ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-6418/09 от 22.05.2009 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

мая 2009 года

Дело № А33-6418/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  22 мая 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 25 мая 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шайхутдинова Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (г. Красноярск)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (п. Березовка Красноярского края)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от ответчика: ФИО1 – индивидуального предпринимателя – паспорт <...> выдан ОВД Березовского района Красноярского края 21.10.1999, ФИО2 – на основании доверенности от 14.05.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (далее: заявитель, УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее: ответчик, ИП ФИО1) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Заявление принято к производству суда. Определением от 21.04.2009 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал, сослался на доводы, изложенные в письменных отзывах на заявления, в том числе пояснил:

- УГАДН неправомерно ссылается на нормативные акты РСФСР, поскольку они не опубликовывались в установленном порядке и, следовательно, не имеют юридической силы;

- администрация г. Красноярска не является правопреемником соответствующих органов власти и организаций РСФСР, на которые было возложено согласование маршрутов.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304240413900012, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии от 04.02.2008 (дата приказа о продлении действия лицензии) № АСС-24-029412.

Из материалов дела следует, что 10.04.2009 должностным лицом УГАДН проведена проверка указанной деятельности ответчика по вопросам соблюдения требований выданной лицензии. По результатам проведенной проверки составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2009 № 040525, отразивший факт осуществления ответчиком перевозок пассажиров автобусами по городскому маршруту № 95 по расписанию, не согласованному с администрацией г. Красноярска.

Указанные обстоятельства расценены заявителем в качестве нарушения ИП ФИО1 лицензионных требований и условий выданной лицензии, что послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно статье 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат, в том числе перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями  и условиями понимается  совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 2 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства от 30 октября 2006 г. № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).

Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подпункта «а» пункта 3 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 № 4023, лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является, в том числе, выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 5 Устава автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) и пунктом 1.2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2) автобусные перевозки по регулярности их осуществления подразделяются на регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках) и разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом).

Пунктом 5.1 названного Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке.

Согласно параграфу 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 № 176 (в редакции от 12.06.1990), расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.

В городах, где имеются два и более пассажирских автотранспортных предприятия, расписания движения автобусов и таксомоторов на городских и пригородных маршрутах утверждаются территориальными объединениями автомобильного транспорта по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов.

Сходное положение предусмотрено абзацем 1 пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200.

Доводы ответчика о невозможности применения указанных норм арбитражным судом не принимаются.

Так, частью 1 статьи 1 Устава автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта предусмотрено, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Доказательств опубликования вышеприведенных Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте УГАДН не представлено.

Вместе с тем, пунктом 2 Раздела 2 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что процитированной части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не придана обратная сила, положения пункта 2 Раздела 2 Конституции Российской Федерации позволяют применять нормативные акты, вступившие в силу в порядке, установленном до принятия Конституции Российской Федерации (12.12.1993).

Более того, судом установлено, что пункт 55 Правил организации  пассажирских  перевозок на автомобильном транспорте, а также параграф 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР были оспорены в установленном порядке в Верховном Суде Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2003 № ГКПИ 03-13 данные пункты рассматриваемых нормативных актов признаны соответствующими действующему законодательству.

При этом Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами Минтранса России, о том, что оспариваемые  правовые акты приняты Министерством автомобильного  транспорта  РСФСР  в пределах  своих  полномочий и охраняемых  законом  прав  заявителей,   как  и других  субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров, не нарушают. Оспариваемыми  положениями  Правил в целях более правильной организации движения автомобильного  транспорта  и обеспечения перевозки пассажиров правомерно предусмотрено согласование автотранспортными предприятиями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров, с органами местного самоуправления расписания движения автобусов и таксомоторов.

Таким образом, пункт 55 Правил организации  пассажирских  перевозок на автомобильном транспорте, а также параграф 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР подлежат применению на территории Российской Федерации.

Ссылка ИП ФИО1 на то, что администрация г. Красноярска не является правопреемником соответствующих органов власти и организаций РСФСР, на которые было возложено согласование маршрутов, не основана на нормах действующего законодательства.

Так, содержание термина «правопреемство» раскрыто в статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве сторон.

В рассматриваемом случае, учитывая что вышеназванные акты РСФСР приняты в сфере публичных (властных) отношений, правовое значение имеет не гражданско-правовое правопреемство органов власти, а пределы компетенции соответствующих органов.

Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Учитывая, что в силу части 1 статьи 44 Устава г. Красноярска исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города Красноярска, арбитражный суд признает, что названный орган местного самоуправления обладает необходимой компетенцией по применению вышеназванных пункта 55 Правил организации  пассажирских  перевозок на автомобильном транспорте, а также параграфа 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

Факт осуществления ответчиком перевозок пассажиров автобусами по городскому маршруту № 95 подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается.

При этом судом установлено, что соответствующее расписание было согласовано ИП ФИО1 26.12.2006, со сроком действия до 15.03.2007.

Письмом от 05.03.2007 № 455 Департамент транспорта администрации г. Красноярска уведомил ИП ФИО1 о том, что ранее выданное расписание действительно до заключения договора о взаимных обязательствах по обеспечению безопасными и качественными перевозками пассажиров на регулярном городском маршруте № 95 с победителем конкурса.

23.07.2007 по результатам конкурса право на осуществление перевозок по маршруту № 95 предоставлено единственному участнику конкурса ООО «Красноярская автотранспортная компания».  

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.

Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

При таких обстоятельствах, действия ответчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.10.2007 № ГК-938фс.

Согласно пункту 2 названного Перечня в территориальных органах Ространснадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта, в том числе, заместитель начальника отдела и старшие государственные инспекторы УГАДН.

Протокол об административном правонарушении от 10.04.2009 № 040525 составлен заместителем начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора ФИО3, то есть, уполномоченными должностными лицами.

В судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении от 10.04.2009 составлен в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.5 КоАП (в том числе с участием ИП ФИО1).

При этом ссылка ответчика на неправильное указание месте совершенного правонарушения <...>, является необоснованной, поскольку по указанному адресу находится гараж ИП ФИО1, из которого начинается (и оканчивается) движение автобусов ответчика по рассматриваемому маршруту.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (с 09.04.2009) на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (22.05.2009), а также на момент изготовления мотивированного решения (25.05.2009) не истек.

Таким образом, законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП, судом установлены.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие, предусмотренных статьями 4.2., 4.3. КоАП, смягчающих или отягчающих ответственность, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено. 

Соответствующим совершенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированного в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304240413900012, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по  Красноярскому краю (УГАДН),

ИНН <***>,

ОКАТО 04256501000,

КБК 10611690040040000140,

КПП 246301001,

номер счета получателя платежа - 40101810600000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска,

БИК 040407001.

Назначение платежа – административный штраф.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

Судья

Е.М. Шайхутдинов