ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5626/10 от 16.02.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  24 февраля 2011 года

Дело № А33-5626/2010

Г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ахметовой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, г. Новосибирск,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Красноярск,

о признании недействительными приказа от 24.06.2009 № 55, лицензии № СИГ-01055 от 24.06.2009,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, прокурора отдела на основании служебного удостоверения;

от ответчика: ФИО2, представителя на основании доверенности от 28.12.2010;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: ФИО3, представителя на основании доверенности от 06.09.2010,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлением протокола судебного заседания помощником судьи Болуж Е.В.,

установил:

заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению геодезии и картографии (далее – Сибирское УГК, лицензирующий орган) о признании недействительными приказа от 24.06.2009 № 55, лицензии № СИГ-01055 от 24.06.2009.

Определением от 26.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – третье лицо, ООО «ИЦ «Геоэксперт»).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.06.2010 заявленные требования удовлетворены, приказ руководителя Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии от 24.06.2009 № 55 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданная на его основании лицензия № СИГ-01055 признаны недействительными.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2010 в связи с реорганизацией произведена замена ответчика по делу № А33-5626/2010 с Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2010 решение от 22.06.2010 по делу № А33-5626/2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края. Основанием к отмене послужил вывод суда кассационной инстанции о необходимости применения к спорным правоотношениям в настоящем деле в соответствии с общеправовым принципом об обратной силе закона, устраняющего юридическую обязанность, Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, представил в материалы дела письменные пояснения, согласно которым лицензия № СИГ-01055 от 24.06.2009 предоставляет юридическому лицу право осуществлять широкий спектр работ в области геодезии (помимо деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), поэтому юридическое лицо должно отвечать лицензионным условиям осуществления данного вида деятельности. Заявитель считает, что изменения в подпункте 42 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ, вступили в силу 02.08.2010 и не распространяются на правоотношения, возникшие до введения в действие указанного закона. В отношении вопроса, касающегося обязательного наличия в штате лицензируемой организации работников, имеющих образование по специальности «геодезия», заявитель полагает, что только это образование позволяет считать соблюденными лицензионные требования, в противном случае законодатель не стал бы выделять конкретную специальность.

Ответчик представил в материалы дела отзыв на заявление, указал, что спорный вид деятельности подлежит лицензированию, считает, что ООО «ИЦ «Геоэксперт» подтвердило соблюдение лицензионных требований, в связи с чем лицензия выдана правомерно.

Третье лицо представило в материалы дела пояснения, считает, что вид деятельности, на осуществление которого им получена лицензия, подлежит лицензированию, а административный орган законно выдал ООО «ИЦ «Геоэксперт» оспариваемую лицензию, поскольку на момент ее выдачи в штате организации имелось достаточное количество сотрудников, прошедших обучение по специальности «землеустройство», что по объему дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами высшего и среднего специального образования, равнозначно специальности «геодезия». Этот вывод сформирован третьим лицом в результате произведенного им сравнительного анализа образовательных стандартов высшего и среднего специального образования по указанным специальностям.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Сибирское УГК в соответствии пунктом 5.4 Положения о территориальных органах Федерального агентства геодезии и картографии, утвержденного Приказом Роскартографии от 13.05.2005 года № 84-пр, осуществляло лицензирование геодезической деятельности на территории Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия в период выдачи оспариваемой лицензии (в июне 2009 года).

В феврале 2010 года Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе проведена проверка исполнения Сибирским УГК федерального законодательства, в ходе которой было установлено, что руководителем Сибирского УГК 24.06.2009 принято решение о предоставлении ООО «ИЦ «Геоэксперт» лицензии на осуществление геодезической деятельности сроком на 5 лет, оформленное приказом № 55.

