ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-6385/10 от 06.09.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-6385/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 6 сентября 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 9 сентября 2010 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Н.Н. Фролова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» к конкурсной комиссии открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева, общества с ограниченной ответственностью «Юдализ», Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, об оспаривании результатов открытого конкурса, о возложении на конкурсную комиссию обязанности провести повторно процедуру оценки и сопоставления заявок, при участии в судебном заседании представителя ответчика и третьего лица (открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева) М.М.Ашихмина на основании доверенностей от 1 сентября 2010 года, от 3 мая 2010 года, законного представителя третьего лица (ООО «Юдализ») Ю.Н.Фисенко на основании решения от 29 октября 2007 года, протокол судебного заседания вел судья Н.Н.Фролов,

установил:

открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» обратилось в арбитражный суд с заявлением к конкурсной комиссии открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева о признании результатов открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева», оформленных протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок от 23 марта 2010 года, о возложении на конкурсную комиссию открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева обязанности повторно провести процедуру оценки и сопоставления заявок, внести изменения в протокол от 23 марта 2010 года.

Определением от 25 мая 2010 года заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу.

Руководствуясь статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева, общество с ограниченной ответственностью «Юдализ», Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

Заявитель с судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Из содержания заявления заявителя от 23 апреля 2010 года следует, что заявитель полагает, что оценка и сопоставление заявок участников размещения заказа проведена конкурсной комиссией с нарушением законодательства. Ответчик требования не признал, представил отзыв, полагает, что нарушений при проведении конкурса не допущено, права и законные интересы заявителя соблюдены. Третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представило отзыв, полагает, что конкурс проведен с нарушениями, которые не привели к неправильному определению победителю конкурса, позиция отражена также в решении Красноярского УФАС России № 86 от 31 марта 2010 года. Третье лицо – ООО «Юдализ» в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилось, представлен отзыв, полагает, что признано победителем конкурса правомерно. Третье лицо - , открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева, в судебном заседании требования заявителя не признает, полагает, что конкурс проведен в соответствии с законом, права и законные интересы заявителя не нарушены.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей заявителя и третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

При рассмотрении дела суд установил следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Государственный заказчиком - открытым акционерным обществом «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева».

Опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева».

Согласно протоколу №1 от 11 марта 2010 года вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева» зарегистрированы заявки на участие в конкурсе от открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» и общества с ограниченной ответственностью «Юдализ».

Согласно протоколу № 2 от 22 марта 2010 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева» допущены к участию в конкурсе и признаны участниками конкурса открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» и общество с ограниченной ответственностью «Юдализ».

В соответствии с протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева» по итогам конкурса первый номер присвоен и признано победителем общество с ограниченной ответственностью «Юдализ».

Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» полагая, что конкурс проведен с нарушением действующего законодательства обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрела жалобу открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление», приняла решение № 86 от 31 марта 2010 года о признании жалобы частично обоснованной, которое содержит вывод о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты конкурса.

Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» полагая, что конкурс проведен с нарушением действующего законодательства обратилось в арбитражный суд Красноярского края.

Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Общественные отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон).

Указанный Федеральный закон в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия, в том числе заказчиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона предусмотрено, что размещение заказа должно осуществляться преимущественно путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

В силу части 4 статьи 9 Федерального закона заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Частью 1 статьи 57 Федерального закона предусмотрено право любого участника размещения заказа обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

В силу части 3 приведенной статьи размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Статьей 25 Федерального закона предусмотрено, что для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (часть 1).

Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) (часть 2).

Согласно статье 26 Федерального закона публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день (часть 1).

Как предусмотрено статьей 27 Федерального закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (часть 1).

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона (часть 2).

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлен статьей 28 Федерального закона.

Так, конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса (часть 1).

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов (часть 2).

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг (часть 4).

Не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 4 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе (часть 6).

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (часть 8).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (часть 9).

В соответствии с частью 2 Конкурсной документации «Информационная карта конкурса» по проведению открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева» установлены критерии оценки заявок на участие в конкурса, а также соответствующие значения критериев:

- цена контракта – 70 %.

- качество работ и квалификация участника – 20 % (в том числе: качество работ – 50 %, квалификация участника – 50 %);

- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг – 10 %.

Порядок оценки заявок в соответствии с пунктом 5.3.3 Конкурсной документации устанавливается Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд».

Согласно пункту 5.3.4 Конкурсной документации конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе по каждому критерию присуждает рейтинг заявке на участие в конкурсе. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям.

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд утверждены вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 (далее – Правила).

Порядок оценки заявок по критериям оценки заявок установлен Разделом II Правил.

3. Согласно пункта 16 Правил рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"), определяется по формуле:

A - A

max i

Ra = --------- x 100,

i A

max

где:

Ra - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

i

A - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в

max

конкурсной документации (сумма начальных (максимальных) цен за единицу

товара, работы, услуги, установленных в конкурсной документации) в

соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

A - предложение i-го участника конкурса по цене контракта (по сумме

i

цен за единицу товара, работы, услуги).

В силу пункта 18 Правил при оценке заявок по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта (с наименьшей суммой цен за единицу товара, работы, услуги).

Суд установил, что допущенные к участию в конкурсе юридические лица предложили следующие условия по критерию «Цена контракта».

- ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» - 311536428 руб.;

- ООО «Юдализ» - 311251000 руб.

Начальная (максимальная) цена контракта – 346344000 руб.

С учетом вышеприведенной формулы по критерию «цена контракта» лучшим признано предложение О)О «Юдализ» - 7,09 балла; предложение ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» - 7,04 балла.

Произведенный конкурсной комиссией расчет судом проверен, соответствует приведенным Правилам.

Согласно пункту 61 Правил при оценке заявок по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" использование подкритериев не допускается.

В рамках указанного критерия оценивается срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса в случае заключения с ним государственного (муниципального) контракта принимает на себя обязательство по гарантии качества товара, работ, услуг, при этом такой срок должен превышать минимальный срок гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации.

Согласно пункта 66 Правил рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг", определяется по формуле:

G - G

i min

Rg = --------- x 100,

i G

min

где:

Rg - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

i

G - минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ,

min

услуг, установленный в конкурсной документации в соответствии с пунктом 64

настоящих Правил;

G - предложение i-го участника по сроку гарантии качества товара,

i

работ, услуг.

В соответствии с пунктом 68 при оценке заявок по критерию "срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по указанному критерию признается предложение в заявке с наибольшим сроком предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.

В целях оценки и сопоставления предложений в заявках со сроком предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, превышающим более чем на половину минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации, таким заявкам присваивается рейтинг по указанному критерию, равный 50.

Из материалов дела следует, что допущенные к участию в конкурсе юридические лица предложили следующие условия по критерию «срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг»:

- ООО «Юдализ» - 60 месяцев;

- ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» - 30 месяцев.

Минимальный срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг установлен 24 месяца.

С учетом вышеприведенной формулы по критерию «срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» лучшим признано предложение ООО «Юдализ» - 5 баллов; предложение ОАО «РЭУ» оценено в 2,5 балла.

Произведенный конкурсной комиссией расчет судом проверен, соответствует приведенным Правилам.

При этом довод истца о неправомерности учета данного критерия в связи с несоответствием Конкурсной документации Правилам арбитражным судом не принимается.

Так, пунктом 62 Правил предусмотрено, что для определения рейтинга заявки по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в конкурсной документации устанавливаются:

а) объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг (предмет и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства). Дополнительно объем гарантии может быть установлен в денежном выражении в валюте, используемой для формирования цены контракта;

б) минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) на объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации. Максимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг не устанавливается;

в) единица измерения срока предоставления гарантии качества товара, работ, услуг (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах).

Согласно пункту 64 Правил в случае если конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 62 (в соответствующих случаях также пунктом 63) настоящих Правил, оценка заявок по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" не производится, а значимость этого критерия при оценке заявок суммируется со значимостью критерия "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"). Оценка заявок производится по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") с новой значимостью указанного критерия.

Конкурсная документация открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева», соответствует пункту 62 Правил.

В частности, в соответствии с Информационной картой конкурса (являющейся частью Конкурсной документации) объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг установлен – как «весь выполненный объем работы», минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг – 24 месяца с даты оформления Акта приемки, соответственно, единица измерения срока – месяцы.

12-месячный срок гарантии определен Информационной картой в отношении технологического оборудования, а не в отношении выполненных работ.

Согласно пункту 26 Правил оценка заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг.

Содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Федерального закона.

Согласно пункту 27 Правил для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.

В силу пункта 28 Правил для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:

а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;

б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;

в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.

В соответствии с пунктом 29 Правил рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", определяется по формуле:

i i i

Rc = C + C + ... + C ,

i 1 2 k

где:

Rc - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

i

i

C - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех

k

членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в

конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю) (пункт 30 Правил).

Для получения итогового рейтинга по заявке в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", умножается на соответствующую указанному критерию значимость (пункт 31 Правил).

При оценке заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ, услуг и (или) квалификации участника конкурса (пункт 32 Правил).

Судом установлено, что показатели критерия «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» установлены в форме 3 Конкурсной документации.

В судебном заседании судом исследованы заявки участков конкурса из которых следует, что информацию по установленным Конкурсной документацией показателям представлена всеми участниками конкурса.

Имеющиеся в материалах дела протокол оценки и сопоставления заявок от 23.03.2010 № 3, копии бюллетеней оценки, заполненных членами конкурсной комиссии подтверждают, что с учетом вышеприведенной формулы по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» ООО «Юдализ» получило 172 балла, ОАО «РЭУ» - 117 баллов.

При этом, действительно, конкурсной комиссией допущено нарушение Правил в части порядка суммирования оценок по данному критерию. Вместе с тем, судом установлено, что названное нарушение на итоговый результат подсчета баллов не повлияло.

Таким образом, общий балл составил у ООО «Юдализ» - 31,20, у ОАО «РЭУ» - 22,54 балла.

Довод заявителя об отсутствии у ООО «Юдализ» при подаче заявки необходимых допусков изучен судом и отклонен на основании нижеследующего.

В состав заявки ООО «Юдализ» на участие в конкурсе на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева» входит свидетельство (с приложением перечня видов работ) о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту оказывающим влияние на безопасность объектов строительства №С-175-2465201472-2010-СРО-С-163-28122009, выданное Некоммерческим партнерством по содействию регламентации деятельности в области строительства, реконструкции и капитального ремонта (НПРиКРстрой) саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, начало действия с 15 февраля 2010 года. Таким образом, конкурсной комиссией указанный документ изучался и признан достаточным для допуска ООО «Юдализ» к участию в конкурсе.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что произведенная конкурсной комиссией оценка соответствует приведенным Правилам, является законной и обоснованной.

Кроме того, в соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно вышеприведенной части 1 статьи 3 Федерального закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования, в том числе потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Суд установил, что между открытым акционерным обществом «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева (заказчик) и ООО «Юдализ» (подрядчик) заключен договор № 3/2010 от 15 апреля 2010 года, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева.

При таких обстоятельствах, применение соответствующих последствий недействительности сделки является невозможным, поскольку, в частности, воспрепятствует обеспечению потребностей государственного заказчика, нарушит баланс частных и публичных интересов, не приведет к восстановлению законности, прав и интересов заявителя.

Доводы истца о возможности восстановления его прав не основаны на законе, не опровергают названное обстоятельство, что также свидетельствует о неправомерности заявленных исковых требований.

Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в Определении от 16.10.2009 № ВАС-10482/09.

Таким образом, иск ОАО «РЭУ» к конкурсной комиссии открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева о признании незаконными результатов проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева», о возложении на конкурсную комиссию открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева обязанности повторно провести процедуру оценки и сопоставления заявок, внести изменения в протокол от 23 марта 2010 года.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать открытому акционерному обществу «Ремонтно-эксплуатационное управление» в удовлетворении требований о признании результатов открытого конкурса на право заключить договор на выполнение работ по реконструкции корпуса 11 для создания «чистых технологических зон» в обеспечение изготовления современных образцов ракетно-космической техники в ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф.Решетнева», оформленных протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок от 23 марта 2010 года, о возложении на конкурсную комиссию открытого акционерного общества «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева обязанности повторно провести процедуру оценки и сопоставления заявок, внести изменения в протокол от 23 марта 2010 года.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов