ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7461/2021 от 21.05.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2021 года

Дело № А33-7461/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения размещена на сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» 21.05.2021.

Мотивированное решение составлено 25.06.2021.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой О.И. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску публичного акционерного общества «Юнипро» в лице филиала «Березовская ГРЭС» (ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985),        г. Шарыпово, Красноярский край,

к обществу с ограниченной ответственностью «Кедр 1» (ИНН <***>,                           ОГРН <***>), г. Шарыпово, Красноярский край,

о взыскании задолженности,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика:

публичного акционерного обществв «Красноярскэнергосбыт»(ИНН <***>,                       ОГРН <***>), г. Красноярск,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

публичное акционерное общество «Юнипро» в лице филиала «Березовская ГРЭС» (далее - ПАО «Юнипро»; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Кедр 1» (далее - ООО «Кедр 1»; ответчик)  о взыскании 66 660,72 руб. задолженности за потребленную тепловую энергию (корректировка по объему размера платы по отоплению) за 2017 год в отношении нежилых помещений         №/№ 86, 88 по адресу: <...>.

Определением от 02.04.2021 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено публичное акционерное общество «Красноярскэнергосбыт»(далее - ПАО «Красноярскэнергосбыт»; третье лицо).

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом. На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле.

04.05.2021, 18.05.2021 от ответчика в материалы дела поступили отзыв на исковое заявление и дополнение к нему, в которых ООО «Кедр 1» не согласилось с иском по изложенным в них основаниям (с приложением подтверждающих документов)

На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные документы приобщены судом к материалам дела.

04.05.2021 от ПАО «Красноярскэнергосбыт» поступили пояснения на исковое заявление (с приложением подтверждающих документов)

На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные документы приобщены судом к материалам дела.

17.05.2021 от истца в материалы дела поступили возражения на доводы ответчика по изложенным в них основаниям (с приложением подтверждающих документов)

На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные документы приобщены судом к материалам дела.

Ответчиком также заявлены следующие ходатайства:

- о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства с целью назначения общестроительной экспертизы, необходимостью осмотра помещения, вызова свидетелей (без их указания) и заявления им соответствующих ходатайств;

- о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Администрации г. Шарыпово, поскольку демонтаж системы отопления происходил с ее разрешения.  

По результатам рассмотрения данных ходатайств суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Ходатайство стороны о рассмотрении дела по общим правилам искового производства не является безусловным основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Из материалов дела следует, что ПАО «Юнипро» просит взыскать с ООО «Кедр 1» 66 660,72 руб. задолженности за тепловую энергию (корректировка по объему размера платы по отоплению) за 2017 год в отношении нежилых помещений №/№ 89, 88 по адресу: <...>, что свидетельствует о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства, исходя из требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что ответчик в установленные сроки представил в материалы дела отзыв на иск, дополнение к нему и дополнительные документы в подтверждение своей позиции по иску.

Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы и пояснения лиц, участвующих в деле позволяют в совокупности оценить законность и обоснованность заявленных исковых требований.

При таких обстоятельствах правовых оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае не имеется.

Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Третьими лицами , не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, считаются материально заинтересованные в исходе дела лица, на права и обязанности которых по отношению к одной из сторон может повлиять решение суда.

С учетом изложенного третье лицо , не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, является предполагаемым участником материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде. При этом основанием его вступления (привлечения) в дело является возможность предъявления к нему иска или возникновения у него права на иск, обусловленного взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Целью участия в судебном разбирательстве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споря, является предотвращение неблагоприятных для них последствий в связи с рассмотрением дела.

В обоснование привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Администрации г. Шарыпово ответчик ссылается на демонтаж системы отопления в нежилых помещениях  №/№ 86, 88 по адресу: <...>, с ее согласия (на основании Распоряжения Администрации г. Шарыпово  № 89 от 13.12.2007).

По результатам рассмотрения ходатайства ООО «Кедр 1», с учетом его пояснений и представленных сторонами в материалы дела документов, суд считает, что ответчиком не доказано, каким образом могут быть нарушены права и законные интересы данной организации.

Так, наличие Распоряжения № 89 от 13.12.2007 не свидетельствует о возможности возникновения у Администрации г. Шарыпово каких-либо прав, возложения на нее обязанностей в результате рассмотрения настоящего дела. Фактически в настоящем деле рассматривается требование ПАО «Юнипро» как ресурсоснабжающей организации о взыскании с ООО «Кедр 1» как с собственника спорных нежилых помещений задолженности в объеме корректировки размера платы за отопление за 2017 год. При этом Администрация г. Шарыпово не является участником данных правоотношений, а доказательственное значение указанного Распоряжения может быть оценено судом при вынесении решения по настоящему делу.  

Следовательно, основания для удовлетворения ходатайства ООО «Кедр 1» о привлечении Администрации г. Шарыпово к участию в деле в качестве третьего лица отсутствуют.

20.05.2021 судом принята резолютивная часть решения по настоящему делу об отказе в  удовлетворении исковых требований, которая размещена в картотеке дел сайта Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» 21.05.2021.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных главой 29 Кодекса. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

26.05.2021 от ООО «Кедр 1» в материалы дела поступило заявление о составлении мотивированного решения.

При указанных обстоятельствах, суд принимает решение по правилам главы 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при  отсутствии таких  условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из материалов дела следует, что ПАО «Юнипро» как  энергоснабжающая организация осуществляет поставку тепловой энергии потребителям г. Шарыпово.

По мнению ПАО «Юнипро», в 2017 году им поставлялась тепловая энергия, в том числе и на объекты ООО «Кедр 1» (нежилые помещения №/№ 86, 88, расположенные по адресу:                           <...>). Данные объекты принадлежат ответчику на праве собственности, что подтверждается материалами дела (свидетельства о государственной регистрации права собственности  от 15.07.2010 24 ЕИ №/№ 657607, 657606).

Следовательно, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:

1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

3)  уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с договором энергоснабжения» разъяснил, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец не доказал обоснованность исковых требований поскольку ответчиком как собственником спорных нежилых помещений соблюден порядок переустройства системы отопления при переходе на индивидуальный источник отопления, который осуществлен с учетом нормативных требований температурного режима; теплопотребление от централизованных сетей многоквартирного дома в данных помещениях отсутствует.

Довод ответчика об отсутствии отопления в спорных нежилых помещениях, а также обязанности у него оплачивать данный ресурс, соответствует материалам дела и требованиям действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.

 Из материалов дела следует, что в 2017 году истцом поставлена тепловая энергия в многоквартирный  дом, расположенный по адресу: <...>, в котором находятся спорные нежилые помещения ответчика №/№ 86, 88, принадлежащие ему на праве собственности.

Согласно протоколу от 03.11.2010 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, выбран способ управления - управляющая компания ОАО «Красноярскэнергосбыт» (в настоящее время - ПАО «Красноярскэнергосбыт»).

Начисления и расчеты за ресурсы, поставленные в данный многоквартирный дом, осуществлялись ПАО «Красноярскэнергосбыт» в рамках договора на поставку тепловой энергии в горячей воде № 130-471 от 22.03.2020, заключенного с ПАО «Юнипро». Объем тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета в МКД,  предъявлен истцом к оплате ПАО «Красноярскэнергосбыт».

В обоснование  исковых требований  истец ссылается на то, что с 01.01.2017 в силу  абзаца 3 пункта 7 Правил № 354 поставка ресурсов в нежилые помещения в многоквартирных домах осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения. С указанной даты (01.01.2017) ПАО «Юнипро» как ресурсоснабжающая организация, а не управляющая компания ПАО «Красноярскэнергосбыт» вправе взыскивать с собственников нежилых помещений корректировку размера платы по отоплению за 2017 год.

На оплату тепловой энергии (корректировки платы за отопление за 2017 год)  истцом выставлены счета-фактуры на сумму 66 660,72 руб., которые не оплачены ответчиком.   

Вместе с тем, факт поставки в 2017 году тепловой энергии в нежилые помещения №/№ 86, 88, расположенные по адресу: <...>, оспаривается ответчиком по следующим основаниям:

- в декабре 2007 года по Распоряжению Администрации г. Шарыпово № 89 от 13.12.2007 создана комиссия для рассмотрения вопроса по демонтажу отопления в помещениях                         №/№ 86, 88 по адресу: <...>;

- после демонтажа отопления комиссией составлен акт от 13.12.2007; указано, что демонтаж произведен в соответствии с рабочим проектом, разработанным ООО «Система водоснабжения региона»; система отопления в доме функционирует нормально; стояки, проходящие через помещения, изолированы и защищены; в помещении имеется самостоятельная система отопления электроприборами «Теплофон», что позволяет сохранять микроклимат в помещении в соответствии с санитарными нормами;

- у ответчика фактически отсутствовала возможность приема тепловой энергии от ресурсоснабжающей организации в связи с демонтажом теплопринимающих устройств (теплоносителей), и расчет платы по формуле 3(1) Правил № 354 ООО «Кедр 1» не производился; производить корректировку по формуле 3(2) Правил № 354 истец не вправе; документы по демонтажу системы отопления истцу и третьему лицу представлены;

- за содержание общего имущества, в том числе за отопление (подвалов, подъездов) ООО «Кедр-1» в 2017 году производило оплату ПАО «Красноярскэнергосбыт», что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, платежными поручениями, актом сверки за период с 01.01.2017 по 01.11.2017.

В пояснениях по иску ПАО «Красноярскэнергосбыт» указывает следующее:

- в спорный период (2017 год) ПАО «Красноярскэнергосбыт» являлось управляющей организацией в многоквартирном доме № 2, микрорайона 1, г. Шарыпово;

- между ПАО «Юнипро» филиал «Березовская ГРЭС» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор № 130-471 от 22.03.20210 на поставку тепловой энергии, в том числе - в спорный многоквартирный дом, который оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета; расчеты за поставленные ресурсы велись, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии;

- собственникам и нанимателям в течение 2017 года услуга по отоплению предъявлялась равномерно с проведением корректировки размера платы раз в год (1 квартал 2018 года);

- с 01.01.2017 собственник спорных нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме № 2 (ООО «Кедр-1»), обязан оплачивать коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом на основании заключенного договора на поставку тепловой энергии;

- ПАО «Красноярскэнергосбыт» не выставляло плату за отопление собственникам нежилых помещений, в том числе - ответчику, т.е. не имело права выполнить корректировку такой платы; ПАО «Юнипро» на основании заключенных договоров ресурсоснабжения с собственниками нежилых помещений обязано самостоятельно провести корректировку размера платы за отопление по таким нежилым помещениям;

- данный спор рассматривался в Арбитражном суде Красноярского края по делу                             № А33-35657/2018, где ПАО «Юнипро», филиал «Березовской ГРЭС», отказано в удовлетворении исковых требований в сумме 656 433,76 руб. (корректировка платы за отопление за 2017 год собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ПАО «Красноярскэнергосбыт»).

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предусмотрено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно пункту 6 Правил № 354 (в редакции, действующей с 01.01.2017)  управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В силу пункта 42 (1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) Приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) Приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.

В пункте 42(2) Правил № 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) Приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 373-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края» до вступления в силу решения Правительства Красноярского края об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» на территории города Красноярска равномерно в течение календарного года.  

Исходя из изложенных норм, с 01.01.2017 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 373-п, пунктами 42 (1), 43 Правил № 354, по формулам 2(1), 3 (1), 3 (2) Правил № 354. При этом корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) Приложения № 2 к Правилам № 354.

В  пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, указано, что отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.

Изменениями, внесенными с 01.01.2017 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 в Правила № 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил № 354).

Вместе с тем организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сохранила право требовать с собственников нежилых помещений стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункт 40 Правил № 354).

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст) (далее - ГОСТ Р 56501-2015).

Согласно пункту 3.18 и примечаниям к данному пункту  ГОСТа Р 56501-2015 отопление - это искусственный, равномерный нагрев воздуха в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха   в   помещениях   и комфортных   условий   проживания.

К   элементам   отопления,   по  отношению  к  отдельному  помещению,   расположенному внутри многоквартирногодома,помимоотопительныхприборовотносятся - полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П).

Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.

Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления.

В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, как правило, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.

Порядок определения платы за отопление жилых и нежилых помещений многоквартирного дома определен в соответствии с пунктами 40, 42 (1) и 43 Правил № 354 по формулам 3, 3(1) и 3(2) Приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Указанными нормами, как и другими нормами права не предусмотрено какого-либо иного порядка определения платы за отопление для помещений в многоквартирных домах, в которых отопительных приборов не имеется, либо они демонтированы. Потребители коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносят плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил № 354). Таким образом, площадь каждого из помещений многоквартирного дома участвует в определении размера платы для всех остальных помещений.

Кроме этого, в многоквартирном жилом доме отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких и ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.

Подпунктом «в» пункта 35 Правил № 354 предусмотрено, что потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Отсутствие в Правилах № 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.

Более того, стороны вправе использовать различные математические модели расчетов, не исключая и ту, которая аналогична изложенной в пунктах 2(3) - 2(6) Приложения № 2 Правил № 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 184.

Согласно пункту 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, температура воздуха в нежилых подвальных помещениях должна быть не ниже +5 град. С.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2018 № 36966-00/06, разъяснено, что в соответствии с пунктами 2, 2(1), 3, 3(1), 3(2) Приложения № 2 к Правилам № 354 объем потребления коммунальных услуг отопления для целей их оплаты определяется для всех потребителей в многоквартирном доме в едином порядке, а размер платы за коммунальные услуги отопления в любом жилом или нежилом помещении поставлен в зависимость лишь от его общей площади и не зависит от индивидуальных инженерно-тепло технических характеристик конкретного помещения. При этом в расчетных формулах Приложения № 2 к правилам № 354 речь идет именно об общей, а не об отапливаемой площади помещений.

С учетом изложенного, отсутствие в отдельных жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, приборов (радиаторов) отопления (в соответствии с проектной документацией на многоквартирный дом либо в результате отключения отдельных помещений от централизованной системы отопления, в том числе с переходом на их отопление с использованием автономных источников отопления), не является правовым основанием для освобождения потребителей, занимающих такие помещения, от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги отопления, предоставленные как на обогрев непосредственно самих жилых (нежилых) помещений, так и помещений общего пользования.

В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Потребитель не лишен права на внесение раздельной оплаты за тепловую энергию на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды только в случае соблюдения следующих условий:

1) собственником соблюден порядок переустройства системы отопления при переходе на

индивидуальный источник отопления;

2)переход  на  индивидуальный  источник тепловой энергии отвечает нормативным требованиям температурного режима;

3)   теплопотребление от централизованных сетей многоквартирного дома в указанном помещении отсутствует.

Из материалов дела, пояснений истца следует, что в спорном многоквартирном доме  установлен прибор учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию в спорный период, что подтверждается представленным в материалы дела актом допуска к эксплуатации узла учета тепловой энергии № 392 от 14.05.2015; объем тепловой энергии подтвержден отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.

Согласно расчету истца сумма корректировки по спорным нежилым помещениям ответчика за 2017 год составляет - 66 660,72 руб. Арифметическая правильность указанного расчета ответчик и третье лицо при рассмотрении дела не оспаривали.

Вместе с тем, на дату вынесения решения ответчиком в материалы дела представлены следующие документы, подтверждающие соблюдение им порядка переустройства системы отопления при переходе на индивидуальный источник отопления, соответствия данного источника тепловой энергии требованиям температурного режима:

- обращение ООО «Кедр-1» от 04.09.2006 № 0241/2905 в Администрацию г. Шарыпово  с просьбой рассмотреть вопрос по отключению помещений от общедомового потребления, т.к. технические возможности позволяют отключиться от общедомового  отопления, не нарушая процесс подачи тепла жильцам дома в нормальном режиме;

- обращение ООО «Кедр-1» от 01.09.2006 № 0241/2905 в МУ «Служба городского хозяйства» г. Шарыпово  с просьбой рассмотреть вопрос по отключению помещений от общедомового потребления, т.к. обогрев помещений будет производиться электрообогревателями;

- ответ Администрации г. Шарыпово № 02-4/2060 от 15.09.2006, в котором указано, что Администрация не возражает относительно отключения отопления помещений, занимаемого супермаркетом «Русич», от общедомового теплоснабжения, при условии сохранения нормативных параметров подачи теплоносителя в жилые помещения дома № 2 1-го микрорайона;

- письмо МУ «Службы городского хозяйства» г. Шарыпово № 10/1837 от 10.10.2006 о необходимости ООО «Кедр-1» предоставления гарантийных обязательств того, что переустройство не приведет к ухудшению условий проживания граждан в жилых помещениях, расположенных над торговым комплексом «Кедр-1», т.е. температура воздуха внутри жилых помещений, мест общего пользования, а также в помещениях торгового комплекса будет поддерживаться согласно действующим СНиП для жилых зданий; будет обеспечен беспрепятственный доступ работникам, осуществляющим техническое  обслуживание внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома;

-  письмо ООО «Кедр-1» от 17.10.2006 в адрес МУ «Службы городского хозяйства»  г. Шарыпово о том, что отключение теплового контура в торговом комплексе «Кедр-1» по адресу: <...>, не приведет к ухудшению условий проживания граждан, расположенных над торговым комплексом, поскольку температурный режим будет  поддерживаться электроконвекторами с электротерморегуляторами согласно СНиП для  жилых зданий; беспрепятственный допуск работников, осуществляющих техническое обслуживание внутридомовых сетей, оговорен в договоре с ООО «Жилищно-Ремонтным Эксплуатационным Участком -1-1» № 13 от 01.02.2006;

- письмо ООО «Кедр-1» от 11.10.2007 в адрес МУ «Службы городского хозяйства» г. Шарыпово с просьбой направить в магазин «Кедр-1» по адресу: <...>, представителя для осмотра тепловых сетей на предмет их отрезки от общедомовых тепловых сетей, с составлением соответствующего акта;

- письмо ООО «Кедр-1» от 06.09.2007 в адрес филиала ОАО ОГК-4 «Тепловые сети Березовский ГРЭС-1» с просьбой направить представителя для обследования торгового комплекса «Кедр-1» по адресу: <...>, по факту отключения теплового контура в 11-00 10.09.2007;

- Распоряжение Администрации г. Шарыпово № 89 от 13.12.2007, согласно которому создана комиссия для обследования нежилого помещения первого этажа торгового комплекса «Кедр-1», расположенного по адресу: <...>, по согласованию проекта по демонтажу отопительных приборов;

- акт от 10.09.2007, составленный представителями ООО «ЖРЭУ-1» и ООО «Кедр-1», в котором указано, что в торговых залах магазина ООО «Кедр-1» по адресу: <...>, демонтированы все нагревательные приборы отопления; подводки от стояков к нагревательным приборам срезаны и заменены на прямые участки трубопроводов диаметром 20 мм, которые проходят транзитно, вертикально через помещения торговых залов с подвала до стояков отопления вышерасположенных квартир 2 этажа жилого дома № 2; стояки отопления, проходящие через торговые залы магазина ООО «Кедр-1», изолированы, что не нарушает нормальной работы системы отопления жилого дома.

