ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-7475/19 от 03.06.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2019 года

Дело № А33-7475/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  03 июня 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства» (ИНН 2465041099, ОГРН 1022402478834)

к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (ИНН 2466230780, ОГРН 1102468030290)

об оспаривании предписания от 21.12.2018 № 101-02297,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Иванова А.Я., действующего на основании доверенности  от 01.10.2018, личность удостоверена паспортом, Удинцовой Н.В., действующей на основании доверенности от 07.05.2019, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: Афанасьевой И.В., действующей на основании доверенности № 101-011от 10.01.2018, служебного удостоверения № 27-73 от 02.10.2018, личность удостоверена паспортом; (после перерыва) Шульцева В.В., действующего на основании доверенности № 101-0126 от 03.06.2019, служебного удостоверения № 27-6 от 29.01.2019, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куприяновой Д.В.,

установил:

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее – ответчик, Служба) о признании недействительным предписания от 21.12.2018 № 101-02297.

Заявление принято к производству суда. Определением от 21.03.2019 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.

Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В 2017 году за счет средств бюджета Красноярского края на основании соглашений, заключенных с Министерством образования Красноярского края, осуществлялось финансирование деятельности Учреждения в общей сумме 135 456 055,07 руб., в том числе:

- по соглашению от 20.01.2017 № 66 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» с учетом дополнительного соглашения от 07.12.2017 № 66/1 на сумму 124 157 536,13 руб.; предметом соглашения (пункт 1.1) является определение порядка и условий предоставления Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – государственное задание); согласно пункту 2.3.1 соглашения Учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к порядку оказания государственных услуг (выполнению работ), определенными государственным заданием; согласно пункту 5.1 соглашения указанное соглашение действует до 31.12.2017;

- по соглашению от 01.02.2017 № 66/и «О порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» с учетом дополнительных соглашений от 14.03.2017 № 66/и-1, от 11.07.2017 № 66/и-2, от 21.08.2017 № 66/и-3, от 22.12.2017 № 66/и-4 на сумму 11 298 518,94 руб.; предметом соглашения (пункт 1.1) является определение порядка и условий предоставления Учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на иные цели); цели предоставления субсидии, не связанной с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) приведены в приложении № 1 к соглашению; согласно пункту 2.3.1 соглашения Учреждение обязуется использовать субсидию на иные цели по целевому назначению; согласно пункту 5.1 соглашения указанное соглашение действует до 31.12.2017.

В 2018 году за счет средств бюджета Красноярского края на основании соглашений, заключенных с Министерством образования Красноярского края, осуществлялось финансирование деятельности Учреждения в общей сумме (на дату проведения проверки) 160 210 609,39 руб., в том числе:

- по соглашению от 17.01.2018 № 66 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» с учетом дополнительных соглашений от 19.03.2018 № 66/1 на сумму 136 296 521,19 руб.; предметом соглашения (раздел 1) является определение порядка и условий предоставления Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – государственное задание); согласно пункту 2.3.1 соглашения Учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к порядку оказания государственных услуг (выполнению работ), определенными государственным заданием; согласно разделу 5 соглашения указанное соглашение действует до 31.12.2018;

- соглашение от 31.01.2018 № 66/и «О порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» с учетом дополнительных соглашений от 27.04.2018 № 66/и-1, от 26.06.2018 № 66/и-2, от 29.10.2018 № 66/и-3 на сумму 23 914 088,20 руб.; предметом соглашения (пункт 1.1) является определение порядка и условий предоставления Учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на иные цели); цели предоставления субсидии, не связанной с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) приведены в приложении № 1 к соглашению; согласно пункту 2.3.1 соглашения Учреждение обязуется использовать субсидию на иные цели по целевому назначению; согласно пункту 5.1 соглашения указанное соглашение действует до 31.12.2018.

На основании приказа Службы от 02.11.2018 № 236п, в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля краевых государственных учреждений по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за 2017 год и истекший период 2018 года, в отношении Учреждения Службой проведена выездная проверка.

По результатам проверки составлен акт проверки от 30.11.2018 и выдано предписание о возмещении в краевой бюджет ущерба, причиненного в результате неправомерно (незаконно) использованных средств в сумме 4 849 791 руб. 98 коп.:

1. В нарушение требований статей 69.1, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 7 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п, соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 20.01.2017 № 66 и от 17.01.2018 № 66 средства субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в 2017 и 2018 годах направлялись на покрытие расходов, не предусмотренных государственным заданием, а связанных с оказанием Учреждением услуг (выполнением работ), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе:

1.1. в 2017 году денежные средства в сумме 2 073 290,91 руб., поступившие в процессе осуществления приносящей доход деятельности в виде возмещения потребленных коммунальных услуг по договорам аренды, возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов, проживания в общежитии и предоставления платных образовательных услуг, вместо осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями направлялись на нужды Учреждения;

1.2. за 9 месяцев 2018 года денежные средства в сумме 1 101 551,42 руб., поступившие в процессе осуществления приносящей доход деятельности в виде возмещения потребленных коммунальных услуг по договорам аренды, возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов, проживания в общежитии и предоставления платных образовательных услуг вместо осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями направлялись на нужды Учреждения.

2. В нарушение статей 69.1 и 78.1 БК РФ и требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 в период с 01.01.2017 по 31.10.2018 с учетом сохранения установленных надбавок (доплат) переплата за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 1 224 919,66 руб., в том числе: по подстатье КОСГУ 211 - 940 798,52 руб., по подстатье КОСГУ 213 - 284 121,14 руб.

3. В нарушение статей 69.1 и 78.1 БК РФ в период с 01.01.2017 по 31.10.2018 величина переплаты по выплатам стимулирующего характера за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 450 029,99 руб., в том числе: по подстатье КОСГУ 211 - 345 645,15 руб., по подстатье КОСГУ 213 - 104 384,84 руб.

Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в сумме 4 849 791 руб. 98 коп. в срок до 19.12.2019.

Согласно акту проверки от 30.11.2018 сумма ущерба бюджету края в размере 4 849 791 руб. 98 коп. сложилась из сумм следующих нарушений:

1.1. В части суммы в размере 2 073 290,91 руб.:

в ходе проверки выборочным способом проанализированы источники формирования дохода Учреждения от приносящей доход деятельности, установлено следующее.

Доходы от собственности в размере 815 420,19 руб. сложились от поступления арендных платежей за переданное в аренду имущество, находящееся на балансе Учреждения.

Учреждением с арендаторами заключались договоры возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов, рассчитываемых исходя из занимаемой площади и мощности используемого оборудования.

Аналогичные договоры на возмещение расходов заключались и с хозяйствующими субъектами, которым помещения предоставлялись в пользование по договорам безвозмездного пользования.

Согласно данным бюджетного учета (карточка счета 2 20930 «Расчеты  по компенсации затрат») поступления в счет возмещения стоимости коммунальных услуг составили 1 147 991,78 руб.

Вместе с тем, по данным Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01 января 2018 года (ф. 0503737) по виду финансового обеспечения «Собственные доходы учреждения» кассовое исполнение по подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» составило 746 622,18 руб., что свидетельствует о неполном перечислении на счета энергоснабжающих организаций средств возмещения стоимости коммунальных услуг, поступивших  от пользователей имущества, стоящего на балансе Учреждения.

В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ сумма, не поступившая на счета энергоснабжающих организаций, в размере 401 369,60 руб. (1 147 991,78 - 746 622,18), отнесена на расходы за счет средств субсидии, предусмотренной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

При проверке поступлений платы за проживание в общежитии работников Учреждения установлено, что общий размер поступлений составил 1 873 550,83 руб.

Взимание платы за проживание в общежитии в проверяемом периоде осуществлялось на основании приказов Учреждения от 31.08.2016 № 267/а, от 20.06.2017 № 158 и от 06.08.2018 № 149, которыми устанавливался размер платы за проживание, включающий стоимость коммунальных услуг.

Плата за проживание в общежитии поступала от 67 работников Учреждения.

Согласно утвержденному приказами Учреждения размеру платы за коммунальные услуги, в составе общего размера поступлений размер стоимости коммунальных услуг составил 1 460 055,88 руб.

Перечисление стоимости коммунальных услуг в указанном размере на счета энергоснабжающих организаций за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, Учреждением не осуществлялось.

В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ стоимость коммунальных услуг в размере 1 460 055,88 руб., сформированная при осуществлении приносящей доход деятельности, отнесена на расходы за счет средств субсидии, предусмотренной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Поступление доходов от осуществления платного обучения составило 2 508 920,00 руб. Оказание платной образовательной деятельности предусматривало следующие образовательные направления: «Электрогазосварщик», «Обувщик», «Закройщик», «Социальный работник», «Швея», «Резчик металла», «Ювелир», «Плотник», «Парикмахер», «Стилист-визажист», «Каменщик», «Портной», «Гостиничный сервис», общее количество обучающихся составило 150 человек.

По итогам расчета, осуществленного с применением смет затрат по каждому образовательному направлению, установлено, что размер стоимости коммунальных услуг в составе доходов, полученных от платного обучения, составил 211 865,43 руб.

В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ стоимость коммунальных услуг в размере 211 865,43 руб., сформированная при осуществлении платной образовательной деятельности, отнесена на расходы за счет средств субсидии, предусмотренной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Расходование полученных доходов произведено на обеспечение уставной деятельности Учреждения.

2.2. В части суммы в размере 1 101 551,42 руб.:

при анализе аналогичных видов деятельности Учреждения, приносящей доход, установлено, что за 9 месяцев 2018 года доходы от проживания в общежитии сотрудников Учреждения составили 1 106 310,83 руб., из них 1 043 886,80 руб. составила стоимость коммунальных услуг.

Возмещение стоимости коммунальных услуг пользователями имущества, стоящего на балансе Учреждения, составило 793 866,17 руб.

Стоимость коммунальных услуг в составе доходов, полученных от осуществления платной образовательной деятельности, составила 248 721,94 руб.

Таким образом, кассовое исполнение по подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно было составить 2 086 474,91 руб.

Вместе с тем, по данным Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 01 октября 2018 года (ф. 0503737) по виду финансового обеспечения «Собственные доходы учреждения» кассовое исполнение по подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» составило 747 854,95 руб. Кроме того, размер образованной кредиторской задолженности составил 237 068,54 руб.

В нарушение статей 69.1, 78.1 БК РФ стоимость коммунальных услуг в размере 1 101 551,42 руб. (2 086 474,91 - 747 854,95 - 237 068,54), понесенная при осуществлении платной образовательной деятельности, отнесена на расходы за счет средств субсидии, предусмотренной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

2. В части суммы в размере 1 224 919,66 руб.:

в нарушение ст. 69.1 и 78.1 БК РФ и требований Квалификационного справочника № 37 в период с 01.01.2017 по 31.10.2018, с учетом сохранения установленных надбавок (доплат) и без учета выплат стимулирующего характера в баллах, по указанным выше работникам, переплата за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 1 224 919,66 руб., в том числе: по подстатье КОСГУ 211 – 940 798,52 руб., по подстатье КОСГУ 213 – 284 121,14 руб., чем причинен ущерб Красноярскому краю в указанной сумме.

3. В части суммы в размере 450 029,99 руб.:

в проверяемом периоде в Учреждении действовало Положение об оплате труда работников Учреждения, принятое общим собранием работников Учреждения (протокол от 27.12.2016 № 2), утвержденное директором Учреждения 30.12.2016 и согласованное заместителем министра образования, (далее – Положение об оплате труда), регулирующее порядок оплаты труда работников.

В нарушение требований п. 5.5 раздела 5 Положения об оплате труда Учреждением в период с 01.01.2017 по 31.10.2018 заместителям директора Котляровой О.К., Глебову О.В. и Баркову А.А. установлены выплаты стимулирующего характера в процентах к окладам по критерию оценки результативности и качества деятельности учреждений «Организация деятельности учреждения, обеспечивающая качественную реализацию проекта по практико-ориентированному (дуальному) обучению».

Величина переплаты по данным работникам приведена в таблице:

ФИО работника

Период

КОСГУ 211

КОСГУ 213

Итого (руб.)

Котлярова О.К.

с 01.01.2017 по 31.12.2017

75 536,05

22 811,89

98 347,94

с 01.01.2018 по 31.10.2018

163 807,84

49 469,97

213 277,81

Итого

239 343,89

72 281,86

311 625,75

Глебов О.В.

с 01.01.2017 по 31.12.2017

66 450,94

20 068,18

86 519,12

с 01.01.2018 по 30.06.2018

13 678,10

4 130,79

17 808,89

Итого

80 129,04

24 198,97

104 328,01

Барков А.А.

с 01.10.2017 по 31.12.2017

3 980,00

1 201,96

5 181,96

с 01.01.2018 по 31.10.2018

22 192,22

6 702,05

28 894,27

Итого

26 172,22

7 904,01

34 076,23

ВСЕГО

345 645,15

104 384,84

450 029,99

В нарушение ст. 69.1 и 78.1 БК РФ в период с 01.01.2017 по 31.10.2018 по Котляровой О.К., Глебову О.В. и Баркову А.А. величина переплаты по выплатам стимулирующего характера в процентах к окладу за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составила в общей сумме 450 029,99 руб., в том числе: по подстатье КОСГУ 211 – 345 645,15 руб., по подстатье КОСГУ 213 – 104 384,84 руб.

Общий размер выплат в нарушение Квалификационного справочника № 37 и Положения об оплате труда Учреждения приведен в таблице:

Период

КОСГУ 211

КОСГУ 213

Итого (руб.)

Установление окладов по должностям с нарушением законодательства

с 01.01.2017 по 31.12.2017

547 517,19

165 350,17

712 867,36

с 01.01.2018 по 31.10.2018

393 281,33

118 770,97

512 052,30

Итого

940 798,52

284 121,14

1 224 919,66

Установление выплат стимулирующего характера, не предусмотренных в приложении № 7 Положения об оплате труда

с 01.01.2017 по 31.12.2017

145 966,99

44 082,03

190 049,02

с 01.01.2018 по 31.10.2018

199 678,16

60 302,81

259 980,97

Итого

345 645,15

104 384,84

450 029,99

Всего за 2017 год

693 484,18

209 432,20

902 916,38

Всего за 10 месяцев 2018 года

592 959,49

179 073,78

772 033,27

ВСЕГО

1 286 443,67

388 505,98

1 674,949,65

Полагая, что предписание от 21.12.2018 № 101-02297 не соответствует законодательству, нарушает права и интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно материалам дела заявителем оспаривается предписание Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

В соответствии со статьей 265 БК РФ, Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п (далее по тексту - Положение от 13.12.2013 № 657-п), Законом Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае», Порядком осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Красноярского края по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.10.2015 № 514-п, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

На основании пункта 1 статьи 266.1 БК РФ, подпункта 1 пункта 3.1 Положения от 13.12.2013 № 657-п в компетенцию Службы в сфере бюджетных правоотношений входит осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении краевых государственных учреждений.

Исходя из перечисленных норм судом установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом надлежащего органа.

Процедура проведения проверки административным органом соблюдена, доводов относительно нарушений процедуры не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля, как следует из статьи 269.2 БК РФ, объектам контроля направляются предписания.

Предписание органа (должностного лица), осуществляющего финансовый контроль, должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения, содержать только законные требования.

На юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению тех  нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Сами требования должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить хозяйствующему субъекту с целью  устранения выявленного нарушения, а также сроки их исполнения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки контролирующим органом выявлено нарушение Учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, повлекшие причинение ущерба Красноярскому краю.

Оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность возместить в краевой бюджет ущерб, причиненный Красноярскому краю в сумме 4 849 791 руб. 98 коп. в срок до 19.12.2019.

В отношении пункта 1 предписания суд приходит к следующим выводам.

Согласно данному пункту в нарушение требований статей 69.1, 78.1 БК РФ, пункта 7 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п, соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 20.01.2017 № 66 и от 17.01.2018 № 66 средства субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в 2017 и 2018 годах направлялись Учреждением на покрытие расходов, не предусмотренных государственным заданием, а связанных с оказанием Учреждением услуг (выполнением работ), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе.

При осуществлении приносящей доход деятельности в виде возмещения потребленных коммунальных услуг по договорам аренды, безвозмездного пользования, эксплуатационных и коммунальных расходов, оплаты проживания в общежитии и предоставления платных образовательных услуг, расходы на оплату коммунальных услуг (расчеты с ресурсоснабжающими организациями) производились учреждением не за счет собственных доходов (полученных от предоставления имущества в аренду и безвозмездное пользование, предоставления мест в общежитии работникам Учреждения, доходов от платного обучения), а за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания.

Субсидия же на выполнение государственного задания вместо осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями направлялись на нужды Учреждения.

Согласно статье 8 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 БК РФ (Классификация расходов бюджетов) к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) отнесены ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

По правилам части 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Частью 4 статьи 69.2 БК РФ определено, что финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Согласно части 2 статьи 4 Закона № 174-ФЗ государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (часть 2.1 статьи 4 Закона № 174-ФЗ).

