АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
26 мая 2016 года
Дело № А33-6846/2016
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шевцовой Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
к акционерному обществу «Краслесинвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
- краевого государственного бюджетного учреждения «Терянское лесничество» (ИНН <***>, ОГРН <***>, п. Нижнетерянск Богучанского района Красноярского края),
о взыскании ущерба, причинённого государственному лесному фонду,
без вызова участвующих в деле лиц,
установил:
Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу «Краслесинвест» о взыскании ущерба в размере 11 936 руб., причиненный государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Определением арбитражного суда от 01.04.2016, исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощённого производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено краевое государственное бюджетное учреждение «Терянское лесничество».
Истец, ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства. На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле.
15.04.2016 от истца в материалы дела по системе электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступили акты приёма-передачи лесных участков (приложение № 6 к договору аренды лесного участка от 07.04.2008 № 1). Указанное доказательство приобщено к материалам дела.
25.04.2016 от ответчика в материалы дела по системе электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступил письменный отзыв от 25.04.2016 № 01-492, в соответствии с которым ответчик против удовлетворения иска возражает, заявляет ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением ответчиком обязательного претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора.
29.04.2016 от истца в материалы дела по системе электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступили письменные возражения на отзыв ответчика от 29.04.2016 № 0665-04/2016. Указанные документы приобщены к материалам дела.
29.04.2016 от истца в материалы дела по системе электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступили дополнительные пояснения от 29.04.2016 № 0667-04/16.
05.05.2016 от истца в материалы дела по системе электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступили пояснения от 05.05.2016 № 0696-05/16, в которых истец просит не рассматривать пояснения от 29.04.2016 № 0667-04/16 как ошибочно направленные в указанное дело. Перечисленные документы приобщены к материалам дела, однако пояснение истца 29.04.2016 № 0667-04/16 судом не рассматриваются.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодателем) и закрытым акционерным обществом «Краслесинвест» (арендатором, ответчиком до изменения организационно-правовой формы) заключен договор аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1, в силу пункта 1 которого арендодатель обязуется представить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности для заготовки древесины, с целью создания в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки. Перечень кварталов и номеров участков указан в приложении № 1 к договору.
В силу подпунктов «б», «г», «д», «и», «м» пункта 13 арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора аренды; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию; осуществлять на лесных участках разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов; приводить лесные участки в прежнее состояние при сносе сооружений и других объектов.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, о чём имеется отметка регистрирующего органа на договоре.
В приложении № 1 указан перечень лесных участков, передаваемых в аренду, в том числе лесной участок в 252 квартале Нижнетерянского участкового лесничества КГБУ «Терянское лесничество».
18.08.2014 закрытым акционерным обществом «Краслесинвест» в КГКУ «Терянское лесничество» подана лесная декларация, в соответствии с которой в период с 28.08.2014 по 27.08.2015 ответчик будет использовать леса на лесных участках КГКУ «Терянское лесничество» для заготовки древесины.
17.08.2015 сопроводительным письмом № 476 КГБУ «Терянское лесничество» в адрес закрытого акционерного общества «Краслесинвест» направлено извещение о том, что 16.09.2015 в 08 час. 00 мин. будет проводиться осмотр и оценка состояния лесосеки с составлением актов, в том числе в квартале 252 Нижнетерянского участкового лесничества.
Извещение получено ответчиком 24.08.2015, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении заказного письма.
16.09.2015 лесничим КГБУ «Терянское лесничество» ФИО1, в присутствии лесничего ФИО2, при участии представителя ЗАО «Краслесинвест» ФИО3 (полномочия которого подтверждены доверенность от25.12.2014 № 73) проведён натурный осмотр качества разработки лесосеки 252 делянки 4 (выделы 6, 7) Нижнетерянского участкового лесничества КГБУ «Терянское лесничество», по результатам которого составлен акт натурного осмотра качества разработки лесосеки от 16.09.2015 № 8, в котором отражено, что при осмотре выявлено нарушение в виде захламления мест рубок порубочными остатками, а также уничтожения 8 лесосечных столбов. Акт представителем ответчика ФИО3 не подписан, имеется отметка о том, что указанный представитель от подписи отказался. К акту приложен абрис лесосеки, ведомость учёта нарушения требований лесного законодательства.
В материалы дела представлена технологическая карта на разработку лесосеки, абрис лесосеки, пояснительная записка лесничих.
Расчёт причиненного ущерба за уничтожение лесосечных столбов (8 штук) произведён исходя из затрат на изготовление и установку столбов в соответствии с расчётно-технологической картой за соответствующий вид нарушения (298 руб. 40 коп.) и пятикратного коэффициента согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273. Расчётно-технологическая карта представлена в материалы дела.
Ответчик возражений по факту причинения ущерба, составляющим элементам убытков, порядку и арифметической правильности расчёта причинённого ущерба не заявил, ходатайствовал об оставлении искового заявления без рассмотрения, поскольку истцом нарушен обязательны досудебный (претензионный) порядок рассмотрения спора.
В письменных пояснениях от 29.04.2016 № 0665-04/16 истец указал, что предметом иска является возмещение вреда, причинённого ответчику лесным ресурсам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства. Обязательный досудебный (претензионный) порядок рассмотрения указанных споров нормами действующего законодательства не предусмотрен.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
в соответствии со статьёй 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издаёт нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определённых Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Статьёй 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.
Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно подпункту «м» пункта 8 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п (с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 № 617-п) указанный государственный орган осуществляет надзор и контроль в области охраны окружающей среды и охраны лесных отношений.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Элементами гражданско-правовой ответственности являются:
- противоправный характер поведения лица, причинившего убытки;
- наличие убытков и их размер;
- причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 данного закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В подпункте «д» пункта 13 Правил заготовки древесины, утверждённых приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 указано, что при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.
В силу подпунктов «и», «м» пункта 13 подписанного ответчиком договора аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1 арендатор обязан осуществлять на лесных участках замену квартальных столбов; приводить лесные участки в прежнее состояние при сносе сооружений и других объектов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт лесозаготовки ответчиком на лесном участке, находящимся в аренде ответчика на основании договора аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1, уничтожение 8 лесосечных столбов при заготовке древесины.
В силу пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утверждёнными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Расчёт причиненного ущерба за уничтожение лесосечных столбов (8 штук) произведён исходя из затрат на изготовление и установку столбов в соответствии с расчётно-технологической картой за соответствующий вид нарушения (298 руб. 40 коп.) и пятикратного коэффициента согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273. Расчётно-технологическая карта представлена в материалы дела.
Расчётно-технологическая карта утверждена Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках делегированных ему полномочий.
Факт причинения и размер причинённого ущерба ответчиком не оспорен.
В части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчиком заявлено об оставлении искового заявления без рассмотрения, поскольку истцом не соблюдён обязательный претензионный (досудебный) порядок рассмотрения спора. При этом ответчик ссылается на пункт 25 договора аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1, в котором указано, что спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора или вопросы, не оговорённые в договоре, разрешаются путём переговоров. В случае если согласие путём переговоров не достигнуто, указанные вопросы разрешаются в судебном порядке в Арбитражном суде Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюдён претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Оценив доводы ответчика арбитражный суд признаёт их обоснованными, а ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В пункте 25 договора аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1 указано на разрешение споров путём переговоров, однако отсутствует указание на обязательное направление претензии, её форму, сроки рассмотрения претензии, в связи с чем обязательный претензионный (досудебный) порядок разрешения спора указанным пунктом не установлен.
Кроме того, предметом иска является взыскание ущерба, возникшего в связи с нарушением ответчиком лесного законодательства, исковое заявление предъявлено истом в рамках осуществления делегированных ему функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства, отношения сторон не вытекают из обязательств по договору аренды лесных участков от 07.04.2008 № 1.
Обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров, связанных с охраной окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, нормами действующего законодательства не предусмотрен.
При этом довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств принятия мер по урегулированию спора с рассмотрением возможности добровольного возмещения ответчиком причинённого ущерба, предъявление иска несёт для ответчика неблагоприятные последствия, поскольку с него взыскивается государственная пошлина, не принимаются судом.
В пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утверждённого президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, указано, что по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Вместе с тем, из поведения ответчика не усматривается намерение добровольно и оперативно урегулировать возникший спор. С момента получения искового заявления (18.03.2016) и даты возбуждения производства по делу (01.04.2016) заявленный ко взысканию ущерб в добровольном порядке ответчиком не возмещён, меры по заключению с истцом мирового соглашения, либо по проведении процедуры медиации (о которых было разъяснено в определении арбитражного суда от 01.04.2016) не предприняты.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дела в арбитражных судах» указано, что, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.
Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований после возбуждения производства по делу, с учётом того, что истец освобождён от уплаты госпошлины, государственная пошлина не была бы взыскана с ответчика в доход федерального бюджета, однако ответчиком меры по добровольному возмещению ущерба не предприняты.
На основании изложенного ходатайство ответчика от 25.04.2016 № 01-492 об оставлении иска без рассмотрения удовлетворению не подлежит.
Учитывая доказанность всех элементов гражданско-правовой ответственности, исковые требования истца в размере 11 936 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Учитывая, что лесной фонд, которому был причинён вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» применительно к пункту 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Госпошлина, исчисленная от суммы иска 11 936 руб. составляет 2 000 руб.
В силу статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины.
Статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобождён от её уплаты.
Учитывая обоснованность исковых требований, освобождение истца от уплаты госпошлины, госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
иск удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Краслесинвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск) в доход федерального бюджета (КБК 053 116 25071 01 6000 140, ОКТМО 04624000) 11 936 руб. ущерба, причинённого государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Взыскать с акционерного общества «Краслесинвест» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Исполнительный лист на настоящее решение до истечения срока на обжалование в суде апелляционной инстанции выдается только по заявлению взыскателя.
Судья
Т.В. Шевцова