Положение № 5-49).

Согласно Положению № 5-49 с учетом решений Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 15.10.2014 № 31-299, от 10.12.2015 № 4-20, от 23.06.2016 № 7-67, от 18.12.2019 № 35-349, постоянно действующим органом внешнего финансового контроля, образуемым Мотыгинским районным Советом депутатов, является контрольный орган местного самоуправления.

Таким образом, оспариваем предписание выдано компетентным органом внешнего муниципального финансового контроля.

В своем заявлении ФЭУ АМР ссылается на несоответствие документов, послужившим основанием проведения проверки, требованиям оформления, не соответствие распоряжения от 18.09.20220 № 23 и программы проведения контрольного мероприятия Регламенту Контрольно-счетного органа Мотыгинского района, утвержденному распоряжением КСО от 01.08.2018 № 12 (далее - регламент), Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СФК 3 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного распоряжением КСО от 14.11.2014 № 6 (далее – СФК 3).

Регламент утвержден во исполнение решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 30.09.2010 № 5-49 «Об утверждении Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе» и в соответствии со статьей 11 утвержденного Положения определяет внутренние вопросы деятельности контрольно-счетного органа Мотыгинского района.

Положения регламента являются обязательными для инспекторов и иных сотрудников аппарата контрольно-счетного органа, а по процедурным вопросам - для всех участников контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (пункт 2 регламента).

Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 статьи 7 регламента, контрольное мероприятие проводится на основании годового плана контрольно-счетного органа (с учетом внесенных изменений и дополнений), программы (плана) и в соответствии со стандартами внешнего муниципального финансового контроля, утвержденными распоряжениями контрольно-счетного органа.

Контрольное мероприятие осуществляется в соответствии с распоряжением председателя контрольно-счетного органа о проведении контрольного мероприятия (с указанием типа, метода и характера контрольного мероприятия), срока проведения контрольного мероприятия (основного этапа), программой (планом) проведения контрольного мероприятия, являющейся неотъемлемым приложением к настоящему распоряжению.

Согласно пункту 2.1 СФК 3, контрольное мероприятие – это организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий контрольного органа в сфере внешнего муниципального финансового контроля, путем проведения проверок, ревизий, обследований. Контрольное мероприятие:

- проводится на основании плана работы контрольного органа на соответствующий период,

- оформляется распоряжением контрольного органа «О проведении контрольного мероприятия»,

- проводится в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия, утвержденной распоряжением «О проведении контрольного мероприятия».

При проведении контрольного мероприятия применяются различные методы, включающие, в том числе, проверку (пункт 2.6 СФК 3).

Предметом контрольного мероприятия контрольного органа является процесс формирования и использования, в том числе, имущества, находящегося в собственности района, объектами – главные распорядители (распорядители, получатели) средств районного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов районного бюджета, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия (пункты 2.3, 2.5 СФК 3).

Объектами контрольного мероприятия являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) средств районного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов районного бюджета, муниципальные учреждения (пункт 2.5 СФК 3).

Уведомление о проведении контрольного мероприятия подписывается председателем контрольного органа и направляется либо вручается под роспись руководителю объекта контроля за 1 рабочий день до даты начала проведения контрольного мероприятия (пункт 5.6 СФК 3).

Контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно (пункт 1 статьи 12 Закона № 6-ФЗ).

В силу положений пункта 1 статьи 11 Закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Как предусмотрено абзацем 3 пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 11 Закона № 6-ФЗ).

Контрольно-счетный орган при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется стандартами внешнего финансового контроля. Стандарты внешнего финансового контроля, содержащие общие требования для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, утверждаются контрольно-счетным органом в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом и (или) Счетной палатой Российской Федерации, Счетной палаты Красноярского края (пункт 1 статьи 12 Положения №4-20).

Общие правила, требования и процедуры осуществления контрольных мероприятий, проводимых Контрольно-счетным органом, установлены Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СФК 3 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденным распоряжением Контрольно-счетного органа Мотыгинского района от 14.11.2014 № 6 «Об утверждении Стандарта СФК 3».

