ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-5901/11 от 15.06.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  15 июня 2011 года

Дело № А33-5901/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2011.

В полном объеме решение изготовлено 16.06.2011.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Ленинского района г.Красноярска

к обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ампир» (ИНН <***> , ОГРН <***> )

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя на основании служебного удостоверения,

от ответчика: ФИО2, представителя на основании приказа №1к от 11.08.2010,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ампир» (далее – ООО «Ампир») о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление принято к производству суда. Определением от 24.05.2011 возбуждено производство по делу.

Заявитель, в судебном заседании требования поддержал по основания, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования прокурора не признает на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Ампир» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Министерством здравоохранения Красноярского края ООО «Ампир» выдана лицензия №ЛО-24-02-000117 от 24.11.2008 на осуществление фармацевтической деятельности по адресу: <...>, сроком действия до 24.11.2013.

06.04.2011 прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере закупки и оборота лекарственных средств, лицензионных требований и условий ООО «Ампир» в аптеке, расположенной по адресу: <...>.

В ходе проверки 06.04.2011 выявлены нарушения по минимальному ассортименту лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 №805н, выразившиеся в отсутствии следующих препаратов: ампициллин в капсулах; гидрокортизон - крем для наружного применения; дексаметазон - мазь для наружного применения; изосорбид в капсулах интерферон альфа – 2; лиофилизат для приготовления супсензии для приема внутрь; интерферон гамма, лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения; котримоксазол, супсензия для приема внутрь.

Также выявлены нарушены условия хранения лекарственных препаратов, предусмотренные пунктом 26 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», статьей 58 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 №706н, выразившиеся в ненадлежащем хранении следующих препаратов, которые хранятся при искусственном освещении на открытых стеллажах, тогда как в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства на них не должен попадать прямой искусственный свет: отирелакс, капли ушные, 15 мл., штук -1; витамин Е, 200мг, 30 капсул, штук -2; кандибиотик, капли ушные, 5 мл, штук – 3; бронхолитин, противокашлевое средство комбинированное, 125 г., штук – 1; ранисан, ранитидин, 150 мг, 20 таблеток покрытых пленочной оболочкой; нормакс, капли глазные и ушные 0,3 %, 5 мл., 1 штука; газолин, 0,05 мл.

Выявлены нарушения температурного режима, установленного пунктом 32 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 №706н: в помещении при температуре +21 градус, тогда как следует хранить от +8 до +15 градусов, хранятся следующие препараты: экстрат валерианы 0,02 г., - 38 упаковок, в каждой 10 таблеток, серия №000113; ФИО3, упаковка по 10 таблеток 0,05 г., - 49 упаковок, серия №421110; ФИО4, упаковка по 10 таблеток, 15 упаковок; коделак фито, элексир, 100 мл, серия №18112010, 2 упаковки; вода чемеричная, 40 мл, раствор для наружного применения, - 2 упаковки; бриллиантовый зеленый, раствор для наружного применения спиртовой 10 мл, серия №90710, 20 штук; нитросорбид, 50 таблеток по 10 мг, серия №ЛС-000272, 1 штука.

Прокурором Ленинского района г.Красноярска 11.04.2011вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении ООО «Ампир».

В связи с выявлением указанных выше обстоятельств, прокурор Ленинского района г.Красноярска обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Ампир» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно статье 24.6 КоАП РФ генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее - Закон), прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 названного Закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В силу статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26, 20.28 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ампир» от 11.04.2011 вынесено заместителем прокурором Ленинского района г.Красноярска Короткова Е.В. в пределах представленных полномочий.

Материалами дела подтверждается соблюдение заместителем прокурора процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьями 26.4, 28.2, 28.5, 28.7 КоАП РФ, постановление вынесено в присутствии законного представителя юридического лица – руководителя ООО «Ампир» ФИО2 при наличии данных, подтверждающих надлежащее извещение законного представителя юридического лица о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона Российской Федерации «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 12.04.2010 фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.

Согласно статье 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

Пунктом 8 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» от 22.06.2008 № 86-ФЗ установлено, что аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312.

Согласно пункту 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О лекарственных средствах» аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» порядок отпуска лекарственных средств определяется и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Согласно части 3 пункта 2.12. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 785 от 14.12.05 рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Системное толкование пунктов 4 и 8 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», части 3 пункта 2.12. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 785 от 14.12.05 позволяет сделать вывод, что обязанность аптечного учреждения «обеспечить» минимальный ассортиментный перечень, означает обязанность снабжения граждан лекарственными средствами, входящими в указанный перечень в порядке, определенном законодательством, в частности в 5-дневный срок с момента его обращения в аптечную организацию (по препаратам рецептурного отпуска).