На основании данного приказа Сибирским УГК 24.06.2009 выдана лицензия № СИГ-01055 на осуществление следующих видов геодезической деятельности:

- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

- геодезические, топографические и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

По результатам проверки Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации пришло к выводу о незаконности издания Сибирским УГК приказа от 24.06.2009 № 55 и выдачи ООО «ИЦ «Геоэксперт» лицензии № СИГ-01055 от 24.06.2009, поскольку представленные данным юридическим лицом документы не отвечали лицензионным условиям деятельности в области геодезии. В штате ООО «ИЦ «Геоэксперт» отсутствуют работники, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия». Лица, указанные ООО «ИЦ «Геоэксперт» в качестве специалистов по геодезической деятельности (ФИО4, ФИО5, ФИО6), имеют образование по иным специальностям («топография», «инженер-землеустроитель»).

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, считая, что у лицензирующего органа не имелось правовых оснований для принятия решения о выдаче ООО «ИЦ «Геоэксперт» разрешения на осуществление геодезической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 указанной нормы обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 303-ФЗ) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации оспорил в рамках настоящего дела приказ Сибирского УГК от 24.06.2009 № 55 о предоставлении ООО «ИЦ «Геоэксперт» лицензии на осуществление геодезической деятельности сроком на 5 лет и лицензию № СИГ-01055 на осуществление геодезической деятельности в пределах своих полномочий и предоставленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальных прав.

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип специальной правоспособности юридического лица – отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ, далее – Закон о лицензировании) лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю.

В силу статьи 17 Закона о лицензировании (подпункт 42 пункта 1) геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию.

Лицензирование геодезической деятельности в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 (далее – Положение о лицензировании геодезической деятельности) осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

На территории Красноярского края таким лицензирующим органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (реорганизованное из его правопредшественника - Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии).

Как следует из материалов дела, ООО «ИЦ «Геоэксперт» обратилось в лицензирующий орган с заявлением от 22.06.2009 № 16 о выдаче лицензии по следующим направлениям геодезической деятельности:

- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

- геодезические, топографические и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2010 содержится вывод о необходимости применения к спорным правоотношениям в настоящем деле Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный вывод основан на общеправовом принципе об обратной силе закона, устраняющего юридическую обязанность, то есть о распространении его действия на правоотношения, которые возникли до его принятия и вступления в законную силу. В этой связи суд кассационной инстанции указал на необходимость суду первой инстанции при повторном рассмотрении дела исследовать содержание оспариваемой лицензии № СИГ-01055 и с учетом положений статьи 17 Закона о лицензировании сделать вывод об обязательности или необязательности лицензирования геодезической деятельности по тем направлениям, которые осуществляются ООО «ИЦ «Геоэксперт» в соответствии с оспариваемой лицензией.

Изложенный вывод суда кассационной инстанции не подлежит переоценке при новом рассмотрении дела, в связи с чем ссылка заявителя на нераспространение измененного законодательства о лицензировании к спорным правоотношениям подлежит отклонению.

Исследовав содержание оспариваемой лицензии № СИГ-01055 по заявленным направлениям геодезической деятельности с учетом положений статьи 17 Закона о лицензировании, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ, далее – Закон о геодезии и картографии)виды деятельности, заявленные ООО «ИЦ «Геоэксперт» на лицензирование, отнесены к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения.

Статьей 1 Закона о геодезии и картографии определены основные понятия, используемые в целях настоящего закона:

- геодезия - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени;

- картография - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения;

- деятельность в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) - научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;

- геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Согласно статье 6 Закона о геодезии и картографии нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

Такими документами являются геодезические, картографические инструкции, нормы и правила, государственные стандарты (ГОСТ), стандарты отрасли (ОСТ), стандарты предприятия (СТП). Одним из таких документов является Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ ГКИНП (ГНТА)-17-004-99, утверждена и введенная в действие с 01.01.2000 приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 29.06.1999 № 86-пр (далее – Инструкция).

В указанной Инструкции наряду с терминами, определения которых установлены Законом о геодезии и картографии, используются в том числе следующие понятия:

- геодезическая (картографическая) производственная деятельность - вид геодезической (картографической) деятельности, основное содержание которой составляют геодезические (картосоставительские, картоиздательские) процессы;

- работа - синоним термина «технологический процесс», применяемого в геодезической и картографической деятельности;

- продукция ГТКР - результаты заверенных геодезических (топографических, картографических) работ (технологических процессов), предназначенные для применения в сферах производства, эксплуатации и потребления.

В соответствии со статьями 1, 3 и 6 Закона о геодезии и картографии и с целью упорядочения организации работ по лицензированию геодезической и картографической деятельности Министерство транспорта Российской Федерации приказом от 06.05.2008 № 74 ввело в действие Рекомендации по отнесению работ к геодезической и картографической деятельности при организации работ по лицензированию (приложение к настоящему приказу; согласно письму Минюста России от 19.05.2008 №01/4943-АБ данный документ не нуждается в государственной регистрации).

В силу пункта 1 указанных Рекомендаций при организации лицензирования геодезической деятельности рекомендуется к геодезическим работам отнести следующие виды работ:

1) определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;

2) создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;

топографический мониторинг;

3) создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;

4) дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;

5) геодинамические исследования на базе геодезических и космических изменений;

6) проведение геодезических и топографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

7) геодезическое и топографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;

обеспечение геодезическими и топографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;

8) производство геодезических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;

9) метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;

10) организация серийного производства геодезической техники;

11) создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

12) геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при:

инженерных изысканиях;

строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;

13) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по геодезической деятельности.

Приведенные понятия позволяют сделать вывод о том, что геодезическая деятельность – это деятельность по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени, состоящая из научных, технических и производственных процессов, результатом которой является геодезическая продукция, предназначенная для применения в сферах производства, эксплуатации и потребления. Спектр видов геодезической деятельности, входящих в ее понятие, значительно шире, чем виды, заявленные ООО «ИЦ «Геоэксперт» в целях получения лицензии.

Из текста оспариваемой лицензии от 24.06.2009 № СИГ-01055 усматривается, что ООО «ИЦ «Геоэксперт» предоставлено право на осуществление геодезической деятельности с указанием ее конкретных видов:

- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

- геодезические, топографические и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

Анализируя второй из заявленных видов деятельности с точки зрения составляющих его подвидов, суд пришел к выводу, что этот вид геодезической деятельности состоит из геодезических, топографических и других специальных работ при:

инженерных изысканиях;

строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

межевании земель;

ведении кадастров;

иных изысканиях и специальных работах.

Между тем Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из перечня лицензируемых видов геодезической деятельности исключена только деятельность, осуществляемая в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, содержание лицензии свидетельствует о том, что указанные в ней виды геодезической деятельности шире, чем вид деятельности, не подлежащий лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, измененным Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ.

Соответственно, для осуществления видов деятельности, заявленных ООО «ИЦ «Геоэксперт» на лицензирование, юридическое лицо обязано получить лицензию.

Исключение из перечня лицензируемых видов деятельности геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, заявленной ООО «ИЦ «Геоэксперт» в составе других видов геодезической деятельности на лицензирование и включенной в оспариваемую лицензию, свидетельствует о праве третьего лица с 02.08.2010 осуществлять указанный вид деятельности независимо от наличия лицензии (или признания выданной лицензии в этой части недействительной).

Соответственно, суд считает, что законное право ООО «ИЦ «Геоэксперт» на осуществление указанного вида геодезической деятельности, исключенного из перечня лицензируемых видов деятельности, не нарушится в результате рассмотрения настоящего спора, посокольку независимо от результатов его рассмотрения третье лицо может осуществлять этот вид деятельности.

Основанием для обращения в суд с настоящим заявлением послужил вывод прокурора о несоответствии представленных ООО «ИЦ «Геоэксперт» на лицензирование документов лицензионным условиям деятельности в области геодезии, поскольку в штате данного юридического лица отсутствуют работники, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия».

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд считает обоснованным данный вывод прокурора исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление, к которому прилагаются, в том числе копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Порядок лицензирования в этой области правоотношений регулируется Положением о лицензировании геодезической деятельности.

Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными условиями осуществления геодезической деятельности являются:

а) наличие в штате юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) или руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к геодезической деятельности, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы по специальности не менее 3 лет;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ;

г) обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании геодезической деятельности для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган, наряду с заявлением о предоставлении лицензии и документов (копии документов), предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Закона о лицензировании, копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия», а также копии или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающие стаж работы этих лиц по соответствующей специальности.

Как следует из материалов дела, ООО «ИЦ «Геоэксперт» представило в Сибирское УГК список с указанием лиц, которые будут осуществлять геодезическую деятельность: ФИО4 – заместитель директора по землеустройству, ФИО5 – начальник отдела землеустройства, ФИО6 – ведущий специалист.

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что указанные лица не имеют образования по специальности «геодезия»: ФИО4 в 1981 году окончил Томский топографический техникум по специальности «топография» (диплом ДТ-Ш № 158258:, ФИО5 и ФИО6 в 2003 году окончили ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» по специальности «инженер-землеустроитель» (дипломы ВСБ № 0668144, ВСБ № 066867).

Иные документы, подтверждающие наличие у данных лиц высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы по этой специальности не менее 3 лет, в лицензирующий орган и в арбитражный суд не представлены.

Довод ООО «ИЦ «Геоэксперт» о том, что образование, полученное по специальности «землеустройство», может быть приравнено к образованию по специальности «геодезия» по объему дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами высшего и среднего специального образования по указанным специальностям, в целях осуществления геодезической деятельности, подлежащей лицензированию, отклоняется судом по следующим основаниям.

Пунктом 4 Положения о лицензировании геодезической деятельности предусмотрено, что наличие в штате юридического лица работников, имеющих образование по специальности «геодезия», является необходимым условием для получения лицензии. При этом возможность получения лицензии при наличии у соискателя работников, имеющих образование по специальности «землеустройство», действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009-2003 специальности «геодезия» и «землеустройство» являются разными специальностями, отличными по направлениям подготовки.

При рассмотрении настоящего дела суд обратился в Министерство образования и науки Красноярского края и в ГОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия» с запросами о предоставлении информации о том, может ли образование, полученное по специальности «землеустройство», быть приравненным к образованию по специальности «геодезия» по объему дисциплин, предусмотренному образовательными стандартами высшего и среднего специального образования по указанным специальностям, в целях осуществления геодезической деятельности, подлежащей лицензированию.

Министерство образования и науки Красноярского края в письме от 27.01.2011 № 314/0 разъяснило, что в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования для специальностей 120100 «Геодезия» и 120301 «Землеустройство», а также государственными стандартами среднего профессионального образования для специальностей 120101 «Прикладная геодезия» и 120701 «Землеустройство» по укрупненной группе специальностей 120000 «Геодезия и землеустройство», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации, образование, полученной по специальности «Землеустройство», не может быть приравнено к образованию по специальности «Геодезия» ввиду разницы в составе и объеме изучаемых дисциплин, составляющей порядка 600 академических часов.

ГОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия» в письме от 03.02.2011 № 02/235 указало, что образование, полученное по специальности «землеустройство» и образование, полученное по специальности «геодезия», не могут быть приравнены, так как предполагают изучение различных дисциплин в различных объемах. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке дипломированного специалиста по специальности «землеустройство» преподаются, что том числе, ряд дисциплин, связанных с производством геодезических работ, общим объемом 650 часов, из которых: 300 часов – «Геодезия», 150 часов – «Фотограмметрия и дистанционное зондирование», 120 часов – «Геодезические работы при землеустройстве», 80 часов – «Картография». Несмотря на изучение указанных дисциплин, образование по данным специальностям является различным и имеет разные коды направлений.

Третьим лицом в ходе рассмотрения дела представлены суду письма ГОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» от 01.02.2011 № 77-03/24, ГОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» от 07.02.2011 № 14-23/17, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный горный институт им ФИО7 от 07.02.2010 № 128-00-27/9, полученные в ответ на запросы Адвокатской палаты Красноярского края о том, обладают ли специалисты ООО «ИЦ «Геоэксперт» необходимыми познаниями, позволяющими им осуществлять геодезическую деятельность, в соответствии с образовательными стандартами.

Суд критически относится к этим документам, посокольку они адресованы в ответ на запросы Адвокатской палаты Красноярского края, не являющейся лицом, участвующим в настоящем деле, и, кроме того, содержание этих ответов не подтверждает вывод о равнозначности образования, полученного по специальности «землеустройство» и образования, полученного по специальности «геодезия».

Ссылка ООО «ИЦ «Геоэксперт» на то, что в соответствии с Положением о лицензировании геодезической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2002 № 360, одним из лицензионных требований и условий является наличие у юридического лица в штате квалифицированных работников в области геодезии, а не имеющих образование по специальности «геодезия», не принимается арбитражным судом, так как указанное Положение утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705, утвердившего новое Положение о лицензировании геодезической деятельности, содержащее иные лицензионные требования к соискателю лицензии.

Довод ООО «ИЦ «Геоэксперт» о том, что геодезические работы может проводить кадастровый инженер, но при наличии у него лицензии на выполнение соответствующего вида геодезических работ, о чем дано разъяснение в письме Росреестра от 05.10.2009 № 14-7870-ВК, соотносится с правовой позицией суда, изложенной в настоящем решении, согласно которой геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию.

Таким образом, на основании установленных обстоятельств по делу суд пришел к выводу о том, что по состоянию на 24.06.2009 у Сибирского УГК отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении ООО «ИЦ «Геоэксперт» лицензии на право осуществления геодезической деятельности по заявленным видам в связи с непредставлением документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий.

В этой связи суд полагает, что оспариваемые приказ от 24.06.2009 № 55 и лицензия № СИГ-01055 от 24.06.2009 подлежат признанию недействительными, поскольку приняты в нарушение норм действующего законодательства и нарушают права Российской Федерации в сфере регулирования отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании таких ненормативных правовых актов недействительными.

С учетом изложенного заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействительными приказа Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии от 24.06.2009 № 55 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» лицензии на право осуществления геодезической деятельности и лицензии № СИГ-01055, выданной Сибирским межрегиональным управлением геодезии и картографии 24.06.2009, на осуществление геодезической деятельности подлежит удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления судом первой инстанции составляет 2 000 рублей

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерациипрокуроры, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела судом первой инстанции не взыскивается.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При подаче кассационной жалобы ООО «ИЦ «Геоэксперт» уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей платежным поручением от 16.09.2010 № 23 (л.д. 104), государственная пошлина в сумме 1 000 рублей уплачена излишне.

В связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции в сумме 1 000 рублей подлежат отнесению на третье лицо.

Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанций в сумме 1 000 рублей подлежит возврату третьему лицу из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 330.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.

Признать недействительными приказ Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии от 24.06.2009 № 55 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» (г. Красноярск) лицензии на право осуществления геодезической деятельности с указанием заявленных геодезических работ и лицензию № СИГ-01055, выданную Сибирским межрегиональным управлением геодезии и картографии 24.06.2009 года, на осуществление геодезической деятельности.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению о лицензировании геодезической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 16.09.2010 № 23 за рассмотрение кассационной жалобы.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что со дня принятия настоящего решения признанные недействительными приказ Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии от 24.06.2009 № 55 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «Геоэксперт» лицензии на право осуществления геодезической деятельности с указанием заявленных геодезических работ и лицензия № СИГ-01055, выданная Сибирским межрегиональным управлением геодезии и картографии 24.06.2009 года на осуществление геодезической деятельности, не подлежат применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.


Судья

С.В. Ахметова