ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-6853/10 от 16.08.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

23 августа 2010 года

Дело № А33-6853/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 16.08.2010.

В полном объеме решение изготовлено 23.08.2010.

Арбитражный суда Красноярского края в составе судьи   Шишкиной И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению  по иску индивидуального предпринимателя Шевень Ольги Николаевны (г. Ачинск)

к Администрации г. Ачинска (г. Ачинск)

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от истца: Сапега А.С. - представителя по доверенности от 22.05.2010, Шевень О.Н. -индивидуального предпринимателя, паспорт

от ответчика: Бердышева А.Л. - представителя по доверенности от 27.07.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шишкиной И.В.,

установил:

индивидуальный предприниматель Шевень Ольга Николаевна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации г. Ачинска о признании незаконным бездействия Администрации г. Ачинска, выразившееся в непредставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира -Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26, для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование», как не соответствующего ст. 29 Земельного кодекса РФ, пунктам З.5., З.7., 3.9. Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского совета депутатов № 4-11р от 22.06.2005, об обязании Администрацию г. Ачинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение 14 дней с момента вынесения судебного акта по настоящему делу распоряжения Главы города о предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира -Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26, для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование».

Определением от 07.06.2010 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, на 21.06.2010 назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 21.06.2010 дело назначено к судебному разбирательству на 05.07.2010.

Судом удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета иска, в котором просит признать недействительным отказ от 06.110.2009 администрации г. Ачинска в предоставлении Шевень О.Н. земельного участка площадью 36 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира - Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26, для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование», как не соответствующего ст. 29 Земельного кодекса РФ, пунктам З.5., З.7., 3.9. Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского совета депутатов № 4-11р от 22.06.2005, об обязании Администрацию г. Ачинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в течение 14 дней с момента вынесения судебного акта по настоящему делу распоряжения Главы города о предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира - Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26, для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование».

Определением от 26.07.2010 судебное разбирательство по делу отложено на 02.08.2010.

Представитель истца заявил ходатайство об изменении предмета иска, просит суд признать недействительным решение Администрации г. Ачинска, оформленное Протоколом № 28 заседания комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска от 06.10.2009. в предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край. г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26. для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование», как не соответствующего ст. 29 Земельного кодекса РФ. пунктам З.5., З.7., 3.9. Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского совета депутатов № 4-11р от 22.06.2005. Обязать Администрацию г. Ачинска устранить допущенные нарушения нрав и законных интересов заявителя путем принятия в течение 14 дней с момента вынесения судебного акта по настоящему делу распоряжения Главы города о предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24. расположенного в 50 м. от ориентира -Красноярский край. г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26. для размещения и эксплуатации временного объекта -павильона «Автострахование».

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 02.08.2010 судебное разбирательство отложено на 16.08.2010.

Истец заявил ходатайство об уточнении предмета иска, просит:

- признать недействительным решение Администрации г. Ачинска, оформленное Протоколом № 28 заседания комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска от 06.10.2009. в предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26 для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование», как не соответствующего ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам З.5., З.7.. 3.9. Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского совета депутатов № 4-11р от 22.06.2005;

- обязать Администрацию г. Ачинска в устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи в течение 3-х дней разрешения на размещение временного объекта - павильона «Автострахование» на земельном участке площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край. г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26 по заявлению ИП Шевень О.Н. от 17.07.2009.

Ходатайство судом удовлетворено.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта. Ходатайство обосновано следующими обстоятельствами:

- в период с октября 2009 года и до марта 2010 года заявитель предпринимал действия, направленные на установление значимых для дела обстоятельств и урегулирование спора, и лишь исчерпав указанные возможности, обратился с заявлением в Арбитражный суд. Срок на обжалование ненормативного акта если и был пропущен заявителем, то по уважительной причине;

- заявитель кроме обращения от 17.07.209 обращался еще с заявлением от 02.10.2009 о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, получив отказ в предоставлении участка от 06.10.2009, заявитель полагал, что данный отказ дан по заявлению от 02.10.2009. Довод администрации о дом, что на отказе есть номер заявления, который совпадает с присвоенным номером заявлению № 17.07.2009, в связи с чем Шевень О.Н. должно быть понятно, по какому заявлению дан отказ, неправомерен, поскольку заявителю при принятии заявления 17.07.2009 не сообщалось о том, какой номер присвоен ее заявлению от 17.07.2009, нормативные акты города Ачинска также данный вопрос не регулируют.

- после получения выписки из решения комиссии от 06.10.2009 администрация г. Ачинска в своем ответе от 20.11.2009 сообщила Шевень О.Н., что вопрос о предоставлении земельного участка не может быть разрешен до принятия решения Ачинского городского суда, в связи с чем заявитель добросовестно заблуждалась относительно того, по какому из ее заявлений был дан отказ от 06.10.2009, полагал, что решение по заявлению от 17.07.2009 еще не принято;

- заявитель добросовестно заблуждался относительно смысла решения от 06.10.2009 в связи с попытками заявителя урегулировать спор без обращения в арбитражный суд;

- в соответствии со ст. 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- из Закона РФ от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» следует, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда. Конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ в правосудий, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно имен, возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия;

- позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград является первоосновой для совершения соответствующего процессуального действия.

- статья 198 АПК РФ не устанавливает предельных допустимых сроков для их восстановления,   указывая только на то, что пропущенный по уважительной причине срок подачи явления может быть восстановлен. Таким образом, для восстановления предусмотренного законом срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве. Указанный вывод сделан в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.03.2009 по делу № А19-14189/08-55-Ф02-1091/09.

Рассмотрев вышеуказанные доводы, суд находит мотивы пропуска срока на обжалование ненормативного акта уважительными, в связи с чем удовлетворяет ходатайство Шевень О.Н. о восстановлении срока на обжалование решения от 06.10.2009.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором требования не признал по следующим основаниям:

- 17.07.2009 Шевень О.Н. подано заявление председателю постоянной комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска о целесообразности и возможности предоставления земельного участка для размещения временного объекта – павильона «Автострахование» на земельном участке по ул. Дзержинского г. Ачинска с южной стороны автопарковочной стоянки ГИБДД;

- порядок предоставления земельных участков для размещения временного объекта установлен пунктами 3.3-3.7 Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденным решением Ачинского городского совета депутатов Красноярского края от 22.06.2005 № 4-1 IP;

- 28.07.2009 г. Комиссией по размещению временных объектов на территории г. Ачинска было предварительно согласовано предоставление земельного участка под раз­мещение павильона «Автострахование» по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, возле авто-парковочной площадки ГИБДД. Шевень О.Н. был выдан лист согласований размещения временных объектов, в частности павильона «Автострахование».

- 05.08.2009, комиссией по размещению временных объектов на территории г. Ачинска было принято Решение № 06-03-17X14 (протокол № 20) о разрешении предос­тавления земельного участка на размещение временного объекта павильона «Автострахова­ние» по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, автопарковочной площадки ГИБДД инди­видуальному предпринимателю Шевень О.Н.;

- на момент принятия решения Комиссией по размещению временных объектов на территории г. Ачинска № 06-03-17М4 от 05.08.2009 г. (протокол № 20) о разрешении предоставления земельного участка на размещение временного объекта павильона «Автострахование», по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, автопарковочной площадки ГИБДД индивидуальному предпринимателю Шевень О.Н., отсутствовали необходимые разрешения и согласования, а именно: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», Отдела государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому р-ну, ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому р-ну; ГПН ГУ МЧС России по г. Ачинску и Ачинскому р-ну.

- 22.09.2009 г. Комиссией было принято решение: «Признать утратившим силу реше­ние постоянной комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска № 06-03-17X14 от 05.08.2009 г. (протокол № 20) разрешении предоставления земельно­го участка на размещение временного объекта павильона «Автострахование», по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, автопарковочной площадки ГИБДД индивидуальному пред­принимателю Шевень О.Н., в связи с отсутствием положительных заключений предусмотренных «Правилами размещения временных объектов на территории г. Ачин­ска», утвержденное решением городского Совета депутатов № 40-295р от 22.07.2008 г.». Основанием для принятия оспариваемого решения послужило, в том числе, и отрицатель­ное заключение ОГИБД УВД «Ачинское», изложенное в письмо от 21.09.2009 г., из ко­торого следует, что размещение павильона не согласовано ОГИБДД, так как при обраще­нии в ОГИБДД Шевень О.Н. не указала конкретное место расположения павильона, не представила выкопировку земельного участка с указанием места размещения объекта, о чем было указано в листе согласования.

- решением Ачинского городского суда от 28.12.2009, вступившим в законную силу 29.03.2010, Шевень было отказано в удовлетворении требований, об оспаривании указанно­го решения Комиссии по размещению временных объектов от 22.09.2009.

- согласно представленного истицей листа согласований, заявителем получены согласования следующих органов и организаций: 03.08.2009 отдела развития потребительского рынка Администрации г. Ачинска; 03.08.2009 главного архитектора города; 03.08.2009 муниципальный инспектор Администрации г. Ачинска; 24.09.2009 Отдел государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому р-ну вы­дал консультацию о возможности размещения павильона «Автострахование» в 50-ти метрах на юго-восток от строения № 26 по ул. Дзержинского г. Ачинска. 29.09.2009 ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» Филиал в г. Ачинске выдал положительное экспертное заключение о соответствии санитарным пра­вилам и нормам земельного участка для строительства павильона «Автострахование»;

- до настоящего времени не получено положительное заключение государственного органа, осуществляющего контроль за безопасностью дорожного движения.

Как пояснил истец в судебном заседании, Шевень О.Н, предпринимались меры к заключению мирового соглашения с ответчиком, однако мировое соглашение 09.08.2010 ответчик не подписал.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

17.07.2009 предпринимателем Шевень О.Н. подано заявление председателю постоянной комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска о целесообразности и возможности предоставления земельного участка для размещения временного объекта – павильона «Автострахование» на земельном участке по ул. Дзержинского г. Ачинска с южной стороны автопарковочной стоянки ГИБДД.

Заявлению присвоен номер 06-03-17/14.

28.07.2009 г. Комиссией по размещению временных объектов на территории г. Ачинска было предварительно согласовано предоставление земельного участка под раз­мещение павильона «Автострахование» по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, возле автопарковочной площадки ГИБДД. Шевень О.Н. был выдан лист согласований размещения временных объектов, в частности павильона «Автострахование».

Согласно листу согласований Шевень О.Н. необходимо получить подлежат согласования Отдела развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации г. Ачинска, Главного архитектора города Ачинска, ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району, муниципального инспектора г. Ачинска, ГПН ГУ МЧС России по г. Ачинску и Ачинскому району.

Согласно представленных истцом документов, Шевень О.Н. получены следующие согласования:

- отдел развития потребительского рынка и защиты прав потребителей от 03.08.2009;

- Главный архитектор города Ачинска от 03.08.2009;

- ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 29.09.2009;

- ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району от 06.08.2009 с замечанием: установка с дополнительным согласование с уточнением места установки;

- муниципального инспектора г. Ачинска от 03.08.2009;

- ГПН ГУ МЧС России по г. Ачинску и Ачинскому району от 06.08.2009.

Дополнительно истцом получены согласования:

- Ачинский территориальный отдел по водному хозяйству от 02.10.2009;

- ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярсокм крае» от 29.09.2009, экспертное заключение № 936.

Истцом также получено согласование Главного архитектора г. Ачинска в отношении эскизного проекта павильона «Автострахование», что подтверждается подписью указанного лица в проекте, письмом Главного архитектора г. Ачинска от 24.07.2009 № 06-17-35.

05.08.2009, комиссией по размещению временных объектов на территории г. Ачинска было принято Решение № 06-03-17X14 (протокол № 20) о разрешении предос­тавления земельного участка на размещение временного объекта павильона «Автострахова­ние» по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, автопарковочной площадки ГИБДД инди­видуальному предпринимателю Шевень О.Н. на 364 дня.

Земельный участок № 24:43:0109015:24 площадью 36 кв.м. для размещения павильона «Автострахование» был сформирован и поставлен на кадастровый учет 20.08.2009, что следует из кадастрового паспорта данного участка.

22.09.2009 данной комиссией принято решение признать утратившим силу решение комиссии № 06-03-17/14 от 05.08.2009 о разрешении предоставления Шевень О.Н, земельного участка для размещения павильона «Автострахование» в связи с отсутствием положительных заключений, предусмотренных пунктом 3.6 Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска от 22.07.2008.

Как поясняет ответчик в отзыве на иск, на момент принятия решения Комиссией по размещению временных объектов на территории г. Ачинска № 06-03-17М4 от 05.08.2009 г. (протокол № 20) о разрешении предоставления земельного участка на размещение временного объекта павильона «Автострахование», по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, автопарковочной площадки ГИБДД индивидуальному предпринимателю Шевень О.Н., отсутствовали необходимые разрешения и согласования, а именно: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», Отдела государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому р-ну, ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому р-ну; ГПН ГУ МЧС России по г. Ачинску и Ачинскому р-ну.

Решением Ачинского городского суда от 28.12.2009, вступившим в законную силу 29.03.2010, Шевень было отказано в удовлетворении требований об оспаривании указанно­го решения Комиссии по размещению временных объектов от 22.09.2009.

Решением комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска № 06-03-17/14 от 06.10.2009 Шевень О.Н. отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием согласования государственного органа, осуществляющего контроль за безопасностью дорожного движения, в соответствии с пунктом 3.6 Правил размещения временных объектов на территории города Ачинска, утвержденных решением городского Совета депутатов от 22.07.2008 № 40-295р.

Данное решение было получено Шевень О.Н. 10.10.2009, о чем имеется соответствующая отметка на выписке из решения комиссии.

Полагая отказ в предоставлении земельного участка под размещение временного объекта незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Шевень О.Н. обратилась в арбитражный суд с иском, в котором просит:

- признать недействительным решение Администрации г. Ачинска, оформленное Протоколом № 28 заседания комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска от 06.10.2009. в предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26 для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование», как не соответствующего ст. 29 Земельного кодекса РФ. пунктам З.5., З.7., 3.9. Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского совета депутатов № 4-11р от 22.06.2005;

- обязать Администрацию г. Ачинска в устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи в течение 3-х дней разрешения на размещение временного объекта - павильона «Автострахование» на земельном участке площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26 по заявлению ИП Шевень О.Н. от 17.07.2009.

В обоснование требований истец ссылается на следующее:

- до истечения срока согласования (03.10.2009) Шевень О.Н, были представлены в комиссию по размещению временных объектов все необходимые документы согласно листу согласований, а также дополнительные документы: согласование Ачинского отдела по водному хозяйству от 02.10.2009, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 29.09.2009, экспертное заключение № 936;

- согласование ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району было Шевень О.Н. получено 06.08.2009, что подтверждается подписью данного отдела на листе согласований;

- кроме того, необходимость получения заключения ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району не требовалась, поскольку согласование места установки павильона применительно к градостроительным нормам и правилам вообще не относится к компетенции ГИБДД;

- при этом письмами главного архитектора г. Ачинска от 24.07.2009, 20.10.2009, 26.10.2009, заключением от 24.09.2009 подтверждено соответствие места установки павильона градостроительным нормам и правилам;

- в новой редакции Положения о порядке размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных постановлением Администрации г. Ачинска от 26.04.2010 № 125-п в пункте 2.2.3 указано, что заключение государственного органа, осуществляющего контроль безопасности дорожного движения требуется при размещении объекта в придорожной полосе или в случае необходимости организации подъезда;

- при этом размещение вмененного павильона на испрашиваемом земельном участке к таким случаям не относится.

Оценив материалы дела, доводы искового заявления и отзыва на иск, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным арбитражный суд должен обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В целях реализации полномочий органом городского самоуправления по предоставлению земельных участков для размещения временных объектов решением Ачинского городского Совета депутатов от 22.06.2005 № 4-11Р утверждены Правила размещения временных объектов на территории г. Ачинска.

В целях исполнения данных правил Главе города Ачинска поручено сформировать постоянную комиссию по размещению временных объектов на территории г. Ачинска.

Поскольку данная комиссия создана без статуса юридического лица и находится организационно в структуре администрации г. Ачинска, принимаемые комиссией решения фактически являются решениями исполнительного органа местного самоуправления – администрации г. Ачинска.

Согласно вышеназванных Правил, физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, обращаются в комиссию по размещению временных объектов с заявлением о рассмотрении возможности предос­тавления земельного участка для размещения временного, объекта с указанием сведе­ний о функциональном назначении объекта и приложением определенного пакета до­кументов (п. 3.1 Правил);

Комиссия по размещению временных объектов в течение срока, не пре­вышающего 14 дней с момента поступления, рассматривает заявление и выносит реше­ние, в 3-дневный срок оформляемое протоколом, утверждаемым председателем комис­сии (заместителем Главы города), о возможности размещения временного объекта либо мотивированный отказ в согласовании на размещение объекта. Решение не позднее дня, следующего за днем оформления протокола, направляется секретарем комиссии заявителю (п.3.3 Правил);

При положительном решении комиссии, в срок не позднее 3 дней с мо­мента оформления решения комиссии заявителю секретарем комиссии выдается вы­писка из протокола заседания комиссии и лист согласования с исчерпывающим переч­нем контролирующих и надзорных служб, организаций - владельцев сетей, согласова­ние которых необходимо для оформления земельного участка и установки (возведения) временного объекта. Срок сбора согласований не должен превышать двух месяцев с момента выдачи листа согласований (т.е. с момента получения заявителем листа согла­сования он обязан, в срок не позднее 2 месяцев, предоставить в комиссии данный лист согласования). Наличие отрицательного заключения является основанием для отказа в разрешении размещения временного объекта. Заключения могут быть обжалованы в установленном законом судебном порядке (п.3.5 Правил).

При наличии положительных согласований (лист согласования), рабочего (эскизного) проекта временного объекта, выполненного лицензированной организаци­ей, и утвержденного главным архитектором города, технических условий энергоснабжающих организаций секретарем комиссии в течение 3 (трех) дней с момента пред­ставления указанных согласований выдается разрешение на размещение временного объекта, подписанное председателем комиссии. Срок действия указанного разрешения истекает через 5 месяцев после его подписания. Если по истечении указанного срока данное разрешение не представлено в КУМИ с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, разрешение считается утратившим силу (пункт 3.7 Положения),

При наличии полного пакета документов КУМИ в срок, не превышающий 14 дней готовит проект распоряжения Главы города о предоставлении земельного участка для размещения (и эксплуатации) временного объекта, после издания указанного распоряжения в течение 7 дней КУМИ готовит проект договора аренды земельного участка для размещения (и эксплуатации) временного объекта (пункт 3.9 Положения).

Из материалов дела следует, что 03.08.2009 истцу был выдан лист согласования для сбора согласований по вопросу размещения павильона «Автострахование на основании положительного решения комиссии от 28.07.2009 о предварительном согласовании Шевень О.Н. земельного участка под размещение временного объекта.

Судом установлено, что в срок до 03.10.2009 в администрацию г. Ачинска заявителем были представлены предусмотренные листом согласований необходимые заключения и согласования, в том числе согласование ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району от 06.08.2009, которое дано под условием «установка с дополнительным согласованием с указанием места установки».

Технические условия энергоснабжающих организаций истцу не требовалось получать, поскольку ранее на данном участке уже размещался Шевень О.Н. павильон «Автострахование», в связи с чем имеются заключенный договор на энергоснабжение.

Несмотря на то, что согласование ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району было дано 06.08.2009 под условием «установка с дополнительным согласованием с указанием места установки», на выкопировке земельного участка на соответствующей части территории г. Ачинска видно, что испрашиваемый земельный участок не находится в придорожной полосе либо к нему будет организовываться подъезд автотранспорта. Данный участок также не закреплен на каком-либо праве за ОГИБДД г. Ачинска и Ачинского района, что подтверждено ответчиком в судебном заседании.

В обоснование своего права истребовать у Шевень О.Н. согласования с ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району администрация ссылается на пункт 3.6 Правил размещения временных объектов на территории города Ачинска, утвержденных решением городского Совета депутатов от 22.07.2008 № 40-295р.

Администрация г. Ачинска в своем отказе от 06.10.2009 не мотивировала необходимость включения ОГИБДД по г. Ачинску и Ачинскому району в перечень согласующих организаций, не разъяснило ответчику при выдаче листа согласований, в чем состоит необходимость получения от указанного государственного органа положительного заключения. В листе согласований заявителю также отсутствует отметка, о чем требуется получение заключения данного органа.

Довод администрации г. Ачинска о возможности истребовать такое заключение на основании пункта 3.6 вышеуказанного Положения судом не принимается, поскольку законодательством, регулирующим публичные правоотношения, не допускается произвольность в издании властных предписаний.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.96 № 196-Ф3 установлено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-Ф3 регулируются требования к прокладке и переустройству инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, требования к строительству, реконструкции в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что размещение временного объекта истца находится в полосе отвода какой-либо автомобильной дороги либо придорожной полосе, в связи с чем требовалось бы проведение согласований на предмет выявления соответствия места размещения временного объекта требованиям безопасности дорожного движения, законодательства о дорожной деятельности.

Организация подъезда автомобилей к павильону также не предполагалась.

Закон Красноярского края от 22.10.1997 N 15-601 "Об упорядочении организации дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования на территории края" регулирует правоотношения, в которые вступают участники дорожного движения, следовательно, в понятие объектов дорожного сервиса, указанных в нем, входят только объекты, которые предназначены для удовлетворения потребностей участников дорожного движения, но не любые объекты. Павильон, предполагаемый к размещению на спорном земельном участке, не предназначен для удовлетворения потребностей участников дорожного движения, не расположен в придорожной полосе, следовательно, данный случай Закон Красноярского края от 22.10.1997 N 15-601 не регулирует (Закон признан утратившим силу 18.02.1010).

Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительного кодекса РФ (п. 4 ст. 3 ГСК РФ).

Градостроительным кодексом Российской Федерации также не установлена необходимость наличия обязательного согласования органа в области безопасности дорожного движения в отношении размещения временных объектов на территории поселений вне границ полосы отвода автомобильной дороги, придорожной полосы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация г. Ачинска не доказала в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность такого основания к отказу в согласовании земельного участка для размещения временного объекта, как отсутствие согласования Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Иных оснований к отказу в выдаче разрешения на размещение временного объекта в оспариваемом отказе от 06.10.2009 не указано.

Из смысла пункта 3.7 Положения от 22.06.2005 следует, что напри наличии положительных согласований, рабочего (эскизного проекта временного объекта, выполненного лицензированной организацией и утвержденного главным архитектором города, технических условий энергоснабжающих организаций) комиссией в течение трех дней с момента предоставления указанных согласований выдается разрешение на размещение временного объекта, подписанное председателем комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК Российской Федерации коммерческие организации (к которым по своему статусу приравнены предприниматели в области гражданских правоотношений), преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

При вышеизложенных обстоятельствах отказ от 06.10.2009 администрации города Ачинска в выдаче разрешение на размещение временного объекта противоречит требованиям вышеназванных Правил, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а именно препятствует в осуществлении этой деятельности.

Ссылка администрации г. Ачинска на решение Ачинского городского суда от 28.12.2009 не может служить основанием для отказа в иске, поскольку на дату принятия решения от 05.08.2009 о выдаче разрешения на размещение временного объекта (впоследствии отмененного) срок согласований по заявлению Шевень О.Н. от 17.07.2009 не истек.

Исходя из действующего в настоящее Положения о порядке размещения временных объектов на территории г. Ачинска (утвержденных постановлением администрации г. Ачинска от 26.04.2010 № 125-п), срок размещения временных объектов: для киосков – сроком до 1 года. Срок размещения начинает исчисляться с даты передачи земельного участка заявителю и подписания договора аренды (пункт 2.2.6Положения).

Предварительного согласования испрашиваемого земельного участка иному лицу администрацией г. Ачинска на дату принятия решения не произведено, что письменно подтверждено истцом в судебном заседании.

На основании вышеизложенного требования предпринимателя Шевень О.Н. подлежат удовлетворению.

Расходы истца по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на ответчика в силу правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Администрации г. Ачинска, оформленное Протоколом № 28 заседания комиссии по размещению временных объектов на территории г. Ачинска от 06.10.2009 об отказе в предоставлении Шевень Ольге Николаевне земельного участка площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край. г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26 для размещения и эксплуатации временного объекта - павильона «Автострахование».

Проверено на соответствие статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам З.5, З.7 Правил размещения временных объектов на территории г. Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского Совета депутатов № 4-11р от 22.06.2005.

Обязать Администрацию г. Ачинска в устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Шевень Ольги Николаевны путем выдачи в течение 3-х дней с даты вступления решения суда в законную силу разрешения на размещение временного объекта - павильона «Автострахование» на земельном участке площадью 36 кв.м.. с кадастровым номером 24:43:0109015:24, расположенного в 50 м. от ориентира Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, 26.

Взыскать с Администрации г. Ачинска в пользу предпринимателя Шевень Ольги Николаевны 200 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить предпринимателю Шевень Ольге Николаевне из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру Сбербанка Российской Федерации от 16.04.2010.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.В. Шишкина