Согласно пункту 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 26 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706н,  лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.).

В соответствии с пунктом 32 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706н, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г.Красноярска в вину ООО «Ампир» вменяется нарушение, выразившееся в отсутствии входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи лекарственных препаратов (мпициллин в капсулах; гидрокортизон - крем для наружного применения; дексаметазон, изосорбид, интерферон альфа – 2; лиофилизат, интерферон гамма, лиофилизат, котримоксазол); в ненадлежащем хранении препаратов (отирелакс, витамин Е, кандибиотик, бронхолитин, ранисан, ранитидин, нормакс, газолин), на которые попадал прямой искусственный свет: в хранении лекарственных препаратов (экстрат валерианы, мукалтин, пектусин, коделак фито, вода чемеричная, бриллиантовый зеленый раствор, нитросорбид) в помещении при температуре +21 градусов.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (актом проверки от 05.04.2011; постановлением прокурора от 11.04.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки от 13.04.2011; объяснением от 08.04.2011; копией лицензии на осуществление фармацевтической деятельности) и образуют в действиях общества состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из отзыва следует, что необеспечение минимального ассортимента лекарственных средств произошло вследствие отсутствия необходимых препаратов у оптовых поставщиков, хранение лекарственных препаратов допускается при искусственном освещении с использованием подсветки в торговом оборудовании со светоотражающей пленкой; лекарственные средства: экстрат валерианы, мукалтин, пектусин, коделак фито, вода чемеричная, бриллиантовый зеленый раствор, нитросорбид на момент проверки получены от поставщика и не были еще оприходованы, поэтому лежали на столе-разборке в материальной комнате.

Судом не принимаются доводы ответчика.

Правонарушение установлено заместителем прокурора 06.04.2011, что подтверждается актом проверки ООО «Ампир». Представленные ответы от оптовых поставщиков (ЗАО «Катрен», ЗАО «РОСТА», ЗАО «СИА ИНТЕРШЕЙШНЛ-КРАСНОЯРСК», ООО «ФИО5», ЗАО «Центр внедрения «ПРОТЕК») об отсутствии необходимых лекарственных препаратов датированы 14.04.2011, 20.04.2011, 04.05.2011, 18.04.2011.

Следовательно, общество обратилось с соответствующими запросами уже после проведения проверки административным органом и обнаружения факта отсутствия лекарственных препаратов, входящий в минимальный обязательный ассортимент.

К доводу ООО «Ампир» о наличии в торговом оборудовании светоотражающей пленки, суд относится критически, поскольку материалами дела (актом проверки от 06.04.2011, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.04.2011) не установлено данного обстоятельства. При проведении проверки 06.04.2011 заведующей аптекой и при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 11.04.2011 директором ООО «Ампир» ФИО2 указано о согласии с выявленными нарушениями, замечаний и пояснений не было представлено. Доказательств того, что в момент проверки в торговом оборудовании использовалась светоотражающая пленка, препятствующая попаданию на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света, в материалы дела не представлено, об их наличии при проверке не заявлено.

Доказательств того, что в момент проверки провизором осуществлялся прием лекарственные препараты к учету, суду не представлено, об этом обстоятельстве не было заявлено ни при проведении проверки, ни при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Сам по себе счет-фактура от 06.04.2011 не доказывает факта хранения лекарственных препаратов надлежащим образом и перемещение их в помещении с соответствующим температурным режимом в день поступления в аптеку.

При таких обстоятельствах, действия ООО «Ампир» по невыполнению лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, содержат признаки объективной стороны и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрены частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от индивидуального предпринимателя.

ООО «Ампир» не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о фармацевтической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Смягчающим обстоятельством по настоящему делу суд признает раскаяние в судебном заседании лица, привлекаемого к административной ответственности, и принятие срочных мер к устранению выявленных нарушений.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено, поэтому арбитражный суд считает возможным назначить ООО «Ампир» административный штраф в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере. Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих назначению предупреждения как вида наказания, предусмотренного статьей 3.4 КоАП РФ, суду не представлено.

Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

При этом, вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 КоАП РФ, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест.

Из материалов дела следует, что изъятие вещей и документов в ходе проведения проверки 06.04.2011 административным органом не производилось.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью ««Производственно-коммерческая фирма «Ампир» (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Крицкая И.П.