В данном акте содержится следующее заключение: теплоснабжение торговых залов магазина ООО «Кедр-1» от системы вод. отопления жилого дома № 2 демонтировано и отсутствует с сентября 2006. Теплоснабжение торговых залов осуществляется электрическими отопительными приборами с сентября 2006 года;

- акт обследования от 13.12.2007, согласно которому отопительные приборы первого этажа отрезаны и демонтированы от стояков отопления жилого дома, расположенного по адресу: <...>, торгового комплекса «Кедр-1» и заменены на прямые участки трубопроводов диаметром 20 мм., которые проходят транзитом, вертикально через помещения торговых залов с подвала до стояков отопления вышерасположенных квартир 2 этажа жилого дома.

В данном акте также указано следующее:

-  стояки отопления, проходящие через торговые залы торгового комплекса «Кедр-1», изолированы и защищены гипсокартоном, что не нарушает  нормальной системы отопления  жилого дома;

- заключение комиссии: работы по демонтажу отопительных приборов выполнены согласно рабочему проекту, разработанному ООО «Система водоснабжения региона»; в проекте предусмотрена система отопления электроприборами ЭРГ «Теплофон» модели ЭРГН-0,5/220 (Г) П, которые устанавливаются в подвесной потолок «Армстронг», что позволяет сохранять микроклимат в торговых залах торгового комплекса «Кедр-1» согласно санитарным нормам;

- письмо ООО «Кедр-1» от 08.05.2008, в котором главе г. Шарыпово сообщается о демонтаже отопительных приборов в спорных помещениях в сентябре 2006 года, согласовании данного отключения с жилами дома № 2, что подтверждается протоколом от 05.03.2008 и реестром собственником помещений дома по адресу: <...>, к данному протоколу;

- акт от 01.10.2008 обследования жилого фонда, составленный представителями                     ООО «ЖРЭУ-1», согласно которому в результате осмотра выявлено следующее:

- после того, как в торговом комплексе «Кедр-1» демонтированы отопительные приборы в 2006 году, ООО «ЖРЭУ-1» в ноябре 2006 года произвело наладку элеваторного узла, уменьшено сопло с диаметра 12,5 мм на 10,9 мм;

- представители ООО «Тепловые сети» в течение отопительных сезонов 2006-2007 гг. производили обследование элеваторного узла жилого дома № 2 1-го микрорайона с замерами обратной сетевой воды в обратном трубопроводе; все соответствовало графику, представленному нам ООО «Тепловые сети».

По результатам оценки имеющихся в материалах дела документов и пояснений лиц, участвующих в деле, в их совокупности суд приходит к выводу о том, что ответчик доказал в установленном законодательством порядке соблюдение порядка переустройства системы отопления при переходе на индивидуальный источник отопления (с учетом нормативных требований температурного режима) в спорных нежилых помещениях, а также отсутствия их теплопотребления от централизованных сетей многоквартирного дома.

При этом доказательства потребления тепловой энергии спорными помещениями истцом в материалы дела не представлены.

Кроме того, материалами дела и пояснениями ПАО «Красноярскэнергосбыт»  подтверждается факт оплаты ответчиком в спорный период объема тепловой энергии на содержание общедомового имущества ПАО «Красноярскэнергосбыт» в качестве управляющей организации, что соответствует требованиям действующего законодательства, предусматривающего необходимость такой оплаты со стороны собственника помещений в МКД именно управляющей организации такого МКД. Данное обстоятельство также не оспорено истцом при рассмотрении настоящего дела.

При таких обстоятельствах основания для взыскания с ответчика задолженности в сумме 66 660,72 руб. отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2 666 руб. платежным поручением № 1896 от 22.03.2021.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 666 руб. относятся на истца, как на проигравшую сторону.

Руководствуясь статьями 51, 110, 167-170, 177, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Кедр 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о рассмотрении дела по общим правилам искового производства с целью назначения общестроительной экспертизы и вызова свидетелей.

Отказать в удовлетворении ходатайств общества с ограниченной ответственностью «Кедр 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Шарыпово.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня изготовления решения в полном объеме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

О.И. Медведева