АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2018 года
Дело № А33-5842/2018
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛидерЛесПром" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Агентству труда и занятости Красноярского края;
к УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю
об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017,
о взыскании судебных расходов в размере 50 000 рублей,
при участии:
от ответчика - Агентства труда и занятости Красноярского края: ФИО1, на основании доверенности от 14.08.2018 № 93-2479-ВН;
от ответчика - УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю: ФИО2 на основании доверенности от 22.06.2017 № 72,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Селивановой, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛидерЛесПром" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Агентству труда и занятости Красноярского края; к УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017, о взыскании судебных расходов в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В Агентство труда и занятости Красноярского края поступил запрос от Управления по миграции МВД России по Красноярскому краю о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников от 14.11.2017 № 439.
Из вышеуказанного запроса следует, что ООО «ЛидерЛесПром» планирует привлечь иностранного работника на должность генерального директора с 13.12.2017 до 12.12.2018.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Порядка Агентством направлен запрос в КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» от 14.11.2017 № 439 о подготовке предложений о привлечении и об использовании иностранных работников ООО «ЛидерЛесПром».
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка КГКУ «ЦЗН г. Красноярска», рассмотрев запрос Агентства, представило предложения о привлечении и об использовании иностранных работников от 21.11.2017 № 439 (далее Предложение).
Из предложения КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» следует, что ООО «ЛидерЛесПром зарегистрировано в регистре получателей государственных услуг». Вакансия «генеральный директор предприятия» со стажем работы от 5-лет была заявлена 28.08.2017, снята 23.10.2017 по причине «вакансия заполнена».
ООО «ЛидерЛесПром» 28.08.2017 сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), содержащих информацию о вакансии «генеральный директор предприятия» представило с использованием Интерактивного портала Агентства в соответствии с п. 2.6.8 Административного регламента предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края и краевыми государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Красноярского края, утвержденного приказом Агентства от 09.09.2015 № 93-224 (далее - Административный регламент).
Указанная вакансия снята 23.10.2017 после получения от работодателя в телефонном режиме сведений о самостоятельном замещении соответствующей вакантной должности на основании пп. 2 п. 2.3.2 Административного регламента.
В связи с этим, КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» было направлено в Агентство предложение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников ООО «ЛидерЛесПром» по специальности «генеральный директор предприятия».
В соответствии с пунктом 8 Порядка Агентством было вынесено заключение от 23.11.2017 № 439, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников в связи с отсутствием в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест, по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
На основании указанного заключения УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю вынесено решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017.
Полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В пункте 3 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ определено, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) и пунктом 3.13. Положения об агентстве труда и занятости населения Красноярского края", утвержденного постановлением Постановление Правительства Красноярского края от 15.07.2010 N 387-п, к компетенции агентства относится выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Приказом ФИО3 от 24.10.2014 №795н утвержден порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников (далее - Порядок).
Настоящий порядок устанавливает правила оформления и выдачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), заключений о привлечении и об использовании иностранных работников.
Пунктом 2 Порядка установлено, что заключение выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании запроса Федеральной миграционной службы или ее территориального органа о выдаче заключения.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Порядка орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса о выдаче заключения, содержащего данные, позволяющие идентифицировать работодателя, заказчика работ (услуг) в регистре получателей услуг, и по результатам сверки, проведенной в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центр занятости населения).
Пунктом 4 Порядка установлено, что центр занятости населения в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления запроса о подготовке предложений, предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Порядка, направляет в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о привлечении и об использовании иностранных работников, образец которых предусмотрен приложением № 3 к Порядку.
Пунктом 5 Порядка установлено, что подготовка предложений о привлечении и об использовании иностранных работников осуществляется на основании обобщения и анализа:
центром занятости населения, в который работодатель, заказчик работ (услуг) подавал сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест:
данных о фактах и сроках подачи работодателем, заказчиком работ (услуг) сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, на которые предполагается привлечение иностранных работников;
соответствия заявленных ранее сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям и потребности в привлечении и использовании иностранных работников;
сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;
сведений о направлении к работодателю, заказчику работ (услуг) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в соответствии с поданными сведениями о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям;
сведений о ходе замещения свободных рабочих мест, результатах собеседования граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, с работодателем, заказчиком работ (услуг) о трудоустройстве на свободные рабочие места, причинах отказа в приеме на работу, причинах, по которым кандидатуры были отклонены;
сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;
данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на закрепленной за центром занятости населения территории субъекта Российской Федерации;
сведений, содержащихся в регистре получателей услуг, о рабочих местах, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) представлял заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на текущий год;
иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников.