В пункте 5.3 СФК 3 установлены требования к распоряжению «О проведении контрольного мероприятия», которое должно включать: правовые основания проведения контрольного мероприятия, в т.ч. ссылку на соответствующий пункт плана работы контрольного органа, полное наименование контрольного мероприятия с указанием охватываемого контрольным мероприятием периода, предмет, цели и объекты контрольного мероприятия, фамилию, имя, отчество и должность руководителя контрольного мероприятия, персональный состав рабочей группы, формируемой для проведения контрольного мероприятия, даты начала и окончания контрольного мероприятия на объектах контроля, срок представления отчета на рассмотрение председателю контрольного органа.

Арбитражный суд соглашается с доводом заявителя об отсутствии в распоряжении от 18.09.2020 № 23 сведений о цели контрольного мероприятия, фамилии, имени, отчества и должности руководителя контрольного мероприятия, персонального состава рабочей группы, формируемой для проведения контрольного мероприятия, срока представления отчета на рассмотрение председателю контрольного органа.

Вместе с тем, учитывая, что цели контрольного мероприятия указаны в программе, утвержденной указанным распоряжением (представлена проверяемому лицу вместе с уведомлением), в качестве основного метода проверки в программе указано «выездная», в качестве объекта проверки указано ФЭУ администрации Мотыгинского района, а также учитывая, что контрольное мероприятие проводилось сотрудниками КСО: председателем КСО (руководителем контрольного органа) и инспектором КСО (единственным участником контрольного мероприятия) распределение вопросов по выполнению программы между членами рабочей группы по результатам проверки вопросов, закрепленных в программе контрольного мероприятия, срока подготовки акта по результатам контрольного мероприятия, срока предоставления отчета на рассмотрение председателя контрольного органа не требовалось, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения не являются существенными.

Как указывалось ранее, уведомление о проведении контрольного мероприятия подписывается председателем контрольного органа и направляется либо вручается под роспись руководителю объекта контроля за 1 рабочий день до даты начала проведения контрольного мероприятия (пункт 5.6 СФК 3).

Уведомлением от 18.09.2020 № 132 получено Финансово-экономическим управлением администрации Мотыгинского района 21.09.2020 (вх. № 1150), согласно входящему штампу, содержащемуся на уведомлении.

Доводы заявителя о наличии сомнений в несоответствии приложенных к уведомлению документов подлинникам являются несостоятельными, поскольку ответчиком в материалы дела представлены идентичные копии этих документов.

Указание в процессуальных документах в качестве объекта проверки ФЭУ администрации Мотыгинского района (вместо указания полного наименования - Финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района, либо сокращенного наименования – ФЭУ АМР), позволяет установить, что именно Финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района (ИНН 2426001952) является объектом проверки. Кроме того, уведомление о проведении проверки от 18.09.2020 № 132 направлено по юридическому адресу заявителя на имя Пайгановой О.Л., являющейся работником ФЭУ АМР по договору о прохождении муниципальной службы от 02.09.2019.

Суд не принимает доводы о том, что проверка проводилась в отношении двух юридических лиц, при указании одного из них в объекте проверки (Администрации Мотыгинского района).

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверочного мероприятия ответчиком были совершены контрольные действия по документальному и фактическому изучению законности финансовых операций по использованию фонда оплаты труда муниципальных служащих ФЭУ АМР. Ввиду отсутствия в ФЭУ АМР документов, требуемых для проведения проверки использования фонда оплаты труда начальника ФЭУ, данные документы были запрошены в администрации Мотыгинского района. Суд соглашается с позицией ответчика, что указанное действие не нарушает бюджетное и трудовое законодательство Российской Федерации, а также прав заявителя. В этой связи соответствующий довод заявителя отклонен судом.

Более того, суд исходит из того, что сам по себе запрос документов у иных лиц о проведении их проверки не свидетельствует.

Суд также соглашается с выводом ответчика о том, что изучение личных дел сотрудников проверяемого лица непосредственно связано с предметом проведения проверки. Так, контрольным органом исследовались документы, подтверждающие правомерность установления должностных окладов, классных чинов, надбавок за особые условия муниципальной службы, надбавок за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, распорядительные документы по оплате труда, приему, увольнению, и перемещению работника, штатные расписания, табеля учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, расчетные листы. Таким образом, изучение личных дел сотрудников проверяемого лицо было необходимым, в целях установления полноты и достоверности проверяемых сведений.

