АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
03 июня 2014 года
Дело № А33-6245/2014
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (территориальный отдел в Эвенкийском муниципальном районе) (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608)
к индивидуальному предпринимателю Почуеву Константину Анатольевичу (ОГРН 304880012600031)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (территориальный отдел в Эвенкийском муниципальном районе) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Почуеву Константину Анатольевичу о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Определением от 08.04.2014 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Почуев К.А. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304880012600031.
Должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 18.03.2014 № 21 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению предпринимателем требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на потребительском рынке и норм действующего законодательства.
В ходе проверки составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.03.2014 № 25; по результатам проверки - протокол от 21.03.2014 № 42 об административном правонарушении, в котором зафиксировано нарушение продавцом требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации и хранения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (далее по тексту - Положения от 30.06.2004 № 322), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По пункту 4 Положения от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ.
По части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ.
Согласно указанному перечню составлять протоколы об административных правонарушениях вправе специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от 21.03.2014 № 42 составлен специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Эвенкийском муниципальном районе, следовательно, уполномоченным лицом.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
По примечанию к статье 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в нарушении продавцом требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации и хранения.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.03.2014 № 42 предпринимателем в магазине «Теремок», расположенном по адресу: Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, пгт. Тура, ул. 50 лет Октября, 32 А, осуществляющим реализацию пищевых продуктов и продовольственного сырья:
- не соблюдаются условия хранения продуктов переработки молока - биойогурта обогащенного бифидобактериями с черникой и злаками 1,5% «Юнимилк» в стаканчиках из полимерного материала, изг. ОАО «Кемеровский молочный комбинат» г.Кемерово, продукты в количестве 4 шт. по 330 гр. хранятся в охлаждаемой витрине при температуре +7 гр.С, при регламенте, установленной изготовителем +4 (+2) гр.С; десерта творожного пастеризованного с фруктовыми ароматизаторами творожок «Чудо» 4,0% в стаканчиках из полимерного материала, изг. ООО «Вимм Билль Данн» г. Новосибирск, продукты в количестве 9 шт. по 100 гр. хранятся в охлаждаемой витрине при температуре +7 гр.С, при регламенте, установленной изготовителем +4 (+ 2) гр.С, что является нарушением пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ); пункта 7.5. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее по тексту - СП 2.3.6.1066-01);
- не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ, в том числе за соблюдением требований Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (по требованию программа не представлена (отсутствует), не представлена информация о результатах производственного контроля), что является нарушением пунктов 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-Ф, пункта 14.1. СП 2.3.6.1066-01, пункта 2.6. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СП 1.1.1058-01), пункта 4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01» (далее по тексту - СП 1.1.2193-07);
- не обеспечено своевременное прохождение периодического медицинского осмотра (обследования), санитарно-гигиенической переподготовки и аттестации продавца Кузьминой Натальи Ивановны (последний медицинский осмотр пройден 29.02.2012, санитарно-гигиеническая подготовка и аттестация пройдена 23.12.2010, при требовании ежегодного прохождения периодического медицинского осмотра и санитарно-гигиенической подготовки и аттестации 1 раз в два года); не представлены сведения о прохождении медицинского осмотра, санитарно-гигиенической подготовке и аттестации Почуевой Олеси Олеговны - доверенного лица предпринимателя, имеющего контакт с продуктами питания, в том числе продуктами переработки молока (медицинская книжка отсутствует), что является нарушением пунктов 1, 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ, пункта 14.1. СП 2.3.6.1066-01;
- производственный контроль (с учетом установленных осмотром и указанных в протоколе осмотра от 20.03.2014 № 25 и данном протоколе об административном правонарушении) за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ, а так же при хранении и реализации продуктов переработки молока не осуществляется, что является нарушением пунктов 1.5, 2.1, 2.4, 2.7 СП 1.1.1058-01, пункта 1 СП 1.1.2193-07.
Факт нарушения вышеприведенных требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации и хранения индивидуальным предпринимателем Почуевым К.А. признается, подтверждается материалами дела (в том числе протоколом осмотра от 20.03.2014 № 25, протоколом об административном правонарушении от 21.03.2014 № 42).
При таких обстоятельствах, действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Факт наличия вины в действиях предпринимателя установлен судом, подтверждается материалами дела.
В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия индивидуального предпринимателя Почуева К.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьями 28.2 и 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательства, подтверждающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.
Согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, учитывая наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - совершение правонарушения впервые (иное административным органом не заявлено), арбитражный суд пришел к выводу о том, что соответствующим совершенному индивидуальным предпринимателем Почуевым К.А. правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере – 20 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Красноярскому краю (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю)
ИНН 2466127415
ОКАТО 04253501000
КБК 14111601000010000140
КПП 246601001
БИК 040407001
Номер счета 40101810600000010001
Наименование банка ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, г. Красноярск
Назначение платежа – административный штраф.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Почуева Константина Анатольевича (ОГРН 304880012600031), родившегося 27.11.1981 в г. Ишимбай Республики Башкортостан, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 26.04.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Красноярскому краю, проживающего по адресу: 648000, Красноярский край, Эвенкийский район, пгт. Тура, ул. Кочечумская, д. 51, кв. 14 (адрес регистрации); 648000, Красноярский край, Эвенкийский район, шт. Тура, ул. 50 лет Октября, д. 27, кв. 15 (фактический адрес), к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Почуева Константина Анатольевича административный штраф в размере двадцати тысяч рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М. Чурилина