В соответствии с пунктом 7 Порядка в течение десяти рабочих дней с момента поступления запроса о выдаче заключения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений о привлечении и об использовании иностранных работников, поступивших от центров занятости населения, или на основании самостоятельно проведенного анализа информации, указанной в пункте 5 Порядка, осуществляет подготовку заключения, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Порядку, с учетом указанных в пункте 8 Порядка случаев принятия решения о целесообразности или нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
Пунктом 8 Порядка установлено, что заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях:
- отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест, по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- если срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения;
- наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан);
- наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в приеме на работу российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки, включая проживающих в другой местности;
- наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в привлечении на работу российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;
- отсутствия в перечне профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников на очередной год, утвержденном в установленном порядке, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, кроме случаев, когда привлекаются иностранные работники, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются;
- наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Агентство труда и занятости Красноярского края поступил запрос от Управления по миграции МВД России по Красноярскому краю о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников от 14.11.2017 № 439.
Из вышеуказанного запроса следует, что ООО «ЛидерЛесПром» планирует привлечь иностранного работника на должность генерального директора с 13.12.2017 до 12.12.2018.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Порядка Агентством направлен запрос в КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» от 14.11.2017 № 439 о подготовке предложений о привлечении и об использовании иностранных работников ООО «ЛидерЛесПром».
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 103 2-1 «О занятости населения в РФ» (далее - Закон о занятости) работодатели обязаны ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - Информация).
В соответствии с п. 2.1 Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в краевые государственные учреждения службы занятости населения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 544-п (далее - Порядок), работодатели представляют информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (по своему выбору) в центры занятости населения по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для индивидуальных предпринимателей и иных субъектов, наделенных правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами), либо по месту фактического нахождения рабочих мест, для трудоустройства на которые привлекаются трудовые ресурсы, ежемесячно не позднее трех рабочих дней со дня появления свободного рабочего места либо вакантной должности по форме согласно приложению № 11 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.02.2015 № 125н.
Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - Информация), представляется работодателем в центр занятости населения лично или направляется почтовой связью, с использованием факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», государственной информационной системы «Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Красноярского края», с подтверждением усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Кроме того, подпунктом 2 пункта 2.3.2 Административного регламента предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края и краевыми государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Красноярского края, утвержденным приказом агентства труда и занятости населения Красноярского края от 09.09.2015 № 93-224, результатом предоставления государственной услуги для работодателя является прекращение предоставления государственной услуги в связи с замещением соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей) по направлению центра занятости населения либо после получения от работодателя сведений о самостоятельном замещении соответствующих свободных рабочих мест (вакантных должностей), либо в связи с отказом работодателя от посредничества центра занятости населения.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка КГКУ «ЦЗН г. Красноярска», рассмотрев запрос Агентства, представило предложения о привлечении и об использовании иностранных работников от 21.11.2017 № 439 (далее Предложение).
Из предложения КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» следует, что ООО «ЛидерЛесПром зарегистрировано в регистре получателей государственных услуг». Вакансия «генеральный директор предприятия» со стажем работы от 5-лет была заявлена 28.08.2017, снята 23.10.2017 по причине «вакансия заполнена».
ООО «ЛидерЛесПром» 28.08.2017 сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), содержащих информацию о вакансии «генеральный директор предприятия» представило с использованием Интерактивного портала Агентства в соответствии с п. 2.6.8 Административного регламента предоставления агентством труда и занятости населения Красноярского края и краевыми государственными учреждениями службы занятости населения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Красноярского края, утвержденного приказом Агентства от 09.09.2015 № 93-224.
Указанная вакансия снята 23.10.2017 после получения от работодателя в телефонном режиме сведений о самостоятельном замещении соответствующей вакантной должности на основании пп. 2 п. 2.3.2 Административного регламента.
В связи с этим, КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» обоснованно было направлено в Агентство предложение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников ООО «ЛидерЛесПром» по специальности «генеральный директор предприятия».
На основании вышеизложенного, Агентством правомерно вынесено заключение от 23.11.2017 № 439, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников в связи с отсутствием в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест, по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В соответствии с п. 67.1 приказа ФМС России от 30.10.2014 № 589 «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (утратил силу 04.02.2018) (в новом регламенте аналогичные положения содержатся в пункте 87.1) основанием для отказа в выдаче, разрешения на привлечение и использование иностранных работников является поступление из органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
Таким образом, решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017, вынесенное УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю на основании вышеуказанного заключения является законным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Довод заявителя о том, что 23.10.2017 обществом вакансия не снималась, судом отклонен как неподтвержденный. Ответчики представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие об осуществлении соответствующего телефонного звонка в указанную дату. Заявитель, в свою очередь, не опроверг отсутствие соответствующего телефонного сообщения. Кроме того, суд также учитывает неисполнение заявителем обязанности по ежемесячному подтверждению сведений об актуальности имеющейся вакансии.
На основании вышеизложенного, заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛидерЛесПром" об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников от 04.12.2017 не подлежит удовлетворению.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано полностью, требование общества о возмещении судебных расходов также не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 3000 рублей и с учетом результата рассмотрения дела подлежат отнесению на заявителя.
Заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением государственная пошлина оплачена в размере 6000 руб., в связи с чем обществу с ограниченной ответственностью «ЛидерЛесПром» из федерального бюджета подлежит возврату 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 01.03.2018 № 51.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ЛидерЛесПром» отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЛидерЛесПром» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 01.03.2018 № 51.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж