АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
24 июня 2013 года
Дело № А33-6629/2013
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Ангара Пейпа» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 333-04-пст,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
открытое акционерное общество «Ангара Пейпа» (далее по тексту – ОАО «Ангара Пейпа», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 333-04-пст.
Определением от 26.04.2013 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ОАО «Ангара Пейпа» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края на основании приказа от 16.01.2013 № СПР/Л-0013-ос в период с 04.03.2013 по 21.03.2013 проведена плановая выездная проверка по соблюдению ОАО «Ангара Пейпа» обязательных требований лесного законодательства, по результатам которой должностным лицом административного органа составлены акт плановой выездной и документарной проверки соблюдения требований лесного законодательства от 21.03.2013 № 0013-03-3-П (далее по тексту – акт от 21.03.2013 № 0013-03-3-П), протокол от 21.03.2013 № 11-03-прт об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), отразивший частичную комплектацию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на территории Северо - Енисейского лесничества.
В ходе проверки установлено, что между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и ОАО «Ангара Пейпа» (арендатором) заключен договор аренды лесных участков от 01.02.2010 № 175-з, используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее по тексту - договор аренды от 01.02.2010 № 175-з), зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 03.09.2010 под номером 24-24-09/006/2010-420.
Согласно пункту 1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки на срок 49 лет, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора для заготовки древесины, с целью производства беленой хвойной целлюлозы на лесохимическом комплексе «Ангара Пейпа» в Енисейском районе Красноярского края.
По пункту 2 договора аренды лесного участка от 01.02.2010 № 175-з лесные участки общей площадью 3 215 503,7002 га, общим объемом использования 6 272,8 тыс. куб.м. отнесены к землям лесного фонда, расположены на территории Кодинского, Нижне-Енисейского, Мотыгинского, Северо - Енисейского, Енисейского, Таёжинского лесничеств.
На арендуемый лесной участок, расположенный на территории Северо - Енисейского лесничества, разработан проект освоения лесов к договору аренды от 01.02.2010 № 175-з, получивший положительное экспертное заключение от 28.12.2012 № 624, утвержденный приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 28.12.2012 № 2941.
Дополнениями и изменениями в проект освоения лесов к договору (таблицей 4.5 «Сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании и снаряжении инвентаря на лесном участке») предусмотрена комплектация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на территории Северо - Енисейского лесничества на пожароопасный сезон 2013 года, а также организация двух пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря в п. Северо – Енисейск и п. Брянка.
В целях проведения осмотра пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на территории Северо - Енисейского лесничества на пожароопасный сезон 2013 года, КГКУ «Северо - Енисейское лесничество» в присутствии представителя ОАО «Ангара Пейпа» ФИО1 произведен их осмотр, по результатам осмотра составлен акт от 18.12.2012 осмотра пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на предмет готовности к пожароопасному сезону 2013 года.
Комплектация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на арендованном лесном участке Северо - Енисейского лесничества представлена в таблице № 1 протокола от 21.03.2013 № 11-03-прт об административном правонарушении и оспариваемого постановления, в которой приведены сведения о количестве противопожарного инвентаря и оборудования, необходимом по Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 (далее по тексту - Приказ от 22.12.2008 № 549), плановом количестве, предусмотренном проектом освоения лесов, а также сведения о фактическом их наличии.
Постановлением о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 333-04-пст общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ); обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Считая вышеназванное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пункт 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п (далее по тексту - Положения от 01.08.2008 № 19-п), Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный контроль и надзор в области лесных отношений.
По пункту 1.3. Положения от 01.08.2008 № 19-п Служба находится в ведении министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Согласно пункту 2.1. Положения от 01.08.2008 № 19-п задачами Службы является обеспечение соблюдения организациями законодательства в области лесного законодательства.
Пунктами 3.6. и 3.11. Положения от 01.08.2008 № 19-п предусмотрено, что в компетенцию Службы входит осуществление государственного лесного контроля и надзора; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В Перечень должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 10.05.2011 № спр/ю-0016-ос включены государственные инспекторы отдела государственного лесного контроля и надзора службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
По части 1 статьи 23.24. КоАП РФ органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.24. КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители.
Протокол об административном правонарушении от 21.03.2013 № 11-03-прт составлен государственным инспектором по Богучанскому району отдела государственного лесного надзора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края; постановление о назначении административного наказания от 09.04.2013 № 333-04-пст вынесено заместителем руководителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, то есть уполномоченными должностными лицами.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что указанный протокол составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа, в рамках предоставленных им полномочий.
Частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По части 1 статьи 8.32. КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения состоит в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса названа заготовка древесины.
Статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие заготовки древесины, согласно которой заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Как следует из материалов дела (в том числе договора аренды лесного участка от 01.02.2010 № 175-з, актов от 18.12.2012, от 21.03.2013 № 0013-03-3-П) у ОАО «Ангара Пейпа» во временном пользовании находятся лесные участки, расположенные на территории Кодинского, Нижне-Енисейского, Мотыгинского, Северо - Енисейского, Енисейского, Таёжинского лесничеств, для заготовки древесины с целью производства беленой хвойной целлюлозы на лесохимическом комплексе «Ангара Пейпа» в Енисейском районе Красноярского края.
Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
По подпункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов включает в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря.
По части 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах устанавливают Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее по тексту - Правила от 30.06.2007 № 417), являющиеся обязательными для исполнения юридическими лицами.
По подпункту «а» пункта 3 Правил от 30.06.2007 № 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно пункту 5 Правил от 30.06.2007 № 417 указанные меры осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Подпунктом «в» пункта 13 Правил от 30.06.2007 № 417 предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов установлены Приказом от 22.12.2008 № 549.
Согласно пункту 2 Приказа от 22.12.2008 № 549 нормы по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.
Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе актами от 18.12.2012, от 21.03.2013 № 0013-03-3-П, протоколом об административном правонарушении от 21.03.2013 № 11-03-прт), что у заявителя в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря на территории Северо - Енисейского лесничества отсутствует часть противопожарного инвентаря, необходимого для обеспечения мер пожарной безопасности на пожароопасный сезон 2013 года.
Согласно пункту 3 Приказа от 22.12.2008 № 549 на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделении по заготовке древесины, нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, установлены в зависимости от объемов заготовки древесины.
В соответствии с лесной декларацией от 09.01.2013 объем заготовки на территории Северо-Енисейского лесничества в 2013 году составляет 57 тыс. куб.м.
Таким образом, при объеме заготовки древесины в год до 100 тыс. куб. м. необходимо иметь перечень средств пожаротушения, отраженный в графе 4 таблицы пункта 3 Приказа от 22.12.2008 № 549, в том числе лесопатрульные пожарные машины - 1 штука; ранцевые огнетушители - 10 штук; лопаты – 30 штук; топоры – 10 штук, мотыги - 10 штук, грабли - 10 штук,; бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л. - 2 штуки.
При этом перечисленные средства должны находиться в пункте сосредоточения средств пожаротушения постоянно.
Вместе с тем согласно акту от 21.03.2013 № 0013-03-03-П приведенные средства предупреждения и тушения в вышеуказанном пункте сосредоточения средств пожаротушения отсутствуют. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Таким образом, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на территории Северо - Енисейского лесничества на пожароопасный сезон 2013 года укомплектован не в полном объеме.
Вышеназванные действия (бездействие) общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Выполнение заявителем ОАО «Ангара Пейпа» приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - «Строительство Лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» в Енисейском районе Красноярского края», в целях реализации которого между агентством лесной отрасли Красноярского края и ОАО «Ангара Пейпа» заключен договор аренды от 01.02.2010 № 175-з, не освобождает заявителя от исполнения законодательно установленной обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства своевременности принятия необходимых мер по соблюдению законодательно установленных требований в ходе рассмотрения дела заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, вина ОАО «Ангара Пейпа» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является установленной.
Действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения ОАО «Ангара Пейпа» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Требования статей 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 КоАП РФ ответчиком при составлении протокола, а также вынесении постановления соблюдены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Из содержания данной нормы следует, что наказание назначается лицу, привлекаемому к административной ответственности, с учетом смягчающих, отягчающих и иных обстоятельств.
Санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Заявителю за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
По части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что выявленное правонарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, принимая во внимание, что административным органом установлен факт отсутствия средств пожаротушения, подлежащих нахождению в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря постоянно, суд приходит к выводу о невозможности назначения за рассматриваемое правонарушение наказания в виде предупреждения, правомерном привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Отказать открытому акционерному обществу «Ангара Пейпа» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 09.04.2013 № 333-04-пст о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Чурилина Е.М.