ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-6158/2021 от 08.06.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2021 года

Дело № А33-6158/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  08 июня  2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Покровские ворота" (ИНН 2464236546, ОГРН 1112468048648)

к Министерству строительства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта  общего имущества  в многоквартирном доме

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

о признании недействительным решения,

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителя ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

представителя третьего лица: ФИО3, действующей на основании доверенности, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Покровские ворота" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству строительства Красноярского края, Комиссии по установлению необходимости  проведения капитального ремонта  общего имущества  в многоквартирном доме(далее – ответчики) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

- признать незаконным с момента принятия приказ от 09.12.2020 №383-О Министерства строительства Красноярского края в части отсутствия необходимости проведения капитального ремонта дома №18 «А» по ул. Кольцевая системы энергоснабжения; дома 24 «А» по ул. Кольцевая систем теплоснабжения, водоснабжения и холодного водоснабжения,

- обязать Министерство строительства Красноярского края осуществить разработку и утверждение в Правительстве Красноярского края проекта изменений плана капитального ремонта многоквартирных домов отношении многоквартирных домов № 18 «А» в части ремонта системы энергоснабжения; дома 24 «А» в части сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, не позднее 2023 года.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Представитель третьего лица в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащим удовлетворению, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Суд заслушал объяснения представителей лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, по поводу заявленных требований и возражений на них.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Покровские ворота» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Общество осуществляет управление многоквартирными домами №№ 18 «А», 24 «А»  по ул. Кольцевая в г. Красноярске на основании договоров управления многоквартирным домом от 17.04.2020 № 1/18а-ПВ, от 14.12.2020 № ПВ-24А.

Пунктом 2.1 указанных договоров управления предусмотрено, что целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2.2 указанных договоров ООО УК «Покровские ворота» осуществляет выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.

Пунктом 3.1.3 указанных договоров установлено, что к обязанностям ООО УК «Покровские ворота» относится выполнение работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии к тому оснований, предусмотренных действующим законодательством. Проведение работ по текущему ремонту, являющимися неотложными и обязательными, осуществляющие при наличии накопленных и достаточных для финансирования проведения ремонта средств, направленного в целях предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Многоквартирные дома №18а и 24а по ул. Кольцевая в г. Красноярске формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Актами осмотра в 2020 году управляющей компанией установлено неудовлетворительное состояние инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в
г. Красноярске и неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей тепловых сетей и сетей горячего и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в г. Красноярске.

Согласно Техническому заключению ООО «Фундамент» (шифр 1827-20-ТЗ) установлена необходимость проведения капитального ремонта системы теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в срок не позднее 2023 года. Обоснование срочности ремонта, необходимости его проведения в срок до 2023 года в заключении не приведено. Техническое состояние системы теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения оценено как ограниченно-работоспособное.

Согласно Техническому заключению ООО «Фундамент» (шифр 1828-20-ТЗ) установлена необходимость проведения капитального ремонта системы электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в срок не позднее 2023 года. Обоснование срочности ремонта, необходимости его проведения в срок до 2023 года в заключении не приведено. Техническое состояние системы электроснабжения дома оценено как ограниченно-работоспособное.

В целях внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в отношении многоквартирных домов № 18А, 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске в части сроков проведения капитального ремонта, ООО УК «Покровские ворота» обратилось в адрес Министерства строительства Красноярского края (вх. от 28.10.2020 и 29.10.2020). Письмами Министерства от 09.11.2020 № 82-5267/12 и № 82-5266/12 заявления общества возвращены.

20.11.2020 ООО УК «Покровские ворота» повторно обратилось в Министерство строительства Красноярского края (вх. от 20.11.2020 № 82-8190 и № 82-8191) с заявлением о внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в отношении многоквартирных домов № 18А, 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске в части сроков проведения капитального ремонта:

- инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в г. Красноярске;

- инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске.

25.12.2020 в адрес ООО УК «Покровские ворота» поступило письмо Министерства строительства Красноярского края от 11.12.2020 № 82-5939/12. Указанным письмом в адрес управляющей организации возвращены заявления и приложения к ним, представлена выписка из протокола заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Красноярского края от 04.12.2020 № 4, согласно которой установлено отсутствие необходимости проведения капитального ремонта инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в
г. Красноярске, инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в
г. Красноярске в рамках краткосрочного плана на период 2020-2022 годов.