Возможность оказания платных услуг образовательными учреждениями предусмотрена статьей 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частью 6 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706.

По части 6 статьи 4 Закона 174-ФЗ автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

При этом пунктом 4 статьи 9.2 Закона 7-ФЗ предусмотрено установление органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, являющейся бюджетным учреждением, порядка определения платы за оказание указанных услуг.

Распоряжением правительства Красноярского края от 29.07.2014 № 505-р (пункт 3) Министерство образования и науки Красноярского края определено органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства».

Согласно части 2 статьи 99 Закона 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, при определении учредителем Учреждения объема субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, учредителем используются «нормативные затраты», рассчитываемые исходя из натуральных норм требуемых ресурсов на оказание 1 (одной) единицы услуги (работы).

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно части 3 статьи 4 Закона 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением», пунктом 6.5, предусмотрено, что при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг включаются затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности. охранной сигнализации,  а также  иных затрат,  непосредственно  не  связанных  с   оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

Статья 7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п «Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Порядок 539-п) устанавливает, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, а также затрат на содержание жилых помещений, предоставленных сотрудникам учреждения по договорам найма, в части возмещения коммунальных услуг) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения.

Значения норм, необходимых для определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, выраженных в натуральных показателях и установленных методом наиболее эффективного учреждения, утверждаются главным распорядителем средств краевого бюджета, в ведении которого находится краевое государственное казенное учреждение, органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, отдельно по каждой государственной услуге по форме согласно приложению № 2 к Порядку (статья 13 Порядка № 539-п).

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается с учетом нормативных затрат на оказание государственной услуги и на содержание имущества, переданного учреждению и непосредственно задействованного в предоставлении государственной услуги.

В силу части 3.15 статьи 2 Закона № 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Из анализа приведенных положений следует, что, субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставляется Учреждению на строго определенные в соответствии с бюджетной росписью цели, на период равный одному финансовому году, не использованные в текущем году остатки средств субсидии, возникшие при экономии, могут быть использованы учреждением в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение было создано при условии выполнения государственного задания в соответствии с решением учредителя.

Кроме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждению могут предоставляться субсидии на иные цели, определяемые в соответствие с порядком, установленным соответствующим субъектом РФ, для покрытия расходов, возникающих в деятельности учреждения и не входящих в состав нормативных затрат при формировании государственного задания либо не включенных в план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 № 375-п (далее - Порядок 375п), пункт 2, предусматривает, что субсидии на иные цели предоставляются для возмещения расходов бюджетных и автономных учреждений, не связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), включая расходы на приобретение основных средств и (или) материальных запасов для осуществления видов деятельности бюджетных или автономных учреждений, предусмотренных учредительными документами.

Таким образом, нормами БК РФ (статьей 78.1) и нормативным актом субъекта – Порядком № 375-п определен источник финансирования расходов автономного учреждения, которые не могут осуществляться за счет средств бюджета, выделенных автономному учреждению на финансирование выполнения государственного задания.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Соблюдение приведенных принципов означает для автономного учреждения необходимость, осуществляя экономическую деятельность, расходовать средства бюджета на цели их предоставления, соблюдая нормы законодательства и исключая случаи неэффективного или неправомерного расходования бюджетных средств.

Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, согласно калькуляциям стоимости платных услуг, входит в состав себестоимости по всем видам деятельности, осуществляемой учреждением с целью получения доходов.

Не может быть признано правомерным направление средств бюджета, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания автономного учреждения, на оплату расходов по коммунальным услугам поставщикам таких услуг, возникших при осуществлении учреждением деятельности, приносящей доход, учитывая, что суммы возмещения расходов по коммунальным платежам заложены в стоимость услуг и в составе платы за услуги уже получены учреждением.

Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в процессе осуществления приносящей доход деятельности, должно осуществляться за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а не за счет средств на финансовое обеспечение государственного задания.

Также приносящей доход деятельностью, не включенной в состав государственного задания, являются услуги по предоставлению работникам Учреждения мест для проживания в общежитии. Расходы на оплату коммунальных услуг в данном случае входят в состав расходов на проживание и не могут оплачиваться Учреждением за счет средств краевого бюджета на государственное задание.

Так, приказом министерства образования и науки Красноярского края от 01.09.2014 № 272-03/2 утвержден ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) краевыми государственными учреждениями, подведомственными министерству образования и науки Красноярского края или в отношении которых министерство образования и науки Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя, в качестве основных видов деятельности. В указанный перечень помимо реализации образовательных программ, связанных с профессиональным обучением, входит предоставление жилых помещений в общежитиях (пункт 21 указанного перечня).

Согласно части 8 статьи 34 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании изложенных норм права суд приходит к выводу о том, что учреждение обязано предоставлять места в студенческом общежитии обучающимся, которые являются получателями государственной услуги, а также вправе предоставить место в студенческом общежитии работникам образовательного учреждения, которые не являются получателями государственной услуги (относятся к лицам, оказывающим государственную услугу). Следовательно, расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных проживающими в общежитии обучающимися (потребителями государственной услуги), подлежат оплате за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных иными лицами, проживающими в общежитии, в том числе сотрудниками учреждения и членами их семей (не являющимися потребителями государственной услуги), подлежат оплате за счет иных средств, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности.

Службой не оспаривается право учреждения осуществлять приносящую доход деятельность и распоряжаться доходами от такой деятельности, однако финансовая самостоятельность учреждения в части использования таких доходов не свидетельствует об обоснованности действий по оплате расходов, связанных с осуществлением приносящей доход деятельности, за счет средств краевого бюджета.

Таким образом, пункт 1 предписания от 21.12.2018 № 101-02297 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В отношении пункта 2 предписания суд приходит к следующим выводам.

Согласно данному пункту в нарушение статей 69.1 и 78.1 БК РФ и требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 в период с 01.01.2017 по 31.10.2018 с учетом сохранения установленных надбавок (доплат), учреждение допустило переплату работникам за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

В абзаце 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Нормами статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере образования (статья 135 ТК РФ).

Согласно статье 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Статьей 7 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее - Закон № 9-3864) установлено, что оплата труда работников учреждений является расходным обязательством Красноярского края.

Пунктом 3 статьи 1 Закона № 9-3864 предусмотрено, что система оплаты труда устанавливается с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) примерных положений об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности;

д) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

е) мнения представительного органа работников.

Согласно пункту 4.2.1 действовавшего в рассматриваемый период Отраслевому соглашению по учреждениям, находящимся в ведении министерства образования Красноярского края, на 2016 - 2018 годы (подписано в г. Красноярске 23.08.2016) работодатели обязаны руководствоваться квалификационными требованиями, указанными в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, и (или) требованиями профессионального стандарта при формировании кадровой политики и в управлении персоналом.

В положении об оплате труда работников организации предусматривать регулирование вопросов оплаты труда с учетом обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером (пункт 5.1.1 Отраслевого соглашения).

Подпунктом «д» пункта 5 Единых рекомендаций от 23.12.2016 определено, что обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,

- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо профессиональные стандарты.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 № 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее по тексту - Квалификационный справочник от 21.08.1998 № 37).

При проведении проверки контрольным органом установлено, что в нарушение требований Квалификационного справочника от 21.08.1998 № 37 Учреждением установлены неправомерные выплаты на оплату труда за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания сотрудникам учреждения, не соответствующим квалификационным требованиям по образованию и стажу.

Расчет излишне начисленной в спорный период заработной платы заявителем не оспаривается.

Учитывая обязательный характер Квалификационных справочников, суд приходит к выводу о соответствии пункта 2 предписания от 21.12.2018 № 101-02297 закону.

В отношении пункта 2 предписания суд приходит к следующим выводам.

Согласно данному пункту Учреждением в нарушение утвержденного Положения об оплате труда заместителям директора Котляровой О.К., Глебову О.В. и Баркову А.А. установлены выплаты стимулирующего характера в процентах к окладам по критерию, не предусмотренному Положением об оплате труда.

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона № 9-3864 система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.

Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и настоящим законом.

Согласно пункту 3 Примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2009 № 648-п установление стимулирующих выплат в учреждении осуществляется на основе коллективного договора, локального нормативного акта учреждения о выплатах стимулирующего характера, утверждаемого работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с пунктом 5.2.5 Отраслевого соглашения на 2016 – 2018 годы виды и размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются организацией с участием выборного органа первичной профсоюзной организации в пределах средств, направляемых на оплату труда, и регулируются положением об утверждении видов, условий, размера и порядка установления выплат стимулирующего характера, положением об оплате труда.

Из содержания Примерного положения и Отраслевого соглашения следует, что выплаты стимулирующего характера могут осуществляться как за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, так и за счет средств от приносящей доход деятельности.

Положение об оплате труда Учреждения, предусматривающего критерии осуществления выплат стимулирующего характера, согласовываются с учредителем учреждения. В данном случае Положение об оплате труда Учреждения согласовано с Министерством образования Красноярского края. 

В соответствии с пунктом 5.4 Положения об оплате труда Учреждения виды и размер персональных выплат заместителям директора и главному бухгалтеру устанавливаются согласно приложению № 6 к настоящему Положению.

Согласно пункту 5.5 Положения об оплате труда виды выплат стимулирующего характера заместителям директора и главному бухгалтеру определены в приложении № 7 к настоящему Положению. Данные выплаты устанавливаются приказом директора Учреждения.

В соответствии с пунктом 5.6 Положения об оплате труда размер выплат по итогам работы заместителям директора и главному бухгалтеру определен в приложении № 8 к настоящему Положению.

При проверке выплат стимулирующего характера заместителям директора контрольным органом установлено, что в сводных ведомостях размеров стимулирующих выплат на 1-4 кварталы 2017 и 2018 годов для установления выплат стимулирующего характера заместителям директора, утвержденных приказами директора Учреждения, по выплатам за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач отражен критерий оценки результативности и качества деятельности учреждений «Организация деятельности учреждения, обеспечивающая качественную реализацию проекта по практико-ориентированному (дуальному) обучению» с наименованием условия «Полнота и соответствие рабочей проектной документации, техническому заданию. Выступления, предложения, публикации. Протокол заседания рабочей группы» и индикатором «На квартал», номинальное количество процентов предусмотрено в размере 50,0%.

Данный критерий в приложении № 7 Положения об оплате труда не предусмотрен.

Выплата за счет средств субсидии краевого бюджета на выполнение государственного задания стимулирующих выплат, не предусмотренных Положением об оплате труда Учреждения (то есть в отсутствие разработанного показателя и утвержденного критерия эффективности работы работников Учреждения), по критерию,не согласованному с учредителем Учреждения, является нарушением бюджетного законодательства, нарушает принцип адресности, эффективности и контролируемости расходования бюджетных средств.

Таким образом, пункт 3 предписания от 21.12.2018 № 101-02297 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что все средства Учреждением направляются на выполнение государственного задания, Учреждением правомерно производится перенаправление средств на цели, финансовое обеспечение которых не предусмотрено, но которые также обязательны для Учреждения, судом не принимается.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения, что определено абзацем 2 пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичную норму содержит часть 8 статьи 2 Закона № 174-ФЗ, согласно которой доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено названным Законом.

Соответственно, получение и использование средств, полученных автономным учреждением от приносящей доход деятельности, учитывается отдельно от средств, полученных из бюджета.

Вопросы расходования собственных средств Учреждение решает самостоятельно вне взаимосвязи с полученными из бюджета субъекта средствами субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, и поэтому не может быть принятв качестве обоснование нецелевого расходования средств субсидии довод о взаимном зачете неправомерно израсходованных средств бюджетной субсидии путем приобретения за счет собственных средств Учреждения имущества, используемого для осуществления им уставной деятельности.

Кроме того, все средства, полученные Учреждением от предпринимательской деятельности, ни на какие иные цели, кроме осуществления уставной деятельности, не могут быть направлены, и только для выполнения уставных целей, направленных на обеспечение дополнительного финансирования основной цели деятельности, законодательство допускает государственным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью.

Использование субсидии, предоставленной из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в части суммы экономии в текущем году на цели иные, чем финансовое обеспечение выполнения государственного задания, является нарушением Учреждением статей 34, 38, 69.1 и 78.1 БК РФ и образует ущерб бюджету субъекта в части суммы, которая подлежала бы использованию на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в очередном финансовом году.

Таким образом, оценив доказательства, имеющиеся в деле, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о соответствии рассматриваемого предписания требованиям БК РФ, отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя.

Поскольку материалами дела подтверждается неправомерное использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на иные цели, обязанность возместить ущерб Красноярскому краю возложена на заявителя правомерно и обоснованно.

Таким образом, заявленные требования Учреждения  удовлетворению не подлежат.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Кошеварова