Заявитель указывает на конфликт интересов у проверяемых лиц, что может свидетельствовать о недействительности результатов проверки.

Руководитель ФЭУ АМР Пайганова ОЛ. при выходе на объект была ознакомлена с распоряжением «О проведении контрольного мероприятия», а также с членами рабочей группы. В соответствии с п. 3.2. СФК 3 руководитель контрольного мероприятия - уполномоченное должностное лицо контрольного органа, ответственное за проведение контрольного мероприятия, общее руководство проведением и оформлением результатов. Согласно п. 3.3. СФК 3 в состав рабочей группы входят сотрудники контрольного органа, принимающие непосредственное участие в проведении мероприятия. Мамонтова Е.И. является инспектором КСО, и заявлена в уведомлении о проведении контрольного мероприятия как участник контрольного мероприятия.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

Согласно пояснениям, изложенным в отзыве ответчиком, Мамонтова Е.И, в проверяемом периоде являлась работником ФЭУ АМР, с 01.01.2017 по 28.04.2018 занимала должность ведущего специалиста бюджетного отдела, в ее должностные обязанности не входила работа с кадрами и начислением заработной платы, в близком родстве или свойстве с работниками ФЭУ АМР не состояла, личной заинтересованности не имела.

 Доказательств опровергающих вышеизложенное в материалы дела не представлено.

Довод заявителя о том, что в сопроводительном письме КСО вопреки требованиям регламента не содержится каких-либо разъяснений о правах и обязанностях объекта контроля в случае несогласия с актом, отклонен судом, поскольку заявителем направлены в адрес контрольно-счетного органа возражения с сопроводительным письмом от 01.12.2020 № 492 (вх. № 492 от 01.12.2020), из чего следует вывод о том, что ФЭУ АМР воспользовалось правом на представление замечаний и пояснений. Таким образом, нарушения прав и законных интересов заявителя в данной части судом не установлено.

Судом также не установлено нарушение прав заявителя, выраженных в ненаправлении отчета о результатах проверки ФЭУ АРМ, поскольку указанный документ находится в общем доступе, размещен на сайте официальном сайте Мотыгинского района.

Обязанности направлять указанный документ в адрес заявителя действующее нормативное регулирование не содержит.

Таким образом доводы в указанной части судом не принимаются.

В рамках настоящего дела оспаривается представление контрольно-счетного органа от 14.12.2020 № 173.

Из материалов дела следует, что по результатам контрольного мероприятия 14.12.2020 ФЭУ администрации Мотыгинского района выдано представление № 173 об устранении нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Мотыгинского района при использовании фонда оплаты труда муниципальных служащих ФЭУ администрации Мотыгинского района, о рассмотрении вопрос о привлечении к дисциплинарной и финансовой ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе проверки.

Согласно пункту 3.1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Аналогично, в силу пункта 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (пункт 3 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).

Выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, влекут за собой возникновение обязанностей у заявителя, то есть создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на действие проверяемого лица, то есть содержат меры государственного принуждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, отвечает критериям ненормативно-правового акта. Отсюда следует, что представление является властным, затрагивает права и законные интересы проверяемого лица. При таких обстоятельствах, оспариваемое представление является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в арбитражном суде.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к выводу, что контрольно-счетный орган при проведении контрольного мероприятия- проверки соблюдение требований «Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц замещающих иные муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района» действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями; допущенные нарушения, на которые ссылается заявитель, являются несущественными, и не нарушают права и законные интересы заявителя, как проверяемого объекта, существенных нарушений процедуры проведения контрольного мероприятия, в том числе порядка планирования работы, порядка уведомлений субъектов проверки, а также нарушений срока проведения проверки, ответчиком не допущено.

В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, учитывая предмет рассматриваемого спора и правила распределения бремени доказывания при рассмотрении данной категории дел, контрольно-счетному органу, как лицу, который принял оспариваемое представление надлежит доказать, что принятый им ненормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством, отраженные в нем нарушения фактически имели место на момент выдачи оспариваемого представления.

Как уже указывалось ранее, исходя из положений части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

По смыслу вышеприведенных норм, учитывая обязательный характер представлений и предписаний для лиц, в адрес которых они вынесены, подобные акты должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности, поскольку такой акт исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, представление должностного лица, как властно-распорядительный ненормативный правовой акт, обязательный для исполнения, должно содержать только законные требования, быть реально исполнимо и содержать четкие формулировки, позволяющие недвусмысленно установить выявленное нарушение и принять решение относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращение и устранение выявленного нарушения.

Аналогичный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13 по делу А53-19629/2012 применительно предписанию и носит общий характер в отношении оценки законности ненормативных правовых актов, исходящих от государственного органа, обладающего властными полномочиями. Исполнимость предписания (равно как и представления) следует понимать как наличие реальной возможности у лица, в отношении которого такой акт вынесен, уяснить его содержание и устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Согласно пункту 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распространяются на органы местного самоуправления (муниципальные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов местного самоуправления в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 25-ФЗ) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, все ежемесячные и иные дополнительные выплаты производятся только на основании закона субъекта Российской Федерации.

Законодательным Собранием Красноярского края 24 апреля 2008 года принят и 13 мая 2008 года подписан губернатором Красноярского края Закон № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», который регулирует спорные отношения.

В пункте 1 представления от 14.12.2020 № 173 указано, что за проверяемый период 1 работник ФЭУ администрации Мотыгинского района, не имея высшего профессионального образования, замещал старшую должность муниципальной службы категории «специалисты».

Пунктом 2 статьи 2 названного регионального Закона установлено, что гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории «руководители», главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы категории «специалисты», главных и ведущих должностей муниципальной службы категории «помощники, советники», а также ведущих должностей муниципальной службы категории «обеспечивающие специалисты» необходимо иметь высшее образование.

Для замещения старших и младших должностей муниципальной службы категории «обеспечивающие специалисты» необходимо иметь профессиональное образование.

Как следует из материалов дела, работник ФЭО принят с 07.10.2013 на должность главного специалиста отдела учета и отчетности (приказ от 07.10.2013 № 63-к), с 01.10.2017 переведена в бюджетный отдел на должность главного специалиста бюджетного отдела (приказ от 20.10.2017 № 73-к). Соответствующее (высшее) образование у работника отсутствовало.

Согласно расчетным ведомостям сотруднику выплачивалась заработная плата в соответствии с занимаемой должностью.

Доводы, изложенные в заявлении ФЭУ АМР, не опровергают факта допущенного нарушения.

Выявленное нарушение связано с предметом проверки, и обоснованно включено ответчиком в оспариваемое представление.

Пунктом 2 представления от 14.12.2020 № 173 с учетом распоряжения КСО от 17.03.2021 № 9 «О внесении изменений в представление» установлено, что присвоение классных чинов муниципальным служащим производилось с нарушением пунктов 1, 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

Как следует из пунктов 1, 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» классные чины муниципальной службы присваиваются муниципальным служащим правовым актом представителя нанимателя (работодателя) персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, с учетом продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы.

В случае временного перевода муниципального служащего на другую должность муниципальной службы классный чин присваивается с учетом продолжительности муниципальной службы по основной должности муниципальной службы.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на определенный срок полномочий, за исключением муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей муниципальной службы, должность муниципальной службы «председатель контрольно-счетного органа», классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на неопределенный срок, а также муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы категории «руководители» высшей группы должностей и должность муниципальной службы «председатель контрольно-счетного органа» на определенный срок полномочий, классные чины присваиваются без проведения квалификационного экзамена.

Как следует из материалов дела (приказ, заявление работника) , Николаев Д.А. принят на время декретного отпуска основного сотрудника на должность система администратора.

28 августа 2018 года между Николаевым Д.А. и ФЭУ АМР заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы, с указанием в пункте 1.4. в качестве срока договора указано «бессрочный».

Вместе с тем, статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

Таким образом, решение вопроса о присвоение классного чина сотруднику, замещающему должность муниципальной службы, должно быть принято на квалификационном экзамене, проводимом по инициативе муниципального служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении ему классного чина муниципальной службы (пункт 1 статья 4.1. Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае»).

В нарушение вышеизложенных норм, ФЭУ АМР приказом от 23.11.2018 № 91 присвоило работнику классный чин - референт муниципальной службы 3 класса. Ссылки на проведение соответствующего конкурса в указанном приказе отсутствуют. Доказательства, подтверждающие проведение конкурса, в материалы дела не представлены.

Кроме того, контрольным органом в ходе проверки установлен факт присвоения классных чинов без соблюдения последовательности.

Как указывалось ранее, классные чины муниципальной службы присваиваются муниципальным служащим правовым актом представителя нанимателя (работодателя) персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, с учетом продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы (абзац 1 пункта 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае»).

Старшинство классных чинов определено в пункте 8 статьи 4 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

Согласно приведенной в нормативном акте таблице в вышеназванном пункте в младшую группу должностей муниципальной службу входят следующие классные чины: секретарь муниципальной службы 3 класса, секретарь муниципальной службы 2 класса, секретарь муниципальной службы 1 класса. Классные чины перечислены по старшинству.

В нарушение указанной нормы, ФЭУ АМР приказом от 07.12.2017 № 97 присвоило Долинской А.С. классный чин - секретарь муниципальной службы 3 класса, а следующим присвоенным чином указанному сотруднику был - секретарь муниципальной службы 1 класса (приказ от 13.12.2019 № 115).

Доказательства соблюдения последовательности при присвоении классных чинов сотруднику Долинской А.С. в материалы дела заявителем не представлены.

Представленные в доказательства исправления ошибки документы об это не свидетельствуют и не подтверждают незаконность представления.

Превышение полномочий КСО судом не установлено, анализ трудовых договоров (содержат условия которые необходимо учитывать при присвоении классных чинов), приказов, иных документов в личных делах сотрудников непосредственно связан с предметом проверки.

Суд соглашается с выводом контрольного органа, что сумма начисленных надбавок за классные чины составляет 3135 руб. 46 коп.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о соответствии 2 пункта оспариваемого представления действующему законодательству, отсутствии нарушении прав и интересов заявителя.

Пунктом 3 представления от 14.12.2020 № 173 установлено, что доплата за выполнение дополнительного объема работ в размере 25% от оклада главного специалиста ревизора производилась двум муниципальным служащим за период более 1 года 4 месяцев за исполнение их же должностных обязанностей.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Согласно ст. 11 данного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым контрактом.

Частью 2 статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Как следует из материалов дела, приказом от 04.06.2018 № 35а-к Панова принята на работу с 01.06.2018 по 29.06.2018 на должность главного специалиста бюджетного отдела на условиях внутреннего совмещения 0,5 ставки.

Как установлено КСО  Петрашина замещает должность главного специалиста юриста ФЭУ.

В должностной инструкции начальника бюджетного отдела ФЭУ от 14.03.2011, а именно в разделе 7 «Должностные обязанности» прописано: организует работу по составлению консолидированного бюджета района, расчетов к нему, пояснительной записки; возглавляет работу по расчету показателей для нижестоящих бюджетов поселений; осуществляет контроль за ходом исполнения бюджета, сельских и поселковых бюджетов, смет расходов казенных и бюджетных учреждений, готовит материалы по бюджетным вопросам на сессию районного совета депутатов, организует экономическую и контрольную работу отдела, проводит семинары со специалистами поселений и бюджетных учреждений района.

В должностной инструкции главного специалиста юриста утвержденной 26.02.2016, а именно в разделе 5 «Должностные обязанности» прописано следующее:

7.1. Визирует проекты нормативно-правовых актов Финансово-экономического управления, и иных документов поступающих в ФЭУ.

7.3. При необходимости участвует в проведении ревизий.

7.13. Оказывает консультативную и методическую помощь муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям администрации района и администрациям поселений района в пределах своей компетенции.

Приказом от 07.12.2017 № 100 ФЭУ АМР в связи с выполнением дополнительного объема работ, в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ начальнику бюджетного отдела Пановой установлена доплата к заработной плате за выполнение дополнительного объема работ в размере 25 % коэффициентов, надбавки за особые условия муниципальной службы и денежного поощрения с 01.12.2017 на основании заявления от 04.12.2017.

Согласно заявлению от 04.12.2017 Панова дала согласие на выполнение дополнительной работы путем увеличения объема работ в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором на следующих условиях:

Содержание, объем дополнительной работы – помощь в подготовке проверки Рыбинского сельсовета.

Срок, в течение которого надлежит выполнять дополнительную работу с 01.12.2017.

Размер доплаты за дополнительную работу 25 % от главного специалиста (ревизора).

Приказом от 26.03.2019 № 34 отменена доплата к заработной плате за выполнение дополнительного объема работ в размере 25 % от оклада главного специалиста Пановой с 26.03.2019.

Приказом ФЭУ АМР от 07.12.2017 № 99 главному специалисту Петрашиной назначена доплата в размере 25% от оклада главного специалиста (с учетом северного и районного коэффициентов, надбавки за особые условия муниципальной службы и денежного поощрения) с 01.12.2017.

Основанием приказа является заявление Петрашиной от 04.12.2017.

Согласно заявлению от 04.12.2017 Петрашина дала согласие на выполнение дополнительной работы путем увеличения объема работ в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором на следующих условиях:

 Содержание, объем дополнительной работы – помощь в подготовке проверки Рыбинского сельсовета.

Срок, в течение которого надлежит выполнять дополнительную работу с 01.12.2017.

Размер доплаты за дополнительную работу 25 % от главного специалиста (ревизора).

Приказом от 26.03.2019 № 33 отменена доплата к заработной плате за выполнение дополнительного объема работ в размере 25 % от оклада главного специалиста Петрашиной с 26.03.2019.

Приказом финансово-экономического управления от 11.12.2017 № 105 назначена проверка формирования и исполнения бюджета Рыбинского сельсовета Мотыгинского района за период с 01.04.2017 по 31.03.2017. Период проверки прописан с 11.12.2017 по 19.02.2018. Приказом от 16.02.2018 период проверки продлен до 06.03.2018. Материалы проверки формирования и исполнения бюджета Рыбинского сельсовета Мотыгинского района за период с 01.04.2017 по 31.03.2017 (программа, уведомление о начале проверки, акт проверки) в ФЭУ отсутствуют.

Согласно постановлению администрации Мотыгинского района от 16.04.2017 № 159-п «Об утверждении Порядка осуществления Финансово-экономическим управлением администрации Мотыгинского района полномочий по внутреннему муниципальному контролю и контролю в сфере закупок», а именно п. 1.11 - Должностными лицами ФЭУ, осуществляющими контроль являются:

Руководитель ФЭУ,

Руководитель структурного подразделения ФЭУ, ответственный за организацию осуществления контрольных мероприятий,

Иные муниципальные служащие ФЭУ, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом руководителя ФЭУ, включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы.

Таким образом, как следует из вышеизложенного, начальнику бюджетного отдела Пановой также главному специалисту юристу Петрашиной за период с 01.12.2017 по 26.03.2019, за выполнение своих же должностных обязанностей, которые они выполняли  по занимаемой должности, необоснованно начислена доплата за выполнение дополнительного объема работ.

В части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указано, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Превышения полномочий контрольным органом при проведении проверки судом не установлено, в этой связи соответствующий довод истца отклонен судом.

Ошибок при расчете доплат судом также не установлено.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о соответствии 3 пункта оспариваемого представления действующему законодательству, отсутствии нарушении прав и интересов заявителя.

Пунктом 4 представления от 14.12.2020 № 173 установлено, что муниципальному служащему предоставлен отпуск до окончания рабочего года, в счет которого данный отпуск был получен, увольнение его до истечения срока предупреждения об увольнении, сумма заработной платы за неотработанные дни отпуска составила 18 638 руб. 15 коп.

В соответствии со статьей 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Статьей 122 Трудового кодекса РФ установлено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

В силу приведенных положений, также статей 115, 116 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется за рабочий год, который наемный работник должен отработать. При этом, законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года и не предусматривает возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой.

Согласно абзацу 1 статьи 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Как следует из абзаца 2 статьи 80 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Абзацем 5 части второй статьи 137 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работодателя на удержание из заработной платы за неотработанные дни отпуска в случае увольнения работника по собственному желанию до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск.

Проверкой установлено, что начальнику экономического отдела приказом ФЭУ от 20.03.2017 № 20-к предоставлен основной оплачиваемый отпуск в размере 30 календарных дней за работы с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Приказом от 24.04.2017 № 25-к предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 1 календарного дня за период работы с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Приказом от 30.04.2017 № 27-к начальник экономического отдела уволена 30.04.2017 в соответствии с п.3 ст.77 ТК РФ (по инициативе работника), работодатель предупрежден работником об увольнении 27.04.2017.

Вследствие предоставления Юдиной Н.К. отпуска до окончания рабочего года, в счет которого данный отпуск был получен, увольнения ее до истечения срока предупреждения об увольнении количество неотработанного отпуска составило 17 дней (что в том числе следует из приказа об увольнении), сумма начислений за неотработанный отпуск составила 22 959 руб. 82 коп. (март 21 524 руб. 16 коп.,  апрель 1435 руб. 66 коп.).

Согласно расчетным ведомостям в апреле 2017 года из заработной платы Юдиной Н.К. удержано за неотработанные дни отпуска 4 321 руб. 67 коп.

Необоснованно выплачено из районного бюджета за неотработанные дни отпуска 18 638 руб. 15 коп:

22 959 руб. 82 коп.  - 4321 руб. 67 коп. = 18 638 руб. 15 коп.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о соответствии 4 пункта оспариваемого представления действующему законодательству, отсутствии нарушении прав и интересов заявителя. Доводы истца, изложенные в заявлении, несостоятельны.

Пунктом 5 представления от 14.12.2020 № 173 установлено, ФЭУ администрации Мотыгинского района допускается предоставление единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, у которых не наступило право на использование отпуска за первый год работы, не относящимся к категории работников, предусмотренной ч. 3 ст. 122 ТКРФ.

Согласно части 2 статьи 7 Закона края № 5-1565 в состав денежного содержания муниципального служащего включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка за классный чин; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время; материальная помощь.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона края № 5-1565 органы местного самоуправления определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих самостоятельно с учетом положений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края.

На основании указанной норы особенности оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих Мотыгинского района регулируются Положением № 21-223 «Об утверждении Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих Мотыгинского района», утвержденным решением Мотыгинского районного Совета (далее – Положение от 21.03.2013 № 21-223).

Статьей 12 Положения от 21.03.2013 № 21-223 (в редакции, действовавшей на момент спорной выплаты) установлены условия и основания предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Как следует из указанной статьи муниципальным служащим один раз в текущем календарном году при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится единовременная выплата в размере 3,5 должностного оклада. Единовременная выплата производится на основании правового акта работодателя одновременно с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска (абзац 1 статьи 12 Положения от 21.03.2013 № 21-223).

В случае предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска по частям единовременная выплата производится только один раз в текущем календарном году при предоставлении одной из частей ежегодного оплачиваемого отпуска (абзац 2 статьи 12 Положения от 21.03.2013 № 21-223).

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в иных местностях края с особыми климатическими условиями (абзац 3 статьи 12 Положения от 21.03.2013 № 21-223).

Как следует из материалов проверки, в 2019 году по соглашению сторон, специалисту 1 категории экономического отдела ФЭУ, у которой не наступило право на использование отпуска за первый год работы, не относящейся к категории, предусмотренной ч. 3 ст. 122 ТК РФ (категории для которых до истечения 6 месяцев первого года работы отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен), были предоставлены дни отпуска и выплачена единовременная выплата.

Вместе с тем, суд не может согласиться с выводом контрольного органа неправомерных действиях заявителя и о неэффективном использовании фонда оплаты труда при выплате единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 18 865 руб.

На основании статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Учитывая, что в Положении от 21.03.2013 № 21-223 (принято на основании Закона края № 5-1565), не установлены условия запрета единовременной выплаты работнику до истечения 6 месяцев первого года работы, суд не усматривает нарушений в действиях заявителя.

Принимая во внимание вышеприведенные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и  разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд также не установил факта неэффективного использования бюджетных средств в указанной части.

Ссылка ответчика на положения статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в соответствии с которыми право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя, по соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев, судом не принимается.

В данном случае отпуск был согласован с работодателем, условий о возможности провести выплату только при возникновении права на отпуск Положение  от 21.03.2013 № 21-223 не содержит.

Таким образом, пункт 5 представления Контрольно-счетного органа Мотыгинского района от 14.12.2020 № 173 следует признать недействительным.

Пунктом 6 представления от 14.12.2020 № 173 установлено, производилось премирование муниципальных служащих, имеющих дисциплинарные взыскания в отчетном году.

В ходе контрольного мероприятия проведена проверка соблюдения требований Положения о премировании муниципального служащего Мотыгинского района, утвержденного Решением Мотыгинского районного совета депутатов Красноярского края от 21.03.2013 № 21-224 (далее-Положение о премировании).

Согласно пункту 2.1.6. Положения о премировании (решение Мотыгинского районного Совета депутатов Красноярского края от 21.03.2013 № 21-224) муниципальные служащие, имеющие дисциплинарные взыскании в отчетном году, премированию не подлежат.

Согласно статье  194 Трудового кодекса Российской Федерации  если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. При этом работодатель по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников имеет право снять с работника дисциплинарное взыскание до истечения года со дня применения.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2.1.6. Положения о премировании производилось премирование муниципальных служащих, имеющих дисциплинарные взыскания в отчетном году.

Согласно расчетным ведомостям в 2018 года необоснованно начислено премии в сумме 23 254 руб. 20 коп.

Заявитель не опроверг указанные нарушения.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о соответствии 6 пункта оспариваемого представления действующему законодательству, отсутствии нарушении прав и интересов заявителя. Указанный пункт по существу истцом не оспаривается.

Согласно ст.2 Закона № 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе в своей деятельности контрольно-счетный орган руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края, нормативными правовыми актами Мотыгинского района и настоящим Положением.

Согласно статье 2 Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе Основными задачами контрольно-счетного органа являются:

1. Организация и осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета, расходованием средств целевых бюджетных фондов, использованием заемных средств (краткосрочных, долгосрочных кредитов и др.).

2. Оценка обоснованности доходных и расходных статей районного бюджета, смет целевых бюджетных фондов.

3. Оценка законности, эффективности, обоснованности, целенаправленности расходования средств районного бюджета и использования районной собственности органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями, хозяйственными обществами, созданными с участием Мотыгинского района.

4. Контроль за исполнением администрацией Мотыгинского района принимаемых районным Советом в пределах его полномочий решений по вопросам рассмотрения, утверждения и исполнения районного бюджета, расходованием средств целевых бюджетных фондов.

5. Контроль за исполнением федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, решений и иных нормативных правовых актов районного Совета, регулирующих вопросы управления и распоряжения районной собственностью, отчуждения (приватизации) и сдачи в аренду районной собственности.

6. Проведение финансовой экспертизы и подготовка заключений по всем вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса Мотыгинского района.

7. Анализ выявленных отклонений от утвержденных показателей в сравнении с фактическими показателями районного бюджета, подготовка предложений, направленных на их устранение.

8. Организация и проведение контроля соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

9. Контроль состояния и обслуживания районного долга, рациональности и эффективности использования районных заимствований, в том числе займов, осуществляемых путем выпуска районных ценных бумаг, проверка финансового состояния получателей муниципальных гарантий.

10. Регулярное предоставление районному Совету информации о ходе исполнения районного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

11. Подготовка проектов нормативных правовых актов районного Совета по вопросам совершенствования районного финансового контроля.

В соответствии со ст.16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд полагает законным и обоснованным оспариваемое представление от 14.12.2020 № 173 в части пунктов 1, 2 (в редакции распоряжения от 17.03.2021), 3, 4, 6 не нарушающим прав и законных интересов заявителя. Пункт 5 представления подлежащим признанию недействительным.

Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления в части признания недействительным 5 пункта представления, об отказе в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части.

Поскольку заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 5 представления Контрольно-счетного органа Мотыгинского района от 14.12.2020 № 173.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

В.В. Паюсов