На основании протокола заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Красноярского края от 04.12.2020 Министерством строительства Красноярского края издан приказ от 09.12.2020 №383-О, которым установлено отсутствие необходимости проведения капитального ремонта инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в
г. Красноярске, инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в
г. Красноярске в рамках краткосрочного плана на период 2020-2022 годов.

Полагая, что данный ненормативный акт, а также бездействие ответчиков противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу части 1 статьи 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» с 06.08.2014 из компетенции арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П, предметом судебной проверки в процедуре, установленной для оспаривания нормативных правовых актов, с учетом отдельных особенностей может являться акт, который: издан органом публичной власти, иным органом или организацией, наделенными государственными властными полномочиями; является обязательным для подведомственных органов (организаций, учреждений), которые в силу ведомственной субординации должны применять в своей деятельности разъясняемое нормативное положение исключительно в соответствии со смыслом, придаваемым вышестоящим органом, организацией; не носит индивидуального характера, то есть содержащиеся в нем разъяснения не связаны с применением законодательства в отношении определенных лиц в конкретных случаях.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Согласно подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества, в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.

В части 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрены случаи принятия нормативных правовых актов органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе: - установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД; - порядок проведения мониторинга технического состояния МКД; - создание регионального оператора, формирование его имущества; решается вопрос о формировании его имущества; - установление порядка подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в МКД, а также требования к этим программам и др.

Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе, в статье 167 ЖК РФ указал перечень вопросов по принятию государственными органами субъекта именно нормативных правовых актов.

Из анализа вышеназванных норм права, а также части 7 статьи 168 ЖК РФ суд приходи к выводу, что  утверждение краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта (но не порядок их утверждения), а равно рассмотрение вопросов с формированием и изменением таких краткосрочных планов, а тем более принятие решений по вопросам определением наличия либо отсутствия оснований для внесения конкретных объектов в такие краткосрочные планы, соответствие таких объектов определенных нормативно критериям,  не относится к числу случаев принятия субъектом РФ именно нормативного акта.

С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ от 09.12.2020 №383-О об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта в рамках краткосрочного плана на период 2020-2022 год,  является ненормативным актом, правоприменительным (распорядительным) документом органа исполнительной власти, подлежащим обжалованию по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 названной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок; право установления этих причин и их оценка принадлежит суду.

В соответствии с частью 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

Согласно части 2 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

На основании части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 N 271-О-О, положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного ее применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.

В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, пропущенный трехмесячный срок для подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии уважительных причин для пропуска указанного срока. Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не определен перечень уважительных причин для восстановления пропущенного срока, поэтому установление наличия уважительных причин и их правовая оценка является прерогативой суда. Квалификация тех или иных обстоятельств в качестве уважительных причин пропуска установленных сроков осуществляется, в том числе исходя из установленных по делу фактических обстоятельств дела. При этом пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов настоящего дела, оспариваемое решение оформлено приказом Министерства строительства Красноярского края от 09.12.2020, опубликовано в установленном Постановлением Правительства Красноярского края для рассмотрения вопросов необходимости капитального ремонта и ЖК РФ для краткосрочных планов  порядке на сайте Министерства 09.12.2020, при этом принято по результатам рассмотрения обращения заявителя, уведомленного о дате рассмотрения такого обращения Комиссией Министерства.

С учетом изложенного, суд приходи к выводу, что не смотря на отсутствие при рассмотрении своего обращения Комиссией Министерства, тем не менее будучи уведомленным о дате такого рассмотрения и нормативно установленном порядке оформления и опубликования принятых решений, заявитель не позднее дня официального опубликования в установленном порядке оспариваемого приказа – 09.12.2020 был уведомлен о его содержании.

 Вместе с тем, с рассматриваемым заявлением ООО УК Покровские ворота обратилось только 12.03.2021, т.е. с пропуском трехмесячного срока обжалования принятого решения. Ходатайство о восстановлении срока не заявлено, уважительных причин пропуска срока обжалования при обращении не указано. В судебном заседании 08.06.2021 представитель заявителя пояснений по вопросу суда о причинах пропуска срока не представил.

С учетом позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.11.2007 N 8673/07, суд приходит к выводу, что пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ходатайства о его восстановлении и уважительных причин пропуска, срока служит достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Кроме того, доводы о несоответствии действующему законодательству принятого решения и отказа во внесении в краткосрочный план двух указанных в обращении заявителя многоквартирных жилых домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Красноярского края (изменении и сокращении запланированных сроков проведения капитального ремонта общего имущества находящихся в управлении заявителя домов), суд также полагает не обоснованными, исходя из следующего.

Согласно части 5 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии со статьей 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1). Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3).

В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ.

Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Пунктом 7.1 статьи 168 ЖК РФ установлено, что краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 ЖК РФ;

2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 ЖК РФ, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Исходя из части 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

Согласно части 4.2 статьи 170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены боле ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

При этом согласно части 1статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Порядок разработки и утверждения региональной программы, требования к региональной программе капитального ремонта, а также порядок ее актуализации определен статьями 11, 11.1 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» (далее – Закон № 4-1451).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 4-1451 региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.

Согласно части 2 статьи 11.1 Закона № 4-1451 изменения в региональную программу капитального ремонта разрабатываются на основании решений, принятых органом исполнительной власти края, уполномоченным Правительством Красноярского края, в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждены приказом Минстроя России от 09.12.2020 № 758/пр.

В соответствии со статьей 13 Закона № 4-1451 определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта осуществляется исходя из следующих критериев:

год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;

дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома;

степень износа конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома.

Методика применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в целях формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта установлена постановлением Правительства Красноярского края  от 20.12.2013 № 676-п.

Согласно указанным методическим рекомендациям и методике края при принятии решения о внесении изменений в региональную программу оценивается не необходимость проведения ремонта в конкретном многоквартирном доме, а совокупность критериев, среди которых непосредственно необходимость выполнения работ не является основополагающей, так как программа актуализируется в целом на весь период ее реализации (30 лет).

Разработка министерством краткосрочных планов реализации региональной программы, в свою очередь, осуществляется на основе краткосрочных планов, утвержденных органами местного самоуправления, в соответствии с требованиями порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п.

Установленный пунктом 13 указанного постановления Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п порядок включения многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах, в краткосрочный план, не может быть применен в рассматриваемом споре, поскольку многоквартирные дома №18а и 24а по ул. Кольцевая в г. Красноярске не формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах.

В соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п формирование краткосрочного плана в отношении многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, осуществляется в следующем порядке:

Региональным оператором определяется лимит финансовых средств на очередной год (под очередным годом понимается год проведения капитального ремонта в пределах трехлетнего периода, на который определяется лимит средств) по счету регионального оператора по муниципальному району, или муниципальному округу, или городскому округу, или городскому поселению, или сельскому поселению (далее - муниципальное образование) по формуле:

где:

Ло.г. - лимит финансовых средств на очередной год по счету регионального оператора по муниципальному образованию, руб.;

Во.г. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества на очередной год в соответствующем многоквартирном доме, руб./кв. м;

Sмкдi - общая площадь жилых и нежилых помещений в i-м многоквартирном доме, кв. м;

Мо.г. - количество месяцев очередного года, в течение которых собственникам будет начисляться взнос на капитальный ремонт, мес.;

Кс - коэффициент сбора (устанавливается в размере, равном уровню сбора взносов на капитальный ремонт и пени за несвоевременную оплату за предыдущий год в целом по муниципальному образованию по счету регионального оператора), %;

Кф1 - коэффициент, предусмотренный статьей 26 Закона № 4-1451 (Кф1 = 0,9);

Кф2 - коэффициент, увеличивающий объем средств за счет взносов на капитальный ремонт, собранных в 2017 году (применяется при расчете лимита финансовых средств на 2018 год) (Кф2 = 1,1923);

Бо.г. - средства государственной или муниципальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 191 ЖК РФ по муниципальному образованию в очередном году, руб.;

n - количество многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования, формирующих фонды капитального ремонта на общем счете регионального оператора в очередном году, ед.;

Нс - неиспользованные средства прошлых лет (показатель не применяется при определении лимита на 2018 год), руб.

Размер неиспользованных средств прошлых лет определяется региональным оператором по формуле:

где:

Нс - неиспользованные средства прошлых лет, руб.;

Фп.г. - объем средств на счете регионального оператора, оплаченный собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, по состоянию на 1 января текущего года (под текущем годом понимается год, в котором формируется краткосрочный план), руб.;

Лп.г. - стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, предусмотренная краткосрочными планами предыдущих лет, которые выполнены, но оплата которых не произведена, руб.;

Вт.г. - минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества на текущий год в соответствующем многоквартирном доме, руб./кв. м;

Sмкдi - общая площадь жилых и нежилых помещений в i-м многоквартирном доме, кв. м;

Мт.г. - количество месяцев текущего года, в течение которых собственникам будет начисляться взнос на капитальный ремонт, мес.;

Кс - коэффициент сбора (устанавливается в размере, равном уровню сбора взносов на капитальный ремонт и пени за несвоевременную оплату за предыдущий год в целом по муниципальному образованию по счету регионального оператора), %;

Кф1 - коэффициент, предусмотренный статьей 26 Закона № 4-1451 (Кф1 = 0,9);

Бт.г. - средства государственной или муниципальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 191 ЖК РФ по муниципальному образованию в текущем году, руб.;

n - количество многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования, формирующих фонды капитального ремонта на общем счете регионального оператора в текущем году, ед.;

Лт.г. - стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, предусмотренная краткосрочным планом на текущий год по соответствующему муниципальному образованию, руб.;

Сс - объем средств, подлежащий перечислению на специальные счета в текущем году, в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет, руб.

В соответствии с пунктами 14.3-14.7 постановления Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п многоквартирные дома, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, ранжируются региональным оператором по уровню сбора взносов на капитальный ремонт и пени за несвоевременную оплату за год, предшествующий году разработки краткосрочного плана. Для подготовки краткосрочных планов министерство до 10 февраля года, предшествующего началу трехлетнего периода, направляет органам местного самоуправления на официальные электронные адреса муниципальных образований в сети Интернет электронные образы следующей информации, представленной региональным оператором в министерство до 1 февраля лимит финансовых средств на каждый год по счету регионального оператора по муниципальному образованию и ранжированный в соответствии с пунктом 14.3 Порядка перечень многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Многоквартирные дома, имеющие наибольший уровень сбора, последовательно включаются органом местного самоуправления в краткосрочный план на очередной год трехлетнего периода до полного исчерпания лимита финансовых средств данного года по муниципальному образованию. Остаток неиспользованного лимита финансовых средств данного года по муниципальному образованию переносится на следующий год, но в пределах трехлетнего периода. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется органом местного самоуправления исходя из предельной стоимости, установленной в соответствии с частью 4 статьи 190 ЖК РФ, на очередной год. До 1 апреля второго года трехлетнего периода лимит финансовых средств по муниципальному образованию на третий год трехлетнего периода подлежит перерасчету региональным оператором по формуле 1, приведенной в пункте 14.1 Порядка, с учетом показателя «Неиспользованные средства прошлых лет».

В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п многоквартирный дом подлежит включению в краткосрочный план, утвержденный органом местного самоуправления, в случае установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме, в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2015
№ 725-п (далее – Порядок № 725). Внесение изменений в краткосрочные планы, утвержденные органами местного самоуправления, а также в краткосрочный план, утвержденный Правительством Красноярского края, производится в порядке, предусмотренном пунктами 7 - 15 Порядка № 725, с учетом особенностей, установленных пунктом 22 Порядка № 725 (пункт 21 постановления Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511-п).

Согласно части 3 статьи 11 Закона № 4-1451 для формирования региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца с даты вступления указанного Закона в силу представляют в органы местного самоуправления информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют.

Частью 4 статьи 11 Закона № 4-1451 установлено, что органы местного самоуправления обобщают поступившую информацию в установленном уполномоченным органом порядке, а также собирают информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в срок, установленный в пункте 3 указанной статьи. Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган не позднее двух месяцев с даты вступления указанного Закона в силу.

Частью 5 статьи 11 Закона № 4-1451 предусмотрено, что уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует проект региональной программы капитального ремонта.

Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края (далее – Региональная программа).

Приложением к Региональной программе определен Адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Красноярского края (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также домов, в которых имеется менее трех квартир, в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с учетом планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Адресный перечень).

Согласно Адресному перечню к перечню работ по проведению капитального ремонта относится:

ремонт крыши;

ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

ремонт сетей электроснабжения;

ремонт сетей отопления;

ремонт сетей горячего водоснабжения;

ремонт сетей холодного водоснабжения;

ремонт подвальных помещений; ремонт сетей водоотведения;

утепление и ремонт фасада;

ремонт сетей газоснабжения; ремонт фундамента.

Пунктом 9.2527 Адресного перечня определено, что по адресу: <...>, ремонт сетей горячего, холодного водоснабжения проводится в период 2032-2034 гг.

Пунктом 9.2533 Адресного перечня определено, что по адресу: <...>, ремонт сетей электроснабжения проводится в период 2026-2028 гг.

Таким образом, капитальный ремонт сетей горячего, холодного водоснабжения, а также сетей электроснабжения по вышеназванным адресам включен в Региональную программу.

В соответствии с пунктом 3.4 Региональной программы в целях реализации программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления утверждают краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации программы. Министерство строительства Красноярского края с учетом представленных органами местного самоуправления краткосрочных планов ежегодно разрабатывает краткосрочныйплан реализации программы и направляет его на утверждение Правительству Красноярского края.

Пунктом 10 статьи 16 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» установлено, что необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти края в порядке, определенном Правительством Красноярского края.

Приказом Министерства строительства Красноярского края от 23.06.2020 № 180-О создана комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и порядке ее деятельности. Приложением № 2 к приказу утверждено положение о порядке деятельности комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

20.11.2020 ООО УК «Покровские ворота» обратилось в Министерство строительства Красноярского края (вх. от 20.11.2020 № 82-8190 и № 82-8191) с заявлением о внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в отношении многоквартирных домов № 18А, 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске в части сроков проведения капитального ремонта.

- инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в г. Красноярске;

- инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске.

В обоснование необходимости внесения изменений в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края в отношении многоквартирных домов № 18А, 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске в части сроков проведения капитального ремонта обществом приложены:

- Техническое заключение ООО «Фундамент» (шифр 1827-20-ТЗ), которым установлена необходимость проведения капитального ремонта системы теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в срок не позднее 2023 года. Обоснование срочности ремонта, необходимости его проведения в срок до 2023 года в заключении не приведено. Техническое состояние системы теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения оценено как ограниченно-работоспособное;

- Техническое заключение ООО «Фундамент» (шифр 1828-20-ТЗ), которым установлена необходимость проведения капитального ремонта системы электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в срок не позднее 2023 года. Обоснование срочности ремонта, необходимости его проведения в срок до 2023 года в заключении не приведено. Техническое состояние системы электроснабжения дома оценено как ограниченно-работоспособное.

Заседание комиссии, на котором рассматривались заявления общества, назначено на 04.12.2020. ООО УК «Покровские ворота» направлялось уведомление о проведении голосования в целях установления необходимости (отсутствии необходимости) в проведении капитального ремонта по заявленным объектам. Сообщение о проведении заседания комиссии, назначенного на 04.12.2020 на 14:30, согласно представленному в материалы дела скриншоту сообщения, передано электронным письмом на адрес непосредственно ООО УК «Покровские ворота» (e-mail: pokvorota@gmail.com, указан на бланках заявителя).

Довод заявителя о неуведомлении его о проведении собрания отклоняется судом как опровергнутый представленными в материалы дела доказательствами.

В рамках проведенного заседания комиссией рассмотрены вопросы:

- об установлении необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, в том числе по адресу: <...>;

- об установлении необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта инженерной системы электроснабжения в многоквартирных домах, в том числе по адресу: <...>.

В ходе заседания комиссии установлено отсутствие необходимости проведения капитального ремонта инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по ул. Кольцевая в г. Красноярске, инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по ул. Кольцевая в г. Красноярске в рамках краткосрочного плана на период 2020-2022 годов.

