АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
18 августа 2010 года
Дело № А33-5791/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»
к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае
о признании недействительными п.п. 4, 5, 6, 8, 12, 13 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23,
при участии:
представителей ответчика: ФИО1 на основании доверенности от 11.01.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.А. Раздобреевой,
установил:
федеральное бюджетное учреждение «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о признании недействительными пунктов 4, 5, 6, 8, 12, 13 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23.
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.05.2010 возбуждено производство по делу.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя (его представителя).
Ответчик требования оспорил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании удостоверения на право проведения проверки № 23 от 12.01.2010 и плана контрольной работы Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае с 13.01.2010 по 19.02.2010 провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» за 2009 год.
Результат проверки оформлен актом ревизии от 19.02.2010.
19.03.2010 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае ФИО2 вынесено представление по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства № 14-14-23.
Указанным представлением начальнику федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» ФИО3 предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения в том числе следующих нарушений:
Раздел I часть III пункт 4 – осуществлены несвоевременные платежи по бюджетным обязательствам, связанным с расходами по оплате труда - произведена задержка выплаты денежного довольствия сотрудникам;
Раздел I часть III пункт 5 - осуществлены несвоевременные платежи по бюджетным обязательствам, связанным с расходами по оплате труда - произведена задержка выплаты заработной платы гражданскому персоналу;
Раздел I часть III пункт 6 - осуществлены несвоевременные платежи по бюджетным обязательствам, связанным с расходами по оплате труда - произведена задержка выплаты отпускных гражданскому персоналу;
Раздел I часть III пункт 8 – завышены строки 541 «Увеличение прочей задолженности», 542 «Уменьшение прочей задолженности» по ф. 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» на 01.01.2010 и искажена бухгалтерская отчетность за 2009 год;
Раздел I часть III пункт 12 – земельный участок федеральной собственности, предоставленный федеральному бюджетному учреждению «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» на праве постоянного (бессрочного) пользования, использован не в соответствии с его целевым назначением и целями деятельности учреждения, а предоставлен в пользование стороннему юридическому лицу без заключения договоров и получения платы за пользование земельным участком площадью 397,67 кв.м.;
Раздел I часть III пункт 13 – несвоевременно и неправомерно отражена на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании» хозяйственная операция по получению объектов недвижимости федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, не обеспечена достоверность данных бюджетного учета первичным документам, не обеспечена достоверность данных бюджетного отчета учреждения на 01.01.2010 и искажена бухгалтерская отчетность.
Несогласие заявителя с указанными пунктами вынесенного ответчиком представления от 19.03.2010 № 14-14-23 явилось поводом для его обращения в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
По части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Исходя из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- несоответствие оспариваемого решения требованиям законов, иным нормативным правовым актам;
- нарушение указанным решением прав и законных интересов заявителя при осуществлении им экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По части 5 вышеуказанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляет, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно пунктам 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» и пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 278 от 18.06.2004, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 5.1.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.
На основании пунктов 5.14.3, 5.14.7 указанного Положения территориальное управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- проводить проверки соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре, в том числе путем проведения повторных проверок организаций, ранее проверенных этими органами;
- направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, представление от 19.03.2010 № 14-14-23 о ненадлежащем исполнении бюджета вынесено уполномоченным органом.
В соответствии с положениями статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Орган бюджетного надзора вынес оспариваемое представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального государственного учреждения. В представлении содержатся требования, обязывающие учреждение принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления, а также об ответственности за невыполнение представления.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что представление органа бюджетного надзора от 19.03.2010 № 14-14-23 принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, следовательно, представление может быть оспорено в арбитражном суде как ненормативный правовой акт в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что ответчик не доказал законность оспариваемого представления в части требований, изложенных в пунктах 4, 5, 6 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23, исходя их следующего.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, положению о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89, орган финансово-бюджетного надзора имеет право в пределах своей компетенции направлять получателю бюджетных средств обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства.
По своей сути требования пунктов 4, 5, 6 раздела I части IIIпредставления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23 адресованы не участнику бюджетных правоотношений (получателю бюджетных средств – ФБУ «Канская воспитательная колония»), а руководителю указанного федерального бюджетного учреждения как участнику трудовых отношений, ответственному в силу статей 130, 142 Трудового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работникам.
При таких обстоятельствах пункты 4, 5, 6 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23 приняты ответчиком с превышением полномочий органа финансово-бюджетного надзора.
Законность оспариваемого представления в части пунктов 8, 12, 13 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23, по мнению суда, ответчиком доказана исходя их следующего.
В соответствии с пунктом 5.1.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 197 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н на счете 0 302 00000 учитываются расчеты учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также начисление и выплата сумм заработной платы, денежного довольствия и стипендий, а также оплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Согласно пункту 215 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н на счете 0 304 00000 учитываются расчеты между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), по поступлению и выбытию бюджетных нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними, в том числе расчеты по централизованному снабжению, изложенному в части IV настоящей Инструкции, а также расчеты по средствам от приносящей доход деятельности между головным учреждением и обособленными подразделениями в части операций по централизации и распределению денежных средств.
Материалами дела установлено, что в нарушение пунктов 197, 215, 216, 264-271 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н, экономистом по финансовой работе ФИО4 расчеты по счету 0 304 04000 «Внутриведомственные расчеты» отнесены на счет 0 302 00000 «Расчеты по принятым обязательствам». Содержание данных записей не предусмотрено частью 1 «Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении» приложение № 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н.
Вследствие чего, в нарушение пункта 3 статьи 1, пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 80 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов российской Федерации от 13.11.2008 № 128н, начальником ФИО3 и главным бухгалтером ФИО5 завышены данные строк 541 «Увеличение прочей задолженности», 542 «Уменьшение прочей задолженности» по ф. 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» на 01.01.2010 и искажена бухгалтерская отчетность за 2009 год за счет средств федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного, пункт 8 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23 является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», предусмотрено, что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Согласно пункту 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691, право распоряжения объектами федеральной собственности принадлежит Росимуществу.
Как следует из материалов дела, федеральное бюджетное учреждение «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» на праве постоянного бессрочного пользования занимает земельный участок, находящийся по адресу: <...>, площадью 61613,93 кв.м. кадастровой стоимостью 43 529 009,2664 рублей (стоимость 1 кв.м. - 706,48 руб.).
Право на земельный участок, находящийся в пользовании учреждения, зарегистрировано в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При проведении осмотра земельного участка, находящегося в пользовании федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», установлено наличие несанкционированной постройки на участке, комиссией учреждения составлен Акт осмотра земельного участка от 28.01.2010.
Согласно акту на части земельного участка расположено кирпичное здание, числящееся на балансе ФБУ ИЗ-24/5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, имеется выгон, огороженный забором, где содержится свинопоголовье ФБУ ИЗ-24 5 ГУФСИН. Комиссией учреждения установлена общая площадь земельного участка, занимаемого ФБУ ИЗ-24/5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, - 397,67 кв.м., кадастровой стоимостью 280 945,90 руб.
Земельный участок площадью 397,67 кв.м., осмотренный в ходе проверки Территориальным управлением Росфиннадзора в Красноярском крае, является частью земельного участка обшей площадью 61 613,93 кв.м., расположенного по адресу: <...>, переданного в постоянное (бессрочное) пользование федеральному бюджетному учреждению «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», являющегося федеральной собственностью из земель поселений.
В период ревизии представлены договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком обшей площадью 400,00 кв.м., кадастровой стоимостью 280 945,9 руб. от 19.12.2008, от 20.11.2009, подписанные исполняющим обязанности начальника федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» ФИО6 и начальником ФБУ ИЗ-24/5 ГУФСИН России по Красноярскому краю С.В. Бида сроком на 11 месяцев.
Распоряжение спорным земельным участком, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», а именно передача в безвозмездное пользование ФБУ ИЗ-24/5 ГУФСИН России по Красноярскому краю противоречит действующему законодательству.
В связи с этим, спорный земельный участок был передан в безвозмездное (срочное) пользование ФБУ ИЗ-24/5 ГУФСИН России по Красноярскому краю неправомерно.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.10.2005 № 1600-Р, руководствуясь Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 01.02.2005 № 37, постановлением администрации города Канска от 18.05.2006 № 831 земельный участок, расположенный по адресу: <...>, передан федеральному бюджетному учреждению «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» в целях размещения Канской воспитательной колонии.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральным бюджетным учреждением «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» участок, расположенный по адресу: <...>, использован не в соответствии с его целевым назначением и целями деятельности учреждения, а предоставлен в пользование стороннему юридическому лицу без заключения договоров и получения платы за пользование земельным участком.
На основании изложенного, требования заявителя о признании недействительным пункта 12 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23 не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н на забалансовых счетах учреждения учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованные основные средства; нефинансовые активы, полученные с правом безвозмездного пользования, поступившие на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам и т.п.); материальные ценности, учет которых согласно настоящей Инструкции предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 3000 включительно, введенные в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению (централизованным поставкам), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам (государственным (муниципальным) контрактам) с заказчиками, экспериментальные устройства, иные активы), расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные о проведенных операциях, необходимые для раскрытия сведений об исполнении бюджета в бюджетной отчетности.
На забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании» учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование.
Как следует из материалов дела, в период ревизии на основании распоряжения начальника ФИО7 от 06.01.2010 №8-р комиссией учреждения проведен осмотр объектов недвижимости, числящихся в учете учреждения на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании» на сумму 40 914 211,00 руб.: нежилого здания «Дом культуры» на 800 мест, жилых помещений (19 квартир), находящихся по адресу: Красноярский край, г. Канск, мкр. Солнечный.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.06.2009 №07-660р «О закреплении недвижимого имущества за федеральным бюджетным учреждением «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», за учреждением на праве оперативного управления были закреплены объекты недвижимого имущества, являющиеся объектами государственной казны Российской Федерации: квартиры, расположенные по адресу: Красноярский край, г. Канск, мкр. Солнечный, а также «Дом культуры», находящийся по адресу: Красноярский край, г. Канск, мкр. Солнечный. Пунктом 2 указанного распоряжения предусмотрена обязанность федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», в установленном порядке в месячный срок с момента издания распоряжения принять по передаточному акту указанное выше имущество, обеспечить проведение технической инвентаризации и государственной регистрации права оперативного управления данного недвижимого имущества. Распоряжением от 10.12.2009 №07-421р в распоряжение от 16.06.2009 №07-660р внесены изменения, согласно которым общее число передаваемых квартир составило 19 единиц.
Во исполнение распоряжения от 16.06.2009 №07-660р Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по передаточному акту oт 16.06.2009 федеральному бюджетному учреждению «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю»передано недвижимое имущество: квартиры (21) и «Дом культуры на 800 мест», расположенные по адресу: Красноярский край, г. Канск, мкр. Солнечный.
Общая стоимость помещений согласно техническим паспортам составляет 40 914 211,00 руб.
Согласно бухгалтерской справке к документу «Поступление основных средств» № 53 за 31.12.2009, данное недвижимое имущество было отражено на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании».
Таким образом, полученные по передаточному акту от 16.06.2009 помещения в оперативное управление должны были быть отражены на балансовом счета 01 «Основные средства», на котором согласно пункту 16 Инструкции 148н отражаются объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (часть 1).
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (часть 2).
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости (часть 3).
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Таким образом, федеральным бюджетным учреждением «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» в нарушение статьи 1, части 5 статьи 8, части 1 статьи 9, частей 1, 2 статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пункта 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н, несвоевременно и неправильно отражена на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании» хозяйственная операция по получению объектов недвижимости федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, не обеспечена достоверность данных бюджетного учета первичным документам, не обеспечена достоверность данных бюджетного отчета учреждения на 01.01.2010 и искажена бухгалтерская отчетность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае законности пункта 13 раздела I части III представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление федерального бюджетного учреждения «Канская воспитательная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» удовлетворить частично.
Признать недействительными пункты 4, 5, 6 части III «Иные финансовые, нефинансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов (в том числе нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности и др.) раздела I «Нарушение в использовании средств федерального бюджета/государственных внебюджетных фондов» представления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.03.2010 № 14-14-23.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Раздобреева И.А.