ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-722/08 от 06.03.2008 АС Красноярского края




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 марта 2008 года                                                                          Дело № АЗЗ-722/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Данекина Л.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя

ФИО1 (г.Красноярск)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю

(г.Красноярск)

овозврате 2250 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование,

при участии в заседании представителей:

заявителя: ФИО1 - предпринимателя (до перерыва),

ответчика: ФИО2 по доверенности от 23.10.2007 (до перерыва).

Протокол судебного заседания велся судьей Л.А. Данекиной.

При рассмотрении дела суд установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее -заявитель, предприниматель) обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю (далее- налоговый орган) с заявлением о возврате 2250 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель в судебном заседании подтвердив свое требование, пояснила, что в 2005 и

1 квартале 2006 года уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с
ошибочным указанием кодов бюджетной классификации. Налоговым органом отказано в
удовлетворении заявления предпринимателя о возврате ошибочно уплаченных   страховых
взносов.

Налоговый орган, возражая против заявленного требования, указал, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не относится в силу своей правовой природы налоговым платежом, в связи с чем положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговый орган указал на отсутствие у него правовых оснований для проведения возвратов (зачетов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании квитанций от 19.01.2005, 18.04.2005, 08.07.2005, 06.10.2005, 20.01.2006 предпринимателем уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с указанием КБК 18210202020061000160 в сумме 750 руб., КБК- 18210202010061000160 в сумме 1500 руб.

22.11.2007 предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных платежей.


23.11.2007 налоговым органом вынесено решение № 8806 об отказе в осуществлении зачета (возврата), в котором указано, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании решения суда.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа произвести возврат 2250 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как установлено в ходе рассмотрения спора судом и не оспаривалось налоговым органом, сумма 2250 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уплачена предпринимателем с ошибочным определением назначения платежа- указаны КБК, соответствующие кодам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц. Налоговый орган не оспаривал отсутствие у предпринимателя работников и отсутствие у него обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении них.

Ошибочно перечисленная сумма страховых взносов в размере 2250 руб. числится у предпринимателя в качестве переплаты, что отражено в справке № 39282 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.11.2007, согласованном с органом Пенсионного фонда реестре учета платежей страхователей, представленных в материалы дела.

Налоговый орган не оспаривал факт наличие у предпринимателя 2250 руб. излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Суд считает, что довод налогового органа, основанный на положениях Приказа Минфина России от 21.12.2005 № 152н, Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, пункте 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, о том, что территориальные органы Пенсионного фонда наделены полномочиями по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виду следующего.

Обязательства страхователей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены Федеральным Законом Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, согласно статье 2 которого предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок проведения возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой до 01.01.2008).

Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение одного месяца после получения заявления.

В силу пункта 13 этой нормы правила, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При


этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Следовательно, довод налогового органа о том, что статья 25 Федерального Закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» разделяет функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами- ФНС России и ПФР не подтверждает факт того, что функции администратора возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приказ Минфина Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», на который ссылается налоговый орган в обоснование своего довода, утратил силу с 1 января 2007 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (в редакции, применяемой с 01.01.2008), пунктом 13 которого предусмотрено, что суммы поступлений, отнесенные в текущем операционном дне к разряду невыясненных, а также результаты выяснения (уточнения) их принадлежности отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлений (код формы 0511015) (приложение N 7) на основании расчетных документов, прилагаемых (при их наличии) к выписке из счета, а также уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов, уведомлений территориальных учреждений и структурных подразделений центрального аппарата Центрального банка Российской Федерации об уточнении вида и принадлежности поступлений, уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступления, уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений (далее - уведомления администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений), в том числе об уточнении платежей, поступивших в бюджет, минуя счет органа Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами, справок органа Федерального казначейства.

Пунктом 18 указанного выше Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В связи с изложенным, судом не принят довод налогового органа об отсутствии у него оснований для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Учитывая, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗконтроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы, при наличии излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в сумме 2250 рублей, предприниматель обоснованно обратилась с заявлением о возврате в налоговый орган. Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по заявлению составляет 500 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.

При обращении с заявлением предпринимателем была уплачена государственная пошлина в сумме 500 руб. по квитанции Сберегательного банка России от 17.01.2008. На основании статьи НО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества подлежат взысканию с ответчика в сумме 500 руб.

Руководствуясь статьями 29, 71, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

1.Заявление индивидуального предпринимателя Ващенковой Натальи Александровны
удовлетворить.

2.Обязать   Межрайонную   инспекцию   Федеральной   налоговой   службы   №22   по
Красноярскому краю  произвести возврат индивидуальному предпринимателю Ващенковой
Наталье Александровне страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме
2250 руб., перечисленных  по квитанциям от 19.01.2005, 18.04.2005, 08.07.2005, 06.10.2005,
20.01.2006.

3.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю, расположенной по адресу: ул. 60 лет Октября, 83 а, г.Красноярск,
660079, в пользу индивидуального предпринимателя Ващенковой Натальи Александровны
500 руб. судебных расходов.

4. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия, путем подачи апелляционной жалобы, в Третий арбитражный апелляционный суд (статья 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо в течение двух месяцев, путем подачи кассационной жалобы, в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (статья 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

СудьяЛ.А. Данекина