Приказом министерства от 09.12.2020 № 383-О на основании решения комиссии, оформленного Протоколом от 04.12.2020, установлено отсутствие необходимости проведения капитального ремонта общедомового имущества по адресам: <...> в рамках краткосрочного плана на 2020-2022 годы.

В обоснование принятого решения ответчик указал, что включение общего имущества многоквартирных домов по адресам ул. Кольцевая, <...>, в Краткосрочный план, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, является нецелесообразным в связи с не достижением срока минимальной эксплуатации спорных сетей, а также недостаточностью средств фонда капитального ремонта. В связи с этим, капитальный ремонт систем горячего, холодного водоснабжения, а также электроснабжения, в домах по адресам по адресам: <...> подлежат осуществлению в сроки, установленные Региональной программой.

Довод ООО УК «Покровские ворота» о несоблюдении пункта 13 Порядка № 725, отклоняется судом в силу следующего.

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 725 основаниями для принятия комиссией решения об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме являются:

1) надлежащее техническое состояние многоквартирного дома, конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома;

2) многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

При этом комиссией и Министерством строительства Красноярского края не принималось решение об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Принятый отказ во включении в краткосрочную программу подразумевает необходимость проведения капитального ремонта  общедомового имущества в домах по адресам по адресам: <...>
, в сроки, установленные Региональной программой (пунктами 9.2527, 9.2533).

Согласно пункту 2 Приказа Минстроя России от 04.08.2014 № 427/пр «Об утверждении методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» указывается, что при установлении (отсутствии) необходимости проведения капитального ремонта рекомендуется применять ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р).

Приложением № 2 к Строительным нормам ВСН 58-88(р) установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов в зависимости от фактической эксплуатации систем (года постройки), в том числе оцинкованного трубопровода холодной воды, чугунной канализации, трубопровода горячей воды в форме открытого типа труб, радиаторов чугунных закрытого типа (по сетям канализации, водообеспечению, инженерным системам по многоквартирному дому по адресу <...>), а также в отношении электрооборудования: вводно-распределительные устройства, и внутриквартирных сетей при проводке скрытого типа (по сетям электроснабжения при скрытой проводке, распределительным устройствам по многоквартирному дому по адресу <...>).

При этом аварийного состояния общедомового имущества инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения дома № 18А по
ул. Кольцевая в г. Красноярске, инженерных сетей электроснабжения дома № 24А по
ул. Кольцевая в г. Красноярске представленными в материалы дела документами не установлено, об аварийном состоянии указанных инженерных систем обществом не заявлено.

Указанные в Технических заключениях (шифр 1827-20-ТЗ, 1828-20-ТЗ) необходимость проведения капитального ремонта в срок не позднее 2023 года никакими расчетами или доводами не обоснована. Техническое состояние инженерных систем оценено как ограниченно-работоспособное. Кроме того, подавляющее большинство выявленных недостатков должно быть устранено в рамках содержания и текущего ремонта имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 166  ЖК РФ определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ремонт крыши, сетей горячего, холодного водоснабжения, отопления, подвальных помещений, фасада, а также фундамента.

Согласно пункту 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Перечень  № 290) к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относятся:

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);

восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;

контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;

переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;

промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;

очистка и промывка водонапорных баков;

проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;

промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

Согласно пункту 20 Перечня № 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме, относятся:

проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки;

проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения;

техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования;

контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации;

обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила № 170).

Правила распространяются на эксплуатацию, капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение сохранности и содержанию жилищного фонда, техническую инвентаризацию и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Согласно разделу 2 Правил № 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Пунктом 2.3.5 Правил № 170 предусмотрено, что текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.

Пунктом 2.10.2.1 Правил № 170 установлена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов по регулярному осуществлению мероприятий по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима, воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем и т.д.).

Пунктом 5.1.1 Правил № 170 определено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

Абзацем 4 пункта 5.3.6 Правил № 170 предусмотрена обязанность по предотвращению течей в стояках, подводках к запорно-регулирующей и водоразборной арматуре, устранению причин, вызывающих их неисправность и утечку воды.

Пунктом 5.6.6 Правил № 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации.

Пунктом 5.8.3 Правил № 170 указано о необходимости организации по обслуживанию жилищного фонда в целях устранения утечек, протечек, закупорок и т.д. системы внутреннего водопровода и канализации.

При этом в перечень работ по содержанию жилых домов, утвержденного приложением № 4 к Правилам № 170, относятся работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов, в том числе устранение неисправностей в системах водопровода, центрального отопления и горячего водоснабжения, электротехнических устройств и т.д.

Кроме этого, согласно пунктам 11, 12, 13 приложения № 7 к Правилам № 1 в перечень текущего ремонта включается текущий ремонт центрального отопления, водопровода и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения и электротехнических устройств.

Обществом заключены договоры управления многоквартирным домом от 17.04.2020
№ 1/18а-ПВ, от 14.12.2020 № ПВ-24А.

Согласно пункту 2.2 указанных договоров ООО УК «Покровские ворота» осуществляет выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.

Пунктом 3.1.3 указанных договоров установлено, что к обязанностям ООО УК «Покровские ворота» относится выполнение работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии к тому оснований, предусмотренных действующим законодательством. Проведение работ по текущему ремонту, являющимися неотложными и обязательными, осуществляются при наличии накопленных и достаточных для финансирования проведения ремонта средств, направленного в целях предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.

Таким образом, ООО УК «Покровские ворота» в рамках осуществления мероприятий по обслуживанию вышеназванных многоквартирных домов в рамках заключенных договоров управления должно самостоятельно осуществлять мероприятия, связанные с проведением текущего ремонта и содержания имущества в многоквартирном доме.

При перечислении собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт на специальный счет реализуется принцип самостоятельного накопления и резервирования соответствующих денежных средств на одном счете в кредитной организации (банке) с целью последующего их направления на финансирование работ по капитальному ремонту исключительно данного дома.

При перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора действует основанная на принципе социальной солидарности централизованная система аккумулирования денежных средств и управления ими в пределах территории субъекта Российской Федерации, призванная обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с утвержденной данным субъектом Российской Федерации региональной программой, устанавливающей очередность проведения капитального ремонта исходя из критериев, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 ЖК РФ). При этом необходимость изменения сроков проведения капитального ремонта, включения в краткосрочный план реализации региональной программы, должна быть обоснована объективными обстоятельствами, а не исключительно желанием заявителя. Ответчиком не оспаривается необходимость капитального ремонта общего имущества жилых домов по ул. Кольцевая 18А, 24 А в г. Красноярске, однако достаточных оснований для изменения сроков проведения такого ремонта в материалы дела представлено не было.

В рамках утвержденного порядка установления необходимости заявитель вправе направить заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом положения Порядка №725 не предполагают права заявителя на установление сроков проведения такого ремонта.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд делает вывод, что техническое состояние общего имущества по адресам в <...> учитывалось при принятии оспариваемого решения.

Оспариваемое решение принято Министерством строительства Красноярского края в соответствии с требованиями  Порядка №725 и основано на заключении комиссии, которая в соответствии с требованиями порядка дала оценку представленным заявителем  документам.

Довод о том, что согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта отклоняется судом, поскольку указанная обязанность предусмотрена при проведении капитального ремонта в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, а не в произвольные, выбранные обществом, сроки. На момент рассмотрения спора Региональная программа не изменена, в установленном законом порядке не оспорена заявителем, в связи с чем применяется в действующей редакции.

Арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя о.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

В связи с признанием оспариваемого решения законным восстановительная мера в виде обязания Министерства строительства Красноярского края осуществить разработку и утверждение в Правительстве Красноярского края проекта изменений плана капитального ремонта многоквартирных домов отношении многоквартирных домов № 18 «А» в части ремонта системы энергоснабжения; дома 24 «А» в части сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, не позднее 2023 года не подлежит применению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 3000 рублей за каждое рассматриваемое требование. В настоящем деле рассматриваются два самостоятельных требования заявителя, в связи с чем размер государственной пошлины составляет 6000 руб.

Заявителем при подаче заявления платежным поручением от 04.03.2021 № 63 уплачено 6000 рублей, платежным поручением от 23.03.2021 № 94 уплачено 3000 рублей, в связи с чем 3000 рублей государственной пошлины полежат возврату заявителю.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Покровские ворота" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.03.2021 № 63.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина